*****

Я считаю, что русский народ по природе своей не ксенофобский, это народ имперского сознания, а имперское сознание кардинально отличается от националистического. Националистическое сознание находит свою идентичность в обособлении от других наций и культур. Имперское же сознание обретает идентичность во взаимодействии с другими нациями и культурами и в их ассимиляции. Поэтому я считаю, что ксенофобская в чистом виде сила не будет существенно влиять на российской политической арене. В основном рост ксенофобских проявлений можно увязать с антикавказскими настроениями на фоне чеченской войны, продолжающейся уже десять лет. И здесь уже нельзя отрицать ответственность Кремля и кремлевских технологов, которые использовали эту акцию для сплочения нации в преддверие выборов и других ключевых моментов российской истории.

Но, будучи евреем, я не наблюдаю никакого роста антисемитизма в течение 15 последних лет. Напротив, я наблюдаю падение уровня антисемитизма, особенно на государственном уровне. Как и во всякой стране, в России есть антисемиты, и в России они представлены в Государственной Думе в том числе.

Но мы не должны драматизировать ситуацию, мы должны понимать, что никогда эти силы не станут доминирующими, никогда их влияние на российскую политику не будет определяющим, а их постоянное возникновение на политической арене в значительной степени связано с провокационными действиями политических технологов, которые пользовались этой картой еще в 90 годы, когда, например, неожиданно получал трибуну генерал Макашов, чтобы показать, что все проблемы российской власти – ничто по сравнению с тем, что может придти ей на смену. ( Из беседы на Радио Свобода 26.01.2005 – А.З.)

*****

Дело не в евреях. Само становление и зарождение российского государства было во многом обусловлено инородцами. Вспомните, как зарождалась Русь как государство были призваны Рюрики, чтобы навести порядок на этой земле. Екатерина Вторая или Сталин это те фигуры, при которых империя достигла максимального расцвета. С другой стороны, мне от моих русских друзей приходилось неоднократно слышать, что предают Россию только русские. (Из интервью на сайте Пресс-атташе, ру от 6 марта 2005 года – А.З.)

*****

Россия это имперская сущность. Имперская сущность – это государство наций, это сущность гетерогенная, некий плавильный котел, в котором варятся несколько наций, кровей, но при этом они становятся субъектом единой культуры имперской. В таком случае не важно кто ты татарин, поляк, еврей или русский.

Главное, что ты человек имперской культуры. Именно таким я себя и считаю в отличие о многих русских или евреев, людей с местечковым сознанием, потому что они не относятся к имперской культуре, а думают только о вилле на Лазурном берегу. Я считаю принципиальной принадлежность к русской имперской культуре, к которой я, безусловно, принадлежу и поэтому считаю себя скорее русским, чем евреем.

*****

Вот, перед нами сейчас сидит русский народ во всей своей полноте, как церковь. Что же мы ему скажем? Мы ему скажем, что «Знаете, вот, Навальный не выиграл выборы мэра, а Ройзман выиграл, поэтому он более подходящий кандидат. К тому же Ройзман – еврей, — со страшно соблазнительной улыбкой говорим мы русскому народу, — поэтому, конечно, этот человек должен быть соперником Владимира Владимировича Путина, поскольку Путин не еврей». А это является известным преимуществом перед евреем. Хотя, все кумиры русского народа – евреи. Можно я сейчас произнесу небольшой текст на эту тему?.. Смотрите. Какие кумиры русского народа были в последние 30 лет? Такие вот, символы из толпы русского национализма и русского национального возрождения? Это Юрий Владимирович Андропов, мама которого Евгения Карловна Файнштейн, то есть он галахический еврей абсолютно как я. Евгений Максимович Примаков, который имел в юности прозвище «Вишня», потому что носил фамилию Киршблат. Он абсолютный кумир русского национализма. Ну и, конечно же, уже главный кумир русского национализма, про которого даже неприлично говорить (настолько очевидно это имя)…  Владимир Вольфович Жириновский. Вот, человек с такими именем, фамилией и отчеством является абсолютным кумиром русского национализма и человеком, который идет на выборы под лозунгом «Я за русских! Я за бедных!» Причем, достаточно на него посмотреть, чтобы увидеть, насколько он русский и бедный, да? Вот. И ничего. Русский народ любит евреев. Поэтому за Ройзмана, за Сталина. За Родину, за Ройзмана.

Да, Евгений абсолютно подходит для того, чтобы быть спарринг-партнером Владимира Путина. И кроме того, он представитель глубинки, как бы. Вот, меня на канале «Дождь» тоже критиковали за то, что я назвал Екатеринбург «глубинкой» (потому что это большой город, один из крупнейших в России), но я, все-таки, считаю, что терминологически, что глубинка – это всё, что не Москва в России. Россия не любит Москву. А Ройзман не из Москвы. Это большое его преимущество.   (Из “Особого мнения” на Эхо Москвы, 10.02.2017  – А.З.)

*****

Что общего между антисемитизмом и сексом? По версии российского МИДа, его, антисемитизма, у нас нет. Точно так же, как не было секса в СССР. Госдеп США в своем очередном ежегодном докладе об антисемитизме в мире назвал Россию и Белоруссию “проблемными странами”, где год от года растет число преступлений на почве юдофобии. Российский МИД, не имея возможности противопоставить американскому “неправильному” докладу свой “правильный” ввиду его отсутствия, ответил заокеанским коллегам чем-то вроде дипломатического мата. МИД прямо и без обиняков обвинил Госдеп США в менторстве и голословных обвинениях, добавив при этом в адрес оппонентов, что, мол, “сам дурак”, что в США тоже фиксируются преступления на почве антисемитизма, включая осквернение вандалами еврейских кладбищ и синагог.

Заметим, что российский МИД, в отличие от американского Госдепа, никогда не готовил никаких докладов о положении евреев в России. Вероятно, именно это обстоятельство и позволило российским дипломатам заявить об отсутствии такой проблемы в России. Раз докладов не было, значит, и проблемы нет. Наши дипломаты вообще не по еврейской части. Им главное – дать достойный отпор “клеветникам” и “менторам”. Но получилось как-то по-советски неубедительно. К сожалению для МИДа, в Конгрессе США не продаются антисемитские издания, а вот в Думе – пожалуйста.

И уж конечно, никто из конгрессменов или сенаторов не сравнится с профессиональным жидоборцем сенатором Николаем Кондратенко. Понятно, что конгрессмены специально договорились назло нашему МИДу евреев не ругать и не обвинять их во всех смертных грехах. На что только не пойдут американцы, чтобы не дать аргументов российской дипломатии. В докладе Госдепа говорится о конкретных изданиях, о конкретных политиках, о конкретных случаях проявления антисемитизма.

А наш МИД ссылается на “свидетельства еврейской общины об отсутствии в России антисемитизма на государственном уровне”. Но антисемитизма “на государственном уровне” не было и в СССР. Никто и тогда не провозглашал антисемитизм государственной политикой, но почему-то все знали о квотах на прием евреев в определенные вузы и на определенные должности. А борьба с безродными космополитами тоже не была освящена официальным лозунгом “Бей жидов!” Впрочем, речь сейчас не столько об антисемитизме в России и даже не о том, насколько справедлив доклад Госдепа.

Меня как еврея пугает уровень раздражения, с которым власть реагирует на достаточно корректную констатацию фактов. Потому что нежелание официальных лиц признавать очевидное, упорное стремление называть погромы еврейских кладбищ мелким бытовым хулиганством – все это гораздо хуже, чем государственный антисемитизм. В этой ситуации официальный антисемитизм и не нужен, ибо публичная позиция властей дает определенный сигнал и большую надежду антисемитам-общественникам. ( ”Московские Новости” №1 за 2005 год , 14.01.2005 – статья ”Про евреев и дипломатов” – А.З.)

*****

Известный жидоборец Александр Крутов, депутат и автор популярнейшего нынче коллективного антисемитского послания в Генпрокуратуру, ответил на вызов времени почти по-еврейски – запросом на запрос. То есть запрос-то свой он отозвал, но торжественно пообещал отправить в прокуратуру новый, исправленный и дополненный. А почему бы и нет? Некстати возникший в дни обнародования антисемитского письма юбилей освобождения Освенцима уже не повторится. Глядишь, в связи с «изменившимися обстоятельствами», как учит нас уголовный и другие кодексы, удастся все-таки прижать распоясавшихся евреев с их иудаизмом. Госдума, рассматривавшая эту коллизию аккурат перед самым шабатом, довольно твердо, хотя и не очень решительно приняла постановление. 306 депутатов проголосовали за, 58 – против. В общем-то, неплохая пропорция, если учесть, что накануне, во время трансляции телепоединка генерала-антисемита Макашова и генерала-неантисемита Леонова, симпатии большинства зрителей оказались на стороне борца с евреями. Как в песне Высоцкого: хоть на их стороне нет законов, зато энтузиазм и поддержка миллионов. Письмо депутатов-жидоборцев, да и голосование телезрителей – это специальный привет российскому МИДу, который совсем недавно возмущался докладом Госдепа США, где выражалась некоторая озабоченность антисемитизмом в России. (Из статьи ”Кто России строит козни”? в ”Ежедневном Журнале”, 5.02.2005 – А.З.)

*****

Состою ли я в Российском еврейском конгрессе?  Просто позвали. Я значительную часть времени, лет семь где-то, работал с вместе с Владимиром Гусинским в его медиа-холдинге, был главным редактором газеты «Сегодня». Гусинский был основателем РЕКа и очень логично, что я оказался в общественном совете этой организации. Надо сказать, я горжусь тем, что там состою. Но эта организация редко собирается, по крайней мере, редко меня зовет для обсуждения и решения своих вопросов. К моему сожалению, мы не очень активно взаимодействуем. Я чаще просто хожу в синагогу…  Соблюдаю ли традиции на праздник Песах? Конечно! Не только вино с мацой, было какое-то подобие седера, а перед этим — изгнание хамеца из дома. Но вообще-то я гораздо чаще бываю в синагоге у раввина, чем на заседаниях РЕКа… Мы с равином разговариваем на разные темы, он меня чему-то учит, я чему-то учусь сам и с ним это обсуждаю. Кстати, в еврейской тематике я получил огромный опыт благодаря известной журналистке Евгении Альбац, которая несколько лет назад организовала семинар по изучению Торы. Мы каждую неделю собирались в Еврейском культурном центре, там и сейчас собирается народ. Я года два или три ходил, мы изучали недельные главы Торы. Интересно, что не раввин выступал, а, каждый участник готовил доклад по соответствующей главе, а раввин уже комментировал. Было такое интеллектуальное соревнование, и раввин — Пинхас Гольдшмидт или кто-то другой — комментировал, правильно ли мы понимаем, правильно ли мы разобрались. Я просто с упоением погрузился во все то, к чему просто принадлежал по происхождению, но чего недополучил в свое время… Я вырос в классической советской еврейской семье, родители не то чтобы не соблюдали традиции, но даже немножко стеснялись этого. Я вообще узнал, что я еврей, в первом классе, когда учительница попросила принести бумажку с «персональными данными» — имя, национальность и прочее. Только тогда я и узнал, что я еврей. Я страшно страдаю от недостатка еврейского воспитания, недостатка знаний. В старших классах я стал читать Фейхтвангера — «Еврей Зюсс», «Иудейская война». Помню, было очень хорошее собрание сочинений, такое бордово-кирпичное, с фантастическим аппаратом, с примечаниями, и я в какой-то момент поймал себя на том, что мне больше интересна не книга, а примечания, где описываются еврейские традиции, история. Тогда, наверное, я себя в полной мере евреем и ощутил. (Из интервью на сайте  Jewish.ru 5.04.2013 – А.З.)

*****

Одни упрекают меня за то, что я еврей, другие прощают мне это, третьи даже хвалят, но все об этом непременно думают.

*****

Израиль – это на сегодняшний день единственная утопия, которая выстояла на ветрах истории… Почему я симпатизирую Израилю? Я знаю историю еврейского народа и поступаю так, как должен поступать истинный русский интеллигент.

*****

Соответствующие органы в соответствующее время даже изучали мою родословную. Корней жидо-масонских не обнаружили. Все мои дедушки и бабушки из города. Шацка Рязанской губернии. А там от Рождества Христова ни масонов, ни евреев не было. Жаль. Был бы евреем, может быть, был бы поумнее.

*****

Антисемитизм есть в значительной мере проблема самих антисемитов, выражение их комплексов неполноценности, собственной ущербности и неудовлетворённости…Антисемитизм, по-моему, реакция на непохожесть, необычность евреев, на их фанатизм, как виделось со стороны, в отстаивании, оберегании своей веры, своих обычаев, своего образа жизни, реакция на их взаимовыручку, взаимную поддержку, необходимые для выживания народа во враждебных условиях. Это, как мне кажется, самая общая, уходящая в древность причина. Далее – ”подпричины”. Бытовой, ”низовой” антисемизм питался образами евреев – ростовщиков, торговцев, корчмарей и прочих шейлаков мелких калибров. Антисемитизм ”верхов”, элитный антисемитизм отражал, как думается, боязнь конкуренции способных талантливых людей в науке, искусстве, управлении, а также в торгово-финансовых делах крупного масштаба. Питают, поддерживают антисемитизм разного рода мифы (”кровь младенцев” и т.п.), первоначально возникшие в недрах христианства, а затем ставшие элементом массового сознания. Наконец, нельзя не сказать и о том, что нередко ”власть предержащие” используют ( и насаждают) антисемитизм, рассчитывая таким путём получить поддержку определённых социальных групп…Антисемитизм характерен для люмпенизированной маргинальной части общества, а также для политиков, чей умственный потолок не может подняться выше заговора… Слышу возглас: “А Шафаревич?” (математик, член-корр. Академии наук, автор знаменитой “Русофобии”, Москва, 1991 г. – А.З.). Отвечаю: “Шафаревич – постыдное для русской, российской, советской интеллигенции исключение. (Из книги “Записки ненастоящего посла”, Москва, изд. Захаров, 2001 г. – А.З.)

*****

Были расстреляны (12 августа 1952 года – А.З.) выдающиеся деятели еврейской культуры, руководители Еврейского антифашистского комитета. Ещё одна кровавая страница среди тысяч таких же страниц советской истории. Мне, человеку, чья жизнь прожита в Советском Союзе, мучительно трудно об этих страницах говорить. Я не был палачом и не был жертвой. Но я был частью того большинства, молчание которого сделало возможным появление палачей и жертв. И теперь, обращая душу к ужасам прошлого, сопережая с мучениками и сочувствуя несчастным, ведя диалог с собственной совестью, я делаю это не только для того, чтобы склонить голову перед памятью невинных жертв, не только для того, чтобы вновь и вновь проклясть палачей, но и для того, чтобы ни я сам, ни дети мои, ни мои внуки никогда больше не молчали…Как ни ужасна правда, которая открыта нам, правда, которая ещё не открыта, вернее, открыта не полностью, наверное, во сто крат ужаснее. Судя по тому, что мы знаем, речь шла не только об уничтожении еврейской элиты, а о том, чтобы уничтожить или заключить в огромные гетто всю еврейскую общину Союза. Злодейское убийство великого артиста Михоэлса…ликвидация лидеров и активистов Еврейского антифашистского комитета, духовный погром еврейской интеллегенции под флагом борьбы с ”безродным космополитизмом”, позорное ”дело врачей”, ориентированные на возбуждение массового юдофобства, – таковы мрачные вехи на пути к всееврейскому геноциду. К счастью, умер Сталин. Но, к несчастью, посеянные им – если бы только им! –семена зла продолжают пропастать и и ныне…Я представляю Россию. Но я представляю её в Израиле. Поэтому в этот трагический день я плачу вместе с вами, люди Израиля, я прошу вас – простите. (Из книги ”Записки ненастоящего посла” – А.З.)

*****

Что касается моего “правения” – это не совсем подходящий термин. В первые два-три года посольской деятельности мне была более понятной позиция арабов. Когда речь шла об “уступках” израильтян, я думал: какие же это “уступки”, если Израиль отдает только то, что он захватил в ходе войн, и что, с точки зрения международного права, ему не принадлежит. Потом я понял, что чисто юридический подход здесь не годится. По большей части кризисные ситуации вызывали сами палестинцы, которые не выполняли взятых на себя обязательств. Не стоит забывать, что вся кровавая карусель войн и террора закрутилась по вине арабов. Можно смело утверждать, что если бы арабские государства приняли решение мирового сообщества, история Ближнего Востока пошла бы иным путем. Именно арабские лидеры обрекли народы Ближнего Востока на десятилетия войн, причем первая началась буквально на следующий день после провозглашения Государства Израиль – 15 мая 1948 года. Если бы на следующий день после появления Государства Израиль арабы провозгласили бы создание Государства Палестина, если бы у них хватило ума в 1948 году встать на путь мирного сосуществования двух государств на этой земле, то в 2002 году Арафату не пришлось бы прятаться в бункерах Рамаллы.
Но в 1948 году арабы рассчитывали на быструю победу. Конечно! Против Израиля выступили армии Египта, Сирии, Ливана, Трансиордании и Ирака. “Это будет война на истребление, – заявил тогда генеральный секретарь Лиги арабских государств Аззам Паха. – Это будет грандиозное истребление, о котором будут говорить так же, как говорят о вторжении монголов и крестовых походах”. Но все получилось “с точностью до наоборот”. И вот, что еще очень важно. После войны 1948-1949 годов большая часть тех районов Палестины, которые по решению ООН должны были отойти арабам, так и осталась у арабов – эти районы захватила Иордания. Казалось бы, чего проще: король Иордании передает эту землю своим палестинским “братьям” и дело с концом. Но он не передал. Почему? По очень простой причине: воевали не за создание Государства Палестина рядом с Государством Израиль. Воевали за уничтожение Государства Израиль. Арафату не нужен был Западный берег реки Иордан, ему нужен был Восточный берег Средиземного моря. Именно пo этой причине Арафат отказался принять то, что eму предлагал Барак в КемпДэвиде.

*****

Всем известно, что шейх Ясин являлся одним из наиболее непримиримых, активных сторонников максимального использования террора для дестабилизации израильского общества и в конечном счете уничтожения Израиля. Под его «духовным» руководством готовили, обучали и вооружали террористов, посылали их убивать и умирать. Только за время «интифады Аль-Аксы» боевики ХАМАС совершили 425 терактов (из них 52 с участием самоубийц), в результате которых были убиты 377 человек и ранены 2070. Израильтяне, насколько можно понять, давно имели технические возможности покончить с Ясином в рамках тактики «точечной ликвидации». Но тянули, ждали, надеялись, что удастся убедить палестинскую верхушку отказаться от политического насилия в пользу политических переговоров. Но так и не дождались. Взрыв негодования среди арабов понятен. Вместе с тем понятно (должно быть понятно!) и другое. Большой войны не будет, поскольку ее исход заранее предрешен. Возможно, придется перерисовать «Дорожную карту». Наверное, на долгом пути к устойчивому сосуществованию будут еще встречаться и кризисы, и интифады. Однако другого пути нет, просто нет. Но вернемся к шейху. Игнорируя многократные предупреждения, практически не скрывая своего участия в разработке идеологии терроризма, восхваляя и благословляя смертников, шейх сам обрек себя на смерть. При всем различии масштабов и условий не могу не вспомнить в данном контексте судьбу Дудаева или Яндарбиева. И никак не могу согласиться с заявлениями защитников прав человека, которые вновь и вновь кидают камни в израильтян. За превышение прав необходимой обороны. За внесудебную расправу с «гражданином» Ясином. Кстати, шейха, кажется, два раза судили, сажали в тюрьму и выпускали «по состоянию здоровья» и в обмен на попавших в плен израильских солдат. Мне представляется, что идеологи, организаторы, вдохновители террора, использующего истребление мирного населения в политических целях, ставят себя вне закона. Желательно, разумеется, поймать бен Ладена и посадить его на скамью подсудимых. Но не уверен, что от него можно избавиться только таким образом. И уверен, что процесс над бен Ладеном (равно как и над шейхом Ясином) вызвал бы новые вспышки терроризма, а значит, и новые жертвы… Положенные, получается, на алтарь правосудия…В общем, кто осуждает израильтян за убийство шейха Ясина, тот — несмотря на всю возможную тонкость юридических формулировок, — защищает терроризм и террористов.

 

Комментарий: «Хорошие люди редки, как фальшивые деньги», – писал М. Горький. Наверное, так было и будет всегда…Бовин был человек цельный, здравый, ироничный и умный. Но главное – чувствовалось, что у него, работника ЦК КПСС, профессионального журналиста и политика, есть совесть, что для него не потеряны и не безразличны понятия «правда» и «ложь», «хорошо» и «плохо». Это вообще редкость, а для людей таких профессий – огромная редкость. Бовин был верным другом еврейского народа. Он многие годы занимал особую позицию в вопросах о Ближнем Востоке. Он один из немногих, кто стремился еще в застойное время настроить общественное мнение в СССР на нормализацию отношений с Израилем. Его оценка ситуации на Ближнем Востоке  актуальна и в наши дни.  А вот что он писал о статусе Иерусалима: «Так же, как без Мекки и Медины нельзя представить себе историю арабов, историю ислама, точно так же Иерусалим неотторжим от истории евреев, истории иудаизма. Без Иерусалима нет Израиля». Когда были восстановлены дипломатические отношения между Россией и Израилем, он первым высказал мысль о развитии стратегического партнерства между двумя странами. Все шесть лет, в течение которых Бовин работал послом в еврейском государстве, а также задолго до этого и после, он неизменно проявлял искреннюю доброжелательность и глубокое уважение к Израилю и к его людям. Он не раз выступал с заявлениями о том, что категорически не согласен с политикой государственного антисемитизма в СССР.


*****

Что касается вопроса, как меня принимают мои соотечественники: по-разному принимают, потому что я довольно часто выслушиваю разного рода антисемитские высказывания в свой адрес… Mой отец – Киперман Савелий Львович, а бабушка по материнской линии – Аида Гранкович, предки которых из местечек. Я родилась в Москве, выросла в русской культуре, и, конечно, не задумывалась бы над своим происхождением, если бы меня уже в детском саду не дразнили Киперман-Пинчер. В школе мне один парень как-то сказал: “Поезжай в свой Израиль”, но с ним я быстро разобралась с помощью инструмента, который оказался у меня в руках на уроке труда. Правда, в итоге эту школу пришлось покинуть… Журналистика меня привлекла уже в классе, примерно, восьмом, но мне популярно объяснили, что шансов попасть в Литературный институт у меня мало: “пятая графа”, не комсомолка и т. д. Я поступила в институт им. Менделеева, но папа, который был там большим ученым, возражал. “Не позорь фамилию”, – говорил он, и был прав – я доучилась там всего до второго курса…Самоидентификация — вопрос глубоко частный, поэтому могу сказать только о своей твердой уверенности, что от себя откреститься трудно, практически невозможно. Помните американского архитектора-проектировщика нью-йоркских «Башен-близнецов»? Человек, который после событий 11 сентября поехал в Израиль, вновь ощутив свое еврейство. Каждый выбирает для себя, и вся тяжесть этого выбора — для каждого своя. Моя мама всегда говорит, что остро чувствует себя еврейкой в обществе настойчиво декларирующих свое славянство и, наоборот, — свое славянство среди тех, кто главным собственным достоинством считает еврейство. Я такая же. В нынешней России места антисемитизму хватит на батальон эйхманов… Ворошить прошлое обязательно нужно, чтобы это прошлое оставалось памятью, но не становилось реальностью. (Из интервью в еженедельнике ”Бэсэдер” 26 апреля 2007 года, №17/824 – А.З.)

*****

Мама, отчего ты плачешь, Пришивая мне на платье Желтую звезду? Вот такое украшенье Хорошо б щенку на шею – Я его сейчас же приведу. А куда уводят наших, Может, там совсем не страшно, Может, там игрушки и еда? Мне сказал какой-то дядя, Сквозь очки в бумажку глядя, Что назавтра нас возьмут туда. Посмотри, какая прелесть, Вот оркестр играет фрейлехс, Отчего так много здесь людей? Мама, ну скажи мне, мама, Кто тут вырыл эту яму И зачем нас ставят перед ней? Что ты плачешь, ты не видишь – Их язык похож на идиш, Ну почему все пьяные с утра? Может быть, в войну играют, Раз хлопушками стреляют… Мама, это вовсе не игра. Мама, отчего ты плачешь, Мама, отчего ты пла… ( ”Бабий Яр”. Авторская песня Болтянской – А. З.)

Комментарий: 19 мая 2010 года мне посчастливилось присутствовать на концерте  Болтянской в Миннеаполисе и записать её испонение на видео.  Великолепное зрелище! Если бы Нателла написала только одну песню — «Бабий Яр», ее имя уже вошло бы навсегда в анналы авторской песни. Песня невероятно эмоциональная, страшная, яркая, да еще исполненная на чудовищном надрыве. Молодец!

P.S. Послушайте. Поёт Нателла Болтянская –

*****

Существует российская история. Насколько евреи пагубно сказываются на плавном течении, скажем, истории? Евреи устроили революцию в России. Начинается, там, перечисление, кто еврей, кто не еврей. Евреи составляли костяк репрессивных органов вместе с латышами и китайцами, кстати говоря. Евреи устроили революцию, евреи привели ко всему, но и они же потом развалили большую империю, которая создалась усилиями того же самого Сталина и его руководства, уже как лишенного еврейского элемента, они же развалили великий Советский Союз, так получается, и продолжают этим заниматься. Вот насколько здесь, скажем так, вот эта пагубная страсть все переделывать, разваливать и не давать спокойно развиваться большим государствам? ..

Вы говорите при определении еврея – это и ортодоксальный еврей классический с религией, языком, это и дети, которые могут быть и от смешанных браков и могут принадлежать различным идеологиям, различным религиям и конфессиям, но этнически вот у них еврейские корни.

Один из наиболее задаваемых вопросов или, скорее, утверждений, что еврей никогда не может любить свою страну, в которой он живет: Россию или Францию, Польшу, Германию так, как это делает, скажем, немец чистейший или русский, не может все делать для того, чтобы страна процветала экономически, духовно и т.д.

Всегда есть какая-то международная спайка, о которой так говорили, вот двоякая. Если он держится еврейской культуры – это буржуазный националист. А если он принадлежит русской культуре или советской культуре или, в общем, мировой культуре или ценности западной, то он безродный космополит. Т.е. палка о двух концах и оба биты. Вот смотрите: может ли быть патриотом в нормальном понимании этого слова еврей своей страны, в которой он живет? Хочется, чтобы понимание приводило… Понимание каких-то процессов, понимание истории приводило именно к пониманию друг друга и к нормальным отношениям. И тогда, может быть, будет не столько меньше этих, часто задаваемых вопросов, сколько они будут задаваться с другой интонацией. (Из беседы на ”Эхе Москвы” с Юрием Слезкиным, автором книги ”Эра Меркурия. Евреи в современном мире”  20.08.2005 – А.З.)

*****

Очень долго я был в этом плане наивен, и эта наивность культивировалась моей семьей. Во мне намешано несколько кровей: еврейская, армянская, русская, греческая и сербская. В нашей семье этот вопрос никогда не педалировался. Я родился всего через три года после Дела врачей. Кроме того, в нашей стране никогда не затихала раздутая в конце 40-х годов и пришедшая к своему пику в начале 50-х государственная антисемитская кампания. Мы жили в коммунальной квартире, которую населяли 12 семей — всего 42 человека. Евреи, татары, русские — обычная мещанская квартира. В школе я был совершенно наивным парнем. Моего одноклассника Сеню Фрейдина часто дразнили, более того, не оставался в стороне и я. До тех пор, пока мама не взяла меня за ухо и не высказала все, что она об этом думает. Мой отец никогда не скрывал своего еврейского происхождения. Его дедушка, русский дворянин Александр Великопольский, предлагал ему взять свою фамилию, но папа наотрез отказался. В этом и гордость, и гордыня: да, я — Бунтман! А сколько ребят у нас в школе меняли фамилии! Когда я рассказывал об этом отцу, у него на лице было такое презрение… Это был вопрос чести. В Нагорном Карабахе, откуда родом мой армянский дедушка, меня спрашивали: а почему у меня, мол, фамилия Бунтман? Да потому, что я люблю своего отца, своего деда — и там, кстати, это прекрасно понимают…  

У еврейского народа есть своя история и своя трагедия. Советскому, не очень-то еврейски направленному, мальчику было непросто понять, что это за государство такое — Израиль. Позже я понял, что Израиль — это феноменальная страна. То, как оно было создано, не вызывает ничего, кроме восхищения. Не хочу примазываться, но это — героизм, никем не оцененный на протяжении десятилетий. Любой киббуц для меня — героическая история. Там, где росли три палки, теперь тянутся ввысь миллионы деревьев. Разве это не чудо?…  Израиль — очень сложное государство с болезненным восприятием собственной обороны. А с чего бы ему быть не болезненным? Будь я гражданином Израиля, я бы, наверное, в отличие от большинства наших репатриантов, которые по приезде становятся правее правого, боролся бы за права. С другой стороны, во мне говорит мое армянское «я». Сейчас все говорят об уничтожении Ирана, а что же тогда в Армении кушать будут? Честно говоря, я вообще не уверен в том, что Израиль собирается его уничтожать. Иран — совершенно потрясающая страна, совсем не такая, какой мы ее себе представляем. Но когда там заправляют такие ребята, как Ахмадинеджад, она становится крайне опасной… Я не думаю, что человек, который скорбит о трагедии еврейского народа, ощущает ее своей собственной, должен на ура принимать любую политику Израиля. Израиль, между прочим, сам так не считает — иначе не было бы Кнессета, депутатов, нормальной политической жизни. В ином случае Израиль был бы какой-то ощетинившейся колонией, а на самом деле это не так. Самое главное, что произошло с Израилем, так это то, что он в ненормальных условиях стал нормальным государством — одним из самых удивительных в мире, со своими плюсами и минусами. Самое сильное мое впечатление от Израиля — это не святыни Иерусалима, а молодежь. Поразительное ощущение! Особенно остро это чувствовалось в те годы, когда у нас в стране царила какая-то удрученная обреченность. Людей, которые ясно представляют свою жизнь, видно сразу. Это именно то, что называют омерзительным словом «энергетика»… Отвечая на ваш вопрос. Да.  В эфире радиостанции «Эхо Москвы» уже много лет идет программа «Все так», задача которой — подробно исследовать ту или иную историческую личность. Какого израильского общественного деятеля я бы предложили в качестве героя этой передачи?

Много кого! Я бы обязательно взял Голду Меир, Ариэля Шарона. Кроме того, меня очень интересуют строители цивилизации — например, Элиэзер Бен-Иегуда. Как словесника, меня привлекает история становления современного иврита. Как осваивались земли Израиля технологически, как появился киббуц, как формировался ЦАХАЛ — все это мне очень интересно, и я бы хотел посвятить этим темам отдельные передачи. Еще хотел бы сделать программу о Владимире Жаботинском. Интересно еще и то, как реагировали разные слои еврейского населения на приход нацистов к власти. Как, например, отнеслись к этому еврейские ветераны Первой мировой войны? Или взять того же Бен-Гуриона, о котором у нас уже была передача: как этот городской мальчик сделался крестьянином? Это все безумно увлекательно. (Из интервью на сайте Jewish.ru 12.04.2011 – А.З.)

                                                                                        Художник Елена Флёрова

*****

Мир впредь не может жить нормальной жизнью, если где-нибудь будут совершаться гонения на какие-нибудь народы или национальности, подобно тому, какие сейчас приходится переживать евреям. Изуверство над одним народом или нациями неизбежно отражается на жизни всех других стран.

******

Как гражданин России я чрезвычайно благодарен президенту своей страны Владимиру Путину за его выступление 28 января на церемонии открытия мемориала 60-летия освобождения узников Освенцима. Владимир Путин действительно оказался единственным среди глав европейских государств, признавшим существование в своей стране проблемы антисемитизма. Однако же не могу не отметить, что проблемы антисемитизма в России не существует. И, если к тому не будут предприняты специальные усилия, не будет существовать. Для этого просто не стоит превращать его в проблему. Тезис о сокрушительном поражении в России антисемитизма звучит пока, вероятно, достаточно экзотично.

Несомненно, антисемитизм в России существует и будет существовать еще достаточно долго – в любом случае он вряд ли окончательно исчезнет ранее таких знаменитых национальных подвидов антисемитизма, как британский, польский, французский или украинский. Тем не менее похоже, что Россия одна из первых в мире стран, подверженных этому пороку, сумела его преодолеть на уровне общественном…Антисемитизм в России перестал быть идеей, интересной обществу, и превратился в такое же достаточно опасное для носителя этой идеологии, но почти безопасное для остальных граждан хобби, как собирание свидетельств о контактах с НЛО, уринотерапия или игра в наперсток на деньги. В России антисемитизм как хобби – явление не такое уж и редкое, хотя и не слишком распространенное. Тем не менее еще десять лет назад о том, что ваш начальник еврей, вы узнавали от своих коллег, причем слово «еврей» произносилось с некоторой опаской, едва ли не как неприличное. Сейчас о том, что вам приходится иметь дело с самым настоящим евреем, вы, скорее всего, узнаете от самого начальника. Причем будете удивлены: надо же, кто бы мог подумать, да неужели и впрямь еврей? Но быстро об этом забудете.

В России в 2004 году об этом забывают так же быстро, как о своей чувашской прабабушке…Меня скорее не устраивают обстоятельства, предшествовавшие произнесению президентом России в Освенциме речи, во многих отношениях достойной и уместной. Судя по всему, все началось со знаменитой оговорки Путина о «сионистском окружении Ющенко». Сама по себе такая оговорка – совершенно безобидная вещь. В конце концов, в устах человека, которого значительную часть его жизни советская пропаганда убеждала в коварных замыслах последователей Герцля и Жаботинского уничтожить свободолюбивый и склонный к социалистическим преобразованиям палестинский народ, такая оговорка не фокус. Да и попробуйте-ка сами дополнить фразу – «Бей… – спасай Россию». Все вспомнили нужное слово? Конечно, все. Попробуй забудь…

Тема отношения к евреям вновь стала модной. Далее группа любителей научного подхода к описанию еврейских козней, в которой обнаружились народные депутаты, написала знаменитое письмо, так и не дошедшее в Генпрокуратуру. В ней предлагалось проверить деятельность еврейских просветительских и общественных организаций в России на предмет участия в угнетении русского народа, поскольку в распоряжении авторов письма имелись научные подтверждения такового участия.

Наконец, кульминацией происходящего стало выступление в Освенциме самого Владимира Путина, который довольно ловко связал российский антисемитизм с Усамой бен Ладеном и международным терроризмом, представленным в России терроризмом чеченским…

Долгое время бывшая экзотичной тема «антисемитизма как проблемы» вновь на слуху. Я понимаю, что оговорка Путина и история, в которую она развилась, дала хлеб множеству профессиональных антисемитов и филосемитов. Но, думается, сейчас лучший способ не возрождать в России антисемитские дискуссии – это относиться к теме «Россия и евреи» так, как принято относиться к этому в приличном обществе. А именно с равнодушием.

Оставьте тему профессионалам-гебраистам. Российское общество от антисемитизма, слава богу, уже свободно. А ведь если в России и существует антисемитизм как проблема, то достаточно хорошо известно, где эта проблема локализована. На сегодняшний день одним из немногих заповедников антисемитизма в России являются силовые структуры, в которых антисемитизм, по отзывам, культивировался в советское время с любовью и тщанием.

Несмотря на то что Русская православная церковь – организация, не замеченная в антисемитизме, внутри нее вполне легально существуют и при попустительстве пастырей процветают структуры, с яростью отрицающие «несть эллин, несть иудей». В целом российский антисемитизм наиболее ярок и заметен там, где он является наследием антисемитизма советского, и среди представителей властных структур, в целом имеющих сравнительно больший опыт продвижения по советским карьерным лестницам, он едва ли не более распространен, чем среди полумифического «простого народа».

Власть в России по историческим причинам более подвержена постыдному пороку антисемитизма – ребята, решайте же свои проблемы и не ищите солому в глазах ближнего. Ксенофобия по отношению к евреям – одна из тех проблем, решение которой российское общество нашло не на пути политкорректности, мало чем помогающей Западу в аналогичных случаях, а на своем.

Антисемитизм в России побежден не Юрием Лужковым, который, не будучи иудеем, для своей не известной мне нужды участвующим в еврейских религиозных праздниках, а рядовыми русскими гражданами, обнаружившими в ближнем своем не только еврея Рабиновича, но и соседа Исаака Абрамовича. Не стоит возвращаться к тому, что мы уже прошли. Лучше понять, как нам это удалось сделать. На сегодняшний день, похоже, единственным действенным способом борьбы с проблемой российского антисемитизма, а не с самим уходящим в небытие антисемитизмом является терапия именно этих очагов, а не общества в целом. Мало того, именно решив эту проблему, можно достаточно легко плюнуть на само остаточное явление: в свободной стране никто не может быть принужден ни любить еврея, ни ненавидеть до тех пор, пока это остается личным делом. А вот бороться с антисемитизмом, решая в ходе этой борьбы политические проблемы с Чечней, США, Евросоюзом, коммерческие проблемы с Сирией и Невзлиным, некрасиво.

Разумеется, я удовлетворен тем, что президент Путин почтил память жертв Освенцима – и евреев, и русских, и поляков, и французов. Но если нельзя произнести речь на могиле более миллиона человек без передергиваний, то на этом месте лучше просто помолчать. (Из статьи ”Последнее прибежище антисемита” на сайте gazeta.ru 1.02.05 – A.З.)

 

*****

Израиль и арабские страны находятся на совершенно разных уровнях ментального, психологического развития своего населения, из чего проистекают и разные уровни развития экономики, и разные уровни ее организации. С моей точки зрения, эффективное и взаимовыгодное сотрудничество Израиля с арабскими странами в экономике в обозримом будущем невозможно, а из этого уже проистекает и неизбежность политических конфликтов.

Что касается именно Палестины, то палестинские арабы — это, как известно, инструмент арабского мира в борьбе против Израиля. Палестинскую проблему мне представляется возможным решить только одним способом, весьма выгодным экономически, но затруднительным в политическом плане: это «трансфер с приданым». То есть выселение с Земли между Рекой и Морем всех арабов с выдачей каждому из них суммы, достаточной для того, чтобы в любом новом месте они не просто могли бы обустроиться без проблем, а оказались бы и желанными новоселами. Надо сказать, что в чисто экономическом плане это решение несравненно дешевле продолжающейся уже более шестидесяти лет конфронтации.

Но политически это решение тормозит множество причин, среди которых не последнюю роль играет то, что в свое время и Советский Союз, и Соединенные Государства Америки подписали и даже, я бы сказал, продавили резолюцию 181 Генеральной ассамблеи ООН, где предусматривалось создание арабского государства между рекой и морем, а не только еврейского. Этот пункт резолюции был на самом деле написан в пику Англии и Франции, которые тогда держали под контролем — или в качестве прямых колоний, или в качестве зависимых вассалов — практически весь арабский мир. Замысел был в том, чтобы создать независимое от англичан и французов арабское государство, которое окажется для прочих арабов стимулом к выходу из колониальной системы. Вот именно поэтому сразу же после окончания британского мандата на эту территорию вторглись войска сопредельных арабских стран. Поскольку эти страны тогда были вассалами Англии и Франции, первым делом они захватили территорию, предназначенную для упомянутого в резолюции независимого государства, чтобы не создавать прецедента независимости арабских стран.

На сегодняшний день колониальные системы Англии и Франции давным-давно распались, поэтому пункт резолюции 181 давно утратил тот смысл, который вкладывали в него сами авторы. Соответственно эта земля уже может быть совершенно беспрепятственно использована по иному назначению, для этого только надо найти такой выход из положения, чтобы ни Америка, ни Россия, как правопреемник Советского Союза, не потеряли лицо. Я, в общем-то, такой выход нашел, но есть одна проблема: его должен озвучить политик бесспорно русского происхождения. До сих пор ни один из достаточно влиятельных людей, к чьему голосу прислушиваются, не рискнул поставить свою репутацию под удар. Хотя самим арабам это решение тоже, в конечном счете, будет выгодно, но все-таки никто не пожелал ринуться в атаку первым и оказаться под прицелом…

По происхождению я действительно чистокровный еврей: характерная внешность, интеллект, в конце концов, фамилия. Но я считаю себя русским (а сам этот народ — одним из величайших в мировой истории интеграторов разных культур и этносов). Атеист по убеждению. Из всех еврейских традиций чту разве что почтение к разуму и образованию. И в этом плане родители действительно повели себя как самые настоящие евреи.

Я окончил Одесский технологический институт по специальности «инженер-теплофизик». Считается, что получив диплом теплофизика можно работать в любой отрасли, кроме… теплофизики. Это не шутка, это действительно так. Специальность требует осмысления огромной массы явлений, учит логическому мышлению и целостному восприятию мира, но самих теплофизиков нужно довольно мало, и кадры в этой области готовят с запасом. Так вот, получив специальность теплофизика, можно дальше самообучаться практически всему. И в этом плане во мне, возможно, говорят мои еврейские корни. Отец тоже теплофизик, специалист в составлении уравнений состояния. В его области во всем мире работает человек 100, и уже лет 40 он в первой десятке. Мама — на протяжении нескольких десятилетий — главный бухгалтер крупных учреждений, включая межобластное управление поставок медицинской техники. У таких умных родителей ребёнку тоже просто невозможно остаться неразвитым.

Но, хотел бы подчеркнуть, что мое самоопределение как русского никоим образом не должно бросать тень на еврейскую национальность. В конце концов, среди этого народа столько умников, что из-за моей «несознательности» от евреев не убудет. (Из интервью на сайте Jeish.ru, 10.12.2008 – А.З.)

*****

Когда бог создал избранный народ, он велел всем евреям выстроиться перед ним в очередь и проходить по одному. У каждого еврея господь забирал всю глупость без остатка. Но даже божественные всемогущие руки не могут вместить всю глупость мира. Поэтому всю глупость, отобранную у 999 евреев, бог отдавал тысячному. С тех пор как появилась эта притча, понятие избранности несколько поменялось. В современной трактовке иудаизма евреи — народ, избранный не для господства, а исключительно для служения богу: соблюдая все богоугодные обряды и обычаи, они тем самым освобождают другие народы для решения каких-то иных задач — нечто вроде монашеского ордена, составленного из целого народа. Монахи неустанно молятся, дабы у мирян была возможность не только молиться, но и ещё что-то делать — так же трактуется сейчас понятие избранности евреев. Но независимо от этого притча о тысячнике до сих пор у евреев популярна — ведь если уж еврей дурак, то он всем дуракам дурак. Почему это так? Версий на сей счёт мне доводилось слышать много. Исходя из собственного опыта и из наблюдений за другими знакомыми евреями, полагаю: причина тут прежде всего в более чем двухтысячелетней еврейской традиции всеобщего почтения к книге и к умственной работе. У верующих иудеев самым почтенным занятием считается изучение Торы — учения. Так называют первые пять книг Библии (считается, что их собственноручно написал Моше Амрамович Левин; мы чаще произносим его имя с греческим акцентом — Моисей), где изложены основы иудейской религии в целом. Изучение Торы считается требующим наибольшей премудрости и самым богоугодным занятием. Оно признано столь важным, что, скажем, если близкие не могут обеспечить еврею, занятому изучением Торы, достаточное для этого занятия благополучие, то обеспечивать его должна вся община. (Источник: журнал «Однако», сайт накануне.ру 11.10.2013 – A.З)

*****

Еврейский антифашистский комитет — скорее всего дело, организованное при непосредственном участии Джугашвили. Хотя нельзя исключить эксцесс исполнителя, когда довели дело до большего наказания, чем то, на которое рассчитывали первоначально. Тут проблема в международных отношениях. Советский Союз был главным организатором создания Государства Израиль и его победы в войне за независимость. После этой победы Израиль вынужденно переориентировался на Соединенные Государства Америки, поскольку остро нуждался в средствах для обустройства иммигрантов и восстановления порушенного в ходе войны. СССР — сам разоренный войной — не мог помочь, а СГА — так как уже шла «холодная война» — в обмен на свою помощь потребовали от Израиля резко отвернуться от Советского Союза. В политике такого не прощают никому. Уж не знаю, в чью, мягко говоря, не очень светлую голову пришла мысль заняться Еврейским антифашистским комитетом в надежде, что хотя бы из опасений за судьбу своих сородичей Израиль пересмотрит эту позицию. А дальше — лошадиная доза упрямства с обеих сторон… С делом врачей все хитрее. Во-первых, большая часть фигурантов этого дела — вполне русские. Во-вторых, судя по всему, первоначальным толчком для дела послужило то, что высокопоставленный врач — не имея регулярной массовой практики — имеет значительно большие шансы ошибиться, чем врач рядовой, постоянно работающий с множеством пациентов. Собственно, и началось все это дело с разногласий в постановке диагноза члену Политбюро Жданову. Когда началось расследование, прежде всего парочка следователей, включая нашумевшего потом Рюмина, постарались устраниться от этого дела, как только поняли, что дело оценочное: нет надежных улик, а приходится опираться только на противоречивые мнения экспертов. Рюмина потом объявили главным организатором этого дела, но, насколько я понимаю, он как раз пытался из него выйти. Потом кто-то начал вокруг этого дела строить антисемитские слухи, при том что большинство фигурантов этого дела — вполне безупречные русские. Евреев там было очень немного, но шум вокруг этого дела поднять было проще, именно сделав упор на них. Кто никаким боком не причастен к этому делу — так это как раз Джугашвили, потому что не мог человек в достаточно серьезном возрасте — и страдающий изрядным букетом болезней — по доброй воле распорядиться арестовать своего лечащего врача, не озаботившись заменой. (Источник: сайт лента.ру 5.10.2013 – А.З.)

 

             

                 Комментарий:  Этот бородач круглый год носит одинаковые жилеты с двадцатью восемью карманами и весом аж 7 кг. В день телесъемок съедает полкило шоколада. Заказывает еду по Интернету и сутками не выходит из дома. В 14 лет он зазубрил почти наизусть 15-томный энциклопедический справочник по машиностроению. А в 17 лет дал обет безбрачия и ни разу его не нарушил. Анатолий Вассерман — бессменный гроссмейстер телевизионной “Своей игры” и “Игр разума”, как многие интеллектуалы, чувствует себя среди обычных людей не в своей тарелке.

 

734829******

У нас была очень смешная история. Мне позвонил ночью, когда я сидел и разговаривал со слушателями, человек и сказал: “Вы – проеврейская радиостанция. У вас там три четверти – евреи”. Я говорю: “Перечисляй, милый”. Он говорит: “Вы”. Я говорю: “Да, я. Хорошо. А по папе или по маме?” – спросил я его. Он говорит: “И так, и так”. Я говорю: “То есть если папа русский – еврей, если мама русская – еврей?”. Он говорит: “Да”. Я говорю: “Хорошо. На твоих условиях. Давай парень”… Я – половинка, но не имеет значения. Значит, он говорит: “Вы”. Я говорю: “Да”. Он говорит: “Ганапольский”. Я говорю: “Да”. Он так задумался и говорит: “Бунтман”. Я говорю: “Да”. Я говорю: “Три из ста двадцати четырех. Дальше. Считаем, товарищ. Считаем”. Это смешно, конечно. Но на самом деле я считаю, что для того, чтобы противостоять вот этой террористической угрозе, есть только три государства, которые являются объективными союзниками, как во время Второй мировой войны. Это Соединенные Штаты Америки, это Израиль и это Россия. Это объективный интерес. Поэтому в этом смысле мы произральское, мы проамериканское и мы пророссийское радио в одном лице. Уж никто нас не назовет прокитайским или протеррористическим. ( Из интервью с Виктором Топаллером – А.З.)

*****

На меня написали донос, как обычно, что я не так преподаю историю, что я тащу евреев. Значит, русским ставлю двойки, а евреям ставлю пятерки. Приехали ребята как бы из РОНО и пришли к завучу. Затребовали журнал 7-го, по-моему, “Г”. Они открыли его и увидели напротив фамилии Рабинович вот эти 2, 2, 2, 2, 2. Закрыли и уехали. Я потом сказал Мише Рабиновичу: “Давай мы больше с тобой ссориться не будем”. Я сказал: “Извини меня, пожалуйста. Наверное, я неправ. Давай, ты там что-то сдашь. Больше двоек тебе не буду ставить”… Директором школы было невозможно, потому что пятый пункт – еврей. Возможно было, но для этого нужно было быть Ямбургом. Завуч – предел мечтаний. При том, что я был уже известным в Москве учителем истории. Я был отличником народного просвещения… Я в городе был замечен и отмечен. В партию, правда, меня не принимали опять-таки по пятому пункту, даже в горбачевское время… У меня в 1983 году мама с сестрой уехали из страны, эмигрировали по еврейской линии в США. У меня был выбор. Я отказался. Я хотел остаться в Москве. Меня уговаривали. Это моя страна, говорил я высоко, пафосно, наверное. Я уже пять лет работал в школе, не мог бросить детей (Из интервью  в эфире радио Свобода 19.03.2016 – А.З.)

****

Мне кажется, что вы еврей?

– Как Иисус Христос, браток… (Из программы  “Без посредников” 1. 1.2019, где А.В. отвечал на вопросы радиослушателей _А.З.)

 
P.S. Посмотрите. Поединок: Венедиктов – Кургинян

P.S. Посмотрите. Лекция Венедиктова “Новый антисемитизм в Европе и России в 21 веке”