Газета ”Форум”  № 362 от 13 октября 2011 года

Громадный по деяниям и маленький по населению, самый древний в мире и самый многострадальный еврейский народ. Преклоняюсь я пред твоим величием и обращаю к тебе своё слово.

Это ты на заре развития человечества создал веру в единого Бога. Это ты достал этот вечный огонь с неба и осветил им землю и всех живущих на ней людей и навлёк на себя, тем самым, вместо благодарности людской, ненависть и зависть громадного количества недругов, в тысячи раз превышавших тебя самого и веками обрекавших тебя на страдания и истребление. Но, невзирая на муки, ты, веря в правоту свою, не сворачивая с избранного тобою пути и не отступая от своих принципов, тысячелетиями шёл по тернистой тропе седой истории, неся свет людям. Уже исчезли все древние народы, изменилась природа, возникли новые страны и города, а ты – свидетель древности – жив и здоров, могуч умом и 3-тысячелетним опытом жизни.
Сколько бы тебя было в мире, если бы не уничтожали тебя нелюди? Наверное, более 200 млн. А так едва 15 млн. Но ты вечен. Дела и свершения твои громадны. Твой вклад в мировой прогресс огромен.
Российские еврейские местечки. Их (местечек) много, не перечесть: и Котельня, и Андрушёвка, и городки (штетл) Шаргород, Шклов и Бельц и тысячи других. Почти тысячелетие существовали старые еврейские местечки. В 18-м веке, разделив польские владения, Российская империя получила 1 миллион евреев в своё подданство. Европа уже уравняла в правах всех граждан, а величественная императрица Екатерина П, присоединившая к России Крым, Северное Причерноморье, да и еще много земель, подарила евреям унизительную черту оседлости. Черта оседлости была введена в 25-и провинциях Российской империи, находящихся на территории Польши, Литвы, Украины, Крыма и позже в Бессарабии, то есть почти всё русское еврейство вынуждено было жить в этих установленных границах. Черта оседлости просуществовала до Февральской революции 1917 года.
В этой черте земли было навалом. Можно было и три миллиона человек заселить. Но вот евреям заниматься земледелием запрещали. Еврейских классных мастеров было много, да работы было мало. Нищета, горе и погромы – этого вдоволь. К концу 18-го века евреев стали выселять из сельских местностей, а в начале 19-го из всех более или менее крупных городов. Помимо того, что они не могли заниматься земледелием, они не могли работать на возникающих в городах промышленных предприятиях. И служить в государственных учреждениях им тоже запрещалось. Гонимые отовсюду, как осенние листья, они со временем сосредоточились в маленьких провинциальных городках и местечках. Не имея возможности заниматься каким-бы то ни было производительным трудом, жители этих местечек дошли до ужасающей нищеты.
Еврейские местечки. С любовью описал их и их жителей классик еврейской литературы на идиш писатель Шолом-Алейхем. Его Касриловка и Егупец стали синонимами в еврейском фольклоре. Думаю не ошибусь, если скажу, что, живя в СССР, мы долгие годы даже не представляли себе той удивительной, великой культуры, которая составлялась языком идиш в единое и прекрасное целое. Почему же так случилось, что язык идиш умирает, а старые еврейские местечки почти прекратили свое существование? Это – большой, многогранный вопрос. Постараемся проследить его историю.
Еврейское местечко (штетл) – это феномен еврейской истории. Он все больше изучается учёными еврейской и мировой интеллигенции. Оно сыграло большую роль в сохранении народа, его религии и культуры. Почти тысячелетие штетл оставался условием, базой, очагом существования еврейства Восточной и Центральной Европы. Говорят, что сам Бог ниспослал евреям этот редкостный дар – штетеле. Это была община со своей автономией, своими традициями и культурой. Здесь возникла великая литература на иврите Хаима-Нахмана Бялика и на идиш Менделе Мойхер Сфорима, Шолом-Алейхема, Ицхака-Лейбуша Переца. Местечки изобиловали талантливыми музыкантами – клезмерами, оказывающими влияние и на музыкальную культуру других народов. Из местечек вышли Нобелевский лауреат Ицхак Зингер, композитор Гершвин, выдающийся художник Марк Шагал. Литература еврейских местечек оказывала существенное влияние на гуманистическую литературу прошлого столетия. Из штетлов вышли национальные герои Хаим Вейцман, Давид Бен-Гурион, создатели государства Израиль, мечту многих поколений наших предков.
В местечках евреи прекрасно организовывали бизнес. Они брали у помещиков в аренду винокурение, молочные фермы, мельницы, рыбную ловлю, покупали у крестьян хлеб. По дорогам стояли еврейские корчмы и постоялые дворы. По всем трактам евреи содержали почтовые станции. Евреи создавали высокоорганизованное ремесленничество. Было много умельцев, мастеров своего дела и в сельском хозяйстве – кузнецов, кровельщиков, часовщиков, извозчиков, плотников и т.д. Были и врачи и учителя.
Один русский путешественник прошлых столетий писал: «Эта земля без жидов была бы, как тело без души, пустынею, страной бедствий и нищеты». И действительно, там, где селились евреи, там бурлила хозяйственная жизнь, процветали ремесленничество, торговля и экономика. Жизнь на пустующих не освоенных землях приобретала ту окраску и тот смысл, которых она была достойна. Евреи имели весьма высокий процент грамотности, значительно выше остального населения. Однако, при всём этом, повсюду процветала ужасающая бедность. Большинство еврейских семей влачили полуголодное существование.
Сколько замечательных памятников самобытного народного творчества еврейского народа дошли до нашего времени. Сколько музыкальных произведений, песен, стихосложений и весёлых сказаний. Но многое было уничтожено бандами Богдана Хмельницкого и Петлюры, царскими погромами, гитлеровским Холокостом и сталинским геноцидом. Бедность это было ещё полбеды. Жили бедно, но чисто, использовали кошерную пищу, растили и учили грамоте детей, молились Богу. Страшным бедствием были еврейские погромы. Особенно жестоким и страшным был холокост, устроенный полчищами Богдана Хмельницкого 350 лет назад. Профессор Н. Полетика пишет: «Казацкое восстание Богдана Хмельницкого обошлось еврейству Украины в 250 тысяч жертв… Освободительный путь украинского народа в XVII веке (против поляков И.Х.) прошёл по трупам евреев».
В этой войне речь идёт о таких действиях погромщиков, которые непостижимы рассудком нормального человека. Историк и писатель, член – корр. Петербургской Академии Наук Костомаров пишет:
«Тысячи иудейских младенцев были бросаемы в колодцы и засыпаны землёю. Страшное избиение постигло евреев в Полонном, где так много их перерезали, что кровь лилась потоками через окошки домов. В другом месте казаки резали иудейских младенцев и перед глазами их родителей рассматривали внутренности зарезанных, насмехаясь над обычным у евреев разделением мяса на кошер и треф». (Исторические произведения. Киев, 1989). Человеческий разум отказывается верить этому. Ведь убийцы не были палачами. Крестьяне, хлеборобы, они любили своих детей и уважали старость, верили в Бога и знали его заповедь «Не убий». Почему же такая кровавая вакханалия? Почему же такая жестокость к невинному ребёнку, коих таким образом погибших тысячи? В чем причина? Причина была. И эта причина – религия, их вера. Надуманный навет на евреев, что они убили Христа, усиленно проповедуемый церковью. Эта историческая несправедливость обошлась несчастным евреям за время их существования в миллионы невинных жертв.
Наивысшей «царской милости» евреи удостоились при Николае I. Они должны были поставлять в армию солдат и в пять раз больше в процентном отношении, чем все остальные народы России, и евреи вынуждены были отдавать 12-летних детей. Много горя еврейскому народу принесла «рекрутчина». А служить царю-батюшке 25 лет.
В начале ХХ-го века прокатилась по России волна еврейских погромов:
Кишинёвский, Одесский, Елисаветградский. Разразилось знаменитое «Дело Бейлиса». Но тут проявляла себя и еврейская самооборона. В гор. Хмельнике 1400 её бойцов не дали вступить в черту штетла бандитским формированиям. Но их было ничтожно мало. А избивали и убивали в еврейских погромах «за просто так». Что взять у еврея? Его нужду и горе? Убивали, чтобы насладиться и насытиться кровью еврейской. Сколько злобы и ненависти. Разрушали дома, сжигали жилища.
Необходимо отдать должное прогрессивной части российской интеллигенции. Это она объявляла царскому правительству решительный протест по поводу издевательств в черте оседлости над еврейским населением. Это она выступала за осуждение погромов и наказание виновных. Это, конечно,не поэт Державин, который в “гроб сходя” благословил молодого Пушкина. А это почётный академик Петербургской Академии Наук, писатель Владимир Галактионович Короленко, это известнейший пролетарский писатель – классик Алексей Максимович Горький, это классик мировой литературы – граф Лев Николаевич Толстой, а также ряд менее известных людей – гуманистов. Как же реагировало русское правящее общество на прогрессивные деяния этих великих людей?
Короленко не раз арестовывался царским правительством. Лев Николаевич Толстой – краса и гордость русского народа, был отлучён от церкви. Классик русской литературы Алексей Максимович Горький предан сейчас забвению. Впоследствии эта передовая часть российской интеллигенции, носительница передовой культуры и гуманистических идей, была фактически истреблена большевизмом: часть физически, а часть растворилась в среде т. н. новой интеллигенции – подхалимов, негодяев и таких же антисемитов. Сейчас русская литература стонет от громадного засилья дешёвых детективов. Где же культурное наследие нации? Затоптано в грязь низменными страстями. Какой позор – отправить в небытие величайшего русского классика Алексея Максимовича Горького. Сбрасывают его имя с ранее названных городов, улиц. Бесстыдно сбивают с домов его мемориальные доски.
Но вот история железной рукой швырнула евреев и неевреев в 20-е столетие. Нарастали скорости, расстояния сокращались, преграды рушились. Возникали тысячи новых путей, новых возможностей, новых соблазнов. Всей своей нарастающей мощью ХХ век обрушился на местечки и на их защитные кордоны. Он осмеивал все узаконенные порядки. Типичным евреям той поры, мальчикам и девочкам всё теснее становилось в штетлах. Их охватывало смятение, томление духа. Какой путь избрать? По какому пути идти? К великому сожалению, им часто приходилось бродить между трупами невинных жертв очередного еврейского погрома, пытаясь отыскать своих родных и близких. И в уличных толпах демонстрантов-евреев, жаждущих жить по-новому, но слабо понимавших как, становилось всё больше. Что делать? Куда податься? Остаться в штетл, полностью положиться на Талмуд и Тору? Ведь это спасало столько веков. А может быть наоборот? Избрать путь ассимиляции с коренным населением, к которой призывали большевики? Работать на его язык, на его культуру? А может быть стать сионистом и попытаться возвратиться на Землю Обетованную в Палестину?
Но был ещё один путь: взять в руки оружие и прокричать вслед за Троцким и Свердловым: «Я не еврей, я пролетарий-революционер, борец за власть советов, за мировую революцию». Даже сегодня трудно решить, какой выбор был тогда предпочтительнее. Но каждый из этих путей нашёл среди евреев своих приверженцев. И еврейские местечки стали отдавать свой разум и сердце, свою кровь ХХ столетию.
Как не привести здесь слова Максима Горького: «Меня изумляет духовная стойкость еврейского народа, его мужественный идеализм, необоримая вера в победу добра над злом, в возможность счастья на земле. Старые, крепкие дрожжи человечества, евреи всегда возвышали дух его, внося в мир беспокойные, благородные мысли, возбуждая в людях стремление к лучшему». У молодых евреев стало просыпаться классовое самосознание. Будучи самой грамотной частью населения, они стали остро осознавать униженное состояние своего народа, к тому же и живущего в страхе перед погромами. В среду евреев стали проникать революционеры. Появилась революционная литература. Она была доступна еврейской молодёжи благодаря её грамотности. Не видя выхода из многовекового угнетения и унижения, молодые евреи потянулись к революции. В этом не их вина. В этом вина царского правительства и российского общества, унижающих еврейский народ чертой осёдлости, погромами и прочим юдофобством.
В революционной среде еврейская молодёжь чувствовала себя наравне со всеми революционерами и даже более уважаемой, благодаря своей грамотности. Во-первых, Тора постоянно выступает в защиту слабых: «Пришельца, вдову и сироту не притесняй и не обижай их». Во-вторых, Творец предоставил евреям свободу выбора, полную и абсолютную свободу в выборе между добром и злом. Более того, Он помогает нам идти по пути, который мы сами выбираем: по пути к Богу или от Него. В-третьих, так как власть притесняла и унижала евреев, она не притесняла никого. И тем не менее, можно однозначно констатировать: Основная масса еврейского народа не приняла социалистическую революцию.
Итак, в результате Октябрьского переворота в Россию пришла советская власть, ликвидировавшая черту оседлости, но оказавшая разрушительное действие на еврейские общины. Московский раввин Яков Мазе, принимавший участие в суде над Бейлисом в Киеве ещё в 1913 году, после революции сказал: «Революцию делают Троцкие, а расплачиваются за неё Бронштейны». (Настоящая фамилия Троцкого – Бронштейн). Были предприняты титанические усилия, чтобы не прервалась связь поколений, чтобы не забыли евреи свою историю, религию культуру. Именно еврейская традиция, связь времён и поколений позволила евреям оставаться евреями, не потерять себя, выжить.
Большевики – ленинцы ещё в 20-е годы объявили, что еврейское счастье – это создание Еврейской Советской республики на территории СССР. Поначалу они сошлись на том, что евреев за их страдания и заслуги надо поселить в Крыму и даже взяли под это богоугодное дело деньги у богатых американских евреев. Но как ещё говорил Шолом Алейхем, – “привалило счастье – подставляй помойное ведро”. Сталин быстро изменил концепции и заменил солнечный Крым на глухие дебри Дальнего Востока, где до той поры не ступала нога человека. Разумеется, с дальним прицелом, – поближе к россыпям концлагерей, к сталинскому архипелагу «Гулаг». Так возник Биробиджан. Что же касается дальнего прицела, то проживи Сталин ещё несколько месяцев и все евреи СССР были бы в 1953 г.сосланы в Биробиджан, а то и подальше. Но вряд ли половина евреев доехала бы до места назначения. После дубин специально подготовленных налётчиков-бандитов на еврейские эшелоны по пути их следования, малая часть высланных евреев нашла бы свой последний приют в холодных бараках “гостеприимного края”. Но это было после. А пока сталинский государственный антисемитизм набирал силу.
Приближался 1941-й год. И ни один еврей, проживающий в СССР, даже представить не мог, какая ужасная трагедия надвигается на советский народ, особенно на еврейский народ, хотя евреи Западной Европы уже проходили через мясорубку германского рейха. Но евреи СССР этого не знали. Сталинская власть скрывала это.
Но вот на земли еврейских местечек Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики налетела ещё невиданная в истории человечества по своей жестокости злая чёрная сила – германский фашизм. Кровь еврейская лилась реками. Зловещие фабрики смерти. Уничтожение евреев было поставлено на промышленную основу. 6 млн евреев было уничтожено. Из них 1,5 млн. детей. Одна треть целого народа была уничтожена в лагерях смерти, расстреляна во рвах, карьерах, ямах земли украинской, белорусской, молдавской, латвийской, литовской, эстонской. А ведь это было не во времена Средневековья, а в двадцатом цивилизованном веке. И сейчас еврейская жизнь ничего не стоит. Куда же идёшь ты, человек? Неужели забыл ты о своём назначении, о Боге, о Христе и деве Марии?
Разгромили германский фашизм и в родные места стали возвращаться евреи – фронтовики, партизаны, подпольщики. Встречали их враждебно. Потворствовали этому власти. Верховный правитель Украины Никита Хрущёв заявлял открыто:
«…На нашей Украине нам не нужны евреи. И я думаю, для украинских евреев, которые пережили попытки истребить их, было бы лучше не возвращаться сюда…» (Истребление 6 млн евреев Хрущёв называет попыткой истребить их. Так мило защищает он деяния немецких палачей)…». Лучше бы они поехали в Биробиджан. Ведь мы на Украине. Понимаете ли вы? Здесь Украина. И мы не заинтересованы в том, чтобы украинский народ толковал возвращение советской власти как возвращение евреев».
Но теперь уже евреям ничего не страшно. Советский народ победил фашистскую Германию и поставил её на колени. Свою лепту в эту победу и не малую внесли и евреи, героически сражаясь на фронтах Отечественной войны. Они перенесли и страшный геноцид в своей стране, устроенный Сталиным. Хуже уже не будет. Они продолжали, не смотря ни на что, жить и работать. К ним возвратилось самосознание. И никакая сила не отвратит их теперь от этого. Евреи уже давно поняли, что фашистская и коммунистическая идеологии близнецы-братья.
Однако посмотрите на лицо и внутреннее содержание автора оттепели Никиты Хрущёва. В том же 61-м году волна экономических процессов с вынесением смертных приговоров прокатилась по всей стране. С самого начала было ясно, что эти процессы направлены главным образом против евреев. Чудовищная кампания, развёрнутая советской прессой, пыталась убедить весь мир в том, что в СССР воруют только евреи и только евреи берут взятки, проявляют преступное равнодушие к страданиям больных, пишут порочные и преступные книги. Вот скорбный список евреев, приговорённых к смерти. Он насчитывает 163 человека. Не уменьшался государственный антисемитизм и при следующем правителе Леониде Брежневе.
И вопрос «Ехать или не ехать» со всей остротой встал перед ними. Евреи стали покидать родные места, уезжая в демократические страны Запада, а с ними и исчезали еврейские местечки – штетл. Оставаясь географически, они уже перестали быть носителями того колорита, который на протяжении веков питал культуру маленького, но самого древнего еврейского народа. Советская власть, породив и углубив колоссальнейший антисемитизм в народе, уничтожила высочайшую культуру на языке идиш, культуру древнего еврейского народа. Тем самым она нанесла непоправимый урон многонациональной культуре России.
Не вынося унижения и оскорбления достоинства, евреи покидали СССР. Они уезжали во многие страны мира и даже в Германию. Страх за своих детей гнал евреев на Запад. Но не только страх. Что же ещё?
Колоссальная обида заполняла души евреев. Казалось бы, евреи пережили в этой войне громадную трагедию. Они претерпели Катастрофу. В великой стране, взявшей на себя разгром фашизма и разгромившей его, этот несчастный народ не находил ни сочувствия, ни нормального отношения. Там где жили евреи – процветала экономика. Там где селились евреи, земля превращалась в кладовые плодов земледелия и благоухала садами.
Так за что же такая ненависть? Где-то же должны быть благоразумие, совесть? Ну, хотя бы объективность? Эта обида и жгла еврейскую душу, и заставляла евреев покидать родные места. Более трёх четвертей еврейского населения покинули Россию под ликование российского общества. Что жизнь в России стала лучше?
Евреи покидали свои насиженные места, в которые вросли корнями, с большой обидой в сердце. Они покидали могилы своих родителей. Они любили свою родину. Они воевали за неё. Они страдали за неё. А Родина на их искреннюю любовь к ней отвечала им чувствами злобной мачехи.
Теперь еврейским местечком в Америке можно назвать Брайтон. Там русская речь и очень редко, очень редко, можно услышать разговор на идиш.

ИСААК ХАЗАН
Нью-Джерси

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*