В доме погибшего на прошлой неделе в результате взрыва главы дипмиссии Палестинской автономии в Чехии Джамаля Мухаммеда аль-Джамаля полиция обнаружила 12 единиц огнестрельного оружия.

 

Об этом в интервью чешскому телевидению официально заявил шеф пражской полиции Мартин Вондрашек.

 

В частности, уточнил Вондрашек, в квартире обнаружены автоматы и пистолеты, не прошедшее регистрацию в Чешской республике.

 

Все найденное оружие отправлено на судебно-медицинскую экспертизу.  Источник: Cursorinfo.co.il

Еврейство – не национальность. Это метафизическая общность людей, несущих определенную миссию, призванных стать инструментом для исполнения и реализации Б-жественного замысла.

  • Автор неизвестен.

Б-га мы сердим нашими грехами, людей – достоинствами…
Вера гоев в евреев превосходит веру евреев в самых себя.

  • Из высказываний именитых.

В некотором царстве, в некотором государстве жили были евреи – обыкновенные евреи для погромов, для оклеветывания и прочих государственных надобностей.

  • М. Горький

PictureЦитаты, мысли, прямая речь известных личностей в нашей публикации взяты мною в основном из интернетовских сайтов русскоязычных средств массовой информации. Прошу извинения у многочисленных авторов книг, статей, публикаций за использование их материалов ( в т. ч. фраз, выражений, интонаций?!) при разработке данной темы. Мой труд без ”плагиата” не возможен по определению, так как он по сути является компиляцией чужих мыслей и исследований.
Странным и даже произвольным может показаться подбор имён. Субъективизм очевиден. Отчего один исторический деятель представлен весьма широко и достаточно полно, а иному даже не отведено и пары строк? Дело в том, что не все, интересующие нас ”персоны”, высказывались на эту тему. Следует также учесть, что, ввиду неисчерпаемости материала, множество высказываний по той или иной причине не попали (или ещё не попали) в сферу моего внимания. Испытывал и продолжаю испытывать сомнения в вопросе «кого считать именитым, знаменитым»? Вопрос спорный, если не ограничиваться общепризнанными гениями. Известность того или иного имени зависит от многих обстоятельств, но решающими, по моему мнению, являются место проживания читателя и уровень его интеллекта. К сожалению, многие «знаменитости» стран Западной Европы, Израиля, США не смогли попасть в подготовленный сборник ввиду того, что я, во-первых, как и другие бывшие гражданне «империи зла», недостаточно о них информирован (или умышленно дезинформирован), т.е., к стыду своему, я их не знаю; во-вторых, в русскоязычных сайтах, по-видимому, по этой же причине они встречаются значительно реже. Знаменитые – это отнюдь не всегда замечательные. Известность приносят и свершенное добро и, увы, свершенное зло, если они масштабны. А иногда в действиях знаменитостей непостижимо перемешаны свет и тень, благое стремление к высшим целям и безнравственная неразборчивость в средствах. Жизненные реалии подтверждают, что, вопреки существующему мнению, гениальность и злодейство часто совместимы.
  Будем однако смотреть на мир открытыми глазами: немало именитых высказывались (или высказываются) о евреях и еврействе, мягко говоря, недоброжелательно. Признаюсь, что, мною здесь опубликованы не ”лучшие” их перлы. Несмотря на то, что наша еврейская душа может почувсвовать себя дискомфортно, мы должны, объективности ради, быть с такими высказываниями знакомы. Как говорят, своего врага надо знать в лицо. Согласитесь, что евреи глазами именитых друзей выглядят иначе, чем глазами именитых недругов. Не надо драматизировать. Предлагаю относиться к этому иначе. Я, например, когда читаю подобное, испытываю к своему народу огромные чувства сочувствия и симпатии, звероподобные же авторы, наоборот, вызывают у меня неизмеримое отвращение. Инсинуация, ассоциативный бред новоявленных российский ура-патриотов о засильи жидомассонов, всемирном еврейском заговоре и ритуальных убийствах воспринимается мною как тяжёлая, к сожалению, неизлечимая патология из области психиатрии. Клинический антисемитизм, который сегодня заполнил прилавки книжных магазинов и СМИ России происходит из нашего прошлого, ибо он десятилетиями культивировался коммунистами и советской властью. Антисемитизм евреененавистников вечен. Он передаётся от поколения к поколению на генетическом уровне. Поэтому, когда некая интервьюированная знаменитость вещает, что сейчас в России антисемитизма нет, согласиться с этим не могу. В стране, где у власти бывшие партократы и кэгебешники, всегда относившиеся к евреям недоброжелательно, государственный антисемитизм принял другие, изощрённые формы. Те же, кто говорят, что не сталкивались с бытовым антисемитизмом в течении своей жизни, просто неискренни. Чувства нерегулируемы. Человек может испытывать добрые чувства к одним, недобрые к другим. Если это неправедные чувства, они его не красят, но ведь никаким декретом, укором, осуждением нашим мы это исправить не можем. Понять причину нелюбви к евреям можно, но отсутствие терпимости и неприязнь к целому народу необъяснимы.

Ксенофобия опасна и отвратительна. Она порождение отсталости, неспособности воспринимать твоего соседа таким, какой он есть. Антисемитизм как разновидность ксенофобии опасен и отвратителен вдвойне, ибо приобрёл в наше время глобальный перманентный характер. Спорадические случаи юдофобии переросли в эпидемию, эпидемия – в пандемию. Мир, смертельно раненный комплексом неполноценности, болезненно несправедлив. Антисемитизм – это вирус, который мутирует. Это бессмысленная ненависть без логики, причины и оправдания. Она никогда не исчезнет, базируясь на мифах и предубеждениях, которые ведут к стереотипам. Не так уж важно знать, какова истинная природа ненависти к евреям – куда важнее постоянно помнить, что антисемитизм никогда не интересовался отдельно взятым евреем, его достоинствами и недостатками, не интересуется этим и сейчас. Он обращён против еврейства как целого. Антисемит сродни импотенту, испытывающему отвращение к женщинам, ввиду своей несостоятельности. В современном, как правило, враждебном для нас мире слова ”еврей”, ”сионист”, ”Израиль” звучат как синонимы. Нелюбовь к отдельному индивидууму переносится на целое государство, неприятие государства – на каждого еврея, независимо от места проживания, его личностных качеств. Ещё в древности мудрецы говорили: не надо беспокоиться – если мы забудем, что мы евреи, то нам об этом напомнят. К сожалению, эта горькая истина верна и в настоящее время.
Наши недоброжелатели остались верны своим тысячелетним традициям и после 11 сентября, обвинив в крушении нью-йоркских башен евреев и Израиль. Якобы, в тот день 4 тысячи евреев – работников ВТЦ – не явились на работу. Выдвигались самые разные объяснения – от стремления Моссада столкнуть Америку с арабским миром до козней мирового сионизма. Мы, евреи, испокон веков живём среди нелюбящих или ненавидящих нас людей и нелюдей. Ненавидящих не потому, что мы, якобы, убили Христа, а только потому, что подспудно, в подсознании окружающих существует зависть к нашему необычному, трудолюбивому и неглупому народу, выглядевшему несколько иначе и способному иначе мыслить. Мы пережили фараона, вавилонян и персов, римлян, византийцев и крестоносцев, Богдана Хмельницкого, Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина. Где наши недруги. Они сгнили. А мы живы и будем жить всегда… Недавние заявления хамасовцев и лидера Ирана в очередной раз убедительно показывают, что мир, не сознавая того, находится в состоянии войны цивилизаций. Воинствующий ислам пытается поработить демократию и установить тотальные законы мракобесия и изуверства. Напрасно некоторые тешат себя иллюзией, что грядущая беда касается только евреев. С нас, как всегда, всё только начинается. И чем раньше это поймут проарабски настроенные политики, тем больше шансов у человечества победить в нелёгком противостоянии.
И последнее. Я убеждён, что наш сайт конструктивно и тематически далёк от совершенства и каждый вправе иметь своё суждение о качестве публикуемого материала. Приму с благодарностью замечания и дополнения неравнодушных читателей ( anatoliy_zelikman@yahoo.com ).

Анатолий Зеликман.
Миннеаполис, шт. Миннесота

P.S. Послушайте песню. Михаил Загот. “Еврейская Солонка”.

Став 12 лет назад мэром Нью-Йорка, миллиардер Майкл Блумберг отказался от оклада и получал 1 доллар в месяц. Теперь, когда его эпоха закончилась, выясняется, что Блумберг не только не получал денег за свою работу, но и вкладывал в город собственные средства.

 

Как сообщает газета New York Times, 268 миллионов долларов ушли у Блумберга на три его предвыборные кампании. Вступив в должность, он установил в здании Сити-холла два гигантских аквариума с тропическими рыбками, что обошлось ему в 90 тысяч долларов.

 

Блумберг с самого начала оплачивал все свои деловые поездки, на что за 12 лет у него ушло около 6 миллионов долларов. Причем по улицам Нью-Йорка он передвигался без полицейского сопровождения, его кортеж останавливался на красный свет. Нередко летал на собственном самолете и вертолете, но, бывало, ездил и на метро.

 

Блумберг лично оплачивал завтраки и обеды для сотрудников своей администрации, потратив на это 890 тысяч долларов. Еще 5 миллионов долларов он вложил в ремонт резиденции мэра Нью-Йорка. Около 263 миллионов долларов он пожертвовал на городские медицинские и культурные программы.

 

При таких расходах Блумберг, владея 88 процентами акций компании Bloomberg LP, не стал беднее. Его состояние увеличилось с 4 до 31 миллиарда долларов.

 

Следуя демократической традиции своего предшественника, новый мэр Нью-Йорка Билл де Блазио на свою инаугурацию тоже приехал на метро.  Источник: 9tv.co.il

 

Центр Симона Визенталя опубликовал рейтинг “Топ-10 антисемитских цитат 2013 года”. Первое место в рейтинге занял глава Ирана Али Хаменеи, а второе – премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

 

Хаменеи занял первое место за высказывание, в котором он назвал Израиль “бешеной собакой” Ближнего Востока. “Израильские лидеры выглядят, как звери, и не имеют права называться людьми”, – тоже его слова.

 

Вторую строчку в списке антисемитских высказываний уходящего года заняли слова премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который обвинил Израиль в военном перевороте в Египте, а также заявил, что “Израиль превратил регион в кровавую баню”.

 

Третье место занял специальный докладчик ООН Ричард Фальк, который обвинил Израиль в “жажде устроить геноцид”.

 

Четвертое место поделили между собой Американская ассоциация американистики (ASA), которая объявила академический бойкот Израилю, и Роджер Уотерс.

Быв­ший бас-ги­та­рист и во­ка­лист груп­пы “Пинк Флойд” Род­жер Уотерс шо­ки­ро­вал пуб­ли­ку, вы­пу­стив в се­ре­дине июля на сво­ем кон­цер­те в Бель­гии на сце­ну шар в ви­де сви­ньи со звез­дой Да­ви­да и це­лым на­бо­ром сим­во­лов то­та­ли­тар­ных ре­жи­мов.

 

На пятом месте объединяющая канадские христианские институты, также призывавшая к бойкоту Израиля

Источник: 9tv.co.il

New Year 2014

Happy New Year !

В предверии Нового года принято подводить итоги. 

Рад, что я не одинок.

В наш сайт ежедневно заходят от пятисот до двух тысяч посетителей.

Спасибо за поддержку! Не покидайте меня!
Друзья!

Пусть Новый год будет счастливым и благополучным!

Желаю  всем здоровья и мирных дней!

Ваш Анатолий Зеликман http://webotkritka.ru/nov_god.html

 

Леонииду Сергеевичу  Броневоому – 85 лет!  Советский и российский актёр театра и кино, Народный артист СССР (1987),  Лауреат двух Государственных премий России (1976, 1996). Полный кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» (2013). Родился в еврейской семье Соломона Иосифовича и Беллы Львовны Броневых. Отец актёра, Соломон Иосифович Броневой (настоящая фамилия — Факторович), происходил из семьи одесского кондитера, участвовал в Гражданской войне, в 1920—1923х работал в ОГПУ. В 1934 в звании майора госбезопасности (соответствовавшему тогда армейскому комбригу) назначен начальником 6-го отдела НКВД УССР. В 1935 он был уволен из органов госбезопасности и 9 марта 1937 приговорён к 5 годам заключения (после продления срока освобождён в 1946, с 1949 на поселении, освобождён в 1954). Мать развелась с ним и сменила сыну отчество на «Сергеевич», но это не помогло — как «семью врага народа» их с сыном отправили в ссылку в город Малмыж Кировской области. Вот, что говорит Л.Броневой о своём отце: «Вообще говоря, в ГПУ, даже и в экономическом отделе, нечего делать нормальному человеку. У того же Троцкого, когда Ленин предлагал ему пост наркома внутренних дел, хватило ума отказаться: еврей на этом посту, репрессивном по определению, – огромный козырь для антисемитов. А отец так и не прозрел до конца: когда уже вернулся, с гордостью говорил мне, что ему восстановили партстаж, вернули орден Красной Звезды (он гордился тем, что у него был орден за номером 34, а у самого Орджоникидзе – 35!), вручили золотой значок «50 лет в КПСС» – как же, дореволюционный стаж! Деньги, спрашиваю, деньги тебе вернул кто-нибудь за твои десять лет отсидки и пять ссылки? Но он был фанатик, его такие мелочи не интересовали».

Несмотря на десятки сыгранных киноролей, на многолетнее служение театру, на тонкие, изысканные работы на телевидении, Леонида Броневого до сих пор воспринимают как Мюллера. Эта роль стала «визитной карточкой» актера вполне справедливо. Броневой шел к признанию очень долго. Он закончил два театральных вуза — любил учиться. Постигал сцену на многих провинциальных подмостках, а в Москве опять же учился, общаясь с такими мастерами, как Гончаров, Равенских, Эфрос. В театре он блистательно сыграл Шуйского, Людовика ХIV, Христофора Блохина, но знали актера только заядлые театралы. И вот Татьяна Лиознова приглашает Броневого на роль Мюллера в телесериале «Семнадцать мгновений весны»., и происходит рождение новой кинозвезды.  Созданный им образ шефа гестапо — не примитивного садиста-костолома, какими часто изображали гестаповцев в советских фильмах, а нормального человека, с чувством юмора («Я старый добрый человек, ваш красавец-шеф злее меня в тысячу раз», «Верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне — можно»), простыми манерами и не слишком щепетильным отношением к официальной идеологии («Развелось много идиотов, говорящих правильные слова») и к начальству («Они все фантазеры, наши шефы. Им можно фантазировать, у них нет конкретной работы»), но при этом умного, квалифицированного профессионала и опасного противника, — оказался очень ярким, запоминающимся, вызывающим уважение и даже симпатию. Многие реплики телевизионного Мюллера стали крылатыми выражениями; более всего, видимо, повезло прочно вошедшей в русский язык фразе «Штирлиц, а вас я попрошу остаться».

Популярный Леонид Броневой горячо любим зрителями. Хотел написать ВСЕМИ зрителями, но, к сожалению, это не так. Некоторым  завистникам и недругам нашего народа «неймётся», если они узнают о его национальной принадлежности. Когда артист в 2012 году был госпитализирован с инфарктом в Киевскую больницу, на одном из украинских сайтов, где сообщалось о его болезни, в комментариях (там, конечно, пишут всякую абракадабру) часто встречались антисемитские опусы, например, — «Этот ж… не вытянет», « Евреем больше, евреем меньше — какая разница», «По Талмуду люди это только евреи. Остальные гои или скоты. Им ваш Броневой до лампочки» и др. Из песни слово не выбросишь. Что тут скажешь? Как ответ, приведу слова из тех же комментариев одного  посетителя сайта, с которым, простите, не могу не согласиться: « Знаешь, когда он умрет, миллионы людей помянут его добрым словом. А когда умрешь ты, лишь собака насрет на твою могилу».

Небезынтересны для нас с вами, высказывания Л.Броневого на еврейскую тему, опубликованные в интервью Собеседник.ру  14. 09.2011.

*****

Войну выиграли пространством, которое в самом деле поглотит любого захватчика, нечеловеческими жертвами, которых могло быть меньше, – вы же не станете, думаю, называть Жукова великим военачальником и поддерживать его нынешний культ? Войну выиграли потому, что самонадеянным безумцем был Гитлер, надеявшийся завершить блицкриг до холодов. А еще потому, что любой провозглашающий лозунг «Бей жидов» обязательно проигрывает. Это сказал мне один старый еврей в сорок втором году, когда исход войны был далеко не очевиден. Если бы Гитлер пошел против коммунистов, но не против евреев, – поддержка его, в том числе всемирная, могла быть больше в разы. Я тогда не поверил: «Неужели евреи поддержали бы Гитлера?» «Поддерживают же они Сталина», – сказал старый еврей и был прав, вероятно…

Я вспоминаю тут остроту Михоэлса, которую Раневская приводила мне как пример настоящего трагического юмора. Я шел мимо Театра Моссовета, вижу – Раневская скребком, деревянной лопатой, чистит снег. Остановился поцеловать ей руку, хоть мы и не были представлены. Восхитился ее юмором, а она сказала, что настоящий юмор был у Михоэлса. Они шли с ним по улице Горького и встретили какого-то знаменитого тогдашнего режиссера, и Раневская громко, чтоб слышно было, сказала: «В некоторых деятелях искусства могут жить только паразиты, а в вас, Соломон Михайлович, живет Бог!» На что Михоэлс гениально ответил: «Если во мне и живет Бог, то он в меня сослан”…

Вероятнее всего (Россия погибнет – А.З.) – из-за национализма, который я ненавижу. В Израиле меня спросили, еврей ли я. Я: «А какое это имеет значение?» – «В Израиле – имеет». Меня это чрезвычайно огорчило. И у нас — посмотрите, как третируют гастарбайтеров. А сколько тысяч эвакуированных приняла Средняя Азия, последней лепешкой делились, словом никто не попрекнул?! В Сибири, на Урале — и то дразнили «выковырянными», а в Казахстане, Узбекистане — никогда. Почему сегодня не вспомнить это?  Газета “Форум” №477/26.12.2013

 

В комбинированном военном ударе израильской армии, целью которого было уничтожение центра по производству оружия и боеприпасов в южной части сектора Газы, участвовали самолеты ВВС ЦАХАЛа, а также бронетанковые и пехотные части.

Есть также сообщения пресс-службы ЦАХАЛа об успешном уничтожении военных объектов ХАМАСа и других террористических группировок в центральной и северной части сектора Газа, в частности, около Эль-Бурейджа и Бейт-Лахии.

Арабские источники утверждают, что два человека, погибшие в результате налета израильской авиации 24 декабря – трехлетняя девочка и ее мать.

Хамасовское руководство сектора Газы возложило ответственность на Израиль за «нагнетание напряженности» и заявило о том, что ответ «борцов исламского сопротивления не заставит себя долго ждать».

Между тем, президент Израиля Шимон Перес предлагает палестинцам не играть с огнем, если те действительно заинтересованы в сохранении перемирия с Израилем.

 

Заявление последовало после израильской атаки на сектор Газы, последовавшей в ответ на обстрел, в результате которого погиб 22-летний житель страны.

В результате террористической атаки из Газы был убит сотрудник фирмы «Кидухей шабат», 22-летний Салах Абу-Тайеф из города Рахат, который, по заданию оборонного ведомства, занимался ремонтом забора безопасности, поврежденного в результате недавней зимней бури – прим. ред.

«Если Газа хочет тишины и спокойствия, то следует поступать соответствующе. В противном случае спокойствия не будет. И не будет в десятикратном размере», – сказал глава государства, добавив, что Израиль сделает все для обеспечения безопасности своих граждан.

Обращаясь к палестинскому руководству, Шимон Перес напомнил, что Израиль давно уже провел программу размежевания с сектором Газы, и анклав не находится под израильской оккупацией. «Без помощи извне Газе не выжить, – подчеркнул президент. – Но эта помощь может прекратиться, если вы не прекратите убивать мирных граждан».

В ответ на гибель молодого человека, ЦАХАЛ провел антитеррористическую операцию, в ходе которой подверг ударам с воздуха и суши цели в секторе Газы.  Источник: inoСМИ.Ru

Андрей Макаревич- «По маме я —Шмуйлович»Андрею Владимировичу Макаревичу исполнилось 60 лет. Основатель известной рок-группы «Машина времени» Андрей Макаревич прошел с группой извилистый путь от подпольных выступлений 70-х — начала 80-х годов прошлого века до статуса признанного мэтра советско-российской рок-сцены.
В августе 2001 года он основал проект под названием «Оркестр креольского танго», в рамках которого было выпущено множество песен в разных стилях. Всего за музыкальную карьеру Макаревич написал более полутысячи песен, как для «Машины времени», так и для сольных концертов, а еще для различных кинофильмов. Известен он и как актер, продюсер, художник, писатель и общественный деятель. Свой юбилей музыкант отметил выходом альбома «Хроника текущих событий», в который вошли только новые сольные произведения.
Последнее время артист часто высказывает в прессе и Сети свою гражданскую позицию, пишет письма президенту Путину (по-моему, без должного эффекта), предлагает, критикует… Приведу цитату без комментариев.
«Все. Достали. Господа холуи, проходимцы, приспособленцы и просто идиоты! Не смейте меня учить любить Родину! Научить любить нельзя. Заставить любить нельзя. Неужели это непонятно? Ту Россию, которую я любил и буду любить, меня учить любить не надо. А то чудовище, которое вы пытаетесь родить, калеча и уродуя мою страну, вы меня полюбить не заставите. И гореть вам в аду, клоуны».
И, наконец, факт для нас наиболее значимый. Известный российский музыкант выпустил новый альбом «Идиш джаз», композиции которого исполнены на языке европейских евреев — идиш. Презентация этого альбома состоялась на торжественном вечере Российского еврейского конгресса в Москве, посвященном наступлению нового, 5774 года по еврейскому календарю. В альбом вошли песни, написанные одесскими евреями, которые в начале прошлого века эмигрировали в США. Часть этих композиций стала мировыми хитами, часть была позабыта. Теперь Макаревич решил объединить их в одном альбоме. На премьерном концерте вместе с Макаревичем песни из альбома исполняли музыканты, участвовавшие в записи диска. Как рассказал в интервью Андрей Макаревич, его интерес к идиш вызван тем, что это один из исчезающих языков, носителей которого с каждым годом остается все меньше.

* * *

– В моем трудоголизме есть что-то нерусское. Может, это еврейское? Не знаю. Я все-таки еврей наполовину. Кроме еврейской, во мне много и других кровей. Я совершенный космополит…
Из интервью «Российской газете», 2006 г.

* * *

– Некоторое время назад у меня на пальце ноги выросла маленькая шишечка. Вещь совершенно безвредная, если ходить босиком. А вот ботинок создает затруднения. Потому что ботинки на нее не рассчитаны. В результате я исстрадался и позвонил знакомому доктору. Знакомый доктор позвонил знакомому хирургу, и тот согласился меня принять. Оказался очень приятным парнем, к тому же поклонником «Машины времени». Мигом уложил меня на стол и болячку отрезал. Категорически отказался от вознаграждения. Растроганный и счастливый, я уехал домой.
Через пару месяцев шишечка выросла снова. На том же месте. Уже знакомый хирург очень удивился, велел мне приехать и проделал операцию еще раз. Даром.
Прошло еще три месяца, и шишечка была на прежнем месте. Хирург удивился еще больше и сказал, что тогда мы эту штуку возьмем лазером — по последнему слову техники. Мы пошли на другой этаж больницы, и строгая тетенька лазером, похожим на детский прибор для выжигания, эту штуку выжгла. Лазер гудел, лампочки мигали, пахло шашлыком. Через пару месяцев все вернулось на свои места.
И тогда я плюнул, купил билет и полетел в Израиль. Пришел в клинику, заплатил в кассу. После чего израильский хирург проделал надо мной уже до боли знакомую операцию. Ножичком. Без всяких лазеров. В процессе этой операции я спросил, почему у его российских коллег ничего не получалось. Он удивленно посмотрел на меня, пожал плечами и сказал: «А они просто не до конца вырезали». «Ну, погоди, — думал я, — утру тебе нос. Вот заявлюсь через пару месяцев в прежнем виде, хромая, что тогда скажешь? Но больше ничего не выросло. Как отрезало.
«Алеф», 2008 г.

* * *

– Несмотря на то, что фамилия у меня отцовская, белорусская, по маме я Шмуйлович. И все мои предки по материнской линии витебские евреи. Прадед мой был резником при синагоге, очень уважаемым человеком. К сожалению, во время войны, перед приходом немцев, все архивы витебские были сожжены, поэтому раскопать что-то дальше прадедушки не получается…
Ощущаю ли себя евреем? Ощущение, надо сказать, обостряется во время визитов на Святую землю, потому что чувство сопричастности к избранному народу — не показное, очень хорошо ощущается там…
У нас была уже совсем не религиозная семья. Бабушка, Мария Моисеевна Бляхман, из Витебска, была судмедэкспертом на Петровке, 38. Все следователи боялись ее как огня, от религиозных вопросов она была далека. Хотя наш дальний родственник дядя Израиль был бундовцем — членом Бунда, остался жив, бабушка к нему ходила. Я помню, она меня маленького брала с собой, и там они обсуждали вопросы веры и то, сколько евреев осталось в Москве. Это был 1955 или 1956 год, серьезное время…
Я думаю (в ответ на вопрос, почему в творческих профессиях, в том числе и в музыке, много евреев. — А.З.), в первую очередь это традиция: редкая еврейская мама не отдаст своего ребенка в музыкальную школу. Это в обязательном порядке. И если не скрипочка, то фортепиано. Но я бы не стал искать национальных обоснований, так мы придем к тому, что если он еврей, то он талантливей других. Поверьте, это не всегда бывает…
В синагоге бываю не часто. У меня есть близкие друзья, которые всерьез занялись изучением каббалы, ходят в синагогу, справляют шаббат. Я за них радуюсь и иногда к ним примыкаю, но это бывает не часто, вследствие того, что, когда евреям надо отдыхать, музыканты обычно работают. И тут ничего не сделаешь.
Из беседы с раввином
г. Барнаула И. Каменецким, 2010 г.

* * *

– Про евреев уже написано столько, что касаться этой темы — моветон. И все-таки… Что же такого особенного в этом народе, заставляющем человечество то и дело поворачивать удивленные и раздраженные головы в его сторону? В чем секрет этого болезненного интереса?
Отношение к евреям мне напоминает отношение шестиклассника, неосознанно и безнадежно влюбленного в красивую отличницу: он бьет ее портфелем и дергает за косы. Что заставило молодого художника Шикльгрубера настолько возненавидеть проходившего по улице еврея, что он чуть было не лишил мир этой нации? Евреи что, вырезали его семью? Да нет, они вообще к тому моменту человеческой истории никого не завоевывали (да и сегодня отбиваются). Мирно ушли из Египта. Рассеялись по миру.
Конечно, фашисты уничтожали и русских, и белорусов, и другие народы, но только евреев уничтожали за то, что они евреи.
Ну да, видели Б-га. Сами. И Б-г говорил с ними. И передал скрижали — из рук в руки. Это, конечно, обидно. Но с другой стороны, древние греки со своими богами и ссорились, и обнимались — и ничего! Что еще? Нашего Христа продали? Ну, во-первых, не без помощи Рима, а во-вторых, это, грубо говоря, их внутренние разборки.
Может, евреев не любят за их исключительную талантливость? Перестаньте. Очень распространенный тип еврея — громогласный бездарный идиот, все встречали. И скрипачи есть китайские, и ученые русские, и «Битлы» английские. Нет, не в этом дело. Может, дело в семейственности, во взаимопомощи? Да нет, на Кавказе и на Востоке это дело посильнее будет, а у тех же итальянцев вообще семья знаете как называется? Мафия! Может, секрет в спасительной самоиронии? Нет, этим чувством вполне наделены и грузины, и англичане, и французы — вспомните кино.
Наша великая сакральная русская народная кабацкая эстрада — от Вяльцевой и Паниной через Дмитриевича к Бабкиной, Ротару, Шуфутинскому и Сукачеву — на самом деле, по точному определению Троицкого, «еврейско-цыганская калинушка». Я о музыкальных корнях. Любимый народом и теперь уже почти государственный блатной язык наполовину состоит из слов еврейских. Два примера, с ходу пришедших на ум: «шмон» — это на иврите «восемь». В восемь часов на зоне шмонали. «Халява» — это молоко. Его бесплатно раздавали в синагоге бедным в шаббат…
Я, кажется, знаю, что отличает их (простите, нас) на самом деле. Вы когда-нибудь видели, как еврей относится к своей маме? «Видели» — не то слово. Чувствовали? Это любовь, которая не поддается описанию. Поэтому она не афишируется. Это любовь до самой смерти. Не маминой, нет. Твоей собственной. Может, в этом главный секрет?
Из рассказа, прочитанного автором во время «Пионерских чтений» в Мемориальной синагоге на Поклонной горе в мае 2013 г.
Подготовил Анатолий ЗЕЛИКМАН, www.zelikm.com Газета “Форум” № 476 oт 19 декабря 2013 года

Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский написал прошение о помиловании, в ближайшее время будет подписан соответствующий указ, сообщил журналистам президент России Владимир Путин после большой ежегодной пресс-конференции.

«Что касается Ходорковского, я уже об этом говорил, Михаил Борисович должен был в соответствии с законом написать соответствующую бумагу, он этого не делал, но теперь совсем недавно он написал такую бумагу, и обратился ко мне с прошением о помиловании. Он уже провел в местах лишения свободы больше 10 лет, это серьезное наказание, он ссылается на обстоятельства гуманитарного характера, у него больна мать, и я считаю, что можно принять решение, и в ближайшее время будет подписан указ о его помиловании», – цитирует президента «Интерфакс».

Как сообщается на сайте пресс-центра Михаила Ходорковского, до встречи экс-главы ЮКОСа с его адвокатами все ранее данные ими комментарии, касающиеся прошения о помиловании, недействительны.

В Кремле считают, что прошение о помиловании, которое прислал на имя президента России экс-глава НК “ЮКОС” Михаил Ходорковский, является признанием его вины. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, отвечая на вопрос «Интерфакса», признал  ли Ходорковский свою вину, сказал: “На имя президента подано его прошение о помиловании. Если просит о помиловании, значит – признает вину”. Отвечая на другой вопрос, он сказал, что второй фигурант по делу ЮКОСа Платон Лебедев прошение о помиловании не подавал.

Как пояснил глава думского Комитета по законодательству Павел Крашенинников, Конституция предусматривает право подавать прошение о помиловании и, при этом, призвать вину необязательно.  Источник: Радио “Эхо Москвы”

Дополнительные уроки резонансного дела

Смягчение приговора Илье Фарберу вызвало вздох некоторого облегчения, но вопросы остались. И по самому делу и вокруг него.
По самому делу их у меня лично по крайней мере три.
Первый. До сих пор непонятно, почему делом о ремонте сельского клуба занималась ФСБ?
Когда преступление, совершенное Фарбером, по мнению следствия и суда, квалифицировалось как тяжкое и тянуло на восемь лет, а после пересмотра – на семь, еще можно было предположить (хотя и с большой натяжкой, учитывая значимость объекта и предполагаемую сумму взятки), что это дело каким-то образом касается государственной безопасности. Но когда весь ущерб, нанесенный стране и общественной нравственности Фарбером, свелся к трем годам, участие в этом деле ФСБ выглядит совершенно экзотичным. А объяснений по-прежнему нет.
Второй вопрос. Судя по публикациям в СМИ, злополучный клуб в Мошенках до сих пор не отремонтирован – по крайней мере в том объеме, который оплачен бюджетными деньгами. Почему строительный подрядчик Горохов (инициатор дела Фарбера), ответственный за ремонт и получивший за него деньги, не оказался под судом и вообще в уголовном порядке никак не наказан? Не связано ли это с оставшимся без ответа первым вопросом?
А совокупность этих двух вопросов порождает третий: действительно ли виновен Фарбер? Нет ли в его деле  инсценировки, затеянной кем-то в местном отделении ФСБ, для чего был привлечен Горохов, которому за его подставу чудесным образом простилась растрата бюджетных средств на недоделанный ремонт клуба?
Очевидные вопросы, остающиеся без ясных ответов, естественно, порождают домыслы.
Но домыслы возникают и вокруг дела. Один из них я просто обязан развеять.
Российский еврейский конгресс занимался судьбой Ильи Фарбера. Поначалу – на чисто гуманитарном уровне.
В российских тюрьмах находятся от 400 до 500 заключенных-евреев, и мы как крупнейшая еврейская организация страны считаем своим долгом заботиться о них. В благотворительном фонде РЕК есть две программы, специально направленные на помощь заключенным. Одна курирует тех, кто находится в местах лишения свободы: присылаем деньги, собираем передачи, доставляем необходимые продукты, теплые вещи, лекарства, очки, протезы, поддерживаем семьи нуждающихся, устраиваем врачебные и юридические консультации, обеспечиваем религиозной литературой, молельными принадлежностями, даем возможность встретиться с раввинами, в отдельных случаях оплачиваем услуги адвокатов. Другая программа содействует социальной реабилитации, обустройству евреев, освободившихся из заключения. Все это, подчеркиваю, исключительно гуманитарная миссия: в меру возможностей помогаем выжить своим соплеменникам, попавшим в трудные условия. Рамки этих программ не предусматривают правозащитную деятельность – приговоры не опротестовываем и не добиваемся освобождения. Мы не политическая организация, а благотворительная.
Вскоре после того, как Илья Фарбер был осужден, РЕК предложил помощь его семье. Оказали материальную поддержку, договорились о приеме его старшего сына – Петра – в хорошую московскую школу (он, правда, так и не стал там учиться). Наше участие в судьбе Фарбера, возможно, и дальше ограничивалось бы благотворительностью, как это происходит в отношении других заключенных-евреев.
Однако, когда стало известно, что на суде звучали антисемитские мотивы, в частности, замечание из уст государственного обвинителя: «А может ли человек по фамилии Фарбер бесплатно помогать деревне?», мы заняли другую позицию. Поскольку возникло веское подозрение, что преследование Фарбера и непомерно суровый приговор вызваны тем, что он еврей, мы решили включиться в это дело, используя не только имеющиеся у нас материальные возможности, но и свой общественный вес.
РЕК провел специальное заседание бюро президиума нашей организации, я выступил с изложением нашей позиции в прессе. Наше обращение вызвало большой резонанс в обществе.
Я не питаю иллюзий: к существенному смягчению приговора Фарберу привело не обнародование точки зрения РЕК на резонансное дело и не внезапное прозрение правоохранителей в Тверской области, а начальственный окрик президента, тоже выразившего свое недоумение неадекватно суровым наказанием. Однако свой вклад в создание общественной атмосферы вокруг этого дела, привлечение внимание президента к нему мы внесли. Плюс к немалым средствам, собранных РЕКом на оплату адвокатов и в помощь семье Фарбера.
Мы это делали, не потому, что рассчитывали на благодарность, признание и признательность, а потому что считали нужным это делать. Однако в последнее время, особенно после почти благополучного приговора нового суда, стали появляться  заявления, звучащие для нас – я имею в виду и нашу организацию, и евреев вообще – несколько оскорбительно, по крайней мере лживо.
В пятницу в эфире «Эха Москвы» была программа Ксении Лариной и Сергея Шаргунова с участием адвоката Ильи Фарбера Анны Ставицкой и его сына Петра.
Походя помянули и нас. В таком контексте: «А.СТАВИЦКАЯ – Хотя Фарбер, когда мы с ним разговаривали, он по поводу своего еврейства очень смеется, потому что он говорит, что, когда Петр, в частности, обратился в Еврейский конгресс, ему сказали, что «дорогой, какой же твой папа еврей? У него же папа еврей, а мама русская, соответственно, с точки зрения нас он никакой не еврей, поэтому до свидания…».
Сидящий рядом Петр не возразил.
А я даже верю, что Фарбер именно так и обрисовал Ставицкой встречу своего сына с кем-то из РЕК. Верю, потому что именно так изобразил он свои отношения с евреями (вернее евреев с ним) в интервью с Ксенией Собчак на «Дожде». Ей Фарбер тоже сказал, что евреи не считают его своим, потому что мама у него – русская.
Почему он так сказал, объясню позже. А почему в РЕКе не могли сказать такое его сыну – об этом сейчас.
С Петей в нашем офисе встречался я. И не только знаю, о чем у нас с ним шла речь, но и о чем речь точно не шла. Последнее мне особо легко доказать.
Сказать Пете Фарберу, что его отец не еврей, раз мать у него русская, я не мог никак. Потому что тогда и по той же причине мне пришлось бы исключить из евреев и своих детей. У них тоже мама – русская. Но они – евреи. Считают себя евреями, гордятся  тем, что они евреи, и все вокруг иначе как евреями их не воспринимают. То же относится и к моим внукам, их у меня десять.
Более того. У большинства руководителей нашей организации, в частности, членов бюро президиума РЕКа (а это люди, входящие в элиту российского бизнеса), собравшего, напомню, специальное заседание по делу Фарбера, жены – не еврейки, есть среди них и те, у которых матери – русские. Что не мешает им быть евреями, играть ключевую роль в крупнейшей еврейской организации России, растить детей в еврейском духе, следовать еврейским традициям – быть частью народа.
С точки зрения традиций есть тут юридическая сложность. По еврейскому Закону – Галахе, национальность определяется по матери. Для религиозных ортодоксов это незыблемо. Но жизнь вносит свои коррективы. Подавляющее большинство русских евреев выросло в светских семьях. У нас национальное самоопределение этническое, а не религиозное. Галаху мы уважаем, однако эта норма – определение еврейства лишь по материнской линии – давно не работает.
Значительная часть российских евреев живет в смешанных браках и рождена от смешанных браков. Около трети русскоязычных евреев в Израиле формально не считаются евреями по Галахе, что никак не помешало им стать полноправными гражданами еврейского государства, успешно делать карьеру, в том числе с самых чувствительных областях – армии, спецслужбах, оборонной промышленности, политике и дипломатии. Как в России, так и в Израиле, все ограничения касаются только религиозной сферы. Скажем, чтобы не еврею по Галахе, заключить брак с ортодоксальным евреем или еврейкой, чтобы поступить в религиозное учебное заведение – иешиву, стать раввином, надо прежде пройти процедуру вхождения в еврейство – гиюр.
Насколько мне известно, перед Фарбером ни одной из этих проблем не вставало. На каком основании он решил, что евреи не считают его одним из них? На весомом – на личном выборе.
Во все времена бывали, есть и наверняка будут евреи, которые тяготились своим еврейством, стыдились его, стремились всячески откреститься от него (в том числе в буквальном смысле). По разным причинам: карьерным – как Генрих Гейне и отец Карла Маркса, религиозным – как православные священники Александр Мень и отец нынешнего главы израильского парламента Юлия Эдельштейна, идейным – как Борис Березовский и многие современные деятели искусства, считающие, что их любовь к России и принадлежность к русскому народу требует доказательств в виде отказа от еврейской идентичности. Осуждать их за это нельзя, но следует понять.
Как я понимаю, случай Фарбера – из третьего разряда причин. Как человек совестливый и эмоциональный, он ищет оправдания своего отказа от корней, не брезгуя фантазиями, когда не хватает фактов. Не евреи исключили его из своего народа (по еврейским традициям, это невозможно, несмотря на русскую маму и даже крещение), а он сам отмежевался от них. Но беда в том, что для окружающих он остался евреем.
В деревне Мошенки к нему относились с подозрением, а то и с ненавистью за то, что ведет себя не как все, за то, что он москвич и за то, что он еврей, хотя сам он себя таковым не считает. Но это тот случай, когда не по паспорту, а по морде. Неважно, кем  ты себя считаешь, важно, кем считают тебя. На суде ему поминали именно его еврейство, которого он чурался. От себя не убежать, не спрятаться – даже в глухой деревне.
У меня нет ни тени злорадства по этому поводу. У меня есть лишь жизненный опыт. Я понимаю, что у Ильи Фарбера, сидящего третий год в камере КПЗ и ожидающего этапа в лагерь строго режима для отсидки оставшегося срока, есть сегодня гораздо более существенные практические проблемы, чем национальная самоидентификация. Но я хочу, чтобы фактическое положение дел не было искажено домыслами.
Мы защищаем Фарбера не потому, что он еврей, а потому что его еврейство стало одним из аргументов обвинения. Кем он сам себя считает – не столь важно, тем более что, как показала практика с ним же, это неважно вообще. В деле Фарбера мы – и теперь я имею в виду не только евреев, а всех россиян – защищаем себя. Поэтому давайте постараемся обойтись без домыслов. Автор –  Юрий Каннер, президент Российского евреского конгресса, сайт Эхо Москвы, 16.12.2013