Еврейские рабочие сыграли важную роль в том большом движении, что началось в России последние несколько лет. Не только молодые герои  смело выступили, не опасаясь смерти и забвения в одиночных тюремных камерах, в снегах промерзшей Сибири, но также большое количество еврейских рабочих в больших и малых городах не испугались смело и мужественно подняться против сотен лет подавления, заявляя  открыто и свободно всему миру о своих требованиях и надеждах на окончательное освобождение после сотен лет рабства. Я сердечно желаю им успеха и надеюсь, что мои труды помогут еврейской молодёжи изучить актуальные сегодняшние проблемы движения против всеразрушающей силы капитализма и властей. Я буду считать себя удовлетворенным, если хотя бы один избавившийся от оков капитализма и властей, которые господствуют сегодня и в отдалённых уголках России, найдёт читая эти строки, что он – не один на поле битвы. Пусть он знает, что идя в битву за освобождение тех, кто создает все богатства и не получает в качестве вознаграждения ничего кроме нищеты, он становится соучастником большой битвы, идущей везде за свободу и счастье всего человечества, что он входит во всемирную рабочую семью, которая объединена в одно большое братство, требующее свободы и равенства для всех. (Из письма к группе еврейских рабочих, Лондон 1904 – А.З.)

*****

Однако, я думаю, что ты заходишь слишком далеко, говоря о евреях. Если бы ты только знал наших евреев — в Уайтчепеле и Нью-Йорке! Среди них есть такие славные — такие же славные, как и наши Юрцы — и совершенная преданность! Лассаль и Маркс — их национальная слава. Система, для еврейского духа, — это существенно, а кроме того, им, столь долго угнетаемым, льстит, что социализм открывает им свои двери без различия расы. Они убеждены, что эти слова в Уставе Интернационала написаны Марксом…Нет, раса здесь ни при чем. Социал-демократами будут все те, кто не захочет слишком рисковать, но будет слишком честолюбив, чтобы не желать играть политическую роль. (Из письма к известному анархисту Дж.Гильому,1931 – А.З.)

                  Комментарий: Смотря на вещи реально, Кропоткин высказывал мнение о чрезвычайной трудности искоренения антисемитизма, и в связи с этим полагал, что в угнетенном и бесправном еврействе современного ему периода кроется могучий революционный потенциал. Необходимым условием раскрепощения еврейского народа он видел строительство свободного общества на своей земле, где, создавая свой национальный очаг, евреи будут избавлены от юдофобства реакционных правительств, науськивающих на них чернь. В плане “возвращения к земле” Кропоткин очень интересовался устройством еврейских земледельческих поселений в Палестине и следил за опытом приобщения к сельскохозяйственному труду еврейских эмигрантов из Российской империи. По крайней мере, в одной из своих статей по еврейскому вопросу он говорит об “анархическом сионизме” и утверждает, что идея строительства свободного общества на земле предков – идея в высшей степени благородная. Возможно, такой подход к еврейскому вопросу связан с многолетним знакомством Кропоткина с еврейскими кругами эмигрантов, прибывавших в 80-х годах прошлого века в Лондон, где опальный князь проживал. Наверняка пониманию специфики еврейской истории и образа жизни помогла совместная жизнь с его верной подругой – Софьей Рабинович, целью жизни своей еще в юности поставившей освобождение своего задавленного царизмом народа. Дочь российского революционера, имевшего партийную кличку “Ананьев”, она росла до семнадцати лет в томской ссылке, откуда с трудом вырвалась в Европу, где и повстречалась со своим будущим мужем.

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*