Что такое фашизм? Это идеология расовой национальной исключительности, антисемитизм и опора на непросвещенные слои трудящихся. Все это сегодня у нас присутствует. Я никак не могу согласиться с тем, что массовый отъезд людей определенной национальности из какой бы то ни было страны является их личным делом. Я думаю, что это результат определенной государственной политики. Пора уже нашему парламенту рассмотреть вопрос о запрете антиконституционных образований неофашистского толка, а нашему Президенту заявить определенно свою позицию, как это сделал Президент Франции Миттеран, пройдя в колонне демонстрантов в знак протеста против осквернения могил на еврейском кладбище. (Из интервью еженедельнику ”Литератор”- №23(28), 1990 – А.З.)
*****
Встреча стала событием в жизни еврейской общественности. ( Мемориальный вечер, которым Российский научно-просветительный центр “Холокост” почтил память жертв еврейских погромов, разразившегося в Кишиневе – А.З.) Но почему так узко? Почему не были приглашены посол Молдавии, посол Украины, где тоже было столько страшных погромов? Почему отсутствовали представители интернациональной по своей природе московской интеллигенции? Мне представляется очень неверным такой подход, подталкивающий народ к изоляционизму, культивирующий чувство обреченности. Это сказалось и на тональности некоторых выступлений, чисто эмоциональных, апеллирующих к чувствам народа-жертвы… Нужно ли было именно в такой аудитории демонстрировать кадры, запечатлевшие дикое изуверство кишиневского погрома? Я смотрела на экран и думала: что происходит сейчас в душах у присутствующих, какой может быть их реакция? Коллапс, разрушение национальной психологии? Уход в мазохизм? Или, наоборот, порыв к отпору, отмщению? Поэтому я и сказала, что не следует эти кадры показывать евреям, так же, как кадры армянского геноцида – а они сохранились в турецких архивах – не следует показывать армянам…Лицезреть их должны представители тех народов, в среде которых были рождены и воспитаны погромщики. Для нравственного очищения, чтобы не допустить повторений. Да, он (антисемитизм в Польше – А.З.) сохраняется – в отсутствие евреев, которые практически все эмигрировали еще в конце 60-х годов. Из Испании евреи были изгнаны в конце XV века (в 1492 году, чтобы быть точной), однако, как мне только что говорили руководители газеты “Паис”, и в этой стране антисемитизм усилился. Причем, как и в Польше, этому способствует часть католического клира. Вообще отсутствие в стране этнических евреев, как показывают эти примеры, вовсе не является лекарством от антисемитизма… Сначала давайте скажем о другом: что это, в сущности, такое? Является ли антисемитизм всего лишь одной из множества национальных проблем, к которому, в известные годы, относили и проблему сионизма? С моей точки зрения, проблема антисемитизма шире, нежели просто проблема ущемления национальных прав евреев. Объектом преследования он избирает всех интеллектуалов, всех носителей либеральной идеологии. На националистических митингах вы можете увидеть лозунги, согласно которым “Борух Эльцин” – главный еврей России. Навряд ли те, кто сочиняет эти тексты, заблуждаются относительно родословной Президента. Просто для наших шовинистов евреи олицетворяют интернациональную идеологию, которая не делает акцента на этнической самобытности, которая считает, что парламентская плюралистическая модель, рыночная экономика применимы к любому народу, даже такому экзотическому, как, скажем, японский. Почему так – вопрос интересный, но мы сейчас не об этом. Важно осознать несостоятельность подхода к антисемитизму как к проблеме, значительность и масштаб которой ограничены уже тем, что это проблема одного национального меньшинства. Нет, это проблема общества, в котором часть населения составляют евреи, проблема народа, среди которого они живут. Если бы общество стремилось постичь свое прошлое и испытывало потребность, образно говоря, зажечь поминальные свечи в знак покаяния – наверное, невозможно было бы увидеть сегодня свастику на молодежных куртках, и у Гостиного Двора в Санкт-Петербурге нельзя было бы так свободно торговать книгой “Майн Кампф” с антисемитскими комментариями, и прокуроров такая моральная атмосфера заставила бы вспомнить о существовании закона, карающего за разжигание национальной розни…К сожалению, даже внутри “Демократической России” культура отношения к национальным вопросам, во всех их тонкостях, еще недостаточно высока. Есть много разногласий внутри движения, сам этот раздел в его программе пока не утвержден. Мы наметили провести специальное совещание, чтобы уточнить и зафиксировать нашу позицию. Но, разумеется, пребывание в лагере “демороссов” и антисемитизм несовместимы, тут у нас расхождений нет. Нормальный человек должен стыдиться антисемитизма, как, скажем, наличия хвоста. Такой же атавизм…Перед глазами у меня благородный жест Вилли Брандта, который при возложении венка на месте гибели евреев в гетто неожиданно для всех под десятками телекамер встал на колени. Впервые от имени немецкой нации он так просил прощения у еврейского народа – и Германия прощена возвращающейся туда еврейской диаспорой. Думаю, что и лидеры других стран, где тоже совершались чудовищные преступления против народов, должны были бы принести им свое покаяние. Одного закона о реабилитации репрессированных народов, который, кстати, очень трудно пока проходит в жизнь, явно недостаточно. ( Из интервью в газете ”Культура” 5 июня 1993 года – А.З.)
P.S. Прочитайте статью ”Как снова убивают Галину Старовойтову”.