Павел Катцен тренер,      сотворивший чудо!     В Америке!

          

Катцен Павел родился в Риге  в победном 1945 году. Мастер спорта по греко-римской борьбе. Окончил Ленинградский  институт физической культуры им. П.Ф.Лесгафта по специальности спортивная борьба. Эмигрировал в США в 1978 году.

Главный скарб, который привез с собой за океан – учебники, книги, методические пособия по спортивной борьбе.

Павел терпеливо испил чашу эмигранта, хлебнув свою дозу до дна.

            Нимало покочевал по американским просторам в поисках борцовского счастья. Но кому нужен малоизвестный советский спортсмен, не искушенный тренер в Америке, тем более по греко-римской борьбе! Да, к тому же еще,  с корявым английским. Но, видимо,  Всевышним было заранее предначертано, чтобы на его пути попались приличные люди, узревшие в нем  специалиста.

…На Олимпийских играх 2000 года в Сиднее  с особой яркостью вспыхнула звезда тренера  Павла Катцена: его подопечный Рулон Гарднер  сотворил сенсацию в истории спортивной борьбы, одержав победу  над самым титулованным борцом планеты  – Карелиным, непобедимым,  трехкратным чемпионом  Олимпийских игр. И этим, уважаемые читатели,  все сказано.

 

            …Наши пути пересеклись в 1992 году. Буквально через две недели после того, как я с семьей приземлился в аэропорту им. Кеннеди. Потерпев неудачу при  попытке продолжить свою научно-педагогическую деятельность  в Филадельфийском универсистете, я понял, что надо «менять коньки на санки» (помните, у Высоцкого) и пошел искать еврейское счастья в Еврейский Центр «Шорфронт» на Брайтоне.

Павел Катцен – руководитель спортивного отдела Центра был краток и достаточно корректен: «Да, помню, Ваша фамилия была на слуху в Союзе и, судя по Вашим учебникам и нашумевшим телепередачам «Спортландия», Вы специалист высокой квалификации,  но, к сожалению,  предложить Вам ничего не могу. Разве что на позицию волонтера,  попробуйте…».

По правде говоря, я тогда еще толком не понимал значение этого слова, но зацепился. Надо же было что-то делать. Попробовал. И вот , благодаря проницательности и  доброты души  Павла,  я уже  около 17 лет все еще «пробую», создав своеобразную школу здоровья на Брайтоне для пожилых людей.

            Надо отметить, что организатор и руководитель Павел был отменный. По манерам общения с людьми он мне напоминал моего первого заведующего кафедрой спортивных игр в родном моем Белорусском институте физкультуры, бывшего фронтовика, заслуженного тренера по волейболу Григория Ароновича Вольштейна, который никогда мне не приказывал, не делал замечания, а просто спокойно сказать: «Не кажется ли Вам, Евгений Моисеевич, что правильнее было бы…». Вообщем, под  началом Павла мне работалось вполне конфортно. Но, видимо, ему была уготовлена совсем другая участь.Он  ведь буквально грезил борьбой…

            Последние годы  Павел как-то исчез из моего поля зрения. И вот,  выдался случай. Приступив к разделу о борцах-евреях  США в своей новой книге «Препоясавшие чресла», я  невольно вспомнил, что лучшего консультанта  по этому региону мне  не найти.  После некоторых поисков, мы состыковались. Павел принес с собой увесистые фотоальбомы, вырезки из газет и журналов о своей тренерской деятельности в Америке, которые, наверно,  сами  могли бы потянуть   на отдельную книгу. И , как водится, за рюмкой чая , мы с ним разгворились «за жизнь». Благо у нас нашлось много общих знакомых по «той» и здешней жизни.

А вообще-то, я еще раз убедился, что  его, как и всех тяжеловесов,  трудно разшевелить. Но, если  уж это как-то удалось, то считай, что тебе повезло. Мне повезло. Его рассуждения о спорте, в особенности, о борьбе – заслушаешься . Он как  ходячая энциклопедия  с глубоким педагогическим анализом. Что стоит, например,  его экскурс в историю (теперь уже  история!) победы  своего подопечного Рулона Гарднера над Великим Александром  Карелиным.  Четыре долгих года он вместе со своими коллегами-тренерами по  сборной страны готовили этот миг удачи. Они заранее  предугадали, что решающий поединок на ковре  в Сиднее будет, все-таки,  именно этот: Карелин – Гарднер . А Павел, как он признался,  давно ведь следил за Карелиным. Он моделировал ситуации, подбирал спарринг-партнеров, прикидывал и примерял. Одним словом, готовил «бомбу». И она-таки взорвалась…

Я , конечно, не специалист по этой части, но мне тогда тоже показалось, что в исходе этого поединка  вмешался Его величество случай или случайность – ведь  Карелин никогда не проигрывал. К слову, некоторые даже коронованные специалисты, многие знатоки-журналисты  на горячую голову утверждали, что здесь не обошлось без «Проделок Скопена», судейского «промаха» или подковерного фокуса. Ну, на самом деле, как мог Великий Карелин проиграть? Он  же ведь общепризнанный король мирового ковра! Но, поостыв немного, поразмыслив на трезвую голову и, особенно, услышав мнение самого Карелина  (Великий остался Великим!),  многие смирились и поняли,

                                                       Хаим Коган (второй слева) – консультирует  Павла

что Рулон Гарднер –  с подачи именно Павла Катцена и других тренеров сумел ниспровергнуть  самого короля с  борцовского трона, прервав эпоху Карелина в истории борьбы…

            Как давно успел заметить, Павел, ко всем своим выдающимся педагогическим способностям,  еще незаурядный к тому философ. Опять же,  ловлю сея бя на мысли: склонность к философским рассуждениям  присуще некоторым великим борцам. Именно борцам, а не представителям других видов спорта. Невольно задумываюсь: неужели  и до сего дня генетика Ароистотеля  – величайшего философа и известного борца – передалась нашим современникам – борцам?

           

                  Сборная команда  США по греко-римской борьбе. В центре Павел Катцен

Итак, чтобы мы ни говорили, Павел Катцен – уникальная личность.

Ну,  посмотрите, сами: в Америку приехало довольно  много именитых, высококвалифицированных специалистов по спортивной  борьбе, заметных спортсменов. Но, к большому сожалению, мало кому удалось, по-настоящему,  поймать Жар-птицу и продолжить свой профессиональный путь по своей специальности. ( я уже не говорю подняться до уровня  тренера национальной сборной, как Павел).  Случай с Павлом Катценом, повторюсь,  уникален.

Правда, как Павел сам утверждает, он имел до этого прилежную тренерскую базу, унаследовав ее еще в Риге, тренируясь и работая с таким корифеем борцовского искусства, как Заслуженный тренер СССР Хаим Коган – тренера сборной команды Советского Союза (фото слева). Так что,  все имеет свои истоки: Хаим Коган своевременно подставил ему свои плечи, чтобы Павел дальше втдел, за что  Павел  ему бесконечно благодарен…

            Думаю, и наверно не без основания, что, кроме всего,  Павел Катцен, как никто другой, очень четко и своевременно  уловил тонкости  и особенности американской ментальности, правопорядков и тенденцию спортивной борьбы в Америке. Или, иначе говоря, он попал в нужное время и нужное место. Вот, пожалуй, главное, что дало ему возможность выдвинуться в число тренерского состава  сборной страны, сохраняя этот статус  на протяженипи четырех олимпийских циклов! Это что-то значит! Я, напрмер, не знаю аналогичных случаев в Америке по отношению к нашим  специалистам по спорту.

                                           

                                     Второй слева – Павел Катцен, крайний справа – Рулон Гарднер

В Америке, как известно,  нет специальных  спортивных званий, как  «там»

были. Но я видел его памятные сувениры  ( в том числе и изумительное именное

кольцо-перстень,  усеянное драгоценными брилльянтами и камнями, благодарственные письма и статьи о нем в американской печати. И мне необычайно стало тепло и приятно на душе за то, что наш  эмигрант-соплеменник, мой добрый старый приятель Павел Катцен заставил всю Америку уважать себя , продлив эстафету существенного вклада еврейских тренеров и спортсменов  во славу американского спорта. Знай наших!

 

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*