*****

До 1917 года никаких русских и евреев не существовало. Проблемы между ними не было ни малейшей. Была проблема между православными и иудеями. Если иудей принимал православную религию или, как его называли, становился выкрестом, то никаких проблем, ни социальных, ни имущественных, ни прочих, не было. Я назову просто двух министров иностранных дел, один был начальником приказа, фамилия его была Шафиров, если мне память не изменяет, а второй был граф Нессельроде, принявший тоже православие. Еще я хочу обратить внимание, что проблема религиозной принадлежности – это, как ни крути, проблема моего свободного выбора. Хочу – принял такую религию, хочу, наоборот. А проблему, которую поставили большевики, отменив вероисповедание, это проблема крови. Т.е. первыми фашистами, первыми расистами в 20 веке были большевики, потому что состав крови, что называется, не измените.

*****

Существует ли еврейская культура? По Интернету вопросы, которые пришли к передаче (радио ”Эхо Москвы” – А.З.) самые разные, где грубые, где никакие, где антисемитские, есть пару здравых. Но я хочу перед тем, как начнут говорить гости программы, сказать несколько своих соображений на этот счет. Не потому что они шибко умные, а потому что должно быть, что они выражают какое-то существующее отношение к этой теме в русском обществе. Почему я говорю в русском – потому что я пишу по-русски, думаю по-русски, участвую в той или иной степени в русской культуре и русских СМИ. Поэтому я буду говорить именно о русском отношении. Для меня это отношение сформулировал мой папа, когда мне было 16 лет. Папа у меня был евреем, мама русская. Надо было получать первый в жизни паспорт, папа меня спросил: какую национальность, а тогда в паспорта надо было писать национальность, у детей смешанных браков разнонациональных браков было право выбирать национальность одного из своих родителей. Я сказал: папа, как у тебя – еврей. На что мне папа ответил: можно я задам тебе некоторое количество вопросов. Я говорю: да, пожалуйста. Он говорит: ты говоришь на идиш, ты понимаешь идиш? Я говорю: нет. – Ты говоришь на иврите, ты понимаешь иврит? Я говорю: нет. – Ты обрезан? Я говорю: ты чего меня про это спрашиваешь, когда ты мой отец, конечно нет. – Ты иудей? Я говорю: если я не обрезан, то какой я иудей. На каком языке ты говоришь? – На русском. – На каком языке ты думаешь? – На русском. – Вот тогда иди и пиши, что ты русский. Вот как бы тогда по ту пору мне было этих папиных аргументов достаточно, я так и стал воспринимать себя русским человеком, а уже когда заканчивалась история Советского Союза, я вдруг услышал слова тогдашнего первого и последнего главного редактора журнала “Советиш геймланд”, был такой журнал “Советская родина”, который издавался на идиш. Он говорит, вот отмирает идишская культура…На 10-летии “Эха”, которое было в театре Вахтангова, я вышел в кипе. Совершенно сознательно вышел, потому что у меня была позиция, она осталась и сейчас, что в этой стране при этом президенте я хочу напоминать всем окружающим, что мои дедушка с бабушкой были уничтожены в 44 году в Литве при ликвидации Каунасского гетто литовскими националистами… Если антисемит дома бьет куклу и говорит: “у-у, ты жидовская морда”, это его личное горе. Но если он выходит на улицы и начинает оскорблять людей, то здесь он уже виновен, потому что он нарушает права другого свободного человека. Свобода пространства моего кулака, говорил мне мой покойный папа, заканчивается там, где начинается пространство свободы твоего носа… Я вспоминаю историю еврейских погромов в Российской империи в начале прошлого века. Я историк, я ими занимался. Так вот – все до единого еврейские погромы были в той или иной степени спровоцированы властями, спровоцированы полицией, спровоцированы жандармами, все до единого погрома.

*****

Если Израиль хочет выжить как государство, как страна, как сообщество, он должен забыть о Холокосте. Не внутренне забыть, но избыть как мотив политической жизни, потому что, конечно, Израиль сам по себе не выживет, и, конечно, он должен вести переговоры с палестинцами. То есть не с террористической Палестиной, а с нормальной. А это означает, что какому-то количеству людей, которые считают, что они беженцы из Израиля, – нужно дать право вернуться на родину. Тут возникает проблема израильского государства – в связи с рождаемостью и т.д. Отсюда два моих следующих соображения: во-первых, Израиль должен перестать называть себя еврейским государством. Не может быть моноэтнической страны нигде и никогда! Во-вторых, Израиль, мне кажется, не должен бояться некоторого количества арабских переселенцев. По одной простой причине: демократия это ведь договоренность, прежде всего. В договоренность может быть включено всеобщее избирательное право, конечно, тайное, но не равное голосование! Необходимо договориться о квотах. Нужно садиться и договариваться.

             Комментарий: В стране показного интернационализма детей от смешанных браков при получении паспорта ставили перед ужасным выбором: то ли от мамы шагнуть к папе, то ли от папы отшатнуться к маме, и в любом случае они получали глубокую сердечную травму на всю жизнь. Андрей Черкизов, конечно, понимает, что пункт “национальность” в паспорте не имел никакого отношения ни к знанию языков, ни к принадлежности к определенной культуре, а исключительно к этническим корням. Человек, родители которого русские, – русский. Даже в том случае, если он ни слова не знает по-русски и понятия не имеет о русской культуре. А эфиоп, прекрасно говорящий по-русски и выросший в русской культуре, как Пушкин, – по паспорту все равно эфиоп. Черкизов по паспорту русский не потому, что язык и культуру знает, а потому что, запиши он себе еврейскую национальность, ему труднее бы жилось. Вот почему папа просил его не делать себе хуже. И папу понять можно: жизнь заставляла. Не знаю, однако,что заставило Андрея Черкизова открыто заявить о своей гомосексуальности в передаче Владимира Познера “Человек в маске” и высказаться против однополых браков? Я помню, как Андрей Черкизов – тогда ведущий программы «Час быка» на НТВ – провел интерактивный опрос — верят телезрители или нет, что евреи используют кровь христианских детей в ритуальных целях. Поразительно, но аудитория разделилась практически фифти-фифти: оказалось, что 48 процентов верят в кровавый навет, а 52 — нет… И это в 1998 году! В просвещенной Москве!! Среди интеллигентной публики, которая составляла в основном аудиторию Черкизова!

 

 

*****

«Еврей». Какие мысли рождаются у вас в голове при этом слове? Никаких? Но что-то щелкает в мозгу, да? Переключатель какой–то срабатывает. Дискомфортно становится на секунду. При слове «белорус» ведь не происходит такого? Как и при слове «молдаванин» и даже «цыган». А при этом волшебном слове девять украинцев из десяти вздрогнут и поднимут глаза. Обычно обывателями это слово произносится как-то шепотом, особенно если разговор идет о ком-то знакомом – «а ты знаешь, ведь он (шепотом) ЕВРЕЙ”. Я вспоминаю свое детство. Не помню, где я первый раз услышал (подслушал) про эту национальность, но однажды подошел к маме и спросил ее: „Мама, а Брежнев – еврей?” Помню, как она на меня посмотрела. Шел 1981 год… Потом мой брат, человек абсолютно не злой, кормил голубей и отгонял от хлебных крошек воробьев. Отгонял со словами „ну, налетели, ЕВРЕИ”. Я полагаю, что у многих людей отношение к людям этой национальности формируется еще с детства, впитывается если не с молоком матери, то с манной кашей – точно.

Написано очень много книг по „еврейскому вопросу”, из поколения в поколение передаются рассказы про „хитрых евреев, мешающих нам жить”… Так что же это за нация такая страшная? Зачем жить мешают, воздух отравляют? Кто они такие? Хотя, повторяю, написано уже слишком много, а я хочу высказать свое предположение по поводу того, почему мой любимый украинский народ так не любит прекрасный еврейский народ. «И сотворил Бог человека». Противники божественного сотворения Земли часто задают вопрос, способный, по их мнению, выбить почву из-под ног любого верующего: „А откуда негры взялись, если Адам белым был?”. Ну, во–первых, я не припоминаю описания цвета кожи Адама, а во–вторых, КТО СКАЗАЛ, ЧТО БОГ СОТВОРИЛ ВСЕХ ЛЮДЕЙ? Хотите считать своими предками обезьян – считайте! А насчет евреев в Библии сказано четко – народ Божий. Ну, это для тех, кто не считает Библию просто занимательной книжицей.

Откуда взялась эта чудовищная ненависть к евреям у моих братьев – православных? От неграмотности? Или извечного поиска виновных в своем бедственном положении? Или от глубоко, напрочь въевшегося ментального „хай і у них все буде погано, якщо у мене погано?” Да, что есть, то есть – я лично ни одного бедного еврея не видел. Умеют работать люди. „Та вони ж хитрі які!” А в чем, собственно, хитрость? В том, чтобы не пропить скопом заработанные деньги? Не упасть, пьяному, лицом в грязь на улице, а отнести деньги семье? В том ли эта сакраментальная „хитрость” заключается, что еврей не пройдет мимо заработка, посчитав, что ему не „по масти” этим заниматься?

В начале прошлого века все больше евреев, которых страна, носившая в то время название Российская Империя, ненавидела лютой ненавистью, всячески ограничивала в правах и убивала, устраивая погромы, решались на то, чтобы плыть в Америку. Зачастую это „путешествие” занимало 14-17 дней. Чаще всего – в нижнем отделении корабля, находившемся ниже уровня воды и неотапливаемом. С детьми. В сырости и холоде. При перезагруженности корабля в 2-3 раза. С узелками, бросив все накопленное на растерзание героев – казаков, все «геройство» которых сводилось к тому, чтобы опьяненными безнаказанностью и всячески поддерживаемыми властью на всех уровнях разорять и убивать ни в чем не повинных беззащитных людей, евреи плыли к мечте. Те, кто уехали раньше, в редких письмах домой описывали страну, в которой к ним относились как к людям, а не как к скотам…

Так вот, те, кто выдержал плавание и попал на берег Америки, поселялись в гетто. Жили по три семьи в одной крошечной комнате. И работали. Много и тяжело. Это поколение подарило Америке множество врачей, прекрасных юристов, бизнесменов и ученых. Вопреки логике, ВСЕ жители еврейского гетто впоследствии становились на ноги и находили себя в жизни. Единственное сравнение, которое приходит на ум – „птица-феникс”…

Что еще так не нравится моему прекрасному народу в этой нации? То, как у евреев тесны родственные и вообще семейные связи? Ну да, оставить ребенка в роддоме для еврейской мамы, как и для папы, представляется невозможным, абсолютно безумным поступком. В еврейских семьях почитают старших, супруги как ни в какой еще нации сильно привязаны друг к другу и к детям. И если ребенок – любимое чадо для любого папы и мамы, в еврейских семьях ребенок – просто неоценимое сокровище! Здесь следят за каждой “стрункой” этого маленького человечка, за каждым его шагом. А он – этот человечек – когда вырастет, повзрослеет, создаст свою семью – будет так же точно любить свое чадо. И это многим непонятно. Ну да, дикость в наше время…

Насчет „евреев–обманщиков” и „нечестных евреев”. Во все времена жили евреи, шедшие путем правды. Вот почему еврей, по словам А. Горького, “всегда был тем маяком, на котором гордо и высоко разгорался над всем миром неослабный протест против всего грязного, всего низкого в человеческой жизни, против грубых актов насилия человека над человеком, против отвратительной пошлости и духовного невежества”. “И как же, в самом деле, этот могучий голос любви к истине мог не возбуждать ненависти тех, кто строит себе хоромы из лжи и обмана на фундаменте насилия и преступления?” – резонно спрашивает А. Горький в статье “Еврейский вопрос”. Злы ли евреи? Кто так считает, пусть попробует показать им, что он их друг. Настоящий друг. Результат, уверен, не заставит себя долго ждать. Той, прежней, осторожности как ни бывало. Оказывается, что евреи – это добрые и отзывчивые люди.

А откуда же это недоверие в общении? Таков результат многолетних скитаний по миру, недоброго, а порой и чудовищно жестокого обращения с ними. Сколько их обижали (и это ох как мягко сказано!) христиане, которые, согласно Библии, должны были нести в мир только любовь! И вообще, как можно было вот так относиться к евреям, ведь первые христиане, и главное, сам Иисус (!) были евреями?!! Пойду, скажу какому–нибудь «святому отцу – батюшке» в канун Рождества, так еще и по шее получу…

В одном классе со мной учились два паренька-еврея. Я их обижал и задевал. Нормальные были ребята. А я „цеплял” их по любому поводу и без повода. Просто потому, что евреи. И Максим, и Глебка вот уже как 14 лет живут в Калифорнии. Я пытался с ними связаться неоднократно. Чтобы извиниться. За свое свинство и глупость. Кстати, к слову о „жадных евреях”. У Глебки дома жила целая свора беспородных собак. Он, как и его родители, не мог пройти на улице мимо скулящего комочка, обреченного на голодную или холодную смерть. Так вот они, эти самые „жадные евреи”, оплатили далеко не дешевый перелет всех семерых песиков. Очень дорогой перелет. Мы все тогда посчитали это безумием…

„Еврей” – в переводе с арамейского „освобожденный”. То есть люди, сбросившие с себя иго чьего–то там гнета (египетского или узбекского – не имеет значения), могут именоваться евреями. Я сбросил с себя тяжеленное ярмо нелюбви к этой нации. Таким образом, я – еврей, да еще какой! Я долго копался в себе, очень много общался с евреями, пытаясь понять их. Я их не понял. Но полюбил всем сердцем! Я люблю эту нацию. Люблю за неиссякаемую энергию, кипящую в ней, вечную жизненную силу, способность находить выход даже из самых-самых тупиковых ситуаций. Евреи, как яблоня: какие бы ни были непогоды, она каждый год дарит нам спелые плоды. Как солнце, которое согревает нас своими лучами. Как маленький ручеек, который все бежит и бежит куда-то…

Я люблю поэзию этого народа, восхищаюсь его остроумием, часами могу слушать его песни, прекрасные, то безудержно веселые, то бесконечно грустные… Я каюсь в том, что очень сильно заблуждался, я каюсь за свою ограниченность в набившем оскомину „еврейском вопросе”, я прошу прощения за притеснения, хамство, а порой за элементарное жлобство своего народа по отношению к прекрасному народу – ЕВРЕЯМ. Шалом вам, братья. Мазл тов, дорогие…(Сокращённый вариант статьи ”Евреям, с любовью…”. Опубликовано в Женском  Журнале  myJane.ru,  15.08.2007 – А.З.)

****

Интересна она (тема еврейства – А.З.) мне тем, что я родился, рос, и впитал в себя антисемитизм украинского народа. А я люблю идти против течения. Я люблю еврейский народ, возможно, вопреки мнению моего окружения. Однако, что интересно – на сегодняшний день очень мало кто верит, что я не еврей, а чистопородный украинец! Удивительное дело – все полагают, что только еврей может так самоотверженно «вписываться» за евреев. (Из интервью в нью-йорской газете ”Еврейский мир”, 2011 – А.З.)

****

Часто появляющиеся в украинских СМИ фальшивки с “израильским и еврейским акцентом” служат определенной цели… Фальсификации с “еврейским и израильским акцентом” – тема не новая. Достаточно вспомнить и “еврейскую майданную сотню”, которую никто и в глаза не видел, или майки “Жидобандера” – по моему мнению, дебильной надписью, оскорбительной для каждого еврея. Майки эти почему-то предпочитают одевать на себя отдельные представители еврейского народа, и у меня есть тому объяснение. Трагедия Холокоста, которая отложилась у евреев на уровне генной памяти, видимо влияет – увидев, что вокруг них происходит нечто похожее на то, что произошло в Германии в 30-х, некоторые евреи, чувствуя этот животный ужас, пытаются отгородиться от него. Они принимают позиции тех, чьи позиции еврею принимать нельзя никогда, ни при каких условиях… Кроме того, “основным двигателем” войны в Украине,  к сожалению, является еврей – бизнесмен Игорь Коломойский.  Он заинтересован в том, чтобы украинцы мочили украинцев, но у него чисто меркантильные, а не политические интересы…

Регулярные “вбросы фейков” с еврейскими и израильскими “акцентами”, делаются, в частности, для привлечения внимания на Западе… Все эти “батальоны просят огня” нужны для того, чтобы показать, что здесь нет никаких фашистов, нацистов, за Украину якобы воюют евреи и израильтяне, плечом к плечу с представителями правых сил, с местными ультрас. Хотя те украинские правые, с которыми я регулярно общаюсь, они самые настоящие расисты, с которыми еврею рядом делать просто нечего…

Распространение этих фальшивок чревато неприятными последствиями для еврейского народа, считаю, что это приведёт к росту антисемитизма… Евреям нужно находиться подальше от всего этого, быть над схваткой, сбоку от нее, где угодно, но не участвовать. Очень неприятно, когда некоторые евреи начинают откровенно “подмахивать” в происходящих тут процессах. Не понимая, что они находятся рядом с теми, кто завтра их может опять повести в Бабий Яр.  (Из беседы на портале IzRus  15.07.2014, где журналист  прокомментировал ситуацию, сложившуюся с разрекламированным “израильским батальоном Матилан”, выдуманной статьей “из The Jerusalem Post” и прочими подобными инцидентами.  Между прочим, он отметил, что  его иногда называют его антисемитом . В качестве комментария по этому поводу Шарий продемонстрировал “могендовид”, который носит на шее –  А.З.)

****

Это болезненная тема (антисемитизм – А.З.) . Я вижу неких блогеров мерзавцев, которые вдруг начинают примазываться ко мне. Я вижу этих ублюдков, извините.  Постоянная тема антисемитизма. То есть они начинают говорить о Порошенко не потому, что он плохой вот тут и тут, по фактажу, по пруфам, а потому что он Вальцман. То же самое они рассказывают про Тимошенко – Капительман. Понимаете, я смотрю на этих арийцев   с лицами абсолютно не арийскими и думаю: Ну вот неужели ты, когда говоришь , что вот тот человек плохой, потому что он еврей, неужели ты думаешь, что ты лучше только потому, что ты не еврей? Эта карта (на выборах президента Украины – А.З.) будет разыгрываться однозначно. Я вижу, что она идет.  Этот дремучий антисемитизм сидит глубоко внутри и не только  украинского,  но и русского народа, я думаю, к сожалению. Это не на пустом месте. Об этом долго можно рассказывать. Я уверен, таки да. И по Зеленскому, в том числе, будет разыграна эта карта. Она уже разыгрывается… ( Это по всей территории Украины? – вопрос ведущего – А.З.). Если вы имеете в виду, что на Западной Украине, допустим, в  калядках до сих пор жид участвует, то я не думаю, что можно разделить: вот в таком районе хорошо, в этом плохо. Нет, эта тема сидит глубоко  глубоко внутри, к сожалению, наших  народов, потому что… знаете, я могу валяться в грязи,  в луже со спущенными  штанами, бухой и без денег, но я лучше его, потому что я не еврей. Это ужасающе на самом деле. Это в нас есть. И надо это искоренять. Будет разыграна эта карта. И плюньте в лицо – призываю вас – плюйте в лицо сразу же всем тем мерзавцам, которые разыгрывают эту карту. ( Из интервью в передаче «Персонально ваш» на радио «Эхо Москвы» 23.02.2019 – А.З.)

P.S. Прочитайте. Анатолий Шарий – ”Добить Бабий Яр”

P.S. Прочитайте. Анатолий Шарий – ”Если в кране нет воды”

P.S. Посмотрите видео-ролик Анатолия Шария

*****

Это настолько кровавое месиво, которое там затеяли местные политики, израильские политики в первую очередь, что из этой кровавости этого месива выход теперь будет очень тяжелый для Израиля. Поскольку я-то думаю, что у них есть несколько сроков. Первый срок был – они хотели до 9 января завершить, убив руководство ХАМАС, которой является легитимным правительством, победившим на выборах в Секторе Газа. Потому что 9 января кончались полномочия Махмуда Аббаса. Израилю, а главное их американским покровителям, современных израильских политиков, необходимо было оставить одного Махмуда Аббаса в живых в этом регионе как единственного переговорщика, единственного субъекта переговоров…

Идея заключалась в этом, это была первая идея. Вторая идея – до 20 января, до вступления Обамы в должность, завершить вообще всю эту кровавую операцию, разгромить ХАМАС и объявить о том, что ХАМАС не существует на территории Палестинской автономии ни в какой форме. Эта идея тоже проваливается, поскольку Израиль… точнее, так: не Израиль, а те израильские политики, которые затеяли эту авантюру, поставили и свою страну, и свой народ, и самих себя вне закона. В мире все больше и больше эта ситуация становится очевидной. То, что израильские политики позволяют себе высказываться в отношении Совета Безопасности ООН как к чему-то такому как бы несуществующему. Откровенно говорят, что им плевать на международное мнение, откровенно говорят, что им плевать на ООН, на «Красный крест». То, что расстреливаются здания, принадлежащие ООН и «Красному кресту», это все даром не пройдет. И те политики, которые, наверное, даже считались и либеральными и «левыми» когда-то еще в связи с партией «Авода» и так далее, сегодня все больше и больше ассоциируются с такими словами, как «кровавые», «преступные».

И это не просто громкие тирады. В самом Израиле, я уверен, тоже скоро начнутся акции протеста против этого всего. Потому что мне кажется, что что-то болезненное существует в обществе, когда люди приезжают на смотровые площадки к стенам Газы смотреть, как где-то в нескольких километрах от них корчится и мучится город, в котором умирают дети, в котором убивают женщин, в котором разрушаются огромные дома, школы и больницы…

Детей и женщин с бомбами никто не посылает, их удерживают. Там женщины и дети рвутся взрывать себя, потому что у них нет другого оружия. А вообще это не в природе человека – сидеть и спокойно ждать, что тебя придут и, как животное, убьют. Кстати, насчет животных. Некоторые израильские политики, особенно из пресс-службы Цахала, позволяют себе называть палестинцев зверями в человеческом обличье. Я надеюсь, это не имеются в виду какие-то религиозные аспекты в связи восприятием неоиудиеев, которых иногда называют «животными, лишенными души». Мне кажется вообще, что та риторика, которая существует с израильской стороны по отношению к палестинцам в этой войне, она выходит за рамки того, чтобы называть Израиль демократическим либеральным государством. Такой риторики не было со времен Второй мировой войны, такая риторика была в устах нацистов, которые называли евреев «недочеловеками».

Называть своего оппонента «зверями», «недочеловеками», причем надо понимать, что нет никаких боевиков ХАМАС, которые были бы отдельно от палестинского народа Газы. Весь палестинский народ Газы – это сегодня боевики ХАМАС. Когда они говорят «мы воюем с терроризмом», да 20 тысяч боевиков – это официальные данные Израиля! Не бывает 20 тысяч террористов, не бывает 30 тысяч террористов. Террористические организации – это десятки, сотни, может быть, тысячи человек. Если речь идет о десятках, о сотнях тысяч, то это уже армия восставшего народа. Значит, с кем воюет сегодня израильское государство? С восставшим народом? Речь идет об уничтожении палестинцев целиком и полностью, до последнего ребенка, до последнего человека? Надо эту войну остановить в любой момент, как только это будет возможно… Когда в Газе победил ХАМАС на выборах демократических, вопреки ожиданиям Тель-Авива и Вашингтона, то первым же политическим заявлением со стороны израильского правительства был отказ в признании палестинскому народу выбирать тех, кого палестинский народ хочет выбирать. Сразу же начался террор против правительства ХАМАС, сразу же началась военная поддержка Махмуда Аббаса, сразу же на Западном берегу начались массовые аресты израильскими солдатами и спецслужбами представителей ХАМАС, и сразу началось разжигание гражданской войны в Палестине. Вы знаете, это серьезный момент. То есть с первого же дня Израиль взял курс на конфронтацию с ХАМАС, заявив, что не будет вести переговоры с ХАМАС, потому что ХАМАС, видите ли, не признает право Израиля на существование. Что, кстати, ложь. ХАМАС признает право Израиля на существование, просто вопрос в его параметрах…

Я не хочу употреблять выражение «Сектор Газа», это территория Палестины. Мы же не говорим «ситуация в Нешере или в Сдероте». Это не Сектор Газа, это Палестина. И давайте говорить «у территории Палестины». А «Сектор Газа» пусть говорят те, кто не признает права палестинского народа на существование. Я эти права признаю и считаю его коренным народом всей территории, от Хайфы до границы с Египтом, вся эта территория принадлежит палестинцам, равно как и тем евреям, которые хотят жить с палестинцами в мире. Я считаю, что территория должна принадлежать всем людям доброй воли, которые готовы там находить общий язык между собой. Там должно быть государство, которое учитывает национальные и религиозные права всех людей, которые хотят там жить в мире и в согласии, а не государство, которое основано на национальной или религиозной исключительности какого-либо народа или какой-либо религиозной группы. Поскольку эта территория не принадлежит только народам, которые на ней проживают…

Израиль стерт не будет. Давайте говорить о евреях. Евреи не только имеют право жить там, но и должны это право иметь. Проблема в тех политических формах, в которых реализовывается право евреев посещать свои религиозные места и жить на Святой земле для евреев. И эти политические формы, которые сегодня у нас оформлены в виде государства Израиль, оказываются неприемлемыми для Совета Безопасности ООН, для Организации Объединенных Наций, для «Красного креста», для слишком большой части человечества они оказываются неприемлемыми. Более того, мне кажется, что политический формат государства Израиль оказывается все более и более неприемлемым для мирового еврейства, поскольку я не понимаю, почему евреи, проживающие в разных странах мира, в США, в Европе, в России, должны становиться заложниками преступной политики Ольмерта, Ципи Ливни, Эхуда Барака и так далее, Нетаньяху, если он придет к власти. Они становятся заложниками… Ненависть, которую Израиль сейчас на себе проецирует, потом будет отражаться на гражданах других государств. А мы не можем допустить роста фашистских настроений. Когда я вам говорю, что израильские элиты заинтересованы в сегрегации и в росте фашизма в других странах, в России в частности, в исламофобии, в разжигании ненависти между русскими и нерусскими, то мы сейчас видим, что это правильно, что я говорил, это соответствует действительности…

Давайте конкретно посмотрим на тех, кто в России в свое время поддержал преступную авантюрную атаку Саакашвили на Цхинвал. Те, кто поддержал полностью, встал на сторону Грузии и заявлял, что якобы Россия напала на Грузию. Все эти субъекты и субъектихи женского пола сегодня безоговорочно поддерживают Израиль и требуют начать кампанию в поддержку Израиля прямыми письмами в интернете, там, на «Грани.ру» и так далее. Это не случайное совпадение. Я напомню, что авантюра Саакашвили разрабатывалась израильскими генералами, теми самыми, которые все время разрабатывали нападение на Ливан и, очевидно, имеют отношение к сегодняшней такой каннибалистской атаке Газы. Это явления одного порядка. Я думаю, что вот это проявление политической дихотомии, срываний политических масок внутри России в связи с конфликтом в Газе очень полезно. Потому что мы сегодня видим, кто есть истинные друзья России, а кто является ее непримиримыми и злейшими врагами. Это очевидно сегодня.

То, что Израиль породил, эти плоды пожинаться будут очень тяжело. Я лично жду этого с тревогой, потому что я совершенно не хотел бы, чтобы отсвет ненависти к фашистской политике государства Израиль падал на моих сограждан, на жителей Европы или на жителей Америки, которые являются евреями. Я бы не хотел этого совершенно, я вижу прямую угрозу этого. Я считаю, что народ Израиля, какой бы он ни был национальности или вероисповедования, будь то религиозные иудеи или нерелигиозные, должен остановить своих политиков в этой преступной авантюре, прекратить эту бойню и начать нормальный диалог и с палестинцами в лице ХАМАС, потому что нет сегодня другого палестинского движения влиятельного, кроме ХАМАС, просто нет…

(Дальнейшее – в ответ на реплику О. БЫЧКОВОЙ : А может быть, они закончат сейчас эту историю и дальше будут с ними вести какие-то другие отношения с других позиций – А.З.) Они закончат, уже убив, Оля, почти 350 детей. Трупы этих детей, их фотографии с разбитыми головками, с вытекшими мозгами обошли весь мир. Посмотрите репортажи, которые даже западные каналы… «Би-би-си» дает. Можно, конечно, говорить, как говорят в Израиле, все антисемиты, «Би-би-си» – антисемиты, «Си-эн-эн» – антисемиты, «Евроньюс» – антисемиты. Мы смотрим «Евроньюс» в России, и мы видим, что показывает «Евроньюс», и мы видим, что показывают наши каналы, начали показывать с недавнего времени… Это закончится трибуналом по военным преступлениям. Только я не хочу, чтобы этот трибунал был над израильским народом. Я хочу, чтобы там сидели Ципи Ливни, Эхуд Барак и Ольмерт – три человека. Мне жалко израильских детей, мне жалко тех 8 или 14 человек, погибших в Израиле… Да. Мне их жалко. Они являются жертвами политики израильских элит и политики неоконсерваторов, которые являются просто кукловодами и Ольмерта, и Ливни, и Эхуда Барака, кукловодами. Понимаете? Вся эта кровь с двух сторон…

Только давайте тут скажем честно, за одну израильскую каплю крови пролита тысяча палестинских капель крови. Мне кажется, счет здесь неуместен. Все мирные граждане, погибшие в этом конфликте, являются заложниками преступной политики. Давайте создадим военный трибунал, на который призовем с обеих сторон политиков. Призовем лидеров Израиля, только уж точно призовем, и лидеров ХАМАС. И давайте рассмотрим по типу Нюрнберга тех, кто отвечает за это преступление, которое там сейчас совершается. Виновны хамасовцы? Хорошо, пусть трибунал это скажет. Виновны политики Израиля? Пусть они изволят тоже отвечать перед человечеством за тот геноцид, а это именно геноцид, который сегодня они устраивают в Газе. Давайте разберем все обстоятельства этого чудовищного злодеяния. Мир в 21-м веке с этим мириться не может. (Исповедь юдофоба. Каждое сказанное им слово ”выбрасывается, как голая проститутка из горящего публичного дома”. Из радиопередачи ”Особое мнение” на ”Эхо Москвы” и RTYI 15.01.2009 – А.З.)

*****

  Это абсолютная наглая ложь ( в ответ на вопрос – про вас, не секрет, говорят, что вы — антисемит. Это правда?). Я очень уважаю еврейский народ. Хочу сказать вам это прямо вот с экрана 9 Канала. Я считаю евреев выдающимся, великим народом, который дал миру очень много деятелей культуры, политики, искусства, науки и т. д. И любая другая точка зрения на еврейский народ кажется мне нацисткой, омерзительной и недопустимой совершенно. У меня просто иногда возникают вопросы. Я всегда считал, что евреи были проводниками идеи свободы, демократии, справедливости и равенства. Но когда я вижу и слышу, как некоторые люди, говоря от имени еврейского народа, проповедуют идеи откровенной расовой, этнической сегрегации, которые я назвал бы неонацисткими идеями — у меня вызывает это удивление и отвращение. Критика этих идей, на мой взгляд, направлена — с моей стороны — во благо еврейского народа, который я считаю одним из величайших народов в истории человечества. Это моя принципиальная позиция, и всякий, кто вам скажет, что я — антисемит — можете смело плюнуть ему в лицо. Это абсолютно наглая ложь… Мне кажется, что надо встать над своими национальными фобиями и пристрастиями и понять, что демократия, свобода и справедливость — выше, чем мифы о том, что какой-либо народ там — арабы или евреи — имеют исключительные права в истории. Никакой народ исключительных прав в истории не имеет. (Из интервью на 9-ом канале израильского телевидения 4.01.2015, 9 tv.co.il – А.З.)

 

          Комментарий: Продолжительность военной операции Израиля, получившей название “Литой свинец”, составила три недели. Израиль начал боевые действия по двум причинам: первая – непрекращающиеся ракетные обстрелы израильских территорий со стороны ХАМАСа, вторая – контрабанда оружия, осуществляемая боевиками этой организации. За время проведения операции погибли 1300 палестинцев и 13 израильтян. Здесь всё поставлено с ног на голову. Ни слова о том, что ХАМАС отрицает право Израиля на существование и ставит своей целью его уничтожение. Израиль имеет право себя защищать, и сама природа его теперешнего противника делает эту задачу очень сложной. ХАМАС, также как и “Хезболла”, считает гражданское население одной из основ своей тактики в борьбе против Израиля. Так же, как и его основной союзник – Иран, ХАМАС борется не за создание палестинского государства, а за уничтожение государства еврейского. Антисемитская риторика Шевченко говорит о том, что он полностью солидарен с ХАМАСОМ. Он не скрывает свою ненависть к Израилю и еврейскому народу. И в других передачах ”Особого мнения” он высказывался примерно также.

Е.Сатановский:  ”Для Шевченко с его верной дружиной квасных патриотов и исламистов хороший еврей – это новокрещенный антиизраильский иерусалимец Изя Шамир, или участники «флотилий свободы» и иранских шабашей, которые устраивает по поводу Палестины и Иерусалима Ахмадинежад. Все остальные для него – нацисты. Это старый прием: называть патриотов Израиля нацистами, Израиль – страной фашистов, а палестинский вопрос – Холокостом. Спасибо ему за это. Не дай Б-г похвалит – надо будет вешаться. Для него я враг. Любопытно и показательно, что помимо евреев-антисемитов для него «правильными евреями» оказались израильские левые. Но и Шевченко с его декларациями о готовности «умереть за дело Палестины» и многолетней борьбой за исламистских радикалов против Израиля для меня тоже враг. Я полагаю, что это человек с душой гестаповца. Какой может быть у еврея разговор с гестаповцем? Только через прицел. Так что вопрос о том, как он меня называет, – это его вопрос, его проблема. При этом Шевченко – человек страшно нервный. Он боится меня, боится РЕКа, боится евреев и Израиля. Он искренне верит, что он кому-то интересен и что страшный еврейский заговор, в который он тоже верит, его отовсюду уволит. По этому поводу целая свора поддерживающих его ветхих «борцов с сионизмом», стареющих исламистов и представителей «патриотической общественности» среднего возраста написала на меня трогательный донос в прокуратуру, опубликованный в прохановской газете «Завтра». В защиту Шевченко даже прошла демонстрация ХАМАСа в секторе Газы и на ней выступили российские палестинские журналисты (?!). Шли бы они все! Это те самые люди, для которых и Зеэв Жаботинский с Давидом Бен-Гурионом, и Ариэль Шарон с Моше Даяном – нацисты. Я в хорошей компании”.

P.S. Послушайте несвойственные для Шевченко высказывания о евреях

Victor Shenderovich3.jpg

*****

НАШИХ  (в ответ на вопрос: почему ВАШИХ везде так много – А.З.) , драгоценный мой, много там, где требуется творческий труд — желательно, без алкоголизма и приступов ксенофобии. Труд этот, по преимуществу, действительно интеллектуальный (хотя мой прадед был биндюжником, ломовым извозчиком) — за пять с половиной тысячелетий существования еврейская нация неплохо, хотя отчасти вынужденно, отточила интеллект в процессе выживания среди других, часто весьма враждебных, народов; им (интеллектом) и пользуется. В еврейской среде крепки традиции хорошего образования — его дают детям, тратя на это иногда последние копейки, как тратили их именно на это мои родители. Еврейский народ (который называют иногда «народом Книги») в целом достаточно крепко передает по наследству этическую систему координат, в этой Книге заложенную. Книга называется Библия — прочтите, очень советую. Вот, вкратце, основы относительного успеха евреев в искусстве и ремеслах. Рекомендую Вам попробовать вышеописанную технологию на себе и своих детях, хотя и не желаю им при этом постоянных оскорблений, погромов, Холокоста и других примет еврейской «легкой жизни.

*****

Родина для еврея-место ,  где его впервые назвали жидом.

*****

Когда меня бейлис, я дрейфус.

*****

Моя жена, по моим наблюдениям, меня любит, а я – еврей. Так бывает, может быть, редко, как сказано у Гоголя, но бывает, то есть некоторые любят. Думаю, что дело не только в евреях вообще, но в каждом конкретном частном еврее, а так же к тем, кто испытывает к ним то или иное чувство…Просыпаясь, я не вспоминаю, что еврей. Это был вопрос, который меня сначала вообще не касался, раздражал. Долгое время слово “еврей” было ругательством, так обзывали, дети дразнили друг друга этим словом. И через это надо было пройти. Через боязнь этого слова, через принятие этого слова, через понимание смысла этого слова. Я, разумеется, уже не стесняюсь того, что я еврей, а специальной гордости тоже нет. Думаю, что наша богоизбранность в большей ответственности. Но во мне есть некие мессианские черты свойственные евреям, вроде желания улучшить мир, и с возрастом они проявляются все больше. Я все больше становлюсь евреем. Нас называют народом книги, народом культуры, и это для меня значит, что у меня есть обязательства перед людьми, не только перед евреями, есть обязательства перед русским языком, который мой родной язык…И то, что может позволить себе человек, которому не была заповедана эта Книга, еврей не может себе позволить. Исходя из этого я не имею права на пошлость, не имею права на глупость, не имею права на банальность. Слишком большие имена стоят позади. Вот эту ответственность я с годами начинаю ощущать. С годами же я начинаю ощущать свою принадлежность к этим еврейским корням. Но я не стал религиозным человеком, и видимо, уже не стану. Мои отношения с Б-гом так сказать происходят без посредников, я утешаю себя фразой Ежи Леца, блистательного польского афориста, тоже еврея, который сказал: “Может, Г-сподь назначил меня себе атеистом”. Эта такая вполне еврейская мысль, согласитесь. Я не атеист. Я уважаю заповеди, выполнение большей части из них дается мне без усилий, ну, с женой ближнего бывают трудности. Для меня это общечеловеческие заповеди, и я могу про себя гордиться, что я принадлежу к народу, который их сформулировал. А уж дальше, да простят меня верующие, для меня религиозные вопросы – это вопросы терминологии. Замечательно сказал русский философ Соловьев: «Перегородки, разделяющие конфессии, не доходят до неба». Это совершенно гениальная мысль, и мне она очень близка… Глубокая ирония – не в плане зубоскальства – это качество интеллекта, связанное с его силой, то есть с умением сравнивать, обобщать, способностью посмотреть на себя со стороны, видеть ценности. Тяжелая, драматичная и долгая история еврейского народа стала залогом особого рода юмора. Взять, к примеру, майсы, анекдот, притчу – там найдется готовый рецепт на любой случай! Вот и выходит, что еврейский юмор – мощнейшее средство выживания народа. Мы умеем посмеяться над собой, от печали поворачивая к веселью… Может быть, нам не мешало быть чуточку тактичнее. Меньше учить. Но не вылезать еврей не может. Слишком много энергии…Самоидентификация человека, в т.ч. еврея, – это его интимный вопрос. Ассимиляция евреев началась с библейских имен, и слава богу, пусть себе продолжается… Eвреем я ощущаю себя тогда, когда в Израиле взрывают дискотеки с детьми и рестораны. Все остальное время я просто человек. (Из интервью на сайте jewish.ru 01.04.2003 – А.З.)

*****

Victor Shenderovich54.jpgМоя жизнь сложилась таким образом, что я был пионером-интернационалистом, о чем совершенно не жалею. Из пионерского возраста давно вышел, а интернационализм остался. Я всегда вздрагиваю от любого равнения на национальность и сторонюсь этого. Для меня собственное еврейство – некий биологический фактор, а не повод для радости или печали. Я принадлежу к русской интеллигенции. А для русской интеллигенции значение русского еврейства огромно. И я – капля в этой реке. Если начнем вспоминать, то не сможем остановиться, перечисляя врачей, ученых, писателей, юристов и артистов. Это люди, которые, будучи этническими евреями, во все времена считали себя частью России и российского общества. Мы народ книги и культуры, и это главная отличительная особенность еврейского народа. Если говорить о богоизбранности, то о ней можно говорить в разных контекстах и по-разному Вс-вышний нас избирал. Здесь для меня главное – данные нашему народу знание, культура и уважение к ним. У Марины Цветаевой есть строчки на тему того, что в этом богоизбранном мире все поэты – жиды. И российский антисемитизм косвенно это подтверждает. Евреем у нас может стать каждый, кто с твердым соблюдением заповедей, не боясь показывать свои знания доминирующему политическому строю, демонстрирует собственное “я“. Этническая принадлежность в данном случае вторична, в евреи был записан Андрей Дмитриевич Сахаров за свое инакомыслие. Во времена моей молодости слово “еврей” было ругательством. До 30 лет мне надо было сделать над собой усилие, чтобы произнести “еврей”. Я рад всем “отдельным” людям, свободным и независимым, потому что сам такой. Мы живы и живы будем несмотря ни на что, потому что думаем о детях, стариках и соблюдаем заповеди.(Интервью на сайте www.sem40.ru,8.10.2004)

*****

Я родился в семье, в которой не было этой темы вообще. Я – юный пионер Советского Союза и мальчик-интернационалист – узнал о том, что я еврей, когда меня в третьем классе обозвали жиденком. Позже наступили времена, когда быть евреем стало престижно и даже выгодно. Обнаружилось, что «Джойнт» дает миллионы на поддержку различных проектов, связанных с еврейской культурой. Помню, в конце восьмидесятых Владимир Вольфович пасся там, поблизости, но видимо, к тем деньгам его не подпустили, и он пошел в антисемиты – тут все у него получилось. Я же испытываю равную нелюбовь и презрение как к антисемитам, так и к тем кто подходит ко мне и заглядывает мне в глаза с многозначительным выражением богоизбранности… Я полагаю, что у меня есть свои персональные недостатки и свои персональные достоинства, за которые я готов получать кнуты и пряники. А давать интервью в качестве «профессионального еврея» мне неинтересно. Еврейское же «избранничество» связано для меня лишь с трагизмом судьбы, да еще с тем, что евреи дали миру Библию. Что касается моего предисловия к книге «Еврейское остроумие», – это для меня огромная честь. Я прочел и испытал необыкновенное счастье: к этому огромному пласту культуры я имею отношение, но скорее не как еврей (я – «неправильный еврей»), а как человек европейской цивилизации. Думаю, именно в этом контексте и надо рассматривать эту книжку. Еврейский юмор – как крупинка черного перца, которая придает вкус огромной кастрюле супа. Без него можно обойтись, но вкус будет потерян. В этих концентрированных крупицах юмора и иронии отражен опыт противостояния и преодоления того ужаса, который выпал на долю еврейского народа…Общество создает стереотипы в отношении самих евреев. Об этом написаны диссертации, и я не думаю, что скажу тут что-то новое. А вот юмор – это как раз ответ на эти самые стереотипы и агрессию; это преодоление штампов. Я абсолютно убежден, что самые жесткие «еврейские» анекдоты придуманы самими евреями. Просто потому, что никто так не знает и не чувствует собственные недостатки, как сам человек, и никто так болезненно их не переживает, как представитель осмеиваемой нации. (Из интервью на сайте Sem40, 21.03.2007 – A.З.)

*****

Там, где есть еврейский вопрос, должен быть и еврейский ответ. Так вот: по моим скромным наблюдениям, евреям от Петра Толстого не убудет…

Они тут давно, на шарике, евреи эти. Успели сформулировать для человечества основные правила поведения, дать миру несчитанное число гениев и пророков (одного из которых никак не поделят несколько дочерних конфессий), пережили царей вавилонских, фараонов египетских, императоров римских, королей испанских, погромщиков русских, фашистов немецких, тиранов кавказских, упырей угандийских…

Переживут и вице-спикера путинской Государственной думы, фигня вопрос.

А вот судьба государства, которое вынимает из своих закромов антисемитизм, будет, уверяю вас, традиционно печальной.

Потому что антисемитизм — это ведь не про евреев. Это лакмусовая бумажка, показывающая уровень деградации системы. И еще не было случая, чтобы при торжествующем государственном антисемитизме не рушились бы нормы приличий, не стирались бы в пыль права человека.

Любого человека, подчеркнем это. Любого.

Как раз в ту пору, когда мать-природа произвела на свет Петра Толстого, в СССР случился очередной разгул антисемитизма. Советских евреев в конце семидесятых гнобили на полную катушку, но кончилось это плохо, заметим, не для будущего основателя «Гугла», которого родители вывезли мальчиком, от греха подальше, в свободные края… — плохо кончилось для СССР!

 И не потому, что в МГУ начали поступать не лучшие, а расово полноценные, и не потому даже, что «инвалиды пятого пункта» — врачи, юристы, инженеры, музыканты, ученые… — начали валить за бугор при первой возможности.

Просто — очередной всплеск государственного антисемитизма означал, что дела в стране идут хреново. Что власть снова ищет виноватых и заигрывает с люмпенами. Что официальная идеология разложилась. Что качество управления — ниже плинтуса (тупицы и негодяи редко бывают эффективными). Что ужесточаются правила, и матереет полицейская власть…

А значит, плохо тут будет не только Гольдфарбу и Щаранскому, но и Сахарову, Марченко, Твардовскому, Тарковскому, Барышникову, Окуджаве… Плохо будет — всем свободным людям, без различия национальности. Ибо ставка на люмпена, популизм и соблазн простых решений — абсолютны. В стране, где возможно «дело врачей», — будьте уверены, доберутся и до Зощенко, и до Ахматовой…

Только однажды в такой стране кончится еда (в частности, потому что власти страны, на радость пиплу, заблаговременно уничтожили генетиков). Кончится — для всех, а для титульной нации, замечу, в особенности заметно. Просто потому что ехать некуда. А раззодоренный властью национальный вопрос начнет прилетать к ней бумерангом с окраин. И не обязательно из местечек, как в позапрошлый раз. Матушка-история любит парадоксы…

Один очень древний мудрец (чье имя я не назову, чтобы не огорчать депутатов российской Государственной думы) утверждал, что нет ничего нового под солнцем. В вольном переводе на русский это можно озвучить и как совет людям и царствам думать головой и не прыгать на старые грабли.

Антисемитизм — очевидная, проверенная тысячелетиями и очень поганая симптоматика. Когда эта   начинает  так густо капать с государственного конца, — пора лечиться. (“Хочу от себя лично добавить, что наблюдая за протестами вокруг передачи Исаакия, не могу не заметить удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив там… из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах – на радиостанциях, в законодательных собраниях, — продолжают дело своих дедушек и прадедушек.”
Это заявил Заместитель председателя Государственной Думы Петр Толстой, фракция “Единая Россия”.  Реплика Шендеровича –  Немного о симптоматике. Опубликовано на сайте “Эсо Москвы”  26 января  2017 года – А.З.)

 

  Комментарий:  Очень одарённый человек, но власть (читай Путин) его не жалует. Его высказывание по этому поводу небезинтересны: ”То, чем я занимаюсь, необычайно полезно. Рассмеявшийся человек свободен. То счастье, которое я испытываю, когда слышу хохот, несравнимо ни с чем. Я чувствую себя психотерапевтом, это нормальная социальная функция шута. При царе всегда должна жить такая гадина, которая имеет право. Другим не разрешается, а ему можно… Мне уже нельзя, потому что царек у нас с комплексом неполноценности. Вот если бы у царя не было комплекса, он бы понимал, что присутствие такого шута – признак его силы… Борис Николаевич, во-первых, был действительно царем. А не марионеткой, вытащенной по случаю из ящичка. Он пришел к власти демократическим путем, и в конечном счете, при всех вывертах, чувствовал себя обязанным обществу. Для него мы были шавки, которые (голосом Ельцина) набежали, понимаешь, на здорового медведя. Он от нас отмахивался. Но чтобы навалиться всем федеральным телом и задавить такую шавку насмерть… Ему и в голову это не приходило! Он был русский царь. Ну, а этот… Что ж: говорят, в России надо жить долго… При следующем президенте Российской федерации надеюсь появиться на телевидении”.

****

Я выросла в семье, где национальный вопрос не стоял вообще. То есть я знала, конечно, что мама у меня русская, а папа — еврей, но родители никогда не обсуждали того или иного человека с точки зрения его национальности. Конечно, друзья-евреи и друзья-немцы отваливали на историческую родину. Ну и что? Разок меня назвали «жидовской мордой», а другой разок — гойкой. Ну и что? Конечно, я много знала про Холокост, но это же там, не у нас! И во время войны!
С этим «ну и что?» я встретила разборки между армянами и азербайджанцами, турками-месхетинцами и узбеками и далее по списку. Пережила распад СССР, понимая, что нашим бывшим братьям легче подчас переживать текущие трудности, ибо есть на кого свалить вину — на русских. Повидала «понаехавших», поняв, что нанять сиделкой россиянку почти невозможно, что садовник из таджика — никакой, а на украинца не нарадуешься. Не уставала спорить и доказывать, что если нам предстоит принять и адаптировать миллионы этнически иных, то нужно быть готовыми к этому вызову — законы должны неуклонно выполняться всеми, независимо от национальности. Но споры с русскими националистами про «понаехавших» давались мне с трудом. Дожила до событий на Манежной. В моей Москве…
И вдруг Виктор Бондаренко со своей книжкой. «Владимир Даль — датчанин», «Жуковский — турок по матери», «Высоцкий — еврей по отцу». Наше всё. Наше достояние, наша гордость. Чайковский, Тургенев, Пушкин — без них России просто не было бы. Плисецкая, Цой… Я к этой книжке могу добавить сотню, две сотни, тысячу фамилий. Какая мне разница, кто эти люди по крови? Если Сережа Гуриев родился осетином и говорит, что он — осетин, это никак не влияет на качество созданного им в России университета. Если моя любимая Людмила Улицкая — еврейка, то ее книги читаются и будут читаться и у нас, и в переводах. А песню «С чего начинается Родина» поет Кобзон.
Скажете: а вот и не надо вспоминать такие вещи. Вспоминая, вы тему только будоражите, будите нездоровые инстинкты. Если бы! Мы не можем себе позволить не вспоминать, что Россию создали мы все. (Из статьи ”Россия для всех” в журнале «Новое время», № 25 от 15 августа 2011 года – А.З.)

  1. Солнцу ли тучей затмиться, добрея,
    ветру ли дунуть, –
    Кем бы мы были, когда б не евреи,
    страшно подумать.

      ————————— Б. Чичибабин
Агранович – Алигер – Альтерман – Антокольский Аронов – Багрицкий – Бейдер – Беляев – Бердяев – Берлин Адольф – Берлин Анатолий – Блаженный – Болтянская – Бородулин – Бродский- Брюсов – Бунин – Быков – Бялик – ВальшонокВасильев Вознесенский Высоцкий – Галич – ГалкинГафт – Гебиртиг – Гинзбург – Городницкий – ГрадскийГрушкоГуберман –  Гулям Дементьев – Евтушенко – Емелин – Жигулин – Иртеньев –  Искандер – Казакова Кальянов Ким ЮлийКнут – Коржавин – Кочетков – Кузовлёва – Купала   Лермонтов – Липкин – Майков – Мандельштам – Маркиш Маршак Маяковский – Мей – Надсон – Новиков – Озеров – Окуджава – Орлов Пушкин Розенбаум – РыбчинскийРыльский – Рязанов – Сагаловский – Симанович – Симонов – Слуцкий – Смеляков СоболевСоболь – ТаничТейфТокаревТрофимов – Тычина – Утёсов – Фридман ВладимирХайт – Ходасевич Цветаева – Чёрный – Чичибабин – ШендеровичЩипачёв – Эренбург
  1. Для выборочного прочтения щёлкните мышкой на имя интересующего вас автора.
—————————————————————————————————————–

 

Давайте-ка возрадуемся,
Давайте-ка возрадуемся
и возвеселимся!
Давайте-ка споем!
Просыпайтесь, братья!
Просыпайтесь, братья,
с радостью в сердце!

 

    1. ”ХАВА НАГИЛА”. Из еврейского фольклора . Текст
        1. кантора латвийской синагоги Авраама Цви Идельсона, 1915 г.



******

Еврей-священник

Еврей-священник — видели такое?
Нет, не раввин, а православный поп,
Алабинский викарий, под Москвою,
Одна из видных на селе особ.
Под бархатной скуфейкой, в чёрной рясе
Еврея можно видеть каждый день:
Апостольски он шествует по грязи
Всех четырёх окрестных деревень.
Работы много, и встаёт он рано,
Едва споют в колхозе петухи.
Венчает, крестит он, и прихожанам
Со вздохом отпускает их грехи.
Слегка картавя, служит он обедню,
Кадило держит бледною рукой.
Усопших провожая в путь последний,
На кладбище поёт за упокой…
Он кончил институт в пятидесятом —
Диплом отгрохал выше всех похвал.
Тогда нашлась работа всем ребятам —
А он один пороги обивал.
Он был еврей — мишень для шутки грубой,
Ходившей в те неважные года,
Считался инвалидом пятой группы,
Писал в графе “Национальность”: “Да”.
Столетний дед — находка для музея,
Пергаментный и ветхий, как талмуд,
Сказал: “Смотри на этого еврея,
Никак его на службу не возьмут.
Еврей, скажите мне, где синагога?
Свинину жрущий и насквозь трефной,
Не знающий ни языка, ни Бога…
Да при царе ты был бы первый гой”.
.”А что? Креститься мог бы я, к примеру,
И полноправным бы родился вновь.
Так царь меня преследовал — за веру,
А вы — биологически, за кровь”.
Итак, с десятым вежливым отказом
Из министерских выскочив дверей,
Всевышней благости исполнен, сразу
В святой Загорск направился еврей.
Крещённый без бюрократизма, быстро,
Он встал омытым от мирских обид,
Евреем он остался для министра,
Но русским счёл его митрополит.
Студенту, закалённому зубриле,
Премудрость семинарская — пустяк.
Святым отцам на радость, без усилий
Он по два курса в год глотал шутя.
Опять диплом, опять распределенье…
Но зря еврея оторопь берёт:
На этот раз без всяких ущемлений
Он самый лучший получил приход.
В большой церковной кружке денег много
Рэб батюшка, блаженствуй и жирей.
Что, чёрт возьми, опять не слава Богу?
Нет, по-людски не может жить еврей!
Ну пил бы водку, жрал курей и уток,
Построил дачу и купил бы ЗИЛ, —
Так нет: святой районный, кроме шуток
Он пастырем себя вообразил.
И вот стоит он, тощ и бескорыстен,
И громом льётся из худой груди
На прихожан поток забытых истин,
Таких, как “не убий”, “не укради”.
Мы пальцами показывать не будем,
Но многие ли помнят в наши дни:
Кто проповедь прочесть желает людям
Тот жрать не должен слаще, чем они.
Еврей мораль читает на амвоне,
Из душ заблудших выметая сор…
.Падение преступности в районе —
Себе в заслугу ставит прокурор. (1962)

Комментарий Евгения Аграновича: В основу этого стихотворения лег конкретный факт: у меня была соседка, знавшая в одной подмосковной деревне батюшку-еврея, которого очень хвалили все тамошние женщины: и молодой он, и красивый, да еще с высшим техническим образованием. И я представил себе, как этот еврей вначале окончил с блеском институт, потом его никуда не берут на работу, он идет в священники и втягивается в это дело. Так, начав с обмана, он даже не заметил, как маска приросла: из притворства он становится истинным христианином.


*****

И в чужом жилище руки грея,
Я себе позволила спросить:
“Кто же мы такие?” – Мы евреи!
Как я смела это позабыть!
Я сама не знаю, как я смела,
Было так безоблачно вокруг.
Я об этом вспомнить не успела,
С детства было как-то недосуг.
Дни стояли сизые, косые,
Непогода улицы мела…
Родилась я осенью в России,
И меня Россия приняла,
Напоила беспокойной кровью,
Водами живого родника,
Обожгла недоброю любовью
Русского шального мужика.
Родину себе не выбирают.
Начиная видеть и дышать,
Родину на свете получают,
Непреложно, как отца и мать!
Родина!.. И радости, и горе
Неразрывно слиты были с ней.
Родина!.. В любом бою и споре
Ты была помощницей моей.
Я люблю раскатистые грозы,
Хрупкий и накатистый мороз,
Яркие живительные слезы
Утренних сверкающих берез…
Лорелея, девушка на Рейне,
Яркий луч, волшебный сон…
Чем мы виноваты, Генрих Гейне?!
Чем не угодил вам Мендельсон?!
Я спрошу у Маркса и Эйнштейна,
Что великой мудростью полны,
Может, им известна эта тайна
Нашей перед вечностью вины?
Милые полотна Левитана,
Яркое цветение берез,
Чарли Чаплин с белого экрана…
Вы ответьте мне на мой вопрос:
Разве всё, чем были мы богаты,
Мы не отдали без лишних слов?!
Чем же мы пред миром виноваты –
Эренбург, Багрицкий и Светлов?!
Жили мирно, не щадя талантов,
Не жалея лучших сил своих.
Я спрошу врачей и музыкантов,
Тружеников малых и больших,
Их, потомков древних Маковеев,
Кровных сыновей своих отцов,
Тысячи воюющих евреев,
Храбрых командиров и бойцов.
Отвечайте мне во имя чести
Племени, несчастного в веках,
Юноши, пропавшие без вести,
Юноши, погибшие в боях!
Вековечный запах униженья,
Причитанья матерей и жен,
В смертных лагерях уничтоженья
Наш народ расстрелян и сожжен…
Танками раздавленные дети,
Этикеткa – „юда“, кличка – „жид“…
Нас уже почти что нет на свете!!
Нас уже никто не оживит!!!…
Мы евреи! Сколько в этом слове
Горечи и мук прошедших лет!
Я не знаю, есть ли в крови голос,
Но я знаю крови красный цвет.
Этим цветом землю обагрила
Сволочь, заклейменная в веках;
И людская кровь заговорила
В смертный час на разных языках…

 

ОТВЕТ МАРГАРИТЕ АЛИГЕР

На Ваш вопрос ответить не умея,
Сказал бы я – нам беды суждены.
Мы виноваты в том, что мы – евреи.
Мы виноваты в том, что мы умны.
Мы виноваты в том, что наши дети
Стремятся к знаниям и мудрости людей.
И в том, что мы рассеяны по свету,
И не имеем Родины своей.
Нас сотни тысяч, жизни не жалея,
Прошли бои, достойные легенд,
Чтоб после слышать: “Это кто, евреи?
Они в тылу сражались за Ташкент!”
Чтоб после мук и пыток Освенцима,
Кто смертью был случайно позабыт,
Кто потерял всех близких и любимых,
Услышать вновь: “Вас мало били, жид!”
Не любят нас за то, что мы – евреи,
Что наша вера – остов многих вер,
Но я горжусь, отнюдь я не жалею,
Что я еврей, товарищ Алигер.
Недаром нас, как самых ненавистных,
Подлейшие с жестокою душой,
Эсэсовцы жидов и коммунистов
В Майданек посылали на убой.
Нас удушить пытались в грязном гетто,
Сгноить в могилах, в реках утопить,
Но несмотря, да, несмотря на это,
Товарищ Алигер, мы будем жить!
Мы будем жить, и мы еще сумеем
Талантами и жизнью доказать,
Что наш народ велик, что мы, евреи
Имеем право жить и процветать.
Народ бессмертен, новых Маккавеев
Он породит грядущему в пример.
Да, я горжусь, горжусь и не жалею,
Что я еврей, товарищ Алигер.

Kомментарий: Знаменитое стихотворение Маргариты Алигер «Мы евреи» – отрывок из поэмы «Твоя победа», напечатанной в 1946 г. в журнале «Знамя». Многие годы авторство ответа приписывалось Эренбургу, у которого были даже неприятности в связи с этим. Эренбурга вызывали в соответствующие органы, а в семье считали, что кто-то хотел насолить Эренбургу, приписав ему авторство «Ответа М. Алигер». Ирина Эренбург, дочь писателя, подтверждала, что это стихотворение не ее отца, но что под многими его строками он мог бы подписаться. Автор ответа Михаил Рашкован, в то время житель г. Самаркада (ныне проживает в Израиле), в 1939 году окончивший с отличием школу и мобилизованный в армию, в начале июля 1941 г. был уже на передовой, а в конце июля получил тяжелое ранение – первое, но не последнее. Еще дважды был он ранен и лишь в 1946г. демобилизовался.

P.S. Прочитайте подробней о жизни и творчестве Маргариты Алигер


*****

Из всех народов

И казнили детей у могил… В этот час
Спали люди спокойно на свете.
Ты под солнцем избрал средь народов – лишь нас.
Ты нас трудной любовью отметил.
Ты избрал нас, Господь, среди прочих людей,
Утвердил нас под солнцем упрямо…
Видишь, мальчик стоит над могилой своей
Потому лишь, что он от рожденья еврей,
Кровь его – как вода в этом мире зверей.
Просит он: «Не смотри, моя мама!»
Плаха мокра от крови, зазубрен топор,
А Святейший отец в Ватикане
Не желает покинуть прекрасный собор –
Поглядеть на погром, на закланье.
Постоять хоть часок – может, Бог что простит –
Там, где агнец разнузданным миром забыт,
Где дитя над могилой
Стоит.
Помнит мир о сокровищах прошлых веков –
Ведь наследие предков бесценно.
А хрустальные чаши ребячьих голов
Изуверы
Дробят
О стены!
Крик последний звенит: «Мама, ты не гляди,
Это зрелище – не для женщин.
Мы ведь тоже солдаты на этом пути,
Только ростом немного поменьше».
И казалось, кричит размозженная плоть:
«Бог отцов наших, помним мы кровью:
Средь народов земли ты избрал нас, Господь,
Ты отметил нас трудной любовью,
Ты, Господь, из мильонов детей нас избрал.
Пред тобою погибли мы, Боже,
Нашу кровь ты в большие кувшины собрал –
Потому что ведь некому больше.
Запах крови вдыхая как запах вина,
Всю до капли собрав ее, Боже,
Ты с убийц наших, Господи, взыщешь сполна.
С большинства молчаливого – тоже… (1942)

Перевод с иврита Д. Маркиша

*****

 

Фрагмент из поэмы ”Не вечна память”

Теряются следы в тысячелетних
Скитаньях по сожженным городам,
В песках за Бабьим Яром, в черных сплетнях
На черных рынках, в рухляди, – а там

Прожектора вдоль горизонта шарят,
Ползут по рвам, елозят по мостам
А где-то жгут, дробят, кромсают, жарят,
Гноят за ржавой проволокой, – а там

Сочувствует ханжа, и жмется скаред,
И лжесвидетель по шпаргалке шпарит,
И журналист строчит уже, – а там

Нет и следов, – ни в городах Европы,
Ни на одной из мыслимых планет,
Ни в черной толще земляной Утробы,
Ни в небе, ни в аду, – их больше нет.

Лежит брусками данцигское мыло,
Что выварено из костей и жил.
Здесь чья-то жизнь двумя крылами взмыла
И кончилась, чтоб я на свете жил.

Чья жизнь? Чья смерть бездомна и бессонна?
В венце каких смолистых черных кос,
В каком сияньи белого виссона
Ступила ты на смертный тот откос?

Прости мне три столетья опозданья
И три тысячелетья немоты.
Опять мы разминулись поездами
На станции, где отпылала ты.

Дай мне руками прикоснуться к коже
Прильнуть губами к смуглому плечу.
Я все про то же, – слышишь? – все про то же,
Но сам забыл, про что же я шепчу.

Мой дед ваятель ждал тебя полвека,
Врубаясь в мрамор маленьким резцом,
Чтоб ты явилась взгляду человека
С таким вот точно девичьим лицом.

Еще твоих запястий не коснулись
Наручники, с упрямицей борясь.
Еще тебя сквозь строй варшавских улиц
Не прогнала шпицрутенами мразь.

И колкий гравий, прах костедробилок
Не окровавил этих нежных ног.
И злобная карга не разрубила
Жизнь пополам, прокаркав: «Варте нох!»

Не подступили прямо к горлу комья
Сырой земли у страшных тех ворот.
Жить на земле! Что проще и знакомей
Чем черный хлеб и синий кислород…

Но что бы ни сказал тебе я, что бы
Ни выдумал страннее и святей,
Я вырву только стебель из чащобы
На перегное всех твоих смертей.

И твой ребенок, впившийся .навеки
Бессмертными губами в твой сосок,
Не видит сквозь засыпанные веки,
Как этот стебель зелен и высок.

Охрипли трубы, струны отзвучали.
Смычки сломались в пальцах скрипачей
Чьим ты была весельем? Чьей печалью?
Чьей Суламифью? Может быть, ничьей.

Очнись, дитя библейского народа!
Газ или плетка, иль глоток свинца,
Встань, юная! В делах такого рода,
В такой любви не может быть конца.

В такую ночь безжалостно распахнут
Небесный купол в прозелени звезд.
Сверкает море, розы душно пахнут
Сквозь сотни лет, за сотни тысяч верст.

Я для свиданья нашего построил
Висячие над вечностью мосты.
Все мирозданье слышит: — Шма, Исроэль!
И пышет алым пламенем. А ты?

“Знамя” №7, 1946 г

P.S. Прочитайте. К 105-и летию Павла Антокольского