Дональд Трамп известен своими расистскими и антимусульманскими высказываниями, но парадоксальным образом пострадать от них могут вовсе не афроамериканцы или мусульмане, а евреи. Хотя лично самого Трампа сложно заподозрить в антисемитизме, зная подробности личной жизни его дочери Иванки.
Независимо от того, выиграет Трамп в ноябре президентские выборы или проиграет, его предвыборная кампания нанесёт серьезный вред американским евреям. Его выступления против мексиканцев, мусульман и других «небелых» иммигрантов вызвали горячий энтузиазм так называемого Alt-Right – альтернативного радикального правого крыла Республиканской партии, состоящего в основном из расистов, неонацистов и белых супремасистов, которых, в частности, объединяет и нелюбовь к евреям.
Уже одно это обстоятельство могло бы отвратить от него еврейских избирателей. Но, скорее всего, они и так не будут голосовать за Трампа, поскольку в большинстве своем придерживаются либеральных взглядов. Их левая направленность уходит корнями в Российскую империю и в еврейские социалистические идеалы, которые они привезли в эмиграцию, сбежав от погромов конца XIX и начала XX века.
Сегодня образованные, успешные и состоятельные правнуки портных из черты оседлости, читавших в свое время в Бруклине и Бронксе социалистическую газету «Вперед» на идише, продолжают голосовать за демократов примерно так же, как они голосовали за Франклина Рузвельта. Aлексей Байер
Каждое утро работники “Шмурат Тева” патрулируют пляж. Они ищут необычные следы, похожие на колею, от тяжелого и крупного тела. По ночам морская черепаха выбирается на берег. Проползает около сотни метров. Выбирает самый мягкий песок и роет в нем ямку. Затем откладывает несколько десятков яиц, закапывает свое сокровище, выстраивает над ними песочный холм и уползает в море, чтобы никогда больше их не увидеть. Утром работники “Шмурат Тева” идут по следу и находят кладку. Пока ее не разграбили птицы и животные, они аккуратно разрывают холм и складывают все яйца в контейнер в той же последовательности, как при кладке. Затем яйца присыпают тем же песком, чтобы малышей сопровождал запах матери, и переносят в специальное отделение на пляже. Мне кажется, об этом нужно рассказывать! В то время, как в нескольких сотнях километров от границ Израиля идиоты режут друг другу головы и мечтают уничтожить весь нормальный мир, у нас в полнолуние на пляже человек с фонариком провожает к морю только что вылупившихся черепашек. Aнна Дубинская
Почему евреям обычно «больше всех надо»? Почему мы всегда на баррикадах, в борьбе и вообще нас заметнее, чем других? Почему, где бы ни была революция, там обязательно затешется пара евреев? Почему среди евреев встречаются самые ярые антисемиты – и люди, которые ведут за своими гуманистическими идеалами все другие народы? Почему, если защищать своих (чужих, котиков, школу, арабов, русских, идеалы, геев, гомофобов, религиозных, атеистов, почтальонов) – то до последней капли своей крови, с такой страстью, что искры из глаз и волны во все стороны и по всему миру? Какого черта мы такие принципиальные (в чем бы ни заключались эти принципы) и такие до самых крайних границ непримиримые?!
А в общем, очень просто: другие евреи не выживали в веках. Не в том смысле, что ласковых конформистов убивали, а неудобных упертых ослов оставляли в живых. Обычно все же наоборот. Однако глубокая и горькая шутка истории была в том, что уступчивые конформисты довольно быстро растворялись в других народах. Крестились, женились на нееврейках, перенимали чужие обычаи – и через два-три поколения их потомки и вспомнить не могли, откуда у них эти вот глаза и такие кудри.
Оставались упертые. Принципиальные. Боевые. Страстные до последней капли крови. Те, кто оставался евреем, несмотря на все неудобства, погромы, тюрьмы, черты оседлости, костры инквизиции и прочее. Те, для кого идея была важнее удобств, а иногда и самой жизни. Те, кого убивали, сажали в тюрьмы, выселяли целыми городами, морили голодом и пытали огнем. Те, от которых осталась всего малая горсточка потомков. (Кстати, вы знаете, что только в этом году число евреев в мире доросло до довоенного значения?) Так вот, эта самая горстка потомков – мы. Те самые, что воюют сейчас в фэйсбуке. Те, кто спорит о политике, принципах гуманизма, воспитания детей или адронном коллайдере с такой страстью, что клочки по закоулочкам летят. Просто потому, что нам не все равно! Мы так устроены и не можем быть другими.
В огромном количестве людей есть доля еврейской крови. Но знают о своей только вот те самые. Потомки упертых, до которых их упрямые предки сумели донести это знание и эту кровь. Алина Фаркаш
Подумал о правоте юдофбов в Сергиевом Пасаде. Какая красота! Какое строгое величие храмов, какая детская, гениальность “пряничных” церквей. Какой мощи иконостас, расписанный современниками Рублева. Как удивителен и прекрасен весь комплекс Лавры. И всего бы этого не было, если бы 2 тысячи лет назад бедный еврейский юноша не пришел в Иерусалим со своими проповедями, если бы не случилось то, что с ним случилось, Если бы другие евреи-апостолы не разнесли по всему миру гениальную ересь своего учителя… Если бы… Нет нет, вина евреев очевидна даже там, где её почему-то не ищут. И зря. Аркадий Красильщиков
Как Болгария своих евреев спасла – Для чего Израилю ядерная бомба? – Обама: взрывчатка предназначалась евреям – Посол Израиля в Армении: Израиль никогда не отрицал события 1915 года – Марокканцы – спикеру Кнессета: Место сионистских террористов – за решеткой, а не в парламенте – Антисемитизм иррационален – Демографический рост мешает карьере Нетаниягу – Палестинцы провозгласят создание государства в августе 2011-го – Бриджит Габриэл: заявления Ватикана омерзительны – Израильтян обманули псевдобалетом – Уроки о Холокосте – Родственница Тони Блэра приняла ислам – Картер извинился перед `русскими` израильтянами – Нетаниягу сообщил, когда палестинцы будут готовы к миру – Из Ватикана объявили: Избранного народа больше нет – Мои евреи, мои белорусы – Брат Майкла Дугласа нашелся в Белоруссии – Есть рекорд! – Впервые в Израиле: сердце больного достали из груди, чтобы очистить от раковой опухоли – Мальчик из хасидского местечка /Азек Азимов/ – Что им в нас нравится? – Что им в нас нравится / продолжение/
Бергер Исаак – Боголюбов Арон – Гамарник Григорий – Гуревич Борис – Караваев Олег – Катцен Павел – Новак Григорий – Пинский Семён – Ракита Марк – Салита Дмитрий – Евреи и футбол – Нью-Йорский марафон – ты с еврейским лицом!
Для выборочного прочтения щёлкните на фамилию интересующего вас спортсмена
Во второй половине 19 – начале 20 века евреи заняли в шахматах ведущие позиции. Так, на международном турнире 1911 г. в Карлсбаде среди 26 участников было 12 евреев; первые четыре места заняли Р. Тейхман (1868-1923), К. Шлехтер (1874-1918), А. Рубинштейн (1882-1961) и Г. Ротлеви (1889-1920). Вскоре появилась статья чемпиона мира Э. Ласкера, пытавшаяся дать социологическое объяснение тому факту, что среди шахматистов так много евреев. Ласкер полагал, что вследствие тяжелых исторических условий у евреев получили сильное развитие фантазия и воля – компоненты, необходимые шахматисту. Кроме того, евреи бедны, многие профессии для них недоступны, а отсюда – тяга к неординарным профессиям, а также к игре в шахматы, в которой можно проявить свою незаурядность
.
Евреи были создателями шахматных школ, проводниками новых идей. Современные шахматы были в значительной степени созданы ими, в том числе гипермодернистами А. Нимцовичем, Д. Брейером, Р. Рети, С. Тартаковером.Из 14 чемпионов мира восемь шахматистов – еврейского происхождения: В. Стейниц, Э. Ласкер, М. Ботвинник, М. Таль, Б. Спасский (мать еврейка), Р. Фишер (мать еврейка), Г. Каспаров (настоящая фамилия Вайнштейн; отец еврей), В. Крамник.
В истории шахмат несколько стран, в том числе Германия, Австрия, Венгрия, Россия, Великобритания, США дали миру наибольшее число выдающихся шахматистов.В Германии и во Франции одним из сильнейших игроков своего времени был А. Александр (1766-1850), раввин, признанный авторитет в шахматах, автор одного из первых и полных собраний в области шахматной композиции в 19 в.Б. Горвиц (1808-85) принадлежал к знаменитой плеяде берлинских шахматистов. Занимался живописью. С 1839 г. жил в Гамбурге, в 1845 г. переехал в Лондон. В первом международном турнире в Лондоне получил седьмой приз. Наибольшую известность приобрел как исследователь эндшпиля. Совместно с И. Клингом (1811-76) составил множество этюдов. Горвиц и Клинг считаются предтечами современного шахматного этюда.Д. Гарвиц (1823-84) родился в Германии, жил в Англии, издавал шахматный журнал. Гарвиц был одним из первых шахматных профессионалов. Числился младшим компаньоном книгоиздательской фирмы, но делами почти не занимался, отдавая все время шахматам. Перу Гарвица принадлежит популярное в свое время шахматное руководство.
В. Кон (1859-1913) добился наибольшего успеха на Кельнском международном турнире, где он разделил второе-четвертое места с М. Чигориным и Р. Харузеком (1873-1900), заняв место выше В. Стейница, К. Шлехтера, Д. Яновского.
З. Тарраш (1862-1934) – один из видных шахматистов конца 19 в. – начала 20 в., популяризатор учения Стейница. Тарраш внес большой вклад в дебютную теорию шахмат; многие теоретические разработки Тарраша зиждутся на активной контригре. На протяжении почти полувека был учителем немецких шахматистов; девять раз выходил победителем в международных турнирах, свел вничью матчи с М. Чигориным и К. Шлехтером. Тарраш никогда не был шахматным профессионалом, долгие годы он был практикующим врачом.
Я. Мизес (1865-1954) родился в Германии, переехал во Францию и оттуда, спасаясь от нацистов, бежал в Лондон. Был сторонником “романтических” шахмат. К нему с большой симпатией относился М. Чигорин. Главным достижением Мизеса следует считать третье-четвертое место в турнире в Остенде (1907). В этом же году в Вене он занял первое место. Я. Мизес был шахматным журналистом и общественным деятелем, издал несколько пособий по эндшпилю, антологий лучших партий и задач.
Р. Тейхман (1868-1923) – выдающийся немецкий шахматист, мастер позиционной школы. К новым идеям Р. Рети Тейхман отнесся отрицательно. В Карлсбаде (1911) он опередил 25 участников, в том числе и претендентов на мировое первенство. Выиграл несколько матчей, в том числе у Я. Мизеса и Р. Шпильмана. В 1922 г. встретился в матче с А. Алехиным, который не смог преодолеть сопротивление Тейхмана; матч окончился вничью. Был известным автором шахматных композиций.
Э. Кон (1884-1918) – немецкий мастер, по профессии врач. Главный успех – второе место на Стокгольмском турнире. В международном гамбитном турнире в Аббации в том же году разделил третий-четвертый призы с Р. Рети. Успешно выступал в Берлинских турнирах: в 1909 г. – первое-второе места наравне с Р. Тейхманом и в 1914 г. – первое-второе места вместе с Р. Шпильманом. Погиб в Первую мировую войну.
Р. Рети (1889-1929) – известный шахматный теоретик, один из создателей школы гипермодернизма (наряду с Д. Брейером и С. Тартаковером). Автор дебюта, носящего его имя, этюдист. Рети был блестящим шахматным журналистом, автором учебника шахматной игры, переиздаваемого до сих пор. В 1920 в Гётеборге занял первое место, в Теплиц-Шенау в 1922 г. – разделил первое-второе места с Р. Шпильманом. Выиграл партию с “непобедимым” Капабланкой. Незадолго до смерти в 1928 г. взял четыре первых приза – в Вене, Стокгольме, Гиссене и Брно. В 1925 г. установил мировой рекорд в сеансе одновременной игры вслепую. По признанию А. Алехина, Р. Рети был единственным гроссмейстером, который нередко ошеломлял его своими ходами.
И. Гунсберг (1854-1930) – один из первых претендентов на звание чемпиона мира. Проиграл матч В. Стейницу с почетным счетом; свел вничью матч с М. Чигориным; в международном турнире в Гамбурге (1885) занял первое место.
Б. Каган (1866-1932), известный организатор шахматной жизни, основал в Берлине шахматное издательство и журнал (1921-32) и субсидировал многие турниры 1920-х гг. Во время Первой мировой войны поддерживал интернированных в Германии русских шахматистов.
Среди известных шахматистов Австрии и Венгрии одним из старейших был И. Я. Лёвенталь (1810-76). Родился в Будапеште. Принимал участие в венгерской революции 1848 г. Эмигрировал в США. Участвовал в первом и втором Лондонском международном турнире (1851, 1862). Победитель 1-го турнира Британской шахматной ассоциации (Манчестер, 1867). Был одним из руководителей Британской шахматной ассоциации, редактором шахматного журнала.
И. фон Колиш (1837-89) – один из известных шахматистов 1860-х гг.; большую часть жизни прожил в Вене, не был шахматным профессионалом, владел банкирским домом. Занял первое место в Парижском турнире (1867). В 1862 г. как секретарь любителя шахмат графа Г. Кушелева-Безбородко приезжал в Петербург, где сыграл несколько матчей с русскими шахматистами; это был первый приезд иностранного мастера в Россию. В конце жизни отошел от активной игры, организовывал турниры и учреждал призы. Жертвовал значительные средства на организацию крупнейших соревнований (Баден-Баден, 1870; Вена, 1882).
Среди шахматных меценатов выделялись также Ротшильды, особенно венская ветвь семьи.
М. Вейсс (1856-1927) был одним из ярких представителей венской шахматной школы. В юности занимался физикой и математикой. Работал в банке, с 1896 г. занимался литературной деятельностью. На Нью-Йоркском турнире (1889) разделил с М. И. Чигориным первое и второе места.
Г. Мароци (1870-1951) – венгерский шахматист, активный деятель венгерской советской республики 1919 г. Основные шахматные успехи Г. Мароци выпали на эпоху перед Первой мировой войной (Лондонский турнир 1899; турнир памяти И. Колиша в Вене, 1899-1900). В 1923 г. в Карлсбадском турнире он разделил первое место с А. Алехиным и Е. Боголюбовым. Был тренером будущего чемпиона мира М. Эйве и чемпиона мира Веры Менчик.
Р. Харузек (1873-1900) родился в Праге, в первом же международном выступлении (Нюрнберг, 1896) нанес поражение чемпиону мира Э. Ласкеру. Его стиль отличался энергией и комбинационной силой.
К. Шлехтер (1874-1918) – известный шахматист венской школы. Образование получил в коммерческом училище, после окончания работал в торговой фирме. Шлехтер был шахматистом универсального стиля. Э. Ласкер вынужден был признать: “Я не нахожу слабого места у Шлехтера”. Матч между ними окончился вничью. Главный турнирный успех К. Шлехтера – первое место в турнире в Остенде (1906). Всего за время своей шахматной карьеры взял или разделил 15 первых мест. С 1912 г. был главным редактором “Дойчер шахцайтунг” – немецкого шахматного журнала.
Р. Шпильман (1884-1942) – австрийский гроссмейстер, один из претендентов на мировое первенство. Шахматист острого комбинационного дарования, по стилю может считаться предшественником Маля. Участвовал в 115 турнирах и 55 матчах, наибольшего успеха добился на турнире в Земмеринге (1926). В эти же годы нанес два поражения Х. Р. Капабланке. Шпильман был выдающимся шахматным писателем, до сих пор не устарела его книга “Теория жертвы”. После аннексии Австрии уехал в Чехословакию, затем в Швецию.
Австро-венгерский шахматист Д. Брейер (1894-1921) – один из основателей течения гипермодернизма. На Берлинском международном турнире в 1920 г. занял первое место.
Б. Энглиш (1851-97) – видный представитель венской школы. Одержал победу в Лейпциге (1879) на первом турнире Германского союза. В международном турнире в Висбадене разделил первое место.
Основные достижения С. Флора (1908-83) выпали на 1930-е гг. Международная шахматная федерация (ФИДЕ) в 1938 г. провозгласила С. Флора официальным претендентом на мировое первенство. Матч, назначенный на конец 1939 г., не состоялся из-за начавшейся Второй мировой войны. Признание Флор получил, заняв второе место на международном турнире в Рогатской-Славине (1929). Впоследствии много раз занимал на международных турнирах первые места. В молодости С. Флор был комбинационным шахматистом, потом перешел на позиционные установки. До войны посещал Эрец-Исраэль, выступая с сеансами одновременной игры. Во время Второй мировой войны жил в СССР, в 1942 г. принял советское гражданство. Флор был известным шахматным журналистом; посмертно вышли сборники его партий и шахматных очерков.
Л. Сабо (1917-98) – один из известных шахматистов конца 1940-50-х гг. Родился в Будапеште. В 18 лет стал чемпионом страны, во время Второй мировой войны был в венгерской армии, затем в советском плену. Участвовал в 88 послевоенных соревнованиях (1946-79), где 21 раз занимал первое место. Участник турнира претендентов в Швейцарии (1953) и в Амстердаме (1956). Был арбитром в матчах на мировое первенство; журналист, редактор венгерского шахматного журнала.
Самая знаменитая семья в истории шахмат – сестры Полгар из Венгрии. Жужа Полгар (родилась в 1969 г.), международный гроссмейстер в женских турнирах (1987) и международный мастер в мужских (1984); играет в шахматы с четырех лет, чемпионка мира. Победительница мужского турнира в Варне в 1984 г. Призер многих международных мужских соревнований. София Полгар (родилась в 1974 г.), международный мастер (1988), – призер многих международных соревнований. Юдит Полгар (родилась в 1976 г.), международный гроссмейстер среди женщин и международный мастер среди мужчин, – также призер многих международных соревнований.
На территорию России шахматы проникли через Хазарию. Одним из первых евреев-шахматистов, неоднократно игравших с Петром I, был вице-канцлер П.П. Шафиров. Шахматист-теоретик А. Рейнганум впервые ввел в шахматную терминологию название на иврите – бен-’они (`сын моей силы`) в книге “Бен-Они, или защита против гамбитных ходов в шахматах” (1825). Одним из первых поэтических произведений в России на шахматную тему была поэма Я. Эйхенбаума “Ха-крав” (“Битва”, 1840), написанная на иврите. Поэма была переведена на русский язык О. Рабиновичем в 1847 г. и издана в Одессе с параллельным текстом на русском языке. Поэма выдержала пять изданий, а также была переведена на английский, французский, немецкий и другие европейские языки.
Шахматист М. Чигорин, ученик В. Стейница, в 1891 г. основал Санкт-Петербургское шахматное собрание, в члены которого не принимали “лиц нехристианского вероисповедания”. “Новое время” А. Суворина восхваляло создание патриотического общества. Журнал “Шахматное обозрение” (редактор и издатель Д. Саргин) выступил против Чигорина, подчеркивая, что “в шахматах все равны”. Лучшие петербургские шахматисты, выйдя из юдофобского общества, образовали свой клуб, в ряды которого вошли С. Алапин, Э. Шифферс и др.
В 1909 г. правый критик М. Меньшиков, сотрудник А. Суворина, автор погромных статей, был потрясен победами еврейских шахматистов на Петербургском турнире; один из русских игроков говорил Меньшикову, что их успех объясняется не столько талантом, сколько осторожной манерой игры: в то время как “арийцы” ценят красоту игры, артистический риск, евреи побеждают мелочным расчетом.
Общественная обстановка, сложившаяся вокруг шахмат в конце 19 в. – начале 20 в., была связана с тем, что многие великие мастера, родившиеся в Российской империи и составившие славу русских шахмат, были евреями.
Ш. Розенталь (1837-1902) был участником польского восстания 1863 г. Бежал во Францию, где стал профессиональным шахматистом. Победами в турнирах кафе “Режанс” в 1865-67 гг. и в национальном турнире 1881 г. завоевал известность во Франции. Участвовал в пяти международных турнирах.
Ш. Винавер (1838-1919), коммерсант, по торговым делам приехал в Париж в 1867 г., где его родственник, мастер Ш. Розенталь, уговорил его участвовать в международном турнире, на котором он занял второе место (это был первый случай, когда российский подданный участвовал в международном состязании). Занял первое и второе места в Париже (1878) и в Вене (1882), в Нюрнберге (1883) занял первое место. В теории шахмат известны гамбит Винавера и вариант, носящий его имя, во французской защите. По характеру игры – изобретательный и предприимчивый тактик. Не будучи профессионалом, оказал влияние на творческий почерк шахматистов разных стилей.
С. Алапин (1856-1923) – один из известных шахматистов России своего времени, по образованию инженер-путеец, никогда не был профессионалом. Теоретик, оказавший влияние на А. Нимцовича, получил известность также как журналист и пропагандист шахмат. Один из первых в мире читал лекции на шахматные темы.
Г. Сальве (1862-1920) – основатель лодзинской шахматной школы, из которой вышли А. Рубинштейн и Г. Ротлеви. В возрасте 20 лет научился играть и в 40 лет впервые выступил в турнире. В 4-м Всероссийском турнире (1905-1906) стал победителем, в Лодзинских турнирах (1903, 1905) делил первые места со своим учеником А. Рубинштейном. Высшее международное достижение Г. Сальве – четвертый приз в Дюссельдорфе.
Д. Яновский (1868-1927) был одним из претендентов на мировое первенство в борьбе с Э. Ласкером. Участвовал в турнире чемпионов в Остенде, в Монте-Карло и др. соревнованиях. Выиграл матчи у Ш. Винавера, Ф. Маршалла. Славу Д. Яновскому создали не только результаты, но и смелый и изящный стиль игры. Д. Яновскому принадлежит своеобразный рекорд: он нанес поражение всем современным ему чемпионам мира: В. Стейницу, Э. Ласкеру, Х. Р. Капабланке, А. Алехину. Много выступал как шахматный журналист.
О. Бернштейн (1882-1962) родился в России. Учился на юридическом факультете Берлинского университета. Не был шахматным профессионалом, но добился больших успехов. В Остенде (1907) разделил с А. Рубинштейном первый-второй призы среди 30 участников; в Вильне (1912) на Всероссийском турнире занял второе место. На Петербургском турнире 1914 г. выиграл у чемпиона мира Э. Ласкера. Получив в Гейдельберге степень доктора права, Бернштейн переехал в Москву, где занимался адвокатской практикой. В 1920 г. эмигрировал и поселился в Париже. Во время войны, спасаясь от нацистов, бежал в Испанию, затем в США. Вернулся после войны во Францию.
А. Рубинштейн (1882-1961) – известный шахматист России и Польши перед Первой мировой войной. Рубинштейн обогатил и развил теорию В. Стейница, теорию эндшпиля, разные системы защит. Выиграл все матчи против Г. Сальве, Я. Мизеса, Ф. Маршалла, Р. Тейхмана, А. Флямберга, К. Шлехтера и др. Завоевал 16 первых призов. Наиболее значительные победы одержал в 1912 г.: четыре первых приза в турнирах в Сан-Себастьяне, Вильне и др. В 1909 г. в Петербургском турнире А. Рубинштейн разделил с чемпионом мира Э. Ласкером первый-второй приз, выиграв личную встречу. В 1911 г. в Сан-Себастьяне Рубинштейн нанес поражение Х. Р. Капабланке. В 1922 г. в Вене выиграл у А. Алехина. Последние 30 лет Рубинштейн провел в Брюсселе в лечебнице, в годы оккупации бельгийцы спасли его от нацистов. А. Рубинштейн написал статью в первый номер шахматного журнала на иврите.
Б. Блюменфельд (1884-1947), по образованию юрист, в четвертом первенстве России (1905-1906) разделил второе-третье место. Теоретик, его именем назван гамбит. Одним из первых начал изучать психологию шахматного творчества.
А. Нимцович (1886-1935) – гроссмейстер, один из претендентов на мировое первенство, крупный теоретик шахмат. Родился в Риге в семье мебельного фабриканта. Отец, любитель шахмат, был его первым учителем. Образование А. Нимцович получал в университетах Гейдельберга и Берлина. Еще до Первой мировой войны достиг гроссмейстерского класса. Разделил первое-второе место с А. Алехиным на Всероссийском турнире 1913 г. Достиг успеха в турнире в Сан-Себастьяне в 1912 г., в Карлсбаде в 1929 г. занял первое место, обогнав Х. Р. Капабланку и др. Чемпион мира А. Алехин в серии статей с восхищением писал о творчестве А. Нимцовича. Свою теорию А. Нимцович изложил в ряде книг – “Блокада”, “Моя система”, “Моя система на практике”. Они неоднократно переиздавались на многих языках мира, в том числе по-русски.
М. Найдорф (1910-97) был одним из претендентов на мировое первенство в 1-й половине 1950-х гг. Родился в Варшаве, жил в Аргентине. Неоднократно занимал первые места в польских и международных турнирах. В 1932 г. в Варшаве сыграл две показательные партии с А. Алехиным вничью. Дважды играл в турнире претендентов (Будапешт, 1950; Швейцария, 1953).
А. Лилиенталь (родился в 1911 г.) родился в Москве. До Второй мировой войны жил в Венгрии, затем переехал в Советский Союз. В 1976 г. вернулся в Венгрию. Добился ряда крупных успехов (первое место в Уипеште, 1934); чемпион СССР 1940 г.; провел турнир без единого поражения. Участник турнира претендентов в Будапеште в 1950 г. Острый тактик, неоднократно побеждавший своих соперников каскадом жертв. Красивейшая партия А. Лилиенталя – победа над Капабланкой в Гастингсском турнире (1934-35). Лилиенталь – шахматный журналист. В СССР вышла его книга “Жизнь – шахматам” (М., 1969) и книга “Андрей Лилиенталь” (М., 1989).
С. Тартаковер (1887-1954) родился в Ростове-на-Дону, умер в Париже. Известный шахматист, теоретик, литератор, сформировался в венской шахматной школе. В Вене окончил юридический факультет университета, получил степень доктора права. С 1905 по 1951 гг. принял участие почти в сотне турниров, из которых 16 раз выходил победителем. Популярность Тартаковера была связана с пропагандой идей гипермодернизма. Автор книги “Ультрасовременная шахматная партия”. На русском языке в 1920-е гг. вышли 11 книг Тартаковера. Известна партия Тартаковера против А. Алехина на Турнире наций в Фолькстоне (1933), в результате которой чемпион мира потерпел поражение. В годы Второй мировой войны Тартаковер под именем лейтенанта Картье участвовал в движении “Свободная Франция”, был награжден орденами Французской республики.
Г. Ротлеви (1889-1920) – один из талантливых учеников лодзинской школы. На Всероссийском турнире любителей (1909) уступил первое место Алехину. Главное международное достижение – четвертый приз на турнире в Карлсбаде (1911).
Среди шахматистов следующего поколения, развивавших шахматы в Советском Союзе, как и прежде, значительную часть составляли евреи. Некоторые авторы в Советском Союзе в конце 1930-х годов пытались выявить специфические еврейские черты и приемы в шахматной игре. Возможно, эта тенденция возникла не без влияния нацистских доктрин. Так, в статье П. Романовского “Некоторые творческие тенденции современности”, опубликованной в 1937 г., понятие “еврейские шахматы” заменено эвфемизмом – “файно-флоровский стиль” (по фамилиям двух знаменитых шахматистов – Р. Файна и С. Флора). Вероятно, статья была направлена против М. Ботвинника.
Используя многие положения Романовского, чемпион мира А. Алехин опубликовал статью под названием “Арийские и еврейские шахматы”, помещенную в немецкой газете оккупационных властей в Париже в 1941 г., затем перепечатанную и другими нацистскими изданиями, где подверг шельмованию еврейских шахматистов – В. Стейница, Э. Ласкера, Д. Яновского, К. Шлехтера, А. Рубинштейна, А. Нимцовича, Р. Файна, С. Флора и др. Исключение составил Ботвинник, о котором Алехин высказался весьма сдержанно, возможно, предвидя в будущем матч с ним. Так называемые арийцы (Е. Боголюбов, Э. Элисказес, П. Керес, Ф. Земиш) приводились в качестве эталона. Алехин предрекал также, что Э. Ласкер станет последним евреем – чемпионом мира.
В 1940-1950-е гг. борьба с космополитизмом коснулась и шахмат. Из истории шахмат исчезла Хазария, через которую Восточная Европа познакомилась с шахматной игрой. Вместо этого стал употребляться эвфемизм “Волжско-Каспийский путь”. Нападкам за догматизм подвергся Вильгельм Стейниц и особенно З. Тарраш. Прославляли “истинно творческого шахматиста” М. Чигорина, несмотря на два проигранных им матча с В. Стейницем. Мастер В. Панов, до войны утверждавший, что борьба М. Чигорина против В. Стейница – это борьба дикаря с луком против человека, вооруженного винчестером, отказался от своих слов и в многочисленных книгах превозносил М. Чигорина, унижая еврейских шахматистов и даже публикуя в своих трудах юдофобские карикатуры. Только с изданием трудов Я. Нейштадта (родился в 1923 г.) было достигнуто некоторое равновесие.
Одним из создателей советской шахматной школы был Г. Левенфиш (1889-1961), по образованию инженер-химик. Он неоднократно встречался в матчах с Алехиным, с которым был дружен. В Петербургском турнире 1913 г. разделил с А. Алехиным первое место. Дважды был чемпионом Советского Союза. Звание успешно защитил в матче с М. Ботвинником (1937). Разрабатывал вопросы теории. Издал несколько турнирных и матчевых сборников, дебютную энциклопедию, учебники шахматной игры, выдержавшие несколько изданий, руководство по ладейному эндшпилю и множество статей.
Р. Файн (1914-93), один из видных шахматистов конца 1930-1940-х гг., был ученым-психологом, профессором. Разделил с П. Кересом первое-второе место в Евротурнире (Голландия, 1938). Выиграл несколько международных турниров: в Зандворте (1936), в Амстердаме (1936), в Осло (1936); в 1937 г. в Стокгольме, Маргете, Остенде, Москве и Ленинграде. Шахматист позиционного стиля, отличался отточенной техникой, искусным маневрированием.
И. Болеславский (1919-77) был победителем ряда международных турниров, участником матч-турнира на абсолютное первенство СССР (1941). Участвовал также в турнире претендентов в 1952 и 1953 гг. Был известным теоретиком в староиндийской защите и шахматным тренером.
Л. Штейн (1934-73) за свою короткую шахматную карьеру трижды был чемпионом Советского Союза, участник зональных и межзональных соревнований, победитель многих международных турниров. Л. Штейн был выдающимся шахматистом комбинационного стиля.
Ю. Авербах (родился в 1922 г.) – чемпион СССР (1954), победитель ряда международных соревнований; теоретик эндшпиля. Под его руководством вышла энциклопедия окончаний шахматных партий. Был автором многочисленных статей, главным редактором изданий “Шахматная Москва”, “Шахматы в СССР” и “Шахматного бюллетеня”.
Д. Бронштейн – дважды чемпион СССР (1948, 1949), в 1970 г. завоевал кубок СССР. Победитель первого межзонального турнира в Сальтшёбадене (1948), а также межзонального турнира в Гётеборге (1955). Разделил победу в турнире претендентов вместе с И. Болеславским (Будапешт, 1950). Выиграл матч у И. Болеславского и получил право на матч с чемпионом мира М. Ботвинником. Матч закончился вничью, Ботвинник сохранил свой титул (Москва, 1950). Бронштейн – один из наиболее ярких комбинационных шахматистов. Как теоретик Бронштейн известен не только дебютными изысканиями, но и участием в создании до сих пор непревзойденного учебника о миттельшпиле.
Е. Геллер (1925-98) – неоднократный чемпион СССР. Несколько раз играл в турнирах претендентов (Швейцария – 1953; Амстердам – 1956; Кюрасао – 1962). Крупнейший успех Геллера – второе-третье место в Кюрасао. Участник претендентских матчей в 1968 и в 1971 гг., победитель ряда международных соревнований, Е. Геллер – яркий комбинационный шахматист. Значителен вклад Е. Геллера в теорию дебютов. Выступал как тренер чемпиона мира А. Карпова.
В. Корчной (родился в 1931 г.) – четырехкратный чемпион СССР (1960, 1962-63, 1964-65, 1970). Победитель ряда международных соревнований; выиграл матчи у М. Таля, Б. Спасского, Т. Петросяна, Л. Полугаевского и др. Дважды играл матчи на первенство мира против А. Карпова. После отъезда из СССР живет в Швейцарии, неоднократно посещал Израиль.
Л. Полугаевский (1934-1995) – чемпион СССР 1967 (вместе с М. Талем) и 1968 гг., в 1969 г. разделил первое место на первенстве СССР с Т. Петросяном. Трижды играл в претендентских матчах: выиграл у М. Таля (1980), Э. Мекинга (1977); проиграл А. Карпову (1974) и дважды В. Корчному (1977 и 1980). Был мастером позиционной борьбы.
В 20 в. в шахматах резко возросла роль женщин. Среди наиболее известных советских шахматисток: Алла Кушнир (родилась в 1941 г.), чемпионка СССР 1970 г., победительница ряда международных турниров, с 1973 г. живет в Израиле; Ирина Левитина (родилась в 1954 г.), чемпионка СССР в 1970, 1978, 1979, 1980 гг., живет в США; Лариса Вольперт (родилась в 1926 г.), международный гроссмейстер, чемпионка СССР в 1954, 1958 и 1959 гг., доктор филологических наук; Любовь Кристол (родилась в 1944 г.), международный мастер, с 1976 г. живет в Израиле, сотрудник Еврейского университета в Иерусалиме.
Евреи внесли весомый вклад в развитие шахматной композиции. З. Герланд (1865-1954), румынский шахматист, один из основоположников румынской композиции, с 1903 г. опубликовал 1500 этюдов и задач, сильный практик (в 1891 г. сыграл с Я. Мизесом матч вничью). Создателями советской школы шахматной композиции были: Ф. Симхович (1845-1945), инженер-химик, открыватель так называемой позиционной ничьей; М. Кляцкин (1897-1926), изобретатель дебюта, введенного в международную практику А. Алехиным; С. Каминер (1908-43), инженер-химик, один из лучших представителей этюдистов 1920-х гг., друг М. Ботвинника, был репрессирован, погиб в лагере; А. Гербстман (1900-1982), международный мастер по композиции и популяризатор, доктор филологических наук, профессор; А. Гурвич (1897-1962), мастер спорта по шахматам, победитель первенства СССР по композиции (1962), член Союза писателей СССР; в 1949 г. вместе с группой литературных и театральных критиков подвергся обвинениям в космополитизме (см. “Космополиты”); Л. Залкинд (1886-1945), экономист, автор свыше 500 шахматных задач, многие из которых получили отличия на международных и советских конкурсах; М. Сомов-Насимович (1910-42), чье имя в шахматной задаче носит одна из главных комбинаций в композиции; С. Левман (1896-1943), проблемист, член Союза писателей СССР; М. С. Либуркин (1910-53), опубликовал около 130 этюдов, экономист; З. Бирнов (1911-57), технолог-строитель, с 1927 г. опубликовал около 150 этюдов, свыше 400 задач; В. Чеховер (1908-65), международный мастер по шахматной композиции, участник пяти первенств СССР и международного турнира в Москве (1935), составил свыше 100 этюдов; Р. Кофман (1909-88), инженер-конструктор, с 1925 г. опубликовал около 400 задач.
Известными этюдистами были В. Брон (1909-85), международный гроссмейстер по шахматной композиции, доктор технических наук, профессор; Л. Лошинский (1913-76), международный гроссмейстер, преподаватель математики, победитель 14 первенств СССР (1948-69), победитель конкурсов ФИДЕ (1958-60, 1960-62) и Олимпийского конкурса (1960).
Немало евреев было и среди ведущих шахматных тренеров. Знаменитая довоенная киевская школа была создана А. Константинопольским (1910-1990). Из ее рядов вышли И. Болеславский, И. Бронштейн, И. Липницкий (1923-59) и многие другие. Ленинградскую школу возглавлял тренер В. Зак (1913-94), его ученики: В. Корчной, Б. Спасский, Лариса Вольперт. Львовская школа была создана В. Э. Картом (родился в 1929 г.), воспитавшим ряд гроссмейстеров, в том числе А. Белявского (родился в 1953 г.), дважды чемпиона СССР, и многих др. Московская школа многим обязана М. Юдовичу (1911-87), международному мастеру, заслуженному тренеру РСФСР. К московской школе принадлежит и известный тренер, международный мастер М. Дворецкий (родился в 1947 г.). С. Фурман (1920-78), международный гроссмейстер, был тренером чемпиона мира А. Карпова. А. Кобленц (родился в 1916 г.) был наставником чемпиона мира М. Таля.
Среди популяризаторов и историков Ш.-Е. Фройнд (Дюфрень; 1829-93), автор учебников и шахматной антологии; И. Майзелис (1894-1978), теоретик и историк шахмат, автор “Учебника шахматной игры”, переводчик на русский язык трудов А. Нимцовича, Э. Ласкера, И. Бергера; М. Штейншнейдер (1816-1907), известный ориенталист и библиограф; М. Коган (1898-1942), автор книг по истории шахмат в России, биограф М. Чигорина; М. Левидов (Левит; 1890 г. или 1892-1942), русский писатель, в молодости печатавшийся в сионистской прессе, сотрудник Наркомата иностранных дел, заведующий отделом печати, корреспондент советского телеграфного агентства на Западе, был репрессирован, погиб в лагере, автор книги “Стейниц- Ласкер” (М., 1936); В. И. Нейштадт (1898-1959), историк, опубликовавший свыше 70 работ по теории и истории шахмат, переводчик на русский язык работ Р. Рети, Х. Р. Капабланки, Э. Ласкера, составитель шахматных этюдов, крупный литературовед и переводчик западной литературы; И. Романов (родился в 1920 г.), историк и переводчик, автор книги “Творческое наследие М. Чигорина” (М., 1960) и перевода книги А. Алехина о Ноттингемском турнире 1936 г.; Я. Нейштадт, крупнейший шахматный историк, редактор журнала “64” (1977-79), ответственный секретарь журнала “Шахматы в СССР” (1955-73), автор книг по истории и теории шахмат (“Шахматы до Стейница” /М., 1961/, “Первый чемпион мира” /М., 1971/, “Некоронованные чемпионы” /М., 1975/, “З. Тарраш” /М., 1980/, “Шахматный университет П. Кереса” /М., 1982/); И. Линдер (родился в 1920 г.), автор книги “Шахматы на Руси” (М., 1975; в соавторстве с сыном), книги о жизни и творчестве Э. Ласкера, Х. Р. Капабланки и А. Алехина. С. Вайнштейн (1894-1942), деятель русского и советского шахматного движения, с 1914 г. был секретарем, а с 1924 г. – председателем Всероссийского шахматного союза. Был одним из создателей журнала “Шахматный листок” (1922); заведующим издательством “Шахматный листок” (с 1926 г.), переводчиком книг З. Тарраша, Э. Ласкера, А. Алехина, М. Эйве. Я. Рохлин (1905-97) – один из пионеров советского шахматного движения, создатель шахматных клубов в Москве, Ленинграде и других городах, организатор первой кафедры шахмат в Ленинградском институте имени П. Лесгафта, автор нескольких шахматных пособий. Б. Вайнштейн (1907-93) был организатором шахматного движения в Советском Союзе, автором книги “Импровизация в шахматном искусстве. О творчестве гроссмейстера Бронштейна” (М., 1976) и “Мыслитель” (о Э. Ласкере; М., 1981), математик, доктор экономических наук.
Евреи внесли вклад в развитие компьютерных шахмат. Энтузиастом создания искусственного (электронного) шахматиста был М. Ботвинник, мечтавший создать программу “по типу шахматиста В. Корчного”. Страстным поклонником этой идеи стал чемпион Англии по шахматам, международный мастер Д. Леви (родился в 1945 г.), специалист по электронной технике. Матч (1996) компьютера с чемпионом мира Г. Каспаровым закончился поражением машины, сумевшей, однако, в одной игре победить чемпиона мира. ( Источник–Электронная Еврейская Энциклопедия, http://www.eleven.co.il – А.З.)
Ещё раз об Эйзенхауэре.
Газета ”Форум” № 232 от 7 – 13 мая 2009 года
Уважаемая редакция! Разрешите начать с предисловия. Известно, что, если один еврей рассказывает другому еврею о том, что в зоопарке умер слон, то тот обязательно спросит (или подумает): а как это скажется на евреях? Таков наш менталитет. Знакомясь с любыми событиями, фактами и, особенно, биографиями известных личностей на страницах нашей еврейской газеты, я, как и большинство наших читателей, естественно, задаюсь вопросом – как тот или иной деятель относится (относился) к евреям. В статье ”Дуайт Эйзенхауэр – полководец и президент” очень внятно рассказано об Эйзенхауэре, который многое сделал для будущего своей страны. Это – личность достойная доброй памяти и восхваления! А какой он был для евреев? Авторы, ссылаясь на американского историка Пола Джонсона, мимоходом сообщают: ”Правда, его упрекают за ошибочную позицию, занятую во время Суэцкого кризиса 1956 года, когда он, фактически вместе с Россией, потребовал прекращения военных действий Англии, Франции и Израиля против Египта, что привело к появлению исламской угрозы на планете”. Не всё так одназначно. Напомню, что за годы войны с фашизмом из 400-тысячного еврейского населения Эрец-Исраэль добровольцами в английскую армию записалось более 30 тысяч человек. Многие из тех, кто прошли службу в Еврейской бригаде в годы Второй мировой войны, стали первыми командирами израильской армии. Двое из них – Мордехай Маклеф и Хаим Ласков – занимали впоследствии пост начальника Генерального штаба Армии Обороны Израиля. Так вот. Генерал Дуайт Д.Эйзенхауэр, Верховный главнокомандующий силами союзников в Европе, так оценил вклад еврейских солдат в победу над нацистской Германие: “Я хочу отдать честь бойцам героической Еврейской бригады, чье блестящее боевое прошлое и вклад в победу союзников долго будут помнить их братья по оружию и народ Государства Израиль”. Нет сомнений, что он с чувством уважения относился к нашему народу: ” Я вырос, веря, что евреи – избранный народ, и что они подарили нам высокие нравственные и этические принципы нашей культуры…С нашей помощью спаслись оставшиеся в Европе евреи. Их спасение – это новая жизнь и новая надежда для возродившейся земли Израиля. Я присоединяюсь ко всем людям доброй воли и приветствую молодое государство. Примите мои наилучшие пожелания, и пусть сопутствует вам удача!.. У еврейского народа нет лучшего друга, чем я”. Известно его высказывание в честь 300-летия поселения в Америке первых евреев: ” Вы будете праздновать юбилей исключительной важности не только для американских граждан еврейской веры, но фактически для всех американцев – как христиан, так и евреев. Евреи Америки – поколение за поколением – вносили свой особый вклад в становление нашего великого народа и нашей свободы. Благодаря глубокой, выдержавшей испытание временем вере своих предков евреи в течение многих поколений, со времён пророков и по сегодня, поддерживали и сохраняли важнейшие элементы иудео-христианской цивилизации. На моральных основах этого древнего великого наследия сформировался наш американский народ, который жил и будет жить во все времена”. Не забудем также, что в 1955 году в ходе объявленной президентом США Дуайтом Эйзенхауэром программы «Атом для мира», Израиль получил небольшой атомный реактор мощностью 5 мегаватт, который был смонтирован неподалеку от Тель-Авива в поселении Нагаль Сорек. Этот реактор имел, главным образом, ценность для подготовки специалистов и использовался в качестве учебного пособия, что не помешало его модернизировать для развертывания масштабных исследований в дальнейшем. Однако, когда в 1956 году вспыхнула война в районе Суэцкого канала, администрация Эйзенхауэра заняла проегипетскую позицию. При этом США слегка пожурили Англию и Францию, которые решили проучить Насера, национализировавшего Суэцкий канал, а главная их критика была адресована Израилю, вступившему в войну по инициативе Лондона и Парижа. Президент США потребовал в весьма грубой форме, чтобы Израиль вывел войска с Синайского полуострова. Во второй половине 50-х годов Соединенные Штаты надеялись уберечь от советского влияния страны Ближнего Востока, и дипломатическое вмешательство в суэцкий конфликт, считала администрация Эйзенхауэра, послужит этой цели. Госдепартамент взвешивал: на одной чаше весов – Израиль с 2 млн. евреев, на другой – 80 млн. арабов в 20-ти с чем-то странах. Вторая чаша явно перевешивала. Вот вам Эйзенхауэр того времени: ”Я дал строжайший приказ государственному департаменту проинформировать Израиль, что мы будем вести себя так, как если бы в Америке вообще нет ни одного еврея.” Сказано недвусмысленно. Президент США направил Бен-Гуриону послание, в котором в ультимативной форме потребовал отступления. Эйзенхауэр дал понять, что США в случае вторжения советских войск не предпримут никаких действий. Израиль был поначалу непреклонен. Но Вашингтон обещал прекратить американскую помощь Израилю, угрожая, что отказ Израиля от вывода войск «закончит дружественное сотрудничество между нашими двумя странами», и что даже частные пожертвования американских евреев будут остановлены властями. Как было не послушаться старшего брата? Таким образом, друг Израиля Эйзенхауэр принудил Израиль к полному и практически безоговорочному уходу с Синай¬ского полуострова. В октябре 1965-го года американский еврейский промышленник и филантроп Макс Фишер навестил бывшего президента США Эйзенхауэра, и тот сказал ему: «Я сожалею, что в свое время заставил Израиль отказаться от Синая. Если бы в то время у меня работал еврейский помощник, я бы этого не сделал. Я бы не заставил Израиль отступить с Суэцкого канала и с Синая». Об этом рассказывается в книге Питера Голдена «Тихий дипломат Макс Фишер». После Синайской войны Насер оказался в роли признанного лидера национальных мусульманских движений против Англии, Франции и Израиля. Европейские державы оказались бессильны, и их марионеточные постколониальные режимы на Ближнем Востоке были вскоре свергнуты национально-освободительными просоветскими движениями. Такая история.
С уважением Анатолий Зеликман, Миннеаполис, шт. Миннесота
************************************************************************************************************************************************
Прекращение повседневной, будничной работы в седьмой день недели – одна из главных заповедей Ветхого Завета, который гласит: «Помни день субботний и чти его: шесть дней работай и завершай все дела свои, а в седьмой – все дела делай только для Бога». Поэтому главный праздник еврейского года бывает каждую неделю.
Некоторые ученые полагают, что происхождение праздника находится в тесной связи с сакральным числом «семь» (шева). С глубокой древности магия чисел была широко распространена у многих народов Востока. Число «семь» (а также кратные ему) на Ближнем Востоке, в том числе у евреев, считалось счастливым, было выражением полноты, завершенности. Таков Субботний год (Шемита) – каждый седьмой год, во время которого надлежало прощать долги и давать отдых пашне. Через семь семилетий – 49 лет – наступал Юбилейный год (Йовель), когда следовало отпускать рабов на волю и возвращать земельные участки, отобранные за долги. Семь дней надлежало отмечать праздники Пресных хлебов и Суккот, семь недель разделяли праздники Песах и Шавуот, на небе древние евреи насчитывали семь планет и т.д.
Указания Торы выделять Субботу как особый день можно разделить на два типа. Первый связывает Субботу с творением мира: после шести дней творения наступила Суббота – и сам Творец прекратил работу. Т.е. соблюдение Субботы – это знак признания того, что Бог сотворил мир, и что мир этот находится под постоянным Божественным управлением. (Бытие 2:2): «И закончил Бог в день Седьмой работу Свою, которую Он сделал, и отдыхал («вайшбот» – отсюда «шабат» – «покой») в День Седьмой от всей работы Своей, которую Он сделал. И благословил Бог День Седьмой и освятил его, ибо он есть Суббота («покой») от всякой производительной работы, и ее сотворил Бог, делая мир».
Второй тип указаний напоминает о выходе из Египта: это событие превратило еврея-раба в свободного человека; так и Суббота освобождает еврея от рабства повседневности. «Не делай никакой работы ни ты, ни раб твой, чтобы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты, и помни, что рабом был ты в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцей простертою, потому и заповедал тебе Господь, Бог твой, установить День Субботний». Таким образом, первый отрывок указывает на универсальное значение Субботы, о котором должно помнить все человечество, а второй – на его национальное значение, о завете между человеком и Богом.
Особое отношение к субботе подчеркивается тем, что самые строгие ограничения на работу приходятся именно на субботу – традиция запрещает производить в субботу «будничные» действия, нарушающие праздничность субботы. К таким действиям можно отнести все связанное с денежными расчетами и повседневной работой (вплоть до приготовления пищи), а также все разговоры на «будничные» темы. В случае совпадения субботы с другими праздничными датами еврейского календаря порядок праздничных молитв изменяется «в сторону» субботы, а посты (кроме Йом Кипура) переносятся на другой день. И, кроме того, вся Тора разбита на недельные главы, которые читаются всеми евреями по субботам, так что Шабат – это точки «выравнивания» всего еврейского народа в изучении Торы.
Празднование Субботы включает выполнение предписаний Торы и мудрецов, связанных с освящением, отделением этого дня. Некоторые из этих предписаний имеют конкретное выражение: перед Субботой зажигают свечи, произнося специальное благословение; в Субботу устраивают три праздничные трапезы, и первые две из них начинают с особой молитвы – киддуш, т.е. освящения Субботы над бокалом вина. Другие предписания направлены на создание особой праздничной атмосферы: люди надевают красивую одежду, семья собирается вместе за празднично накрытым столом, едят вкусную еду, пьют вино.
Суббота входит в еврейский дом в момент зажигания субботних свечей. Вечером в пятницу, обязательно до захода солнца, хозяйка дома зажигает субботние свечи и произносит благословение на зажигание свечей. После этого считается, что Суббота началась.
В современной России не любят многих. Не жалуют нацменьшинства – гастарбайтеров, приезжающих на заработки из бывших союзных республик. Презирают “укров”, ненавидят “гейропу” и, особенно, коварных “америкосов”. Но, как говорится, сколь веревочке ни виться, а в конце концов все оборачивается против евреев и заканчивается погромами.
Я не терплю конфликтности и стараюсь избегать чтения политических статей. Но время от времени на глаза попадаются заметки о каких-то “жидо-бандеровцах”. Я понимаю, бандеровцы – это украинские националисты, сомнительного свойства, но почему же с приставкой “жидо”? Ведь, согласно официальной российской позиции, бандеровцы – это фашисты. А как фашисты могут быть одновременно и евреями?
Раньше я слышал о жидо-масонах и “мировой еврейской закулисе”. Теперь прибавилась “еврейская” (бывшая Великая Октябрьская) революция семнадцатого года и пресловутые жидо-фашисты. Возникает вопрос: чем евреи так уж не угодили человечеству, и за что их, при первой же возможности, стараются очернить любым способом, а еще лучше – от них и вовсе избавиться?
Вопрос этот для меня не риторический и не только культурно-исторический, но также и личный. Я – полукровка, моя мама – еврейка, в девичестве носившая фамилию Рехтман. Как сообщил мне один знакомый раввин, по талмудическому закону еврейка-мама автоматически делает тебя евреем, хочешь ты этого или не хочешь. И, помолчав, добавил: “Особенно, если не хочешь”.
Я всегда гордился своими еврейскими корнями, как, впрочем, и русскими предками, да и, вообще, принадлежностью к русской культуре. И все-таки меня не покидало удивление – чем так опасны евреи, и почему они всегда оказываются крайними?
Объяснений “еврейского вопроса” я за свою жизнь слышал и читал множество, причем самых разнообразных.
Первое, что приходило на ум – это необычайная активность евреев. Дай им хоть толику прав, хоть глоток свободы, и они тут же пролезают в первые ряды истории. Создается впечатление, что (как поется в известной песне) “кругом одни евреи” – среди реформаторов и консерваторов, монархистов и демократов, верующих и безбожников. С евреями необычайно трудно соперничать на равных, поэтому невольно возникает желание оттеснить их на третьестепенные роли, а еще лучше и вовсе задвинуть куда-нибудь подальше.
Вторая теория, конечно же, – религиозная и отсылает к тем далеким временам, когда зародилось христианство. Тут вспоминается старый анекдот: “Мама, а правда, что Иисус Христос был евреем? Правда, сынок, правда. Тогда все были евреями. Время было такое”.
Новозаветные евангелия рисуют неоднозначную картину осуждения и распятия сына Божьего Иисуса Христа. С одной стороны, формально виноваты, конечно, римляне. Прокуратор Иудеи Понтий Пилат, хоть и “умыл руки”, но все же вынес роковой приговор, а римские воины привели его в исполнение.
С другой стороны, – нехорошо поступили лидеры иудейской общины и те, кто их поддерживал. Иуда своего учителя предал, первосвященник Кайафа и старейшины – осудили на смерть, а толпа иудеев кричала: “…кровь Его на нас и на детях наших”. Вот и получается, как пел в одной из своих песен Владимир Высоцкий: “И как-то в пивной мне ребята сказали, что очень давно они Бога распяли”.
Отсюда и возник пресловутый христианский миф о еврейском избранничестве, обернувшийся проклятием. Согласно этому мифу иудеи должны были воздвигнуть из своей среды Мессию, которого им предназначено было признать и принять. Поскольку же, вместо этого, они обрекли его на гибель, то стали народом презираемым и изгнанным.
В христианской традиции эта антисемитская теория культивировалась на протяжении веков и даже тысячелетий. Она послужила идеологической базой для еврейских погромов, и была пересмотрена лишь после Второй мировой войны и еврейского Холокоста, уже во второй половине двадцатого столетия. В 1965 году на Втором Ватиканском соборе в Декларации о взаимоотношениях Церкви с не-христианскими конфессиями было наконец-то заявлено, что ныне живущие евреи не несут вины за события, произошедшие на заре христианской эры.
И все-таки, на мой взгляд, у антисемитизма более глубокие корни, нежели простая религиозная, культурная, или этническая вражда к евреям. Антисемитизм – это в глубинной основе своей богоборчество, прикрывающееся различными ширмами, меняющимися в зависимости от исторической или социальной обстановки.
Евреи – первооткрыватели монотеизма. Слово “еврей” неотделимо от понятия “Бога”. Как заметил американский писатель еврейского происхождения Эли Визел (Elie Wiesel), “еврей может быть с Богом, может быть против Бога, но никогда – без Бога. Принятие? Да. Отвержение? Да. Безразличие? Никогда”.
У евреев – своя религия, свой особый завет со Всевышним, который не прервался с появлением Христианства или Ислама. У этого народа уникальная историческая судьба, предреченная древнееврейскими пророками и хранящая его до конца времен, до Судного дня.
Собственно, четырехтысячелетнее выживание евреев, несмотря на всевозможные гонения их притеснителей, представляет из себя самое настоящее чудо и служит веским аргументом в пользу бытия Господня. Не случайно, что когда германский Кайзер спросил у Бисмарка, существует ли простое доказательство существования Бога, тот ответил: “Евреи, Ваше величество. Евреи”.
По этой же причине неумолимое желание отделаться от евреев свидетельствует, прежде всего, о тайном стремлении избавиться от своего Создателя. Нет евреев – нет и Верховного Судьи. Нет начальства над людьми, не перед кем нести ответственность. Живи в свое удовольствие и наслаждайся полной свободой.
А с другой стороны – вера человека в Бога проявляется как раз по его отношению к евреям, которые первые принесли эту веру человечеству. Как говорил Лев Толстой, “евреев любить трудно, но нужно”. И высказывание это вовсе не делает его антисемитом. Просто Лев Николаевич, этот “матерый человечище”, как всегда рубанул правду, которая, как известно, глаза колет…
Профессор Университета искусств (Филадельфия, США), доктор философии Михаил Сергеев, 28 Июль, 2015