С появлением Гитлера на политической арене евреи фюрера не жаловали. В 30-х годах он стал героем многих еврейских анекдотов. За пределами Германии никто не запрещал им говорить о фюрере все, что угодно. Но в Польше, как и в других европейских странах , существовал закон, запрещающий оскорблять главу дружественного государства.

Об этом забыл (или не знал) варшавский химик Нахум Хальберштадт, владелец складов по снабжению химикалиями и медицинским оборудованием. В знак солидарности с немецкими евреями он решил никаких дел с германскими предприятиями не иметь.

 
Получив однажды очередное предложение от немецкой фирмы Электроденталь-Фишер, он не открывая письма, написал на обратной стороне конверта:

“Бесчисленное количество раз я просил вас не надоедать мне вашими письмами. В виду существования гитлеровского строя я не приму никаких предложений до тех пор, пока Гитлер со своей шайкой будут управлять Германией, и ни один порядочный человек не будет поддерживать с вами никаких отношений
.”

Написанное подчеркнул и на лицевой стороне конверта написал “вернуть отправителю”. В Германии необычная надпись привлекла внимание почтового служащего, немедленно переправившего письмо в министерство почты и телеграфа, и бюрократическая машина заработала . Министерство связи переслало письмо в министерство иностранных дел, оттуда поступил запрос в посольство рейха в Польше, дипломаты обратились за разъяснениями в МИД Польши, и, наконец письмо легло на стол прокурора Варшавы. Виновника скандала без труда обнаружили в столице, и 25 сентября 1935 года Нахум Авраам Хальберштадт предстал перед судом. 

 В соответствии со статьей 111 уголовного кодекса независимой Польши и по обвинению посла райха в Польше прокурор потребовал максимального наказания – 3 года тюремного заключения. Известный еврейский адвокат Варшавы Александр Марголис и евреи-депутаты сейма говорили о бойкоте как единственном способе борьбы с гитлеровским террором. Сам обвиняемый объяснял суду, что имел в виду не персонально Гитлера, а гитлеризм как строй.
В день вынесения приговора зал суда заполнили журналисты из разных стран. Их интерес к процессу объясним в связи с приближающейся олимпиадой 1936 года в Мюнхене и требованиями некоторых государств (Испания,СССР) и отдельных спортсменов бойкотировать игры в расистском государстве. Суд в определенной степени должен был прояснить отношение Польши к бойкоту. 
26 сентября судья варшавского округа Ляшкович приговорил Нахума Хальберштадта к восьми месяцам тюрьмы.
Сегодня польские патриоты пытаются преподать этот суд как забавный исторический казус, но газетная хроника тех лет доказывает, что польское правительство в 30-е годы решило подавить любые проявления антинацизма в стране, активными выразителями которых были евреи и католики.
20 октября 1935 года по аналогичному обвинению редактор популярного журнала “Полония” М.Пустельник был приговорен к одному месяцу тюрьмы за публикацию карикатуры на Гитлера.
23 октября 1935 года в окружном суде Рыбника за оскорбление райхсфюрера к 10-ти месяцам заключения приговорен Артур Трункхардт, редактор католического издания на немецком языке “Фольксцайтунг”.
В январе 1937 года в Вильно к суду был привлечен популярный еврейский певец Дон Эля, распевавший в цирке куплеты, высмеивавшие Адольфа Гитлера.
В марте 1936 года Нахум Хальберштадт решением верховного суда был освобожден в связи с общей амнистией. Но гитлеровцы все-таки добрались до него.
В музее Яд-Вашем хранится свидетельство его племяника: Нахум погиб в 1942 году в варшавском гетто. Источники: Dziennik Narodovy, 1935. The Canadian Jewish Chronicle,1935. JTA  Иллюстрация: eddim.livejournal.com  Источник: Новости науки

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*