В СМИ не случайно помалкивают о столетнем юбилее революции 1905 года. Слишком прозрачны аналогии, слишком невыгодны властям.
Конечно, никто в страшном сне не помыслит расстреливать пенсионеров – да еще на Дворцовой площади! Подобный «николаевский разговор» с народом давно вышел из моды, последний раз нечто подобное применялось в 1962-м, когда после повышения цен на хлеб начались митинги и забастовки в Новочеркасске. И то советская власть долго мялась – стрелять или не стрелять, да и расстреляли-то «всего» около 30 человек. Словом, той ретивости, какую в деле публичного расстрела русских рабочих показал святой Николай II, больше уже не было.
Так что прогресс налицо. Но есть и общее: вскипает там и сям «пена народного гнева». И гнев – что в 1905-м, что в 2005-м – идет от самых нищих, темных, с самой глубины народного моря.
Власть хорошо помнит 1905 год. Власть дрейфит, готова сразу идти на любые уступки. «Генетический страх» перед народным бунтом может быть и «бессмысленным», но отнюдь не безадресным, всегда четко направленным острием кола против власти – этот генетический страх глубоко засел в подкорке «кремлевских мечтателей». Непонятно лишь: когда затевали эти злосчастные реформы – неужели не видели хотя бы на шаг вперед? Но боюсь, что бочки масла, вылитые в море, могут и не остановить волну. Тут нет рациональных причин и доводов, тут все зависит от того, насколько разбушевалась стихия. После определенного уровня уже ничто не помогает – все действия власти (самые умные и честные) возвращаются к ней бумерангом. Что ни делаешь – все хуже, а ничего не делаешь – совсем хана. В авиации это называется «флаттер» – процесс разрушения самолета. Мы помним это по 1990–91 годам.
Я не думаю, конечно, что дело зашло (или зайдет) так далеко. Нефтедоллары есть, доверие к Путину еще не все промотано, власть быстро подняла руки перед толпой, наконец, для революции не хватает пустячка – революционеров. И все-таки – не забудем, что перед нами Россия. В США в 2000 году больше месяца не могли решить, кто же президент – и страна жила абсолютно тихо, спокойно. В России подобное двоевластие немедленно отворяет большую кровь (см. 1993 г.). Так что будем верить в лучшее, но не исключим и худшее.
В связи с этим: «флаттер» – еврейская фамилия или нет?
В 1905-м царь не только назначил виноватыми евреев, но и сам, видимо, в это поверил. Логика тут была: евреи хотели справедливости (равноправия), а царя любили ничуть не больше, чем он – их. Это не значит, что именно они «запустили» революцию – нет, они только шли за «большой русской модой». И, тем не менее, можно было считать, что несколько десятков тысяч активных молодых евреев (из 6 миллионов российских евреев) были в авангарде революции.
В 2005-м ситуация, очевидно, совершенно иная. 200000 официальных (и, согласимся, еще 500–600 тыс. «скрытых») евреев – в основном пожилые или неплохо обеспеченные люди, которые уж точно не стремятся к «расширению своих прав» (куда расширять?). Евреи могут голосовать за «оппозиционные» партии (те же «Яблоко», СПС), но при этом они «по жизни» – глубоко консервативные люди, боящиеся политических перемен больше, чем любая другая категория населения. Не знаю, много ли евреев а-ля Леонтьев страдают по «великой России», но абсолютно достоверно, что они не жаждут «великих потрясений» на свою шею.
Но что греха таить – среди «пчел и комаров», покусывающих Путина в СМИ, евреи если и не доминируют, то уж точно составляют весомую часть. Евреи широко представлены даже в НБП Лимонова (начиная с его заместителя тов. Абеля). Опять же – нормальное дело для Европы, где процент евреев среди журналистов и леваков почти такой же, как среди шахматистов. Никого это не смущает, а в США, после того как еврейское демократическое лобби вылило столько помоев на Буша, он преспокойно назначает еврея министром национальной безопасности. (Уверен, если бы кто-нибудь обратился к Бушу: а как же, мол, Сорос, Б. Стрейзанд и прочие ваши «еврейские друзья»? – он бы решил, что вопрос задает какой-то сумасшедший.)
Но в России-то дело другое. Идея коллективной вины (все евреи должны отвечать и за дела «своих» березовских, и за болтовню «своих» радзиховских!) вполне близка народу, вполне может разыгрываться ФСБ, несмотря на печальные исторические прецеденты.
Вывод теоретически прост – наш брат, щелкопер, должен помнить, что в России у него совсем другая мера ответственности, чем на Западе, в том числе здесь возможна даже «национальная ответственность». С другой стороны, как же это должно выглядеть практически: пытаясь угадать возможную реакцию каких-то «козлов», пиши, как будто ты пишешь не от себя лично, а «за всю Одессу», которая меня совсем не уполномочивала на это? Бред какой-то…
И все-таки: не еврейское это дело – шашкой махать, а Русь к топору звать! Сам этим не занимаюсь – и другим не советую. «Если что», наши головы в любом случае покатятся – так зачем же подталкивать топор?
«ЕВРЕЙСКОЕ СЛОВО», №4 (227), 2005 г. – http://www.e-slovo.ru

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*