К сожалению, православными изданиями до сих пор активно тиражируются антисемитские проповеди некоторых иерархов, нет никакой реакции на десятки книг и статей православных авторов, разжигающих религиозную и национальную ненависть.
Две тысячи лет, которые мы прожили меж христиан, не были, мягко говоря, легкими. Религиозные гонения принесли евреям неисчислимые страдания, а их гонителям не дали ничего, кроме проклятия. Именно те страны, которые объявили антисемитизм вне закона, сегодня преуспевают и считаются развитыми.
Я уверен, следующие две тысячи лет могут стать золотым веком человечества, если антисемитизм будет объявлен вне закона — и юридического, и морального. (Источник: сайт “Эхо Москвы” 28 октября 20015 г. – А.З.)
*****
Особенность России в том, что традиционно евреи внутри нынешних границ страны не жили. Евреи жили на Украине, в Белоруссии, в Молдове, в Литве. Но в XIX веке евреи проникли в русскую интеллигенцию, которая восприняла их как конкурентов. Поэтому антисемитизмов в России два. Один – малограмотный, когда лозунги пишут с ошибками. И второй – интеллигентский, внутривидовая борьба. Антисемитами были Пушкин, Достоевский, Шолохов. Лев Толстой учил иврит, но писал, что любить евреев ему очень не хочется. Антисемитизм свойственен русской интеллигенции. Но это не значит, что все интеллигенты – антисемиты. Это все равно, что считать всех евреев жадными. Государственного антисемитизма в России нет, а прочий – во многих странах сильнее. В Норвегии после теракта заговорили, что Брейвик симпатизировал Израилю. А в Израиле, наоборот, во всем виноваты русские. Туда приехали почти полтора миллиона. Есть среди них грузинские или узбекские евреи, которые детьми уехали в Израиль и русского языка не знают. Но все равно – русские…
Насколько опасно в Москве выйти на улицу в традиционной еврейской одежде? По субботам я хожу вместе с раввином на обед или на ужин. Реакция была один раз. «О, евреи идут!» – высказался прохожий. Наш, москвич, немножко выпивший. Я воспринял его реакцию как положительную: он обрадовался, что встретил евреев на московских улицах. В Нью-Йорке такой реакции не будет. Там живут больше миллиона евреев. Когда я впервые приехал в Нью-Йорк, я плохо знал английский, но зато в каждом магазине мог найти еврея в традиционной одежде, поговорить с ним на идиш, и он подсказывал, что в магазине делать…
В Москве можно ли вычислить еврея на улице?.. Могу часто ошибаться. Ассимиляция евреев началась еще при Николае I, когда десятки тысяч еврейских мальчиков насильственно крестили и отправляли в военные школы. И теперь многие россияне не знают, что у них есть еврейская кровь. И антисемит может оказаться с примесью еврейской крови. Принадлежность к еврейскому народу определяет раввинский суд. Есть пять принципов признания человека евреем. Первый – галахический: у кого мать была еврейкой. Второй – принцип Израиля, когда нужно иметь четверть еврейской крови по папе или по маме. Третий – либеральный, кто сам себя считает евреем. Четвертый – кого другие считают евреем. Да. Удивительная ситуация, но так бывает. И пятый принцип – кого евреи считают евреем. Причем если евреи человека евреем не считают, он им не будет, даже если рожден от матери-еврейки. Тут все сложно. В России по переписи – 150 тысяч евреев, а в широком смысле – около миллиона – да. К тому же многие евреи из Закавказья и Средней Азии выбрали Россию, а не Израиль. Видимо, не очень страдают здесь от антисемитизма. Кстати, в России проживают около ста тысяч израильтян. Просто приехали работать или учиться. Например, в Израиле не хватает врачей и не хватает медицинских вузов…
Уехали. И поэтому в израильских вузах врачей готовили мало. А сегодня приехавшие выходят на пенсию, и работать некому. Много в России артистов из Израиля. Например, Леонид Каневский. Он – израильский актер, но постоянно здесь. Юлий Ким – израильтянин. Не еврей, кореец, но израильтянин. Юрий Любимов вместе с женой – израильтяне. Он тоже не еврей, но когда его лишили советского гражданства, Израиль предоставил ему гражданство по заслугам. Еще есть случаи, когда уехала пожилая семья в Израиль, потом кто-то из супругов умер, и второй супруг возвращается сюда, потому что здесь остались друзья. Массового отъезда не будет, если не будет катаклизмов. А работать и самореализовываться люди ездят во всем мире. Сегодня Россия – обычная страна, и тут трудятся много иностранцев. Что для уехавших когда-то из СССР родина – Россия или Израиль? Это надо их спрашивать. Для кого-то Россия, для кого-то – Израиль. Кто где живет. Есть люди, которые несколько раз туда-сюда переезжали. Например, актер Михаил Казаков. Уехал в Израиль. Стало плохо – вернулся в Россию. Потом стало плохо здесь, опять уехал в Израиль. Кстати, в Израиле в сфере обслуживания русских уже почти нет. Раньше, в 1990-е годы русские убирали в гостиницах, были официантами в ресторанах. А теперь выучились, и ушли в хай-тек, в политику, в армию. Преподают в университетах. Почему в российской элите доля евреев раз в сто выше, чем доля евреев в населении страны? Потому что евреи интегрировались не со всем русским народом, а с российской интеллигенцией. Доля людей с высшим образованием среди евреев – 70%. В Америке – то же самое. И там до прошлого века две трети богатств принадлежали двум группам населения – англосаксам и евреям.Евреи правят Америкой и, следовательно, миром? Ни в коем случае! Среди арабских шейхов евреев нет. Есть подозрение, что у Каддафи мама еврейка. Но уже нет Каддафи. У Саркози тоже мама еврейка. Подозревают, что Фидель Кастро из марранов (испанские евреи, принявшие христианство. – «НИ»)…
Бедняков среди евреев тоже много (в ответ на реплику – Если взять список журнала Forbes, то в «золотой сотне» российских богачей каждый четвертый – еврей – А.З.) В нашей базе данных только по Москве 15 тысяч еврейских стариков, которые нуждаются в еде. А по поводу богачей есть несколько ответов. Во-первых, в еврейской среде ценилась образованность. Кочевники в три года ребенка на коня сажали, а евреи – за книжку. Ломоносовых община выращивала. Если ребенок хорошо учился, собирали деньги и отправляли дальше получать образование. Во-вторых, в черте оседлости был запрет на многие профессии. Что оставалось? Торговля… Березовский – не еврей. Он крещеный. Его другие евреи евреем не считают. Гусинский – да. Ходорковский – нет. Фридман – да. Еще Усманов – еврей по жене. Но они не получили деньги по наследству. Они их заработали. И не благодаря своему еврейскому происхождению, а вопреки. Распространен миф, что евреи друг друга поддерживают. Совершенно не так. Поддерживают, если речь идет о благотворительности. Например, помогают нашему Конгрессу, и мы тоже ведем десятки программ и помогаем тысячам людей. А карьерная поддержка идет по другим признакам: вместе учились, вместе служили, вместе начинали бизнес. Если же еврею нужно обратиться к государственному служащему, то лучше просить не еврея, потому что еврей будет стесняться сделать какие-то преференции. А в бизнесе вообще на национальность смотреть не будут, только на деловые качества. А в бизнесе вообще на национальность смотреть не будут, только на деловые качества…
Евреи не имеют никакого влияния на российскую политику. Если бы было иначе, Россия никогда бы не голосовала против Израиля в ООН. У евреев не было своего государства на протяжении двух тысяч лет, и в иудаизме предписывалась лояльность тому государству, где жила община. Например, иудаизм изначально не запрещал многоженство, и евреи, которые жили в исламских странах, могли иметь до четырех жен. А тем евреям, которые оказались среди христиан, иметь нескольких жен запретили. Евреи выжили благодаря тому, что подчинялись тем законам и традициям, которые были. И утверждать, что евреи стремятся к мировому господству, безграмотно! Еврей может стать президентом России?Вполне. Если он – человек заслуженный, хочет этого и грамотно построит кампанию. Не значит, что от этого хорошо будет евреям, но такое вполне может быть. В российской политике евреи есть. Губернаторы, сенаторы, депутаты Госдумы. Есть евреи, которые это декларируют, как Кобзон. Есть те, кто скрывает, как Жириновский. Но если еврей станет президентом, это не значит, что евреи будут управлять Россией. Еврейскую традицию почти никто из политиков не соблюдает. И никакой организации, которая бы координировала евреев с целью захвата власти, нет. Существует ли еврейский заговора ? Он невозможен. И был невозможен никогда и нигде. Среди евреев конкуренция точно такая же, как между евреем и не евреем. Такие же кровавые политические и корпоративные войны. Ощущение, что евреи правят миром, создается еще из-за того, что на экране полно еврейских физиономий. Среди артистов евреев много. Но то же самое в Америке. Голливуд сделали евреи, и до сих пор евреи там составляют большинство актеров и режиссеров. Евреи работают и на русскую культуру. Например, стихи Инны Гофф, музыка Яна Френкеля, исполняет Иосиф Кобзон, песня – «Русское поле». Кстати, есть и евреи-славяне. Те, что приняли иудаизм. (Из интервью в газете Новые Известия 3 октября 2011 года – А.З.)
****
Вообще, я вырос на Украине в еврейском местечке. Поэтому нельзя сказать, что это слово (еврей – А.З.) было табуировано… Это бывшая черта оседлости, это местечко, в котором перед войной жило 1200 евреев. Поэтому там слово не было табуировано. Люди были разные: были евреи и поляки, которые жили в посёлке, и украинцы, которые жили рядом в сёлах. Евреи и поляки работали на заводе, а украинцы работали на земле. Это ещё было. Поэтому были люди разные, отношения были… И дружба. И когда дружба вне зависимости от национальности, и когда какие-то конфликты, то они заканчивались национальной почвой. Был жид, был лях, был хохол, это всё было в ходу, эти слова. Но особого… Среди детей как-то было не только слово “еврей”, было и слово “поляк” тоже не очень удобным. Я вам могу сказать, что “русский” и “белорус” – это тоже было немножко неудобно… И кацапы. Белорусы и русские – это были кацапы. То есть поляки и украинцы – это было нормально, а евреи и кацапы – это было не престижно, не гламурно… Нужно сказать, что антисемитизм появился ещё до нашей эры. Первый еврейский погром был в Александрии в 70-м году до нашей эры, тот, который дошёл до нас. Корни в конкуренции. То есть, евреи, как и другие народы, просто другие народы не дошли до нашего времени. Но расселение народов было не только сегодня в век авиации, но они шло и раньше. И, учитывая… Живя на таком перекрёстке… История говорит о том, что евреи жили во все времена не только в сегодняшней территории Израиля, но жили и в Вавилоне, жили и в Египте, жили по всему Причерноморью. Жили и на территории сегодняшней России. То есть сегодня раскопки в Тамани и так далее, датируются… 2 тысячи лет назад, там есть артефакты. Так вот, причины были очень разные. Но мы говорим, что она была… Потому что евреи дожили до сегодняшнего времени… Еще одна проблема, она была связана с тем… Это как конфликт отцов и детей. Для того, чтобы христианство появилось нужно было отмежеваться от иудаизма жёстко, жёстко отмежеваться. Это было потом заметно, когда лютеранство появилось в Европе. Оно там появилось сначала как близость, даже некая комплиментарность с евреями, которые жили в Германии, а потом резкий антисемитизм… У позднего Лютера жуткий антисемитизм! Жуткий! Ранний Лютер – это чуть ли не филосемит, а поздний – жуткий антисемит. Это то же самое в исламе… Во всё советское время был единственный закон антисемитский о выкупе евреев… Что евреи, выезжающие в Израиль, должны заплатить за высшее образование. Никаких других законов не было, никаких инструкций. Это всё шло под столом. То есть, мне, чтобы поступить в институт, я должен был с Украины поехать в Саратов. Это была одна страна, но в Саратове такого антисемитизма не было, можно было поступить куда-то. А в Украине – тишина. Поэтому нужно понимать, что была большая… И сегодня страна большая, я думаю, в разных местах разное отношение. Я начал об этом говорить. И во многом в России, учитывая, что зависит от губернатора позиция, есть места, где институционального антисемитизма нет, а есть всё-таки… И потом, есть такие закрытые, знаете, такие закрытые структуры – армия, спецслужбы, где тоже инструкций никаких нет, но… Можно подчеркнуть, что я сейчас бываю в регионах, и, как правило, везде, куда я приезжаю, принимает губернатор, глава думы, мэр города, то есть их интересует еврейская жизнь, они её поддерживают на местах. Действительно, это так… Это всё связано. Нужно понимать, что, в принципе, разногласий между иудаизмом и исламом нет. Конфликта внутри Израиля между евреями и мусульманами нет. В Израиле живёт один миллион мусульман, палестинцев, которые являются гражданами Израиля, и борются за это гражданство больше, чем когда-то в Советском Союзе за московскую прописку.
Так вот, как правило, с чем я сталкивался, в бытовом плане антисемитизма между людьми, мусульманами, нет. Синагогу посещают имамы. Я бываю у имамов здесь, мы общаемся. И поэтому, как правило, как я чувствую, это антисемитизм именно такого пропагандистского толка. Для того чтобы застолбить себе место под солнцем… Чтобы позвали на радио, дали человеку… Потому что… И в то же время, может быть, где-то заработать что-то. Потому что это серьёзнейшая антиизраильская кампания, вот она ищет себе выходы там, там, в разных местах. Естественно, она соответствующим образом подпитывается из каких-то источников… Вообще существование государства Израиль полностью изменило отношение к евреям в мире. Возможность в любую минуту уехать жить в Израиль, если ситуация складывается… И во многих странах мира после образования государства Израиль были жуткие антисемитские кампании, прежде всего в арабских странах. И вывозили, самолётами вывозили евреев в Израиль, и снимали напряжённость антисемитскую и так далее.
Поэтому само существование государства снижет уровень антисемитизма старого, появляются новые антиизраильские настроения, но это что-то другое уже. Но само существование государства, конечно, снижает уровень антисемитизма и его проявлений. («Еврейский вопрос. Есть ли в современной России антисемитизм?» Из программы Археология на «Финале ФМ», 2013 – А.З.)
*****
Ксенофобия иррациональна. Никак вы не убедите человека, которого в детстве напугал какой-то рыжий человек (скорее всего — ненамеренно), что его ненависть ко всем рыжим не обоснована. Он еще и скажет, что, мол, «я против рыжих ничего не имею, у меня даже есть пара рыжих друзей, но мы-то с вами знаем, что они задумали против доверчивых брюнетов. Да что там мы — все знают».
Самая кровавая и изученная ксенофобия — антисемитизм. За семь десятилетий, отделяющих нас от трагедии Холокоста, все антисемитские мифы были развенчаны и высмеяны. Сегодня после употребление терминов «жидомасонский заговор», «сионские мудрецы» и «еврейская мафия» любой серьёзные разговор переходит в ироническое русло. И всё равно находятся персонажи, которые пытаются разыгрывать эту давно не козырную карту.
То новоявленный политик, второй номер в своей партии, перед грядущими выборами заявляет, что раз большинство врачей — евреи, а мы болеем и умираем, то это их вина. И именно еврейская мафия все правильные медицинские приборы и лекарства украла и перепродала втридорога.
То известный и ранее своими антиизраильскими эскападами журналист публично сообщает, что случайно купил израильскую картошку и с омерзением выбросил её в мусоропровод. Причем сообщает своим читателям, что с израильтянами договоров не бывает — только коррупционные сговоры, а картошка их «напичкана» неизвестными химикатами и выращена незаконно на оккупированных территориях.
До кровавого навета не хватает только заявить, что её поливают кровью палестинских младенцев.
Удивительно, как среди трёх-четырёх сортов картошки, которые лежат в любом супермаркете, записному антисемиту попалась именно эта, с хорошо читаемой пометкой «Страна происхождения — Израиль». Не удивлюсь, если он теперь предложит метить любой товар «Made in Israel» большой жёлтой шестиконечной звездой, чтобы уж наверняка, — история знает прецеденты.
Только антисемиты давно отстали от поезда современности. Думаю, что такая маркировка сильно повысит продажи: в израильской картошке намного меньше вредных веществ, чем в головах тех, кто выкидывает её в мусоропровод. (“Заговор сионских врачей-овощеводов”. Сайт “Эхо Москвы”, 6.06.2016 – А.З.)
*****
Когда я стал общаться с людьми, которые составляют сердце конгресса, с основными участниками и идеологами, я понял, почему стал президентом этой организации. У меня есть то, что дополняет картину. Большинство руководителей РЕК — потомственные горожане, преимущественно из крупных городов. Наверное, я единственный лидер конгресса, который родился в еврейском местечке на Украине.
Когда я уехал оттуда учиться, там оставалось всего семьдесят пять евреев. Но дух сохранялся. Меня как-то спросили: «Когда вы узнали, что вы еврей?» Я узнал, что я еврей, наверное, раньше, чем узнал, что я живу в стране Советский Союз и в той ее части, которая называется Украина.
Когда я в городе впервые увидел, что на бутерброд с маслом кладут колбасу, у меня был такой шок, будто у меня на глазах едят живую лягушку. Евреи не мешают молочное с мясным. Дома у нас соблюдался достаточно строгий кашрут.
Еврейское местечко на Украине не соответствует представлениям о евреях в России и мире. В России представление о евреях как об интеллектуальной элите. Это инженеры, учителя, врачи, адвокаты, это победители физико-математических олимпиад, нобелевские лауреаты и так далее. А в еврейском местечке есть евреи-маляры, жестянщики, рабочие. Мои деды, например, были мельниками. Когда моя мама после окончания школы хотела дальше учиться, ее родители возражали. Она решила поступать в горный институт, но они считали, что это нехорошая профессия. Портниха, повар — вот это профессии! Они всегда нужны, они прокормят.
Еще одно отличие от города: в местечке сохранялись остатки еврейской общины. Ухаживали за кладбищем вместе. Все жители местечка собирали деньги на свадьбу. Был даже товарищеский суд — мирили, делили, разводили. Старики собирались и, помолившись, разбирали дело.
Община собиралась, чтобы печь мацу. Ее нельзя было купить. Существовала проблема: каждый хотел иметь мацу из своей муки, потому что знал, что своя мука точно кошерная, а про чужую — иди знай. А собрать деньги и купить муку для всех нельзя было. Во-первых, проблема ее купить. Во-вторых, сбор денег, покупка не только для своего личного пользования, доставка — это уже частная коммерческая деятельность, уголовно наказуемое деяние.
Поэтому все приходили со своей мукой и со своей наволочкой, в которую потом складывали мацу. Там был настоящий конвейер: мука не должна была пересекаться с готовой мацой. В одной комнате месили, раскатывали, в другой пекли. У меня была своя работа: я делал дырочки в тесте зубчатым колесиком на палочке.
В общем, я — местечковый, это одно существенное обстоятельство. А второе — что я потомок великих раввинов и хасидских праведников.
Президент РЕК должен выдвигать идеи, и чтобы это делать, нужно иметь моральное право. Так что, с одной стороны, я из гущи простого еврейского народа, а с другой — за моей спиной те великие евреи, которые внесли существенный вклад в развитие еврейской мысли на протяжении последнего тысячелетия.
Одно из тяжелейших воспоминаний детства, которое, возможно, определило то, чем я занимаюсь сейчас…
У нас была патриархальная семья. Мой дед жил вместе с семьей своего дяди, который был женат на его сестре. Довольно распространенное явление в местечковых семьях, когда дядя женился на своей племяннице. Видимо, из-за родственного брака у них были сложности с детьми: родили семерых, а выжила только одна дочь. Выжила — сложно сказать, так как она была расстреляна немцами в 1943 году.
И вот однажды утром дядя моего деда пошел за хлебом. Были такие кирзовые корзинки — специально для хлеба. Его долго-долго не было, а потом он пришел и принес полную сумку человеческих костей. В тот день начались взрывные работы на карьере, где была расстреляна его дочь. Митинг провели, прекратили взрывать, поставили небольшой памятник.
Это часть памяти, которая повлияла на то, чем я занимаюсь сейчас. Привести в порядок захоронения гораздо важнее, чем большие митинги. Это оказалось очень объемной, сложной работой. Я очень рад, что нашелся человек, который откликнулся, с которым мы совпали. Редактор районной газеты там, в райцентре, где я родился. Сегодня он разыскал 388 имен, и еще 380 предстоит восстановить. Но работа эта гигантская: только в одном районе было расстреляно около десяти тысяч человек. Сохранение памяти — одна из самых важных вещей для сохранения национальной самоидентификации.
Сегодня в Москве три еврейских музея. Ни один народ России, сопоставимый по численности, не имеет трех музеев в Москве. Почти в каждом областном городе есть еврейская община и небольшой музей. Важно не только сохранять память о евреях для евреев. Нужно рассказывать о вкладе евреев в русскую культуру. До сих пор он не оценен. Это очень тонкая материя. Не хватает не только знаний и средств их распространения, не отработана до конца методика, принципы, подходы.
Вот, например, Исаак Левитан — это художник русский или еврейский? Нобелевский лауреат, писатель Исаак Башевис-Зингер — это часть мировой литературы? Безусловно. Но он писал на идише — языке европейских евреев, ашкенази, и герои его произведений — евреи. Башевис-Зингер будет принадлежать еврейской литературе, если евреи будут пользоваться ею, декларировать принадлежность этих писателей к нашему народу, читать, знать.
Владимир Высоцкий — это достояние русской культуры, вне всякого сомнения. А как нам быть с тем, что папа у него еврей, причем из семьи последнего главы московской еврейской общины? Вклад Владимира Высоцкого в русскую культуру — еврейский или нет?
А Марк Шагал? Он русский, белорусский, французский и еврейский…
Тема культуры интересна еще и потому, что идентичность российских, точнее, советских евреев отличается от принятой во всем мире. Потому что только в двух странах за всю историю человечества существовало определение национальности по крови — в нацистской Германии и Советском Союзе.
В царской России не было официального понятия «еврей» — только «иудей»: фиксировали вероисповедание, а не национальность. В Советском Союзе и нацистской Германии это отменили — здесь действовала только идентификация по происхождению. Это сказалось на нашем национальном самосознании: мы испытываем принадлежность к народу, а не к религии, в остальном мире — наоборот.
Российский еврейский конгресс не может работать без помощи жертвователей. Есть разные уровни помощи, причем они классифицированы не мною, а нашими мудрецами. Как правильно помогать, чтобы не накормить рыбой, а научить ловить рыбу, — это первый вид помощи. Второй — из рук в руки, без посредников. И самый высокий уровень — когда тот, кто помогает, не знает, кому он помогает, а тот, кто получает, не знает, от кого он получил.
Наша главная задача — помочь людям делать добрые дела. Это как научить читать ребенка. Не хочу никого обидеть, но должен сказать, что банкиры не склонны давать деньги. Несмотря на то что наш совет возглавляет Владимир Ресин, у нас почти нет людей, чей бизнес связан с компаниями с государственной долей. Может быть, мы не знаем их языка. Может быть, мы не знаем, как правильно попросить или, вернее, предложить. Я понимаю, что это моя недоработка и РЕКа — то, что у нас нет общих детей с банкирами и общих детей с бизнесом, близким к государству. Значит, мы для них недостаточно привлекательны.
Люди, заработавшие деньги в России, еще только учатся благотворительности. Когда-то в еврейской среде это было само собой разумеющимся. Многое шло от давней религиозной традиции: Бог дал тебе разбогатеть — не гневи Его, не испытывай доброту небес — помоги и сам, кому можешь, чем можешь. Именно так жили и даже возникали еврейские общины, в частности, Восточной Европы, российской «черты оседлости», так поддерживалось еврейское образование, синагоги, больницы, на это существовала система общинной социальной помощи.
Сейчас общинной замкнутости нет, религиозные традиции ослабли, а в новые моральные нормы это еще не вошло. Многие очень богатые евреи просто не чувствуют в себе потребности в благотворительности.
А ведь от благотворительности можно получать настоящее удовольствие. Вы представьте себе, что может быть моральным стимулом для человека, у которого в материальном плане все есть, который состоятелен и успешен? Они возглавляют компании, им принадлежит бизнес, но никто не может их похвалить: «Ты молодец, ты сегодня хорошо поработал». Некому сказать. О том, что происходит там, у них, знает только «Форбс». Мало есть вещей, от которых могут получить удовольствие большие бизнесмены. А вот благотворительность — одна из них. 22 апреля 2013. (Статью Юрия Каннера «Мое местечко в строю» можно прочитать в журнале “Русский пионер” №36. – А.З.)