ЕВРЕЙСКОМУ НАРОДУ

 Народ еврейский! Славный! Утешать
тебя не стану: слишком час неистов.
Когда пришла минута погибать
сынам твоим от обуха фашистов, –
хочу твою я силу воспевать –
твой дух бессмертный, мужественный, чистый!

Он родился давно, – ещё когда
рассеянье тебя не расселило,
цветным ковром стелилась, молода,
и в путь звала неведомая сила.
Но враг подкрался, грянула беда, –
ты голубем забился сизокрылым.

Ах, голубь, голубь. Образом души
твоей он был когда-то. Как же сталось,
что враг топтал твой хлеб и спорыши,
но сердце голубя ему не покорялось
и под призывный клич: “Врага – круши!”
голубка в сокола мгновенно обращалась?!

О, сколько раз в средневековье вы,
евреи, королям не покорились!
Вас вдохновлял Иуда а-Леви,
стальные голоса сквозь тьму пробились
Ибн-Эзры, Ибн-Гвироля, – эти львы
За вас стихами звучными молились.

А в девятнадцатый суровый век,
Народ еврейский, как ты настрадался!
“Еврей? – смеялись. – Он ни человек,
ни зверь.” И злыми терниями стлался
твой тяжкий путь, – путь нищих и калек.
Но смех Шолом-Алейхема раздался!

Тот смех, как не разгрызенный орех,
на всех царей накатывал-катился
по перепутьям, среди вёрст и вех –
и в гуще он народной очутился.
Цари тревогу подняли. Но тех
Не укротить, чей дух не покорился.

Но ведь на Западе – в руках зверья
твоё родное племя: сёстры, братья. .
Им тяжелей. Найти не в силах я
Спасительных, разящих слов проклятья,
но знаю: власть отвратного гнилья
побеждена пребудет правды ратью!

Поборет правда! Правда восстаёт!
И там, где греки, сербы и хорваты,
куётся гнев священный. Чу, зовёт
труба к священной мести. Звонки латы!
Не ждать же, когда ворог всех убьёт:
повстанцам время выступать в защиту брата!

В согласьи со стратегией своей,
повстанцы то в бою, то в лес уходят.
Кипи, наш гнев! Грозою пламеней
за гетто дикое в Европе! Вроде,
не ведают немчонки, что страшней
на свете мести не было в природе?!

И мы – под озарением зарниц,
под гром грозы народов – тяжесть мести
с евреев снимем. Хватит им стелиться ниц
пред глупым Гитлером! Пусть доброй вестью
на них дохнёт с газетных всех страниц
Страны Советов мощь и верность чести!

Мы слышим из Европы плач: Рахиль
скорбит о детях собственных, рыдает.
О, слёзы материнские! Не вы ль
взываете к расплате? Ожидает
она ту немчуру, для коей пыль –
любой еврей. Слов больше не хватает!

Народ еврейский! Славный! Утешать
тебя не стану: слишком час неистов.
Когда пришла минута погибать
сынам твоим от обуха фашистов, –
хочу твою я силу воспевать –
твой дух бессмертный, мужественный, чистый! (1943)

           Комментарий: Текст стихотворения П.Г. Тычины «Еврейскому народу» в оригинале на украинском языке был напечатан в конотопской еврейской газете «Лэбн» за май 2003 года. В украинской поэзии не так уж много обращений к еврейской тематике. Тычина, будучи полиглотом, в числе других языков знал и древнееврейский, и идиш. После окончания Второй мировой пять лет возглавлял министерство просвещения Советской Украины. Интеллигент, земляк и младший друг Михайла Коцюбинского, известного своим сочувствием к страданиям еврейского народа и яркими произведениями против антисемитизма, – как мог он мириться с международной и внутренней юдофобией, расцветшей в сороковые годы?
Как видим, не мирился. Как раз в тот год, когда по секретному распоряжению властей был взят в стране курс на замалчивание гитлеровского «особого отношения» к евреям, в далекой от фронта Уфе, написал классическими секстинами – одной из так называемых «твердых» поэтических форм – маленькую поэму-обращение к еврейскому народу. Стихотворение переведено с украинского Феликсом Рахлиным.

One Response to “Тычина Павло (Павел) Григорьевич (1891 – 1967), украинский советский поэт. Государственный и общественный деятель.”

  • ЭЛКА:

    ТАКИХ КАК ТЫЧИНА ЕДИНИЦЫ! ТРУДНО ЕМУ БЫЛО ЖИТЬ ПРИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ!
    ПОМНЮ, КАК НАС ЗАСТАВЛЯЛИ УЧИТЬ КАКОЙ-ТО КОРОТКИЙ СТИШОК ТЫЧИНЫ, А МЫ,
    ШКОЛЬНИКИ, СМЕЯЛИСЬ НАД БЕССОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ КОРОТКИМ СТИШКОМ, ПОСВЯЩЕННОМУ
    СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ! А ОН НЕ МОГ ОБМАНЫВАТЬ!

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*