*****

Израиль – это на сегодняшний день единственная утопия, которая выстояла на ветрах истории… Почему я симпатизирую Израилю? Я знаю историю еврейского народа и поступаю так, как должен поступать истинный русский интеллигент.

*****

Соответствующие органы в соответствующее время даже изучали мою родословную. Корней жидо-масонских не обнаружили. Все мои дедушки и бабушки из города. Шацка Рязанской губернии. А там от Рождества Христова ни масонов, ни евреев не было. Жаль. Был бы евреем, может быть, был бы поумнее.

*****

Антисемитизм есть в значительной мере проблема самих антисемитов, выражение их комплексов неполноценности, собственной ущербности и неудовлетворённости…Антисемитизм, по-моему, реакция на непохожесть, необычность евреев, на их фанатизм, как виделось со стороны, в отстаивании, оберегании своей веры, своих обычаев, своего образа жизни, реакция на их взаимовыручку, взаимную поддержку, необходимые для выживания народа во враждебных условиях. Это, как мне кажется, самая общая, уходящая в древность причина. Далее – ”подпричины”. Бытовой, ”низовой” антисемизм питался образами евреев – ростовщиков, торговцев, корчмарей и прочих шейлаков мелких калибров. Антисемитизм ”верхов”, элитный антисемитизм отражал, как думается, боязнь конкуренции способных талантливых людей в науке, искусстве, управлении, а также в торгово-финансовых делах крупного масштаба. Питают, поддерживают антисемитизм разного рода мифы (”кровь младенцев” и т.п.), первоначально возникшие в недрах христианства, а затем ставшие элементом массового сознания. Наконец, нельзя не сказать и о том, что нередко ”власть предержащие” используют ( и насаждают) антисемитизм, рассчитывая таким путём получить поддержку определённых социальных групп…Антисемитизм характерен для люмпенизированной маргинальной части общества, а также для политиков, чей умственный потолок не может подняться выше заговора… Слышу возглас: “А Шафаревич?” (математик, член-корр. Академии наук, автор знаменитой “Русофобии”, Москва, 1991 г. – А.З.). Отвечаю: “Шафаревич – постыдное для русской, российской, советской интеллигенции исключение. (Из книги “Записки ненастоящего посла”, Москва, изд. Захаров, 2001 г. – А.З.)

*****

Были расстреляны (12 августа 1952 года – А.З.) выдающиеся деятели еврейской культуры, руководители Еврейского антифашистского комитета. Ещё одна кровавая страница среди тысяч таких же страниц советской истории. Мне, человеку, чья жизнь прожита в Советском Союзе, мучительно трудно об этих страницах говорить. Я не был палачом и не был жертвой. Но я был частью того большинства, молчание которого сделало возможным появление палачей и жертв. И теперь, обращая душу к ужасам прошлого, сопережая с мучениками и сочувствуя несчастным, ведя диалог с собственной совестью, я делаю это не только для того, чтобы склонить голову перед памятью невинных жертв, не только для того, чтобы вновь и вновь проклясть палачей, но и для того, чтобы ни я сам, ни дети мои, ни мои внуки никогда больше не молчали…Как ни ужасна правда, которая открыта нам, правда, которая ещё не открыта, вернее, открыта не полностью, наверное, во сто крат ужаснее. Судя по тому, что мы знаем, речь шла не только об уничтожении еврейской элиты, а о том, чтобы уничтожить или заключить в огромные гетто всю еврейскую общину Союза. Злодейское убийство великого артиста Михоэлса…ликвидация лидеров и активистов Еврейского антифашистского комитета, духовный погром еврейской интеллегенции под флагом борьбы с ”безродным космополитизмом”, позорное ”дело врачей”, ориентированные на возбуждение массового юдофобства, – таковы мрачные вехи на пути к всееврейскому геноциду. К счастью, умер Сталин. Но, к несчастью, посеянные им – если бы только им! –семена зла продолжают пропастать и и ныне…Я представляю Россию. Но я представляю её в Израиле. Поэтому в этот трагический день я плачу вместе с вами, люди Израиля, я прошу вас – простите. (Из книги ”Записки ненастоящего посла” – А.З.)

*****

Что касается моего “правения” – это не совсем подходящий термин. В первые два-три года посольской деятельности мне была более понятной позиция арабов. Когда речь шла об “уступках” израильтян, я думал: какие же это “уступки”, если Израиль отдает только то, что он захватил в ходе войн, и что, с точки зрения международного права, ему не принадлежит. Потом я понял, что чисто юридический подход здесь не годится. По большей части кризисные ситуации вызывали сами палестинцы, которые не выполняли взятых на себя обязательств. Не стоит забывать, что вся кровавая карусель войн и террора закрутилась по вине арабов. Можно смело утверждать, что если бы арабские государства приняли решение мирового сообщества, история Ближнего Востока пошла бы иным путем. Именно арабские лидеры обрекли народы Ближнего Востока на десятилетия войн, причем первая началась буквально на следующий день после провозглашения Государства Израиль – 15 мая 1948 года. Если бы на следующий день после появления Государства Израиль арабы провозгласили бы создание Государства Палестина, если бы у них хватило ума в 1948 году встать на путь мирного сосуществования двух государств на этой земле, то в 2002 году Арафату не пришлось бы прятаться в бункерах Рамаллы.
Но в 1948 году арабы рассчитывали на быструю победу. Конечно! Против Израиля выступили армии Египта, Сирии, Ливана, Трансиордании и Ирака. “Это будет война на истребление, – заявил тогда генеральный секретарь Лиги арабских государств Аззам Паха. – Это будет грандиозное истребление, о котором будут говорить так же, как говорят о вторжении монголов и крестовых походах”. Но все получилось “с точностью до наоборот”. И вот, что еще очень важно. После войны 1948-1949 годов большая часть тех районов Палестины, которые по решению ООН должны были отойти арабам, так и осталась у арабов – эти районы захватила Иордания. Казалось бы, чего проще: король Иордании передает эту землю своим палестинским “братьям” и дело с концом. Но он не передал. Почему? По очень простой причине: воевали не за создание Государства Палестина рядом с Государством Израиль. Воевали за уничтожение Государства Израиль. Арафату не нужен был Западный берег реки Иордан, ему нужен был Восточный берег Средиземного моря. Именно пo этой причине Арафат отказался принять то, что eму предлагал Барак в КемпДэвиде.

*****

Всем известно, что шейх Ясин являлся одним из наиболее непримиримых, активных сторонников максимального использования террора для дестабилизации израильского общества и в конечном счете уничтожения Израиля. Под его «духовным» руководством готовили, обучали и вооружали террористов, посылали их убивать и умирать. Только за время «интифады Аль-Аксы» боевики ХАМАС совершили 425 терактов (из них 52 с участием самоубийц), в результате которых были убиты 377 человек и ранены 2070. Израильтяне, насколько можно понять, давно имели технические возможности покончить с Ясином в рамках тактики «точечной ликвидации». Но тянули, ждали, надеялись, что удастся убедить палестинскую верхушку отказаться от политического насилия в пользу политических переговоров. Но так и не дождались. Взрыв негодования среди арабов понятен. Вместе с тем понятно (должно быть понятно!) и другое. Большой войны не будет, поскольку ее исход заранее предрешен. Возможно, придется перерисовать «Дорожную карту». Наверное, на долгом пути к устойчивому сосуществованию будут еще встречаться и кризисы, и интифады. Однако другого пути нет, просто нет. Но вернемся к шейху. Игнорируя многократные предупреждения, практически не скрывая своего участия в разработке идеологии терроризма, восхваляя и благословляя смертников, шейх сам обрек себя на смерть. При всем различии масштабов и условий не могу не вспомнить в данном контексте судьбу Дудаева или Яндарбиева. И никак не могу согласиться с заявлениями защитников прав человека, которые вновь и вновь кидают камни в израильтян. За превышение прав необходимой обороны. За внесудебную расправу с «гражданином» Ясином. Кстати, шейха, кажется, два раза судили, сажали в тюрьму и выпускали «по состоянию здоровья» и в обмен на попавших в плен израильских солдат. Мне представляется, что идеологи, организаторы, вдохновители террора, использующего истребление мирного населения в политических целях, ставят себя вне закона. Желательно, разумеется, поймать бен Ладена и посадить его на скамью подсудимых. Но не уверен, что от него можно избавиться только таким образом. И уверен, что процесс над бен Ладеном (равно как и над шейхом Ясином) вызвал бы новые вспышки терроризма, а значит, и новые жертвы… Положенные, получается, на алтарь правосудия…В общем, кто осуждает израильтян за убийство шейха Ясина, тот — несмотря на всю возможную тонкость юридических формулировок, — защищает терроризм и террористов.

 

Комментарий: «Хорошие люди редки, как фальшивые деньги», – писал М. Горький. Наверное, так было и будет всегда…Бовин был человек цельный, здравый, ироничный и умный. Но главное – чувствовалось, что у него, работника ЦК КПСС, профессионального журналиста и политика, есть совесть, что для него не потеряны и не безразличны понятия «правда» и «ложь», «хорошо» и «плохо». Это вообще редкость, а для людей таких профессий – огромная редкость. Бовин был верным другом еврейского народа. Он многие годы занимал особую позицию в вопросах о Ближнем Востоке. Он один из немногих, кто стремился еще в застойное время настроить общественное мнение в СССР на нормализацию отношений с Израилем. Его оценка ситуации на Ближнем Востоке  актуальна и в наши дни.  А вот что он писал о статусе Иерусалима: «Так же, как без Мекки и Медины нельзя представить себе историю арабов, историю ислама, точно так же Иерусалим неотторжим от истории евреев, истории иудаизма. Без Иерусалима нет Израиля». Когда были восстановлены дипломатические отношения между Россией и Израилем, он первым высказал мысль о развитии стратегического партнерства между двумя странами. Все шесть лет, в течение которых Бовин работал послом в еврейском государстве, а также задолго до этого и после, он неизменно проявлял искреннюю доброжелательность и глубокое уважение к Израилю и к его людям. Он не раз выступал с заявлениями о том, что категорически не согласен с политикой государственного антисемитизма в СССР.


One Response to “Бовин Александр Евгеньевич (1930 – 2004), российский журналист, политобозреватель, дипломат.”

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*