*****

Существует российская история. Насколько евреи пагубно сказываются на плавном течении, скажем, истории? Евреи устроили революцию в России. Начинается, там, перечисление, кто еврей, кто не еврей. Евреи составляли костяк репрессивных органов вместе с латышами и китайцами, кстати говоря. Евреи устроили революцию, евреи привели ко всему, но и они же потом развалили большую империю, которая создалась усилиями того же самого Сталина и его руководства, уже как лишенного еврейского элемента, они же развалили великий Советский Союз, так получается, и продолжают этим заниматься. Вот насколько здесь, скажем так, вот эта пагубная страсть все переделывать, разваливать и не давать спокойно развиваться большим государствам? ..

Вы говорите при определении еврея – это и ортодоксальный еврей классический с религией, языком, это и дети, которые могут быть и от смешанных браков и могут принадлежать различным идеологиям, различным религиям и конфессиям, но этнически вот у них еврейские корни.

Один из наиболее задаваемых вопросов или, скорее, утверждений, что еврей никогда не может любить свою страну, в которой он живет: Россию или Францию, Польшу, Германию так, как это делает, скажем, немец чистейший или русский, не может все делать для того, чтобы страна процветала экономически, духовно и т.д.

Всегда есть какая-то международная спайка, о которой так говорили, вот двоякая. Если он держится еврейской культуры – это буржуазный националист. А если он принадлежит русской культуре или советской культуре или, в общем, мировой культуре или ценности западной, то он безродный космополит. Т.е. палка о двух концах и оба биты. Вот смотрите: может ли быть патриотом в нормальном понимании этого слова еврей своей страны, в которой он живет? Хочется, чтобы понимание приводило… Понимание каких-то процессов, понимание истории приводило именно к пониманию друг друга и к нормальным отношениям. И тогда, может быть, будет не столько меньше этих, часто задаваемых вопросов, сколько они будут задаваться с другой интонацией. (Из беседы на ”Эхе Москвы” с Юрием Слезкиным, автором книги ”Эра Меркурия. Евреи в современном мире”  20.08.2005 – А.З.)

*****

Очень долго я был в этом плане наивен, и эта наивность культивировалась моей семьей. Во мне намешано несколько кровей: еврейская, армянская, русская, греческая и сербская. В нашей семье этот вопрос никогда не педалировался. Я родился всего через три года после Дела врачей. Кроме того, в нашей стране никогда не затихала раздутая в конце 40-х годов и пришедшая к своему пику в начале 50-х государственная антисемитская кампания. Мы жили в коммунальной квартире, которую населяли 12 семей — всего 42 человека. Евреи, татары, русские — обычная мещанская квартира. В школе я был совершенно наивным парнем. Моего одноклассника Сеню Фрейдина часто дразнили, более того, не оставался в стороне и я. До тех пор, пока мама не взяла меня за ухо и не высказала все, что она об этом думает. Мой отец никогда не скрывал своего еврейского происхождения. Его дедушка, русский дворянин Александр Великопольский, предлагал ему взять свою фамилию, но папа наотрез отказался. В этом и гордость, и гордыня: да, я — Бунтман! А сколько ребят у нас в школе меняли фамилии! Когда я рассказывал об этом отцу, у него на лице было такое презрение… Это был вопрос чести. В Нагорном Карабахе, откуда родом мой армянский дедушка, меня спрашивали: а почему у меня, мол, фамилия Бунтман? Да потому, что я люблю своего отца, своего деда — и там, кстати, это прекрасно понимают…  

У еврейского народа есть своя история и своя трагедия. Советскому, не очень-то еврейски направленному, мальчику было непросто понять, что это за государство такое — Израиль. Позже я понял, что Израиль — это феноменальная страна. То, как оно было создано, не вызывает ничего, кроме восхищения. Не хочу примазываться, но это — героизм, никем не оцененный на протяжении десятилетий. Любой киббуц для меня — героическая история. Там, где росли три палки, теперь тянутся ввысь миллионы деревьев. Разве это не чудо?…  Израиль — очень сложное государство с болезненным восприятием собственной обороны. А с чего бы ему быть не болезненным? Будь я гражданином Израиля, я бы, наверное, в отличие от большинства наших репатриантов, которые по приезде становятся правее правого, боролся бы за права. С другой стороны, во мне говорит мое армянское «я». Сейчас все говорят об уничтожении Ирана, а что же тогда в Армении кушать будут? Честно говоря, я вообще не уверен в том, что Израиль собирается его уничтожать. Иран — совершенно потрясающая страна, совсем не такая, какой мы ее себе представляем. Но когда там заправляют такие ребята, как Ахмадинеджад, она становится крайне опасной… Я не думаю, что человек, который скорбит о трагедии еврейского народа, ощущает ее своей собственной, должен на ура принимать любую политику Израиля. Израиль, между прочим, сам так не считает — иначе не было бы Кнессета, депутатов, нормальной политической жизни. В ином случае Израиль был бы какой-то ощетинившейся колонией, а на самом деле это не так. Самое главное, что произошло с Израилем, так это то, что он в ненормальных условиях стал нормальным государством — одним из самых удивительных в мире, со своими плюсами и минусами. Самое сильное мое впечатление от Израиля — это не святыни Иерусалима, а молодежь. Поразительное ощущение! Особенно остро это чувствовалось в те годы, когда у нас в стране царила какая-то удрученная обреченность. Людей, которые ясно представляют свою жизнь, видно сразу. Это именно то, что называют омерзительным словом «энергетика»… Отвечая на ваш вопрос. Да.  В эфире радиостанции «Эхо Москвы» уже много лет идет программа «Все так», задача которой — подробно исследовать ту или иную историческую личность. Какого израильского общественного деятеля я бы предложили в качестве героя этой передачи?

Много кого! Я бы обязательно взял Голду Меир, Ариэля Шарона. Кроме того, меня очень интересуют строители цивилизации — например, Элиэзер Бен-Иегуда. Как словесника, меня привлекает история становления современного иврита. Как осваивались земли Израиля технологически, как появился киббуц, как формировался ЦАХАЛ — все это мне очень интересно, и я бы хотел посвятить этим темам отдельные передачи. Еще хотел бы сделать программу о Владимире Жаботинском. Интересно еще и то, как реагировали разные слои еврейского населения на приход нацистов к власти. Как, например, отнеслись к этому еврейские ветераны Первой мировой войны? Или взять того же Бен-Гуриона, о котором у нас уже была передача: как этот городской мальчик сделался крестьянином? Это все безумно увлекательно. (Из интервью на сайте Jewish.ru 12.04.2011 – А.З.)

                                                                                        Художник Елена Флёрова

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*