*****

Венгрия до сих пор не занималась Холокостом должным образом. Я надеюсь, что венгры наконец-то признаются в нанесенной травме, когда они сотрудничали в массовом убийстве 600 000 венгерских евреев, умерщвленных в газовых камерах.

*****

Мы имеем (в писательской организации Венгрии – А.З.) дело с типичным, махровым антисемитизмом старой закалки, с тем самым, который проложил дорогу в Освенцим. Если вспомнить аналогичные события последних нескольких лет, то придется признать, что в этом нет ничего особенного. Единственным отличием стало то, что на этот раз членам Ассоциации писателей надоело наконец быть лишь сторонними наблюдателями…Европейцы маскируют критику государства Израиль, печально рассуждая о Холокосте, однако используют те же выражения, которые привели к Освенциму…Так как Освенцим случился, он поразил наше воображение, стал неотъемлемой частью нас…То что мы в состоянии представить – потому что это на самом деле произошло – может произойти снова.

          Комментарий: Уроженец и житель Будапешта Имре Кертес, разделив судьбу тысяч венгерских евреев, оказался среди узников нацистских лагерей; потерял большую часть семьи, прошел через Освенцим и Бухенвальд, но избежал смерти и в 1945-м вернулся на родину. Год жизни, проведенный на грани гибели, определил тему его творчества. После войны работал журналистом, переводчиком, был заводским рабочим. Его автобиографический роман «Без судьбы» (1975), повествующий об узнике Освенцима и основанный на личном опыте, прозвучал как обобщенное свидетельство о Холокосте и принес Кертесу широкую известность. Имре Кертес стал первым венгерским писателем, получившим Нобелевскую премию. В своей нобелевской речи Кертес заявил, что для него «писать – высшее удовольствие, которое награждает за все».  Когда у писателя диагностировали болезнь Паркинсона, он покинул Берлин и вернулся в родной Будапешт. В своих выступлениях последних лет он часто критиковал явление, которое назвал «индустрией Холокоста»: «На различных мемориальных мероприятиях часто можно увидеть бывших узников концлагерей, одетых в полосатые робы. На мой взгляд – это просто смешно, я лично всегда дистанцировался от всего этого. Культ Холокоста в последнее время кажется мне в большей степени способом манипулировать массами, нежели выражением почтения к памяти погибших». Многим это высказывание покажется антисемитским, льющим воду на мельницу отрицателей Холокоста, но кто как не Имре Кертес, прошедший ужасы Освенцима и Бухенвальда, имел на него право.

 
P.S. Посмотрите – любопытный материал об уничтожении евреев Будапешта.

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*