Пропасть лежит между иудаизмом и христианством. Христианство – религия о Боге-человеке и триединстве, у иудеев – монотеизм… Бог в образе человека неприемлем в иудаизме. Еврейский Бог – само могущество, а здесь – Бог на кресте.
*****
Еврейский погром не только греховен и бесчеловечен, но он есть показатель страшной слабости и неспособности. В основе антисемитизма лежит бездарность. Когда изъявляют претензию на то, что Эйнштейн, открывший закон относительности, еврей, что еврей Фрейд, еврей Бергсон, то это есть претензия бездарности! В этом есть что-то жалкое. Есть только один способ борьбы против того, что евреи играют большую роль в науке и философии: делайте сами великие открытия, будьте великими учёными и философами. Бороться с преобладанием евреев в культуре можно только собственным творчеством культуры. Это область свободы. Свобода есть испытание силы. И унизительно думать, что свобода оказывается благоприятной для евреев и неблагоприятной для неевреев.
*****
Для нас, христиан, еврейский вопрос совсем не есть вопрос о том, хороши или плохи евреи, а есть вопрос о том, хороши или плохи мы, христиане. Со скорбью приходится сказать, что христиане в этом вопросе оказываются очень плохи, перед высотой христианского сознания они обыкновенно бывали много хуже евреев. Но вопрос о том, хорош ли я, много важнее вопроса о том, хорош ли мой сосед, которого я имею склонность в чем-то обвинять. Христианам и христианским церквам во многом приходится каяться, не только в еврейском вопросе, но и в вопросе социальном, в вопросе о войне, в постоянном конформизме по отношению к самому отвратительному государственному строю. Не имеет никакого принципиального значения вопрос о недостатках евреев. Нет нужды отрицать эти недостатки, их много. Есть еврейское самомнение, которое раздражает. Но оно психологически объяснимо: этот народ был унижен другими народами и он себя компенсирует сознанием избранности и своей высокой миссии. Так и германский народ, униженный в течение ряда лет после войны, компенсирует себя тем сознанием, что он высшая раса и призван господствовать над миром. Так и пролетариат, самый униженный класс в капиталистическом обществе, компенсирует себя сознанием своего мессианского призвания быть освободителем человечества.
*****
На протяжении всей христианской истории раздаётся обвинение, что евреи распяли Христа. После этого на еврейском народе лежит проклятие… Евреи распяли Христа, сына Божьего, в которого верит весь христианский мир. Таково обвинение. Но ведь евреи же первые и признали Христа. Апостолы были евреи, еврейской была первая христианская община. Почему же за это не восхваляют евреев? Еврейский народ кричал: „Распни, распни Его“. Но все народы имеют непреодолимую склонность распинать своих пророков, учителей и великих людей. Пророков всегда и повсюду побивали камнями. Греки отравили Сократа, величайшего из своих сынов. Неужели проклинать за это греческий народ? И не только евреи распяли Христа. Христиане, или называвшие себя христианами, в течение долгой истории своими делами распинали Христа, распинали и своим антисемитизмом, распинали своей ненавистью и своими насилиями, своими услугами сильным мира сего, своими изменами и своим искажением Христовой истины во имя своих интересов…
* Русские антисемиты, живущие в состоянии аффекта и одержимые маниакальной идеей, говорят, что евреи правят сейчас Россией и гонят там христиан. Это фактически неверно. Совсем не евреи по преимуществу стояли во главе воинствующего безбожия, русские играли в этом очень большую роль. Я даже думаю, что существует русский воинствующий атеизм как явление специфически русское. Русский барин-анархист Бакунин был его крайним и характерным выразителем. Таков же был Ленин. Достоевский именно о русском атеизме, о его внутренней экзистенциальной диалектике сделал великие открытия. Неверно и то, что Россией правят евреи. Главные правители не евреи, видные евреи-коммунисты расстреляны или сидят в тюрьмах. Троцкий есть главный предмет ненависти. Евреи играли немалую роль в революции, они составляли существенный элемент в революционной интеллигенции, это совершенно естественно и определялось их угнетенным положением. Что евреи боролись за свободу, я считаю их заслугой. Что и евреи прибегали к террору и гонениям, я считаю не специфической особенностью евреев, а специфической и отвратительной особенностью революции на известной стадии ее развития. В терроре якобинцев евреи ведь не играли никакой роли. Я вспоминаю, что в годы моего пребывания в Советской России, в разгар коммунистической революции еврей – хозяин дома, в котором я жил, при встрече со мной часто говорил: “Какая несправедливость, вы не будете отвечать за то, что Ленин русский, я же буду отвечать за то, что Троцкий еврей” (Тогда ещё не было известно. что Ленин тоже ”немножко еврей – А.З.). Потом ему удалось уехать в Палестину. Я же согласен взять на себя ответственность за Ленина. Печальнее всего, что реальности и факты не существуют для тех, мышление которых определяется ressentiment, аффектами и маниакальными идеями. Более всего тут нужно духовное излечение. (Из статьи “Христианство и антисемитизм” , 1938 – А.З.
Комментарий: Известно религиозно-гуманистическое отношение философа к евреям и к еврейству. Для Бердяева евреи и еврейство – это прежде всего еврейский народ, никогда как народ не исчезавший, не растворявшийся и никогда не долженствующий исчезнуть. Более того, по Бердяеву без решения проблем этого народа нет перспективы разрешения всемирной истории. Идея истории как процесса, направленного к иному, лучшему будущему, по Бердяеву, была принесена в мир евреями. Специфическая идея, свойственная еврейскому народу, — идея мессианства. К. Маркс, согласно Бердяеву, перенес мессианскую идею, которая была распространена на еврейский народ как избранный народ Божий, на класс, пролетариат, и он стал избранным народом, призванным освободить и спасти мир. Поскольку, согласно Бердяеву, еврейская религия не знает идеи личного бессмертия, евреи всегда стремятся к осуществлению царства Божьего на земле, к созданию справедливого общества. Отсюда вытекает склонность евреев к революционному социализму. Бердяев верит лишь в религиозное решение «еврейского вопроса», которое, по его мнению, возможно лишь в эсхатологическом плане — в конце времен. В пределах истории еврейский вопрос неразрешим. Бердяев называет сионизм самым благородным течением в еврействе, однако полагает, что «он бессилен разрешить еврейский вопрос». Решительно осуждая расовый антисемитизм, Бердяев считает, что он «заражается тем ложным еврейским духом, против которого он восстает». Столкнувшись с грубым антисемитизмом в русской эмиграции, а затем и с гитлеровским расизмом, Бердяев стал особенно подчеркивать несовместимость христианства с антисемитизмом; он доказывал несостоятельность всех расхожих доводов антисемитизма; участие евреев в борьбе за более справедливый общественный строй он стал считать их заслугой.
При разработке сайта оговаривалось заранее, что на нём не будет никаких реклам. По этой причине вашу просьбу выполнить не можем. Анатолий