Газета <Форум> №464 от 26 сентября 2013 года
В это трудно поверить: всегда жизнерадостному и энергичному Юлию Соломоновичу Гусману 70 лет.
Кавээнщик, телеведущий, бывший директор Центрального Дома кино, Юлий Гусман родился в Баку. Его отец был военным врачом, во время войны занимал должность главного терапевта Каспийской флотилии. Мама была переводчицей, профессором Азербайджанского Государственного института иностранных языков. Брат Михаил Гусман (1950) заслуженный работник культуры, лауреат Государственной премии России, первый заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС.
Юлий Гусман окончил лечебный факультет Азербайджанского мединститута, затем аспирантуру. Диссертацию, правда, не защитил, поскольку поступил на Высшие курсы кинорежиссеров и сценаристов при Госкино СССР. Снял семь фильмов, поставил множество спектаклей, в том числе в Америке, Японии и Китае.
Этот талантливый человек является автором различных теле- и радиопрограмм. Творческий, образованный Юлий Гусман всегда поражает публику своими тонкими высказываниями по любому вопросу, в том числе о еврействе.
* * *
– На заседаниях я часто оппонировал Жириновскому. Например, он несколько раз активно заступался за сербов, грозился разбомбить страны НАТО. «Мы же православные!» — кричал он. Я в ответ: «Господин Жириновский, говорю вам как православный православному: не позорьте нацию!»
* * *
– Сегодня я надел кипу, хотя имею право и не делать этого. Но я не имею права с неуважением относиться к религии евреев, русских, американцев или китайцев… Б-г един и для иудеев, и для мусульман, и для буддистов, и даже для атеистов. Я считаю: где родился, там и пригодился. Я никого не осуждаю. Креститься не буду — обещаю…
Можно сказать, что я — экстремист. Мирной инициативы не поддерживаю и на месте израильтян ничего бы палестинцам не отдавал. Израильтяне построили прекрасное государство, но устали от взрывов. И, к сожалению, у них нет другого выхода, кроме мира. Как человек восточный — я не доверяю ни одному арабскому лидеру. Это, правда, не означает, что я — националист и прав арабского народа на существование не принимаю категорически. Это глупость, нет плохих народов.
* * *
– Жалею, что не знаю идиш. Мне стыдно за то, что был лишен еврейской культуры. Раньше синагога в Баку была одна — бедная и старая. Мацу на Песах привозили, как «издания подпольной типографии». Приходил вечером человек и говорил: «Соломон Моисеевич, вам маца». И папа ел свою любимую «мацебрайку» — яичницу с мацой и бульон с шариками из мацы…
Приехав в Москву, я поразился, как тщательно местные евреи маскируют свои отчества. Хаимовичи и Исааковичи становятся Аркадьевичами, Ильичами… Конечно, их можно понять, но лично мне как-то не приходило в голову переделать папино имя на что-нибудь более «уместное»…
Я счастливый человек: мне повезло не сталкиваться с антисемитизмом впрямую. Может, по мне видно, что я любого антисемита убью на месте?! Конечно, я испытывал определенные трения, но большую часть этих трений воспринимал как очередное идиотское проявление советского строя. Помню, когда моего брата завалили в МГИМО, поставив четверку по английскому, разъяренная мама пришла разбираться с проректором. «Мамаша, — сказал он ей, — все родители жалуются, все не верят комиссии, если дети недобрали балл…» — «Видите ли, молодой человек, я не только мамаша. Я завкафедрой Института иностранных языков и по совместительству автор учебника, по которому вы экзаменуете абитуриентов…» Тогда он молча достал из стола бумагу — закрытую инструкцию, предписывавшую не принимать евреев в МГИМО…
Со мной тоже была история. Я сдавал картину «Не бойся, я с тобой» — мой самый главный и любимый фильм. Куратор Касатонов, сидя у экрана, меня хвалил: «Вот, Юлий Семенович сделал замечательную картину!» Я шепчу: «Соломонович!» — «Что, Юлий Семенович?» — «Соломонович!» Лицо у него кислое сделалось. «Ну и дурак же ты, — читалось на его физиономии, — мало проблем, что ли?»…
Надо сказать, что Дом кино был в те времена местом совершенно нееврейским, там обитали в основном партийцы и гэбэшники. Роскошное место, жирное… И тут появляется Гусман, бакинский еврей… Даже когда меня утвердили директором, я еще год не мог получить московскую прописку.
* * *
– Иудаизм, на мой взгляд, — суровая религия. Служители этой религии — люди, читавшие Тору, как правило, облаченные не только властными духовными полномочиями, но и большими знаниями, глубокой мудростью. Многим из них присущи такие легковесные понятия, как юмор, ирония, сатира…
* * *
– Антисемитизма на экране я не вижу. Вне всякого сомнения, в нашей стране, к сожалению, немало антисемитов — режиссеров, актеров, инженеров, мореплавателей, академиков и плотников. Но я вырос в самом интернациональном городе мира, городе Баку. Эти слова — не фигура речи, не пафос. Трудно себе представить, но это на самом деле было так. Приехав в Москву, я сохранил гордое отчество Соломонович, хотя тогда все Соломоновичи были Семеновичами, а Моисеевичи — Михайловичами. И когда я встречал таких людей, как Григорий Израилевич Горин и Леонид Исаакович Ярмольник, то поражался, что есть смельчаки. Но в Баку в этом никакой смелости не было. Хотя я всегда знал, что могу дать по башке — ногой, рукой, бутылкой — если кто-то вдруг скажет «жидовская морда». Хотя я себе даже представить не мог, что кто-то может такое сказать. И в Москве я никогда с этим не сталкивался — то ли потому что большой, то ли потому что много занимался карате, и от меня исходила какая-то уверенность. В кулуарных разговорах кто-то, наверное, может позволить себе моего «ребенка» — «Нику» — назвать «жидовской премией». Антисемитизм, по моему мнению, существует тогда, когда он или открыто декларируется, или де-факто зафиксирован. А так — есть понятие «презумпция невиновности», и я ее исповедую.
В кинематографе сейчас другая проблема: последовательно и давно из «еврейского дела» — кинематографа — выжимаются евреи. В списке Союза кинематографистов в советский период евреи занимали второе по численности место после русских. И многие классики советского кино — Козинцев, Ромм, Рошаль, Трауберг — евреи. Понимаете? Есть некоторые «еврейские» дела — лечить зубы, играть на скрипке или в шахматы. Так же и с кино. Думаю, в нашем профессиональном сообществе такого откровенного антисемитизма быть не может. Правда, бывают глупости, как, например, в фильме под названием «Гитлер капут». Кроме того, что эта картина в художественном отношении — дерьмо, она еще и начинается пародийно-издевательской сценой расстрела Рабиновича. Я считаю, что с тех пор как фашисты уничтожили шесть миллионов евреев, нельзя подобным образом «шутить»… Но не думаю, что сегодня можно всерьез обсуждать антисемитизм в кино.
Гнилой, тяжелый запах любой ксенофобии, любого расизма, любого неприятия другого человека всегда чувствуется. Не важно, касается ли это геев, лесбиянок, черных, евреев, балетмейстеров, дизайнеров или абстракционистов. Считаю, что это ужасно. Могу сказать еще одну вещь. Я еврей в поколениях на много тысяч лет назад, чистейший такой еврейский еврей. Но я никогда не считал, что быть евреем — какая-то исключительная привилегия. Например, при приеме на работу. Много раз мне звонили с рекомендациями и говорили: «Вы знаете, он хороший мальчик, еврей». Не думаю, что я кого-то из своих друзей — Рустама Ибрагимбекова, Рому Балаяна, Юру Кобаладзе — променяю на еврея просто потому, что он еврей. Я считаю, что еврей — это не награда и не должность. Еврей — это значит, что ты родился евреем. Мне повезло, я в курсе всех этих дел, я вхожу в число основателей Российского еврейского конгресса и поддерживаю все это, потому что считаю правильным. Но я также вхожу в Российский азербайджанский конгресс и вошел бы в любой — японский, английский — куда позвали бы. Простите, я скажу банальность, которая известна каждому школьнику. На этой маленькой планете и так полно всяких кошмаров: цунами, войн, боли, страданий. Еще и делить людей по признаку: черный, белый, рыжий, синий — это плохо.
Из интервью на сайте Jewish.ru Подготовил Анатолий ЗЕЛИКМАН, www.zelikm.com «Евреи глазами именитых
друзей и недругов»
Президент Ирана сделал заявление, которое уже успело вызвать широкий резонанс в мире. В своем вчерашнем интервью CNN Хасан Рoухани, прибывший в Нью-Йорк для участия в сессии Генассамблеи ООН, назвал Холокост «ужасным преступлением против человечества», но при этом призвал историков «задуматься о его истинных масштабах». «Я уже говорил раньше, что я не историк, — заявил Рoухани через переводчика в ответ на вопрос журналистки об отношении к Холокосту Ахмадинеджада. — И когда речь идет об истинных масштабах этой трагедии — разбираться должны историки». «Мы осуждаем все преступления против человечества, в том числе те, которые нацисты совершили против евреев, — продолжил иранский лидер, — массовые убийства — это ужасные преступления, независимо от того, против кого они направлены: против евреев, христиан или мусульман». Президент Ирана не преминул добавить, что «преступления, подобные Холокосту, не оправдывают узурпацию и оккупацию чужих земель, и подобные деяния также достойны осуждения». Ранее во вторник Роухани выступил на заседании Генассамблеи ООН, заявив, что его страна не представляет угрозы для мира в ближневосточном регионе. При этом он назвал факторы, которые, по его мнению, действительно представляют такую опасность. К таковым, с точки зрения иранского президента, относится «незаконная израильская оккупация Западного берега реки Иордан, при которой палестинцы лишены права на возвращение и против них осуществляется агрессия». Обращаясь к президенту США, иранский лидер заявил: «Если Америка воздержится от силовых акций и нагнетания международной напряженности, дорога к миру будет открыта. Мы готовы участвовать в переговорах относительно атомной программы и не стремимся усиливать напряженность в отношениях с Соединенными Штатами. Ядерному оружию и оружию массового уничтожения нет места в военной доктрине Ирана. Это оружие противоречит нашим фундаментальным религиозным и этическим убеждениям». Вместе с тем, отметил президент Исламской республики, другие страны должны уважать право Тегерана на обогащение ядерных материалов, преследующее исключительно мирные цели: «Развитие в Иране ядерных технологий, в том числе процесса обогащения, достигло индустриальных масштабов», — заявил Роухани. Президент Исламской республики подверг резкой критике международные санкции против его страны: «От этих санкций страдают не политические элиты, а простые люди. Их негативные последствия ощущают на себе далеко не только те, против кого они непосредственно направлены», — указал Роухани. Выступление нового президента Ирана с трибуны Генассамблеи бойкотировала израильская делегация. Объясняя мотивы этого решения, израильский премьер-министр Биньямин Нетаниягу заявил: «Только на прошлой неделе Роухани, как ранее Ахмадинеджад, отказался признать Холокост историческим фактом. Когда иранские лидеры признают Холокост и прекратят призывы к уничтожению Израиля, израильская делегация будет слушать их выступления на Генассамблее ООН». «Международному сообществу следует обращать внимание в первую очередь на дела Роухани, а не на его слова. Очень хорошо, что израильская делегация не присутствовала при его выступлении, — подчеркнул Нетаниягу. — Роухани не сделал никаких практических предложений, чтобы остановить иранскую ядерную программу и не принял никаких обязательств по выполнению касающихся Ирана решений Совбеза ООН. Вся официальная иранская риторика направлена на то, чтобы выиграть время и как можно скорее стать обладателем ядерного оружия». Нетаниягу назвал слова Роухани циничными и лицемерными и подчеркнул, что «мир не должен дать себя обмануть мнимой умеренностью Тегерана». Материал подготовила Татьяна Володина Источник: JEWISH.ru |
Газета <Форум> №463 от 19 сентября 2013 года
В эти дни исполнилось бы 90 лет известному советскому русскому писателю Бакланову (Фридману) Григорию Яковлевичу (1928 – 2009). Григорий Бакланов родился в Воронеже в семье служащего, Якова Минаевича Фридмана, и зубного врача, Иды Григорьевны Кантор. В 1941 году, в 17 лет, добровольцем ушёл на фронт. Воевал сначала рядовым, затем командиром взвода управления артиллерийской батареи. Был ранен, контужен. Официальная советская критика обвиняла Бакланова в «окопной
правде» – в правдивом изображении войны глазами её рядовых участников. Впоследствии военная проза Бакланова выходила с трудом, преодолевая идеологические препоны. Самой трудной была судьба романа «Июль 41 года» (1964), в котором писатель одним из первых поднял вопрос об ответственности Сталина за поражения Красной Армии в начале войны. После первой публикации этот роман не издавался в СССР двенадцать лет. Среди других книг писателя – “Мертвые сраму не имут”, “Друзья”, “Навеки – девятнадцатилетние”, “Меньший среди братьев”. Громадную роль в “перестроечные” годы сыграл Григорий Бакланов на посту главного редактора журнала “Знамя”, который он занимал в 1986-1993 годах. За несколько лет журнал первым опубликовал многие дотоле находившиеся под запретом произведения, в том числе – “Собачье сердце” М.Булгакова, “По праву памяти” А.Твардовского, “Верный Руслан” Г.Владимова, “Ночевала тучка золотая…” А.Приставкина. По книгам и по сценариям Григория Бакланова снято восемь фильмов, из которых он самым близким называл телефильм “Был месяц май”. Незадолго до своей кончины писатель высказался о проблемах антисемитизма в России, об участии евреев в войне. Приведу небольшой текст из статьи в Международной Еврейской Газете «МЕГ» 24 ноября 2006 года.
*****
Антисемитизм неискореним, тем более, что для многих он выгоден: на этом строились и строятся карьеры, на этом создавались состояния. С тех пор, как 2000 лет назад римляне победили не покорившихся им иудеев и по дороге от Иерусалима до Рима распяли на крестах воинов – иудеев, а остальное население рассеялось по странам мира, не имея с тех пор своей родины, они, инородцы, повсюду стали виновниками всех бед, в том числе – и гнева природы, вечными козлами отпущения. А еще и в том были виноваты, что очень часто без них дело не ладилось. Все отвратительное, все подлое, что антисемит знает в себе, он приписывает еврею, которого, может быть, никогда и не видел. Чтоб искоренить антисемитизм нужны не десятилетия, не столетия, нужны тысячелетия. Да вот только отпущен ли людям такой срок? И что тут цифры, когда “осталось ощущение.” И оно не только “осталось”, у нас оно нагнеталось, это была сознательная послевоенная политика государства. У моей первой повести о войне было посвящение: “Памяти братьев моих – Юрия Фридмана и Юрия Зелкинда,- павших смертью храбрых в Великой Отечественной войне.” Как же на меня давили в журнале, как вымогали, чтобы я снял посвящение: а то ведь получается, что евреи воевали. Я, разумеется, посвящение не снял. Тогда, в тайне от меня, уже в сверке, которую автору читать не давали, его вымарали. Прошли годы, и в книге я восстановил его.
*****
“Не каждый подлец – антисемит. Но каждый антисемит – подлец.”/Фейхтвангер/. Это так же верно, как то, что каждый русофоб – подлец. И подлец каждый, кто ненавидит татар потому, что они – татары. А если есть отличие, так в том, что евреев преследуют уже две тысячи лет. Их проклинали и в католических храмах и в
церквях, насильственно обращали в христианство, а у тех, кто вернулся к своей вере, отбирали детей. В статье “Христианство и антисемитизм” Николай Бердяев писал: ” Еврейский вопрос есть испытание христианской совести и христианской духовной силы. В мире всегда были и сейчас есть две расы, и это деление рас важнее всех остальных делений. Есть распинающие и распинаемые, угнетающие и угнетенные, ненавидящие и ненавидимые, причиняющие страдание и страдающие, гонители и гонимые. Не требует объяснений, на чьей стороне должны быть настоящие христиане”. Католическая церковь давно уже принесла извинения за все гонения и зверства, которые она творила на протяжении веков, сняла с евреев навет. И польский президент Квасневский извинился перед евреями за трагедию в Едвабне. Напомню: в Польше, в 150 километрах от Варшавы, в населенном пункте Едвабне 10-го июля 1941 года, когда Польша была оккупирована немцами и немецкие войска уже подходили к
Смоленску, поляки топорами и косами загнали своих соседей евреев в овин, заложили выход и подожгли. Сгорело 1600 человек: дети, женщины, старики. Дома сожженных, их имущество убийцы разделили между собой. Об этом известно было все шестьдесят послевоенных лет, в округе этом было еще несколько очагов еврейских погромов, об этом знали и молчали не только те, кто устроил самосуд, но и ксендцы, и историки, и писатели, а на месте сожженного овина поставлен был валун, на нем написали, что это сделали немцы — оккупанты. Но вышла книга
профессора политологии из Нью-Йорка Томаша Гросса “Соседи”, в ней доказано, кто несет ответственность за массовое убийство, в дальнейшем был документальный фильм Агнешки Арнольд “Соседи”, в течении двух вечеров он шел по польскому телевидению, и бывшие соседи рассказывали перед камерой, как все происходило на самом деле, как закапывали в землю еще живых, притаптывали ногами шевелящиеся могилы, как сельские парни играли в футбол отрезанной головой недавнего своего соседа — еврея. Президент Квасневский заявил, что именно 10-го июля он попросит прощения у евреев на месте трагедии, хотя по опросу 48% поляков считают извинения неуместными, а бывший министр внутренних дел даже подал на него иск в суд — за оскорбление польского народа. Но Квасневский остался непреклонен: “Это вопрос нашей ответственности, нашего морального сознания, нашего видения
проблем современного мира и того, что произошло в прошлом и осталось в нашей истории…”
Скажу об участии евреев в войне. Дивизия, как известно, больше и мощней бригады. Катуков же, в дальнейшем — генерал и даже, если не ошибаюсь, маршал бронетанковых войск, дважды Герой Советского Союза, — еврей. Я этого не знал до последнего времени, у нас, по известным причинам, это не афишировалось. Но вот недавно в Вене проходила выставка, поместившаяся в одной комнате еврейского музея. Называлась она “Заре навстречу”. На стенах — портреты евреев Героев Советского Союза. Дважды Героев — трое, среди них — М.Катуков.(Газета “Труд”, 17/V-2002г.) А кавалерийским соединением, героически сражавшимся под Москвой, командовал и
погиб под Москвой Лев Доватор, это и школьники знали в свое время. И Дважды Герой Советского Союза генерал Смушкевич был не ветеринар, а летчик. Его в июне 41 года из госпиталя на носилках увезли в тюрьму и в дальнейшем, 28-го октября, вместе с бывшим командующим нашей авиации Рычаговым, который перед войной
посмел сказать Сталину, что наши летчики летают на гробах, за что и был арестован, так вот их обоих и жену Рычагова, спортивную летчицу-рекордсменку, и генерал — полковника Штерна, Героя Советского Союза, и еще несколько генералов расстреляли под Куйбышевым. Немцы стояли под Москвой, но сталинская машина
уничтожения торопилась уничтожить лучших, самых честных, смелых и преданных. Я не знаю, сколько в нашей армии было генералов евреев, (впрочем, если много, опять есть повод сказать: вон их сколько взобралось посылать людей на смерть, а на передовой не видать их), сколько было генералов татар, армян, никогда этим не интересовался, не делил людей по составу крови. Этим занимались фашисты, с ними шла война.
Источник: www.zelikm.com “ Евреи глазами именитых друзей и недругов
“
“Тот, кто пытается изгнать нас из города праотцев, добьется обратного эффекта. Мы продолжим борьбу с террором, нанесем удар по террористам и, в то же время, продолжим укреплять поселения”, – заявил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу через свой официальный блог в Facebook.
В записи, опубликованной в ночь на 23 сентября, также сказано, что в ответ на теракт в Хевроне отдано распоряжение о заселении спорного “дома Махпела”.
Вопрос о том, откажется ли Израиль от обязательств по освобождению из тюрем террористов, осужденных за убийства израильтян, остается открытым.
После гибели в Хевроне сержанта Галя (Гавриэля) Коби из Тират-Кармель и убийства под Калькилией сержанта Томера Хазана из Бат-Яма многие израильские политики призвали Нетаниягу отказаться от решения об освобождении террористов.
С таким призывом выступили, в частности, министр экономики, лидер партии “Байт Иегуди” Нафтали Беннет и министр транспорта Исраэль Кац (“Ликуд”). Нетаниягу пока официально не отреагировал на эти требования.
Рияд аль-Малики, министр иностранных дел в правительстве Махмуда Аббаса, в интервью агентству Maan заявил, что недавние убийства военнослужащих ЦАХАЛа – “не повод для отказа от мирного процесса”.
Ранее сообщалось, что вторая группа палестинских заключенных должна быть освобождена из израильских тюрем в конце октября, третья – в конце декабря и четвертая – в конце марта 2014 года. В общей сложности, в рамках соглашения с ПНА, предполагалось освободить 104 заключенных, осужденных за террор, большинство из которых осуждены за убийства и отбыли 15-20 лет в тюрьме.
Напомним, что Нидаль Амр, убивший сержанта Хазана Томера, планировал обменять его тело на своего брата Нураддина, приговоренного в 2003 году к 30 годам тюрьмы за террористическую деятельность. Многие израильтяне считают, что данное преступление явилось следствием готовности нынешних властей Израиля идти на подобные сделки. На втором фото: Томер Хазан и Галь Коби (фото из семейных архивов) Источник: NEWSru.co.il |
Газета ”Форум” № 462 – 12 сентября 2013
Исполнилось 55 лет Виктору Шендеровичу – известному российскому писателю-сатирику, одному из ярких ведущих на радио и телевидении, колумнисту журнала «The New Times», либеральному публицисту и правозащитнику. Родился Виктор 15 августа 1958 года в Москве. Его отец – Анатолий Семёнович Шендерович, мать – Инесса Евсеевна Дозорцева. На телевидении — с 1992 г.; с 1995 г. — автор программы “Куклы”, с 1997 г. — автор и ведущий программыИтого” на телеканале НТВ; после конфликта между телекомпанией”НТВ” и “Газпром-медиа” в апреле 2001 г. вместе с бывшим руководителем НТВ Е. Киселевым и рядом других журналистов перешел на телеканал “ТВ-6”, где создал сатирическую программу “Бесплатный сыр”; автор книг “Цветы для профессора Плейшнера” (1990), “В деревне Гадюкино опять дожди” (1993), “Семечки” (1995), “Театр одного
Шендеровича” (1997), “Московский пейзаж” (1999), “Шендевры” (авторские афоризмы) и др.; лауреат ряда литературных премий в области юмора, премии “ТЭФИ-96” в номинации “Событие года”, премии “Золотой Остап” (1996). Однако назвать Шендеровича популярным и успешным на идеологическом поприще можно с большой натяжкой. Официально Виктор Шендерович в России не издается и не допускается до теле- и радио эфира. Те радиостанции, которые открыто предоставляют ему выход на публику, не имеют достаточных технических возможностей, чтобы вещать в федеральном масштабе: только жители Москвы и Питера могут спокойно «ловить» волны. К тому же статьи и выступления публициста, зачастую, рассчитаны на образованную публику, а уровень образованности населения стремительно падает.
Говорят, что евреи смогли выжить в своих многовековых скитаниях в галуте во многом благодаря тому, что обладают хорошим чувством юмора и самоиронии. Этими качествами в полной мере владеет сатирик Шендерович. подтверждение, вспомним его многочисленные публикации в русскоязычных СМИ США, Канады и других стран – анекдоты, афоризмы, короткие юмористические рассказы, интервью и пр. Многим из нас посчастливилось побывать на потрясающем авторском вечере Виктора Шендеровича «Анекдот сильней, чем Геродот», – взгляд писателя на российскую историю через призму российской сатиры. Послушаем Виктора Анатольевича о том, что он говорит о себе, о своём национальнм самоощущении и проблемах антисемитизма в современной России.
*****
Родился в Москве, на Чистых Прудах. Родители, как в ту пору говорилось, из советской интеллигенции: мама — педагог, отец — инженер. Генеалогия типовая — один дед погиб на Великой Отечественной войне, другой был «врагом народа». Как полагается мальчику из приличной семьи, в детстве я был отдан в музыкальную школу и даже закончил ее, но большую часть детства провел на школьной футбольной площадке, отвлекаясь только на трансляции первых КВНов. Так и получил первое юмористическое образование. Дальше началось везение. Меня взял в свою театральную студию при Бауманском дворце пионеров Олег Табаков. Шестнадцатилетним я попал в руки, которые перелопатили мою жизнь. Актера из меня, слава Богу, не получилось (отсутствие соответствующего таланта выяснилось довольно скоро), но я начал читать книги и думать. Вскоре начал понимать слишком много — по крайней мере, о себе: при поступлении на режиссерский факультет ГИТИСа выглядел лет на тринадцать.
Прочитал Марии Осиповне Кнебель монолог Сальери — и она заплакала от смеха. Поступил я в Институт культуры. Вместе с табаковской студией, играя в массовках спектаклей «Маугли» и «Две стрелы», пережил первые приступы коллективной славы — и пошел служить в Советскую Армию. Попал в Забайкальский Военный Округ — и там мне быстро объяснили, кто я и где мое место. Я встретился лицом к лицу с советским народом, и мы друг другу не понравились. После армии начал писать прозу (стихи сочинял и раньше). Написанное (в основном, впечатления от армии) носил по журналам, и в журналах от меня шарахались. Восемь лет после армии совмещал писание с преподавательской деятельностью в Городском Дворце пионеров и ГИТИСе (сценическое движение) и только в девяносто первом окончательно перебрался за письменный стол. К тому времени, помимо письменного стола, обзавелся женой и дочерью — и с тех пор вопрос только в приоритете. На телевидение впервые попал в 1993-м (идея и сценарий программы о Зиновии Гердте). В 1995-м начались «Куклы» — и я завяз в Останкино, боюсь, пожизненно. Хотя, как знать… Кумиров в юности у меня было много, теперь нет ни одного, но зато есть люди (живые и уже ушедшие), по которым я сверяю свои поступки. Это славный ряд имен, очень известных или неизвестных вовсе. Некоторые из них дарили меня своим вниманием и приязнью — и это золотой запас моей памяти. Считаю себя счастливым и везучим человеком — я занимаюсь делом, которое мне очень нравится, и мне за это еще платят деньги. (Из интервью в Еврейском обозревателе № 03/223 – 06.2011 – А.З.)
*****
НАШИХ (в ответ на вопрос: почему ВАШИХ везде так много – А.З.) , драгоценный мой, много там, где требуется
творческий труд — желательно, без алкоголизма и приступов ксенофобии. Труд этот, по преимуществу, действительно интеллектуальный (хотя мой прадед был биндюжником, ломовым извозчиком) — за пять с половиной тысячелетий существования еврейская нация неплохо, хотя отчасти вынужденно, отточила интеллект в процессе выживания среди других, часто весьма враждебных, народов; им (интеллектом) и пользуется. В еврейской среде крепки традиции хорошего образования — его дают детям, тратя на это иногда последние копейки, как тратили их именно на это мои родители. Еврейский народ (который называют иногда «народом Книги») в целом достаточно крепко передает по наследству этическую систему координат,
в этой Книге заложенную. Книга называется Библия — прочтите, очень советую. Вот, вкратце, основы относительного успеха евреев в искусстве и ремеслах. Рекомендую Вам попробовать вышеописанную технологию на себе и своих детях, хотя и не желаю им при этом постоянных оскорблений, погромов, Холокоста и других примет еврейской «легкой жизни.
*****
Родина для еврея-место , где его впервые назвали жидом.
*****
Когда меня бейлис, я дрейфус.
*****
Моя жена, по моим наблюдениям, меня любит, а я – еврей. Так бывает, может быть, редко, как сказано у Гоголя, но бывает, то есть некоторые любят. Думаю, что дело не только в евреях вообще, но в каждом конкретном частном еврее, а так же к тем, кто испытывает к ним то или иное чувство…Просыпаясь, я не вспоминаю, что еврей. Это был вопрос, который меня сначала вообще не касался, раздражал. Долгое время слово “еврей” было ругательством, так обзывали, дети дразнили друг друга этим словом. И через это надо было пройти. Через боязнь этого слова, через принятие этого слова, через понимание смысла этого слова. Я, разумеется, уже не стесняюсь того, что я еврей, а специальной гордости тоже нет. Думаю, что наша богоизбранность в большей ответственности. Но во мне есть некие мессианские черты свойственные евреям, вроде желания улучшить мир, и с возрастом они проявляются все больше. Я все больше становлюсь евреем. Нас называют народом книги, народом культуры, и это для меня значит, что у меня есть обязательства перед людьми, не только перед евреями, есть обязательства перед русским языком, который мой родной язык…И то, что может позволить себе человек, которому не была заповедана эта Книга, еврей не может себе позволить. Исходя из этого я не имею права на пошлость, не имею права на глупость, не имею права на банальность. Слишком большие имена стоят позади. Вот эту ответственность я с годами начинаю ощущать. С годами же я начинаю ощущать свою принадлежность к этим еврейским корням. Но я не стал религиозным человеком, и видимо, уже не стану. Мои отношения с Б-гом так сказать происходят без посредников, я утешаю себя фразой Ежи Леца, блистательного польского афориста, тоже еврея, который сказал: “Может, Г-сподь назначил меня себе атеистом”. Эта такая вполне еврейская мысль, согласитесь. Я не атеист. Я уважаю заповеди, выполнение большей части из них дается мне без усилий, ну, с женой ближнего бывают трудности. Для меня это общечеловеческие заповеди, и я могу про себя гордиться, что я принадлежу к народу, который их сформулировал. А уж дальше, да простят меня верующие, для меня религиозные вопросы – это вопросы терминологии. Замечательно сказал русский философ Соловьев: «Перегородки, разделяющие конфессии, не доходят до неба». Это совершенно гениальная мысль, и мне она очень близка… Глубокая ирония – не в плане зубоскальства – это качество интеллекта, связанное с его силой, то есть с умением сравнивать, обобщать, способностью посмотреть на себя со стороны, видеть ценности. Тяжелая, драматичная и долгая история еврейского народа стала залогом особого рода юмора. Взять, к примеру, майсы, анекдот, притчу – там найдется готовый рецепт на любой случай! Вот и выходит, что еврейский юмор – мощнейшее средство выживания народа. Мы умеем посмеяться над собой, от печали поворачивая к веселью… Может быть, нам не мешало быть чуточку тактичнее. Меньше учить. Но не вылезать еврей не может. Слишком много энергии…Самоидентификация человека, в т.ч. еврея, – это его интимный вопрос. Ассимиляция евреев началась с библейских имен, и слава богу, пусть себе продолжается… Eвреем я ощущаю себя тогда, когда в Израиле взрывают дискотеки с детьми рестораны. Все остальное время я просто человек. (Из интервью на сайте jewish.ru 01.04.2003 – А.З.)
*****
Моя жизнь сложилась таким образом, что я был пионером-интернационалистом, о чем совершенно не жалею. Из
пионерского возраста давно вышел, а интернационализм остался. Я всегда вздрагиваю от любого равнения на национальность и сторонюсь этого. Для меня собственное еврейство – некий биологический фактор, а не повод для радостиили печали. Я принадлежу к русской интеллигенции. А для русской интеллигенции значение русского еврейства огромно. И я – капля в этой реке. Если начнем вспоминать, то не сможем остановиться, перечисляя врачей, ученых, писателей, юристов и артистов. Это люди, которые, будучи этническими евреями, во все
времена считали себя частью России и российского общества. Мы народ книги и культуры, и это главная отличительная особенность еврейского народа. Если говорить о богоизбранности, то о ней можно говорить в разных контекстах и по-разному Вс-вышний нас избирал. Здесь для меня главное – данные нашему народу знание, культура и уважение к ним. У Марины Цветаевой есть строчки на тему того, что в этом богоизбранном мире все поэты – жиды. И российский антисемитизм косвенно это подтверждает. Евреем у нас может стать каждый,
кто с твердым соблюдением заповедей, не боясь показывать свои знания доминирующему политическому строю, демонстрирует собственное “я”. Этническая принадлежность в данном случае вторична, в евреи был записан Андрей Дмитриевич Сахаров за свое инакомыслие. Во времена моей молодости слово “еврей” было ругательством. До 30 лет мне надо было сделать над собой усилие, чтобы произнести “еврей”. Я рад всем “отдельным” людям, свободным и независимым, потому что сам такой. Мы живы и живы будем несмотря ни на что, потому что думаем о детях, стариках и соблюдаем заповеди.(Интервью на сайте www.sem40.ru,8.10.2004)
*****
Я родился в семье, в которой не было этой темы вообще. Я – юный пионер Советского Союза и мальчик-интернационалист – узнал о том, что я еврей, когда меня в третьем классе обозвали жиденком. Позже наступили времена, когда быть евреем стало престижно и даже выгодно. Обнаружилось, что «Джойнт» дает миллионы на поддержку различных проектов, связанных с еврейской культурой. Помню, в конце восьмидесятых Владимир Вольфович пасся там, поблизости, но видимо, к тем деньгам его не подпустили, и он пошел в антисемиты – тут все у него получилось. Я же испытываю равную нелюбовь и презрение как к антисемитам, так и к тем кто подходит ко мне и заглядывает мне в глаза с многозначительным выражением богоизбранности… Я полагаю, что у меня есть свои персональные недостатки и свои персональные достоинства, за которые я готов получать кнуты и пряники. А давать интервью в качестве «профессионального еврея» мне неинтересно. Еврейское же «избранничество» связано для меня лишь с трагизмом судьбы, да еще с тем, что евреи дали миру Библию. Что касается моего предисловия к книге «Еврейское остроумие», – это для меня огромная честь. Я прочел и испытал необыкновенное счастье: к этому огромному пласту культуры я имею отношение, но скорее не как еврей (я – «неправильный еврей»), а как человек европейской цивилизации. Думаю, именно в этом контексте и надо рассматривать эту книжку. Еврейский юмор – как крупинка черного перца, которая придает вкус огромной кастрюле супа. Без него можно обойтись, но вкус будет потерян. В этих концентрированных крупицах юмора и иронии отражен опыт противостояния и преодоления того ужаса, который выпал на долю еврейского народа…Общество создает стереотипы в отношении самих евреев. Об этом написаны диссертации, и я не думаю, что скажу тут что-то новое. А вот юмор – это как раз ответ на эти самые стереотипы и агрессию; это преодоление штампов. Я абсолютно убежден, что самые жесткие «еврейские» анекдоты придуманы самими евреями. Просто потому, что никто так не знает и не чувствует собственные недостатки, как сам человек, и никто так болезненно их не переживает, как представитель осмеиваемой нации. (Из интервью на сайте Sem40, 21.03.2007 – A.З.)
*****
Я живу в измученной стране.
Я стою за молоком и хлебом.
В очереди, столбиком нелепым,
Я торчу со всеми наравне.
И меня держа за своего,
Очередь хранит свою ментальность,
И не замечает ничего,
И прощает за национальность.
Но едва священный Аполлон
Слуха чуть подмерзшего коснется —
Очередь немедля встрепенется
И покатит на меня баллон.
орным высям музами влеком,
Огребу от каждого мудилы
И за то, что скисло молоко,
И за то, что хлеба не хватило.
Источник: www.zeikm.com <Евреи глазами именитых друзей и недругов>
Впервые в составе иранской делегации, отправляющейся на сессию Генеральной Ассамблеи ООН, окажется еврей. Это Сиамак Маара-Седк, единственный член парламента, представляющий 25-тысячную еврейскую общину Ирана.
Возглавит делегацию новый президент Ирана Хасан Рухани.
Еврейский депутат иранского парламента подтвердил агентству Associated Press, что он включен в состав делегации, и лишь ожидает получения американской визы.
Отмечается, что Маара-Седк станет первым в истории Ирана евреем, сопровождающим президента страны в ООН.
Это расценивается, как еще один знак Тегерана остальному миру, указывающий, что новое руководство готово к смягчению радикальной политики, которую проводил прежний президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад. Источник: 9tv.co.il |
Если бы не израильское вмешательство шесть лет назад, то сегодня миру бы пришлось иметь дело с ядерным оружием в Сирии, а не с химическим. «Израиль является единственной надежной и стабильной силой в регионе, и только на него может рассчитывать мир, желая положить конец режиму Асада», — считает полковник Ричард Кэмп, бывший командующий группировкой британских войск в Афганистане. Кэмп, служивший ранее также в военной разведке, подчеркнул: «Я думаю, что во время продолжающихся боевых действий трудно будет достичь каких-то плодотворных результатов. В любом случае реализация предложенного Россией плана займет очень много времени и потребует задействовать армию для защиты инспекторов. Все это чревато множеством опасностей». Кэмп отметил, что как среди сирийской оппозиции, так и среди верных Асаду сил, нет единомыслия и консенсуса, а это значит, что жизни международных инспекторов могут угрожать радикалы с обеих сторон. «Кроме того, получить стопроцентную гарантию отсутствия у Асада химоружия будет практически невозможно. Диктатору не составит труда припрятать это оружие в укромном месте или переправить за границу, — уверен британский полковник. — То, что мы увидим в финале, может оказаться лишь фальсификацией процесса разоружения, поскольку реальное разоружение Асада на практике едва ли осуществимо. Напротив, та ситуация, которую мы будем иметь на выходе, скорее всего, будет представлять угрозу для региональной и международной безопасности». «В результате позиции Асада, пользующегося определенной международной поддержкой, укрепятся. Укрепятся также позиции его союзника Ирана. Международные позиции США, напротив, ослабнут, — считает Кэмп. — Мощь и влияние Америки в мире снижается. Израиль остается единственной надежной силой в регионе, и миру остается рассчитывать только на его вмешательство, если ситуация в Сирии станет критической». Кэмп подчеркнул, что, согласно СМИ, Израиль трижды вторгался в Сирию, чтобы предотвратить передачу ей опасных вооружений, упомянув о предполагаемом ударе 2007 года, направленном против сирийского атомного проекта. «К действиям подобного рода мы должны быть готовы всегда, — считает полковник, — если бы Израиль тогда не ударил, сейчас ситуация в Сирии была бы значительно более сложной. Нам пришлось бы иметь дело с ядерной Сирией, удар по которой скорее всего был бы невозможен». «США и Великобритания в последние несколько недель продемонстрировали полное отсутствие готовности совершать рискованные, но необходимые шаги. Политики говорят красивые и вроде бы правильные вещи, но когда дело доходит до реального дела, они демонстрируют полное отсутствие воли», — подчеркивает Кэмп. Общественное мнение в США и Англии потому негативно относится к силовому решению сирийского кризиса, что проводит параллели с тем, что произошло в Ираке и Афганистане. Очень многие не способны увидеть разницу между современной ситуацией в Сирии и тем, что происходило 10 лет назад в Ираке, убежден полковник. «Британское общество очень боится противостояния с радикальным исламом и предпочитает достигать краткосрочных целей с низким уровнем риска, игнорируя более масштабные опасности», — считает он Источник: JEWISH |
В древнем Египте у фараона заболел живот. Он призвал к себе лекаря. Тот выписал ему какое-то лекарство. Фараону не помогло. Лекаря казнили. И тогда фараон призвал к себе лекаря-еврея. Еврей сделал фараону клизму. Фараону помогло. Через 2 года у фараона опять заболел живот. Он сразу призвал к себе лекаря-еврея. Тот сразу сделал фараону клизму. Фараону помогло. Еще через 3 года у фараона опять заболел живот… Он опять призвал лекаря-еврея. Еврей опять сделал фараону клизму. Но фараону не помогло. Тогда фараон приказал поставить клизму лекарю-еврею. Еврею поставили клизму. Фараону помогло. И с тех пор так и повелось: Когда фараонам плохо, евреям ставят клизму.
Бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский выдвинут на премию академика Андрея Сахарова за 2013 год, вручаемую Европарламентом.
Кандидатуру Ходорковского выдвинула фракция «Зеленые — Европейский свободный альянс». Представитель фракции Вернер Шульц назвал Ходорковского «наиболее видным политическим заключенным в России и поборником демократических реформ». Вернер также заявил, что «Ходорковский будет достойным лауреатом премии Сахарова и достойным преемником Сахарова — совести России».
На сайте Европарламента сообщается, что официально имена номинантов премии Сахарова будут оглашены 16 сентября. После выдвижения кандидатов лидерами фракций Европарламента должен быть составлен шорт-лист, из которого лидеры фракций выберут лауреата. Премия Сахарова будет вручена в декабре 2013 года на пленарной сессии Европарламента в Страсбурге.
В 2012 году в шорт-лист премии Сахарова попали участницы группы Pussy Riot Мария Алехина, Надежда Толоконникова и Екатерина Самуцевич. В феврале того же года девушки исполнили с амвона храма Христа Спасителя песню «Богородица, Путина прогони». Из-за этой акции они оказались в тюрьме, получив срок по статье УК РФ о хулиганстве. Алехина и Толоконникова были приговорены к двум годам колонии, а Самуцевич заменили такой же срок на условный.
Михаил Ходорковский вместе со своим бизнес-партнером Платоном Лебедевым находится в заключении с 2003 года. Они были арестованы по обвинению в неуплате налогов. В 2005 году бизнесменов приговорили к девяти годам лишения свободы, а в 2010 году по «второму делу „ЮКОСа“» Ходорковский и Лебедев получили еще четыре года лишения свободы за хищение нефти и легализацию средств. Позже срок был незначительно сокращен.
Премия имени Андрея Сахарова вручается ежегодно за достижения в области защиты прав и основных свобод человека, развития демократии и отстаивания верховенства закона, уважение к международному законодательству и защиты прав меньшинств. Источник: Cursorinfo |
Разборки с Гоголем – Занимательная статистика или опять про евреев – Им не нужен мир – Еврейская журналистика – Либеральная юдофобия – Основы научного антисемитизма – Страсти по Познеру – Усы и евреи: предстояние – Кто интересен миру – Синосоидальный антисемитизм – Что позволено евреям – Евреи и оппозиция – Окончательное решение – И чудаки ещё такие есть – Великолепная десятка – Mагендовид для Ирана – Последний этап – Последние – Никто не заметил – Я сам (неразб.) – Еврейские генералы – Еврейский вопрос – Лехаим – Кто умней, тот сильней – Временно приостановить – Новая еврейская роль – Евреи в большом городе – Масштаб – Клетки,чёрные и белые – Читатели ”ЕС” в Думе – Арифметика о математике – Разбойный еврей –Завтра – Еврейская трагедия – Спасены – Тема – Русофобия – Академическая инерция – Жизнь продолжается – Неизменно превосходный результат – Тегеран-Минск. А где Москва?– Ельцин и евреи – Революционеры – И тут евреи – Еврейский выбор – Революцонный этюд – Окончательное решение – 1937-2007 – Всех богаче и умнее – Строитель Кац – Сенаторские гонки – Еврейская авоська – Война за передышку – Соль в плавильном котле – Охота на Фридмана – Как все – Народный еврей России – Чёрная метка – Еврейский заступник – Революция и юдофобия –Православная империя – Еврейское дело – Еврейская карта – Oговорочка – Чужие – Флаттер – не еврей – Шведская симхас тора – Эмиграция будущего – Антисемитизм и антисионизм –Юдофилы и юдофобы – Окончательное решение (2) – Кого считать антисемитом? – Презумпция антисемитизма – После бала – Путин и антисемитизм – Евреи и демократия –Прощальный салют – Евреи и запад
Для выборочного прочтения щёлкните на название интересующей вас статьи