*****

Между всеми срамотами срамота юдофобства самая отвратительная и адообразная. Здесь всё есть: и желчь ненависти, и слюна бешенства, и улыбка предательства ; всё, что только могут извергнуть самые тёмные низы души человеческой.

*****

Что такое еврей? Этот вопрос вовсе не такой странный, каким он может показаться на первый взгляд! Посмотрим же, что это за особое существо, которого все властители и все народы оскорбляли и притесняли, топтали ногами и преследовали, жгли и топили, и который назло всему этому все еще живет и здравствует. Что такое еврей, которого никогда не удавалось сманить никакими соблазнами в мире, которые его притеснители и гонители предлагали ему, лишь бы он отрекся от своей религии и отказался от веры отцов? Еврей – это святое существо, которое добыло с неба вечный огонь и просветило им землю и живущих на ней. Он – родник и источник, из которого все остальные народы почерпнули свои религии и веры. Еврей – первооткрыватель культуры. Испокон веков невежество было невозможно на Святой Земле – еще в большей мере, чем нынче даже в цивилизованной Европе. Больше того; в те дикие времена, когда жизнь и смерть человека не ставили ни во что, рабби Акива высказался против смертной казни, которая считается ныне вполне допустимым наказанием в самых культурных странах. Еврей – первооткрыватель свободы. Даже в те первобытные времена, когда народ делился на два класса, на господ и рабов, Моисеево учение запрещало держать человека в рабстве более шести лет. Еврей – символ гражданской и религиозной терпимости. “Люби пришельца, – предписывал Моисей, – ибо сам был пришельцем в стране Египетской”. Эти слова были сказаны в те далекие варварские дни, когда среди народов было общепринято порабощать друг друга. В деле веротерпимости еврейская религия далека не только от того, чтобы вербовать приверженцев, а напротив – Талмуд предписывает, что если нееврей хочет перейти в еврейскую веру, то должно разъяснить ему, как тяжело быть евреем, и что праведники других религий тоже унаследуют царство небесное. Еврей – символ вечности. Он, которого ни резни, ни пытки не смогли уничтожить; ни огонь, ни меч цивилизации не смогли стереть с лица земли: он, который первым возвестил слова Господа, он, который так долго хранил пророчество и передал его всему остальному человечеству; такой народ не может исчезнуть. Еврей вечен, он – олицетворение вечности. ( Из статьи ”Что такое еврей”? в варшавском еженедельнике ”Театр велт” на идиш, 1908 г.- А.З.)

*****

Что же касается моего отношения к евреям и ужасному кишинёвскому событию, то оно, казалось бы, должно быть ясно всем тем, кто интересуется моим мировозрением. Отношение моё к евреям не может быть иным, как отношение к братьям, которых я люблю не за то , что они евреи, а за то, что мы и они, как и все люди, сыны одного отца – Бога, и любовь эта не требует от меня усилий, так как я встречаю и знаю очень хороших людей евреев. Отношение же моё к кишинёвскому преступлению тоже само сабой определяется моим религиозным мировозрением. Виновник не только кишинёвских ужасов, но всего того разлада, который поселяется в некоторой малой части – и не народа – русского населения – одно правительство. К сожалению, этого-то я не могу сказать в русском легальном издании. (Из письма Э.Г. Линецкому, 1903 – А.З.)

*****

Я вперед знаю, что если Вы, Владимир Сергеевич, выразите то, что Вы думаете об этом предмете, то Вы выразите и мои мысли и чувства, потому что основа нашего отвращения от мер угнетения еврейской национальности одна и та же: сознание братской связи со всеми народами и тем более с евреями, среди которых родился Христос и которые так много страдали и продолжают страдать от языческого невежества так называемых христиан. (Из письма В.С. Соловьёву, 1890 г. – А.З.)

*****

Я жалею о преследованиях, которым подвергаются евреи, считаю их не только несправедливыми и жестокими, но и безумными…Для меня равенство всех людей – аксиома, без которой я не мог бы мыслить. Есть люди более или менее разумные (и потому свободные) и добрые, и чем разумнее и добрее, тем они теснее и ограниченнее сливаются друг с другом воедино, будь то германцы, англосаксонцы, евреи или славяне, тем они дороже друг другу. И чем они менее разумны и добры, тем более они распадаются и становятся ненавистны друг другу. И потому кажется, что еврею и русскому более нечего делать и ни к чему иному стремиться, как к тому, чтобы быть как можно разумнее и добрее, забывая о своем славянстве и еврействе, что давайте с вами делать. (Из переписки с Ф.Гецем,1890 – А.З.)

*****

Свои мне, конечно, гораздо ближе, и за своих я буду ратовать горячее, но я человек и по человечеству принимаю к сердцу и ваши национальные страдания; за своих я положу душу, вам же предлагаю, например, мое честное перо… Я понимаю и ценю, что для вас, как евреев, нет ничего важнее и трепетнее еврейского вопроса. Но в картине мира и общечеловеческого бытия судьба еврейства – лишь страничка обычного размера. Невозможно требовать от всех такого страстного отношения к этому вопросу, какое естественно для вас, – а особенно после того, как евреи в России уравнены со всеми гражданами, если не в правах, то в бесправии.

          Комментарий: Обращаю внимание читателей: в аргументированной статье Марка Авербуха (см. Заметки по еврейской истории № 6 / 97 – http://berkovich zametki.com/2008/Zametki/Nomer6/Averbuh1.php )утверждается, что авторство статьи ”Что такое еврей”? принадлежит не Л.Толстому, а некому Г. Гутману. Статья опубликована впервые в сборнике ”Еврейская библиотека” в 1871 году. Уважения к Великому Писателю Земли Русской от этого, надеюсь, у нас не убавилось. На данное обстоятельство обратил моё внимание Соломон Динкевич – А.З.)

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*