В минувшие выходные гостем программы “Израиль за неделю” (телеканал RTVi) был заместитель министра иностранных дел Дани Аялон (“Наш дом Израиль”).  

Редакция RTVi любезно предоставила нашему сайту запись этого диалога. Беседовал Михаил Джагинов.

Каковы настроения в партии, против создателя и руководителя которой выдвинуты столь серьезные обвинения?

На мой взгляд, партия еще больше объединилась вокруг своего лидера. Третья партийная конференция НДИ, состоявшаяся в минувшую среду, превратилась, по сути, в демонстрацию силы и солидарности активистов с Авигдором Либерманом. Сегодня НДИ занимает одно из центральных мест на политической арене Израиля. Во главе партии стоит сильный лидер с внятной программой действий, достойный того, чтобы повести за собой народ. За ним – талантливая команда, а также разветвленная структура на местах. Мы по-прежнему сильны и едины, в этом плане ничего не изменилось. То, что следствие продолжалось 15 лет, не лезет ни в какие ворота: это не нормально. По-моему, законностью здесь и не пахнет – скорее издевательством над законом.  

Вы сказали “лидер, достойный того, чтобы повести за собой народ”. Вы видите Авигдора Либермана премьер-министром?

Не сомневаюсь, что он этого достоин. Люди все больше убеждаются в том, что его взгляды и платформа соответствуют времени и месту, а его прогнозы регулярно сбываются. Его призыв восстановить сдерживающую мощь наших вооруженных сил, наращивать социально-экономический потенциал, поменять систему власти, не говоря уже о наших традиционных требованиях по гиюру и гражданскому браку, все это встречает колоссальный положительный отклик в обществе. Никакого популизма, никаких шараханий их стороны в сторону: трезвый взгляд и умение держать слово.  

В ближайшие месяцы г-ну Либерману придется потратить немало времени на ознакомление с томами уголовного дела и подготовку к слушаниям. У него останется время на выработку внешнеполитического курса страны и руководство МИДом или же “на хозяйстве” останетесь вы?

Ни в коем случае. Его основная деятельность никак не пострадает: министр будет по-прежнему много работать над укреплением международных позиций Израиля и выработкой его стратегического курса. Все прочее, на мой взгляд, займет не так много времени.

Давайте попробуем предугадать, чем все это закончится. По мнению вашего коллеги по фракции, главы парламентской комиссии по законодательству и профессионального юриста Давида Ротема, процесс по делу Авигдора Либермана завершится предварительными слушаниями и не дойдет до суда. Но если все завершится не столь благополучно, и в итоге г-ну Либерману все же придется уйти с должности министра, это неизбежно приведет к падению правительства или партия постарается найти ему достойную замену?

И Авигдор Либерман, и партия в целом всегда и при всех обстоятельствах стараются вести себя ответственно: интересы государства для нас всегда на первом месте. Я – не юрист, а потому склонен довериться мнению Дуду Ротема, которого ценю как большого профессионала: надеюсь, до суда не дойдет.

Иными словами, вы не склонны обсуждать даже гипотетическую возможность вынужденного ухода Авигдора Либермана с занимаемой должности?

Я не думаю, что это случится. Кроме того, если выдвинутые обвинения – это все, что следствие сумело предъявить после 15-летней работы, то о какой справедливости и законности может идти речь? Надеюсь, что логика и здравый смысл в конечном итоге возобладают, а результат будет таким, как предсказал Дуду Ротем.

Обратимся к деятельности Авигдора Либерман в должности главы МИД. На днях он потребовал от Биньямина Нетаниягу незамедлительно выполнить пункт коалиционного соглашения между НДИ и “Ликудом”, говорящий о ликвидации власти ХАМАСа в Газе. Почему только сейчас – это как-то связано с планами Рамаллы на сентябрьскую сессию Генассамблеи ООН?

К сожалению, не мы определяем повестку дня работы правительства. Когда боевики ХАМАСа направили ракету “Корнет” российского производства на школьный автобус, они едва ли преследовали те или иные политические цели. Южные рубежи нашей страны по-прежнему под обстрелом, и мы не можем позволить, чтобы террор и насилие продолжались бесконечно, а исламисты контролировали ситуацию и манипулировали нами. Выражаясь медицинским языком, консервативное лечение доказало свою неэффективность и пора прибегнуть к оперативному вмешательству. Режим ХАМАСа в Газе должен быть ликвидирован.

А как насчет намерений Абу Мазена и Салама Файада: вы не опасаетесь, что они и вправду потребуют от Генассамблеи ООН признать палестинское государство?

Я неоднократно обращался и к Саламу Файаду, и к Абу Мазену с призывом перестать вести себя, как их предшественники. Если мне не изменяет память, Абу Мазен понимает по-русски, а потому, пользуясь вашим гостеприимством, повторю вновь: если вы продолжите выдвигать множество невыполнимых требований и почти ни в чем не идти на компромисс, далеко мы не уйдем. Начиная с 30-х годов прошлого века, руководство палестинских арабов отвергало все предложения властей, сперва еврейского ишува, а потом – государства Израиль. Последними в этой череде стали инициативы правительств Барака и Ольмерта. Занимая подобную позицию, палестинские лидеры едва ли служат интересам своего народа. Попытка предпринять односторонние шаги и спровоцировать международное давление на Израиль означает не что иное, как нежелание вести с нами переговоры. Почему они ведут себя таким образом. Во-первых, потому, что не знают, кого им следует представлять: ФАТХ в Рамалле или ХАМАС в Газе. Во-вторых, они боятся ответственности, заключающейся в признании Израиля как еврейского государства, не хотят всерьез подступаться к обсуждению статуса беженцев, Иерусалима, будущих границ и вопросов безопасности. Вместо этого они прячут голову в песок и придумывают кучу отговорок, одной из которых является строительство еврейских поселений. Очевидно же, что это самая настоящая отговорка. Боясь прямых переговоров, компромиссов и непростых решений, они всякий раз выбирают простейший вариант – спровоцировать давление мирового сообщества на Израиль. Они, видимо, забывают, что, несмотря на наличие у них автоматического большинства среди стран-членов ООН, резолюции Генассамблеи не имеют юридической силы и не являются обязательными к исполнению.

А на голосовании в Совете Безопасности США применят вето…

Воздержусь от прогнозов, но одно очевидно: не в интересах мирового сообщества, чтобы палестинцы объявляли независимость в одностороннем порядке. Это не только противоречит всем ранее подписанным и одобренным мировым сообществом соглашениями, но и автоматически денонсирует их. Это означает конец мирного процесса, еще большую нестабильность в регионе и без того переживающем непростые времена. В силу перечисленных факторов, я уверен, что такое решение не пройдет в Совбезе ООН. Надеюсь, не поддержат его и достаточно большое число участников Генассамблеи. Напомню вам, что отчет Голдстоуна хотя и прошел благодаря голосам автоматического про-палестинского большинства, но не получил поддержки 70 государств. А это немало. Полагаю, что похожий результат будет и на этот раз, если палестинцы все же решатся на такой шаг. Однако в реальности ничего не изменится и в итоге у наших соседей не останется иного выхода, кроме как возобновить прямые переговоры.

Как вы прокомментируете события в Сирии? Вы разделяете мнение ряда обозревателей о том, что Асаду становится все труднее контролировать обстановку?

Создается впечатление, что это действительно так. Происходящее в большинстве стран региона носит в значительной степени спонтанный характер: это взрыв народного возмущения бесчинствами властей. Людям надоела диктатура и отсутствие справедливости, они хотят жить по-человечески, быть частью современного цивилизованного сообщества. Вместо этого они вынуждены болтаться в 19 веке, а иные и более ранних исторических периодах. Важно сделать все возможное, чтобы реакционные круги “не украли” у людей достижения этих революций, не присвоили их себе, как это произошло в 1979 году в Иране. Мировое сообщество должно помочь этим нациям в создании институтов гражданского общества и налаживании экономических основ. Денег сегодня у запада нет – виной тому глобальный экономический кризис. Основные финансовые ресурсы сосредоточены в настоящий момент в нашем регионе – например, в Саудовской Аравии. Если власти этой страны начнут инвестировать в инфраструктуру, жилищное строительство и создание новых рабочих мест, будут созданы предпосылки для формирования демократии и гражданского общества.

Пока же саудовцы предпочитают инвестировать в террор.

Да, это так. Но всем уже давно очевидно, что причиной нестабильности в регионе является отнюдь не палестинская проблема, а диктаторские режимы и социально-экономическая отсталость. А тот, кто утверждает обратное, просто лукавит.

Последний вопрос. На днях Израиль направил в Минск, где накануне был совершен крупный теракт, группу медиков и криминалистов. Это была инициатива руководства Беларуси или предложение исходило от Иерусалима?

Просьба исходила от белорусской стороны и была встречена нами с сочувствием и пониманием. Мы стараемся помогать везде, где есть возможность. К этому нас побуждают этические аспекты еврейской культуры и истории. Мы откликнулись на просьбы о помощи и после землетрясения на Гаити, и после недавнего цунами в Японии. Разумеется, не могли отказать в содействии и Белоруссии.

Тот факт, что власти этой страны находятся в режиме жесткой международной изоляции, не принимался вами во внимание?

Когда происходят трагедии, подобные теракту в минском метро, мы не задумываемся о таких вещах. Главное – быстро прийти на помощь.  Пресс-служба партии НДИ, фото: М.Фейгин  Источник: NEWSru

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*