Леонииду Сергеевичу  Броневоому – 85 лет!  Советский и российский актёр театра и кино, Народный артист СССР (1987),  Лауреат двух Государственных премий России (1976, 1996). Полный кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» (2013). Родился в еврейской семье Соломона Иосифовича и Беллы Львовны Броневых. Отец актёра, Соломон Иосифович Броневой (настоящая фамилия — Факторович), происходил из семьи одесского кондитера, участвовал в Гражданской войне, в 1920—1923х работал в ОГПУ. В 1934 в звании майора госбезопасности (соответствовавшему тогда армейскому комбригу) назначен начальником 6-го отдела НКВД УССР. В 1935 он был уволен из органов госбезопасности и 9 марта 1937 приговорён к 5 годам заключения (после продления срока освобождён в 1946, с 1949 на поселении, освобождён в 1954). Мать развелась с ним и сменила сыну отчество на «Сергеевич», но это не помогло — как «семью врага народа» их с сыном отправили в ссылку в город Малмыж Кировской области. Вот, что говорит Л.Броневой о своём отце: «Вообще говоря, в ГПУ, даже и в экономическом отделе, нечего делать нормальному человеку. У того же Троцкого, когда Ленин предлагал ему пост наркома внутренних дел, хватило ума отказаться: еврей на этом посту, репрессивном по определению, – огромный козырь для антисемитов. А отец так и не прозрел до конца: когда уже вернулся, с гордостью говорил мне, что ему восстановили партстаж, вернули орден Красной Звезды (он гордился тем, что у него был орден за номером 34, а у самого Орджоникидзе – 35!), вручили золотой значок «50 лет в КПСС» – как же, дореволюционный стаж! Деньги, спрашиваю, деньги тебе вернул кто-нибудь за твои десять лет отсидки и пять ссылки? Но он был фанатик, его такие мелочи не интересовали».

Несмотря на десятки сыгранных киноролей, на многолетнее служение театру, на тонкие, изысканные работы на телевидении, Леонида Броневого до сих пор воспринимают как Мюллера. Эта роль стала «визитной карточкой» актера вполне справедливо. Броневой шел к признанию очень долго. Он закончил два театральных вуза — любил учиться. Постигал сцену на многих провинциальных подмостках, а в Москве опять же учился, общаясь с такими мастерами, как Гончаров, Равенских, Эфрос. В театре он блистательно сыграл Шуйского, Людовика ХIV, Христофора Блохина, но знали актера только заядлые театралы. И вот Татьяна Лиознова приглашает Броневого на роль Мюллера в телесериале «Семнадцать мгновений весны»., и происходит рождение новой кинозвезды.  Созданный им образ шефа гестапо — не примитивного садиста-костолома, какими часто изображали гестаповцев в советских фильмах, а нормального человека, с чувством юмора («Я старый добрый человек, ваш красавец-шеф злее меня в тысячу раз», «Верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне — можно»), простыми манерами и не слишком щепетильным отношением к официальной идеологии («Развелось много идиотов, говорящих правильные слова») и к начальству («Они все фантазеры, наши шефы. Им можно фантазировать, у них нет конкретной работы»), но при этом умного, квалифицированного профессионала и опасного противника, — оказался очень ярким, запоминающимся, вызывающим уважение и даже симпатию. Многие реплики телевизионного Мюллера стали крылатыми выражениями; более всего, видимо, повезло прочно вошедшей в русский язык фразе «Штирлиц, а вас я попрошу остаться».

Популярный Леонид Броневой горячо любим зрителями. Хотел написать ВСЕМИ зрителями, но, к сожалению, это не так. Некоторым  завистникам и недругам нашего народа «неймётся», если они узнают о его национальной принадлежности. Когда артист в 2012 году был госпитализирован с инфарктом в Киевскую больницу, на одном из украинских сайтов, где сообщалось о его болезни, в комментариях (там, конечно, пишут всякую абракадабру) часто встречались антисемитские опусы, например, — «Этот ж… не вытянет», « Евреем больше, евреем меньше — какая разница», «По Талмуду люди это только евреи. Остальные гои или скоты. Им ваш Броневой до лампочки» и др. Из песни слово не выбросишь. Что тут скажешь? Как ответ, приведу слова из тех же комментариев одного  посетителя сайта, с которым, простите, не могу не согласиться: « Знаешь, когда он умрет, миллионы людей помянут его добрым словом. А когда умрешь ты, лишь собака насрет на твою могилу».

Небезынтересны для нас с вами, высказывания Л.Броневого на еврейскую тему, опубликованные в интервью Собеседник.ру  14. 09.2011.

*****

Войну выиграли пространством, которое в самом деле поглотит любого захватчика, нечеловеческими жертвами, которых могло быть меньше, – вы же не станете, думаю, называть Жукова великим военачальником и поддерживать его нынешний культ? Войну выиграли потому, что самонадеянным безумцем был Гитлер, надеявшийся завершить блицкриг до холодов. А еще потому, что любой провозглашающий лозунг «Бей жидов» обязательно проигрывает. Это сказал мне один старый еврей в сорок втором году, когда исход войны был далеко не очевиден. Если бы Гитлер пошел против коммунистов, но не против евреев, – поддержка его, в том числе всемирная, могла быть больше в разы. Я тогда не поверил: «Неужели евреи поддержали бы Гитлера?» «Поддерживают же они Сталина», – сказал старый еврей и был прав, вероятно…

Я вспоминаю тут остроту Михоэлса, которую Раневская приводила мне как пример настоящего трагического юмора. Я шел мимо Театра Моссовета, вижу – Раневская скребком, деревянной лопатой, чистит снег. Остановился поцеловать ей руку, хоть мы и не были представлены. Восхитился ее юмором, а она сказала, что настоящий юмор был у Михоэлса. Они шли с ним по улице Горького и встретили какого-то знаменитого тогдашнего режиссера, и Раневская громко, чтоб слышно было, сказала: «В некоторых деятелях искусства могут жить только паразиты, а в вас, Соломон Михайлович, живет Бог!» На что Михоэлс гениально ответил: «Если во мне и живет Бог, то он в меня сослан”…

Вероятнее всего (Россия погибнет – А.З.) – из-за национализма, который я ненавижу. В Израиле меня спросили, еврей ли я. Я: «А какое это имеет значение?» – «В Израиле – имеет». Меня это чрезвычайно огорчило. И у нас — посмотрите, как третируют гастарбайтеров. А сколько тысяч эвакуированных приняла Средняя Азия, последней лепешкой делились, словом никто не попрекнул?! В Сибири, на Урале — и то дразнили «выковырянными», а в Казахстане, Узбекистане — никогда. Почему сегодня не вспомнить это?  Газета “Форум” №477/26.12.2013

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*