После инаугурации 45-го президента США Дональда Трампа на официальном сайте Белого дома обнародовали новую программу развития США.
1. 25 миллионов рабочих мест
Новый президент США Дональд Трамп намерен взять курс на создание огромного количества рабочих мест для американцев.
«Чтобы поставить экономику на рельсы, президент Трамп разработал смелый план по созданию 25 миллионов новых рабочих мест в ближайшее десятилетие и возвращению к 4%-му годовому экономическому росту», — сказано в сообщении на сайте Белого дома.
Среди задач Трампа и проведение налоговой реформы с целью «помочь американским рабочим и предприятиям сохранить больше долларов, заработанных с таким трудом».
2. Победить терроризм
Команда Трампа поставила цель обескровить группировку «Исламское государство».
«Победа над ИГ и другими радикальными исламскими группировками будет нашим главным приоритетом… Для того чтобы победить и уничтожить эти группировки, мы будем при необходимости проводить агрессивные военные операции совместно с другими странами и в составе коалиций, — сказано в программе Трампа. — Мы также займемся разработкой ультрасовременной системы противоракетной обороны для защиты от ракетных угроз со стороны таких стран, как Иран и Северная Корея».
3. Сделать армию США армией №1
45-й президент Дональд Трамп поставил перед собой задачу усилить мощь американской армии. Усилить до такой степени, чтобы армия США стала самой сильной армией в мире.
4. Выйти из Транстихоокеанского партнерства
Президент-республиканец не намерен отказываться от своего предвыборного обещания относительно выхода США из Транстихоокеанского партнерства.
«Жесткие и справедливые соглашения в сфере международной торговли могут быть использованы для обеспечения роста нашей экономики, возвращения миллионов рабочих мест американцам и оживления депрессивных районов нашей страны. Эта стратегия начнет осуществляться с выхода из Транстихоокеанского партнерства», сказано на сайте Белого дома.
5. Враги станут друзьями
Пересмотрит Администрация Трампа и внешнюю политику времен президента Барака Обамы. Республиканец намерен искать друзей среди старых врагов.
«Мир должен знать, что мы не ищем врагов за рубежом, и что мы всегда рады, когда старые враги становятся друзьями, а старые друзья становятся союзниками», — сказано в плане задач Трампа. – Внешняя политика будет сфокусирована на американских интересах и национальной безопасности США».
6. Отгородиться от Мексики стеной
Да, президент Трампа все-таки будет строить стену на границе с Мексикой. Так он намерен бороться с нелегальной иммиграцией.
«Президент Трамп намерен построить стену для прекращения нелегальной иммиграции, для того, чтобы остановить банды и насилие, остановить поток наркотиков в наши дома», так обозначена еще одна задача на сайте Белого Дома США.
Раввин завершил свое выступление словами: “Благословит Бог всех наших союзников во всем мире, которые разделяют наши ценности… На реках Вавилонских сидели мы и плакали, вспоминая Сион. Если я забуду тебя, Иерусалим, да отсохнет десница моя”. (Псалмы, 137)
Если говорить о советском еврействе, то сложился определенный стереотип, что еврей – это интеллигент, представитель творческой профессии, высококвалифицированный специалист, деятель культуры, врач, ученый, артист, работник торговли. Это и есть «еврейское» место в сословной структуре советского общества?
– Нет. Когда мы говорим о сословии – то речь немного о другом. О еврейском сословии можно говорить только с того момента, как государство формально выделило, признало это сословие – то есть с введения в паспорте графы «национальность». Необходимы два фактора – «признание» со стороны государства и самоидентификация. Так что наряду с еврейским были также выделены и татарское, и башкирское, и другие национальные сословия.
Почему вы говорите о советских нациях как о сословиях? Зачем эта «дополнительная» характеристика?
– Сословная структура связана со справедливым – в понимании государства – распределением ресурсов или благ между сословиями, урегулированием отношений между ними. Многие национальные сословия, в том числе и евреи, имели свою административно-территориальную единицу, своё представительство в системе госвласти, как-то регулировалось место в системе распределения. Представители сословия осознавали свою общность.
Как бы вы описали еврейское сословие в СССР?
– У каждого еврея было стремление «создать свою синагогу» либо прийти в нее. Вокруг евреев, занимавших какие-то статусные позиции, формировались еврейские коллективы, которые складывались ввиду обстоятельств или личной активности. Мне кажется, это была и форма выживания, и в то же время форма коллективной самоидентификации. С некоторым оттенком «криминальности».
В смысле?
– Все понимали: это вроде как не то, что «можно делать» в данной ситуации, но, тем не менее, мы вот собираемся как евреи и будем говорить и рассуждать как евреи.
Что значит «как евреи»?
– Это значит, как они себя сами воспринимали. Евреи ощущали некую свою чуждость окружающей среде. И вот эта локальность, в которой они собирались, была способом самоотождествления, самоидентификации. Я говорю о группах, которые, как правило, не имели религиозного характера, а носили такой этнический характер. Там же были разные евреи – и по «пятой графе», и «половинки», и «четвертушки» тоже входили в эти компании. И само присоединение к этим компаниям было актом самоидентификации. Были, конечно, и другие группы: и религиозные, и те, которые были ориентированы на эмиграцию в Израиль.
Кроме самоидентификации была ли все-таки у евреев какая-то своя социально-экономическая ниша?
– Так она задавалась статусом еврейским, «пятой графой». Были вузы, в которые не принимали евреев ни на работу, ни на учебу. А были те, в которые принимали. Отношение было разное. Например, в КГБ евреев не брали, а в милицию брали.
Чем еврейский статус отличался от статуса других национальных сословий?
– Да, в общем-то, ничем не отличался. Особенность была в том, что, как я уже говорил, евреи тянулись друг к другу и образовывали группы. В результате концентрация евреев в определенных точках государства превосходила статистическую норму. Была, к примеру, норма в 4% евреев, а в каком-то мединституте их было 8% или 10%. И это воспринималось государством как нарушение социальной справедливости. Ректора вызывали в обком и спрашивали: «Что ты у себя синагогу создал?»
Таким образом евреи как сословие сталкивались с антисемитизмом?
– Нет. Это был социально-статистический вопрос, связанный с отчетными характеристиками. Тот государственный антисемитизм, который имел место при Сталине, с ним и закончился. Хотя, конечно, сохранилась и какая-то инерция, но в брежневские времена антисемитизма как института не было. Был антисионизм.
Вы не ставите знак равенства?
– Нет. Это был вопрос отношения к Государству Израиль и его политике, не связанный с еврейством как сословием.
Где же грань? Как ее различали?
– Да никак. При необходимости всех скопом записывали в сионисты. «Слушаешь радио», читаешь книжки, учишь иврит – значит, сионист.
Вы же сами принадлежали к еврейскому сословию?
– Да, принадлежал по факту. Потому что была соответствующая запись в паспорте, но у меня не было еврейской самоидентификации. А с научной точки зрения я еврейством заинтересовался впервые минувшей осенью, когда поехал в Еврейскую автономную область.
Однако на вас как-то отражалась ваша сословная принадлежность?
– Были ситуации, когда говорили: «Вот этого еврея на работу не брать».
В то же время это не способствовало появлению у вас еврейской самоидентификации?
– Нет, не способствовало.
Зачастую именно такое отношение со стороны государства и сопутствующие ему ограничения заставили большое количество вполне ассимилированных евреев выехать в Израиль. Почему личные неприятности, связанные с принадлежностью к еврейскому сословию, не толкнули вас в эту среду?
– Я, в общем, представлял себе эту среду. Я знаю, как там друг на друга «стучали». Как это всё было инфильтровано стукачами разного рода. И, может быть, поэтому она меня никогда не привлекала.
Как еврейское сословие трансформировалось после Перестройки и распада СССР? Что представляет собой еврейский типаж в современной России?
– До середины 1980-х годов у евреев была очень ограниченная ниша: наука, образование, культура, советская торговля. Очень редко мастер-наладчик или инженер на конечной сборке – и все равно это рабочая элита. После середины 1980-х открылось множество новых ниш, связанных с разного рода промыслами. Например, некоторые наши известные миллиардеры «ломали» чеки в «Березке», «кидали» на обмене чеков. Ну, это промысел был такой.
Потом появились возможности легализации кооперативов. Многие евреи превратили свои профессии в промыслы. К примеру: врачи начали заниматься частной практикой, ученые стали организовывать какие-то мелкие кооперативчики на базе своих разработок, чтобы коммерциализировать результаты своей деятельности, а преподаватели пошли в репетиторы. А многие в 90-е годы просто уехали в Израиль и США. В России в те годы было очень опасно. Меньше стало интеллигентных людей и больше стало евреев, потерявших свою интеллигентность. Сейчас, вероятно, можно говорить о финансовом или медийном промыслах, еще паре ниш с высокой рентой.
Отношение евреев к госслужбе за эти годы изменилось?
– В общем-то, и при советской власти это было какое-то исключительное занятие. До середины 90-х годов евреи, наверное, массово шли в депутаты, в маленькие начальники, но этот роман кончился в конце 90-х. Думаю, в связи с тем, что «навар» был маленький, и многим показалось перспективнее уехать. А самое главное – после отмены графы «национальность» евреи перестали существовать в качестве сословия – исчезли из государственного реестра.
Однако в своих работах вы пишете о фактическом восстановлении в России сословной структуры. Евреи в ней присутствуют как сословие?
– Ответ на этот вопрос не очевиден. Проявляются некие новые сословные черты, не связанные уже органично с советским еврейским сословием. Например, в Еврейской автономной области евреи – это сословие, группа людей, созданная государством для каких-то целей. Это титульная нация, и есть люди, которые определяют себя как евреи – они составляют властную прослойку, выделяются деньги на образование, культуру и так далее. Аналогично дают деньги и в других национальных образованиях.
Еврейские организации, прописанные в Конституции или созданные при участии государства, признанные государством, тесно работающие с государством или как-то интегрированные в госсистему, – это, конечно, элемент сословной структуры, но незавершенной, потому что нет самоидентификации.
Как это нет? Многие евреи идентифицируют себя с теми или иными религиозными структурами, участвуют в их жизни или просто связаны с ними корпоративными интересами.
– Пока евреи в России – потенциальное сословие.
Учитывая наличие нескольких крупных еврейских структур, совершенно отдельную ситуацию в ЕАО, можно сказать, что формируется сразу несколько еврейских сословий?
– С точки зрения самоопределения – несколько. А с точки зрения государства – одно. Но в разных формах. А так… Ну, кого в Москве интересует, что ты еврей? Только е…тых (ударенных на голову – Прим. ред.) антисемитов? 20.01.2017 – Михаил Чернов
«Уважаемый г-н Леон Блюм, премьер-министр Франции.
В свете переговоров, которые проводятся между Францией и Сирией, мы – лидеры алавитов Сирии, с уважением привлекаем внимание Вас и Вашей партии (социалистов) к следующим моментам:
1. Нация алавитов [sic!], которая много лет сохраняла свою независимость посредством большого усердия и ценой многих жертв, является нацией, которая отличается от мусульманской суннитской нации по своей религиозной вере, своим традициям и своей истории. Никогда еще не случалось, чтобы нация алавитов, [которая живет в горах на Западном побережье Сирии] была под властью [мусульман], которые управляют внутренними городами страны.
2. Алавитский народ не желает быть присоединенным к мусульманской Сирии, потому что ислам задуман как официальная религия страны, и алавиты рассматриваются исламской религией как еретики. По этой причине мы просим вас рассмотреть ужасную и чудовищную судьбу, которая ожидает алавитов, если их заставят присоединиться к Сирии, когда она будет свободна от надзора мандата, и она будет в силах осуществлять законы, которые проистекают из ее религии. [Согласно исламу, идолопоклонник и еретик имеют выбор: принять ислам или быть убитым].
3. Награждение Сирии независимостью и аннулирование мандата станет хорошим примером социалистических принципов в Сирии, однако, смыслом полной независимости будет контроль нескольких мусульманских семей над алавитами в Киликии, Аскадроне [сектор Александретта, который французы отрезали от Сирии и присоединили к Турции в 1939] и в Ансарских горах [горы в западной части Сирии топографическое продолжение Ливанских гор]. Даже наличие парламента и конституционного правительства не гарантирует личную свободу. Этот парламентский контроль – только фасад, не имеющий никакого действительного значения, и правда заключается в том, что будет установлен контроль религиозного фанатизма, который будет направлен против меньшинства. Разве лидеры Франции желают, чтобы мусульмане контролировали алавитов, и чтобы бросить их в лоно страданий?
4. Дух фанатизма и твердолобость, корни которого сидят прочно в сердцах арабских мусульман в отношении тех, кто не являются мусульманами, это дух, который постоянно питает исламскую религию, и поэтому нет никакой надежды, что ситуация изменится. Если мандат будет аннулирован, меньшинства окажутся под угрозой смерти и разрушения в Сирии, даже если отмена [мандата] будет сопровождаться указом о свободе мысли и свободе религии.
Почему даже сегодня мы видим, как мусульманские жители Дамаска заставляют евреев, которые живут под их защитой, подписать документ, в котором им запрещено направлять продовольствие своим еврейским собратьям, страдающим от стихийных бедствий в Палестине [в дни Великого Арабского восстания]. Положение евреев в Палестине сильнейшим и самым конкретным образом доказывает важность религиозной проблемы среди мусульманских арабов к любому, кто не принадлежит к исламу. Те хорошие евреи, которые внесли свой вклад в арабо-мусульманскую цивилизацию и мир, и распространяли богатство и процветание на земле Палестины, никому не делали вреда и не предпринимали ничего, и, тем не менее, мусульмане заявили о священной войне против них и, не колеблясь, убивают и их детей и женщин, несмотря на тот факт, что Англия находится в Палестине, а Франция – в Сирии.
Поэтому черное будущее ожидает евреев и другие меньшинства, если мандат будет отменен, и мусульманская Сирия объединится с мусульманской Палестиной. Такой союз является конечной целью арабов-мусульман.
5. Мы высоко ценим Вашу душевную щедрость в защите сирийского народа и ваше желание реализовать его независимость, но Сирия в настоящее время далека от благородной цели, которую Вы для нее наметили, потому что она все еще в ловушке духовного религиозного феодализма. Мы не думаем, что французское правительство и Французская Социалистическая партия согласятся на независимость сирийцев, поскольку осуществление этого поставит алавитов в подчинение, подвергнет алавиитское меньшинство опасности смерти и разрушения. Не может быть, чтобы Вы согласились на (националистическое) сирийское требование присоединения алавитов к Сирии, потому что Ваши высокие принципы – если они поддерживают идею свободы – не будет принимать ситуацию, в которой одна нация (мусульмане) пытается задушить свободу другогой (алавитов), путем насильственного присоединения.
6. Вы можете видеть соответствующее обеспечение прав алавитов и других меньшинств в редакции договора (сирийско-французский договор, который определяет отношения между государствами), но мы подчеркиваем Вам, что договоры не имеют ценности в исламской сирийской ментальности. Мы видели это в прошлом, с Пактом, который Англия подписала с Ираком, и которым иракцам запрещалось убивать ассирийцев и езидов.
Алавиты, которых представляем мы, нижеподписавшиеся, взывают к правительству Франции и к Французской Социалистической партии и просят их обеспечить их свободу и независимость в малых границах [независимое государство алавитов!!]. Алавиты вверяют свое благополучие в руки французских социалистических лидеров и уверены, что они найдут прочную и надежную поддержку народу, который является верным другом, который оказал Франции большую услугу, а в настоящее время – находится под угрозой смерти и разрушения.
[Подписано]: Ага Азиз Аль Хаваш, Махмуд Ага Джадид, Махмуд бек Джадид, Сулейман Асад [дед Хафеза], Сулейман Аль Муршид, Махмуд Сулейман аль Ахмад.
Пока он пытал невиновных в застенках Лубянки, гноил их в лагерях и подписывал расстрельные списки, она порхала по театральным премьерам и кремлевским банкетам в окружении многочисленных любовников. Но он прощал, и они были вместе. И умерли почти вместе: она – от присланного им спасительного яда, он – от пули товарищей по партии. История любви и смерти сталинского палача Николая Ежова и большевистской светской львицы Жени Фейгенберг.
Середина августа 1938 года, дача наркома внутренних дел Ежова в Дугино, поздний вечер. В доме ужинают, за столом трое – сам Ежов, его жена Евгения Соломоновна Хаютина и ее подруга Зинаида Гликина. «Железный нарком» мал ростом, щупл, узкогруд и похож на тролля из немецкой сказки-страшилки. Сходство усугубляет то, что Ежов всё время кривит губы – сегодня он не в настроении. Евгения Хаютина на девять лет моложе мужа. Жена наркома – женщина видная, она красива какой-то южной, знойной красотой. Да и Хаютина она лишь по первому мужу, а в девичестве носила фамилию Фейгенберг. После ужина пару ждёт грандиозный скандал, который спустя несколько месяцев Зинаида Гликина опишет на допросе в НКВД:
– Ты с Шолоховым жила? – спросил Ежов жену, извлек пачку бумаг и заставил ее читать, причем не про себя, а вслух.
Женя Хаютина начала было читать, но тут же запнулась – это была расшифровка прослушки ее вчерашней встречи с Михаилом Шолоховым в гостинице «Националь». Стенографистка отнеслась к своей работе творчески, даже снабдила расшифровку поясняющими комментариями: «идут в ванную» или «ложатся в постель». Нарком выхватил у жены листки, швырнул их на пол и начал бить жену. Бил он ее всерьез: и по лицу, и в грудь. Зинаида Гликина в ужасе выбежала из комнаты: она-то считала, что у Ежовых – открытый брак и измены они друг от друга не скрывают, поэтому увиденная семейная сцена поразила ее вдвойне.
Николай Ежов был тогда заведующим орграспредотделом ЦК ВКП(б). Главный большевистский кадровик и бывшая машинистка советского торгпредства в Берлине Женя Хаютина познакомились в 1929 году в сочинском санатории. Он был невзрачен, но обходителен и мил. И очень трогателен, что хорошо действовало на женщин: к слову, жена бывшего начальника Ежова Ивана Москвина, впоследствии репрессированная вместе с мужем, жалела его и старалась всячески подкормить:
– Кушайте, воробушек!..
Воробушек и в самом деле был слаб здоровьем: туберкулез, анемия и еще целый букет болезней, включая давний, но залеченный сифилис. Работал Ежов, тем не менее, не жалея себя, и так же истово преследовал женщин. Позже на допросе в НКВД Зинаида Гликина расскажет, что Ежов не давал прохода даже домашней прислуге.
За Женей он начал ухаживать сразу в Сочи, потом роман продолжился в Москве. Ежов к этому времени развелся, ее текущий брак с Гладуном окончательно истлел, и в 1931 году они поженились. Оба – каждый на свой лад – были детьми нового времени, и в этом отношении составляли гармоничную пару. Ежову – пареньку из бедной рабочей семьи, вступившему в партию, революция дала все. Он преданно ей служил и быстро взлетел на самый верх: путь от писаря при мелком саратовском комиссаре до заведующего ключевым отделом ЦК был пройден всего за восемь лет. А Женя Фейгенберг, девушка из еврейской купеческой семьи, получила свободу и воспользовалась ей в полной мере. Интеллигентные мальчики и девочки отлично помнили старый мир: в нем их ждала жестко регламентированная, расписанная от «а» до «я» жизнь…
И вдруг все это рухнуло, в 20-е годы стало возможно всё, неприкасаемой была только советская власть. Евгения Фейгенберг-Хаютина с двумя ее номенклатурными браками – первый муж был начальник отдела в наркомате, второй работал секретарём советского торгпредства в Лондоне, – опытом заграничной жизни, легким нравом, врожденной смелостью и организационным даром стала идеальным человеком нового времени.
За спиной рабочего паренька Ежова была бедная, полная унижений юность. Известно, что его неоднократно били в детстве на улице, и в числе хулиганов был даже его родной брат Иван, однажды сломавший об него мандолину. В царской армии Ежов все больше болел, в Гражданскую войну ничем не отличился: был вроде призван, но пересидел ее в тылу. В партию вступил не рано и не поздно, в августе 1917-го – и «старым большевиком» не считался, но и к «примазавшимся» не попадал. Его партийная карьера сразу задалась: тот же его бывший начальник, Москвин, говорил, что «как у работника, у Ежова недостатков нет – кроме чрезмерной, из ряда вон выходящей исполнительности».
И всюду, куда попадал Ежов, его ценят, и любят, и стараются удержать. ЦК чуть ли не силой выцарапывает его из казахского крайкома, хотя первый секретарь ЦК казахской компартии Голощекин хочет сделать Ежова своим преемником. В отпуск и санаторий его приходится отправлять почти насильно – в противном случае доктора из ведомственных поликлиник не ручаются ни за что: «организм у товарища Ежова слабый, изнуренный непосильный работой». Но даже из отпуска или санатория он снова рвется в Москву. Пойди найди такого работника, когда проверенные годами партийные товарищи бездельничают и прямо на глазах спиваются.
Другой разговор, какой он был человек. Хотя до поры до времени складывается ощущение, что вроде неплохой. Да и никто из знавших его до работы в НКВД не вспоминал о ежовском садизме. Однако образованием, рефлексиями и душевным багажом Ежов, конечно, обременен не был. Внутреннего стержня, похоже, тоже у него не имелось: перед вождем и партией он – чистый лист, на котором можно намалевать что угодно.
Телом Ежов, может, и был слаб, зато крепок характером. Видимо, поэтому Сталин доверил выдвиженцу перетрясти всю страну, а перед этим – зачистить сплоченную, опасную, жёсткую и лишенную иллюзий чекистскую корпорацию. Он ее и почистил: уничтожил почти всю верхушку НКВД – посадил и расстрелял больше 14 тысяч рядовых чекистов. А к моменту семейного скандала в Дугино Ежов репрессировал уже сотни тысяч человек, причем множество людей лично пытал, выбивая из них признательные показания. Ну и, конечно, вместе с остальными членами сталинской верхушки подписывал массовые смертные приговоры. От такой жизни у Ежова, понятное дело, развился сильнейший невроз – его он глушил коньяком и водкой. Видимо, в какой-то момент «железный нарком» сорвался и припомнил жене Шолохова. Помирились они, однако, быстро: Николай Иванович очень любил свою Женю.
Позже будут перечислять ее любовников, многие имена всплывут на допросах в НКВД. Назовут и писателя Исаака Бабеля, и исследователя Арктики Отто Шмидта. Когда Бабель будет арестован, свой интерес к семейству Ежова он объяснит тем, что ему хотелось рассмотреть главного чекиста вблизи, почувствовать, понять. НКВД в те годы и впрямь обладал особым, страшным и притягательным ореолом, как подчас случается с откровенным злом, и к чекистам тянулись многие замечательные люди – от Есенина до Маяковского. Но жена наркома, кажется, всего этого не чувствовала: она жила вне того мира, что ее муж. Она превратила свой новый дом в литературный салон. Да и работа у нее была интересная: формально она числилась заместителем главного редактора журнала «СССР на стройке», фактически же – им руководила. Ежов до поры до времени не докучал ей ревностью, у нее было множество поклонников, была прекрасная светская жизнь – премьеры, приемы, кремлевские банкеты. «Стрекоза» – так прозвали ее дамы из высшего партийного света.
История с Шолоховым, скорее всего, взбесила Ежова потому, что НКВД разрабатывал тогда писателя, ещё не ставшего иконой советской литературы, и даже готовил его арест. Но Шолохов сыграл на опережение: написал письмо о перегибах НКВД «на местах» и ухитрился передать его сталинскому секретарю Поскребышеву. Для этого ему пришлось, скрываясь от чекистов, ехать в Москву на товарном поезде. Продолжение этой истории известно только со слов самого Шолохова: якобы у Сталина прошло экстренное совещание, на которое Шолохова доставили сильно нетрезвым, и что Сталин был суров с Ежовым, и Шолохова в результате не тронули, а опохмелял его потом сам Поскребышев.
«Большой террор» не мог продолжаться бесконечно: уже был истреблен малейший намек не только на оппозицию, но и на любое вольнодумство, страна приведена в состояние безропотного смирения, которого хватило на много десятилетий вперед. И ритуальная казнь того, кто всю эту зачистку воплотил, стала неизбежной. Падение было неминуемо. Ему предшествовали демонстративные проявления «высочайшего неудовольствия»: Ежову назначили нового первого заместителя – бывшего первого секретаря ЦК КПб Грузии Лаврентия Берию, который должен был присматривать за своим начальником. А самого Ежова неожиданно назначили наркомом водного транспорта, но с сохранением поста главы НКВД, правда, только пока – так готовилась аппаратная рокировка: предшественника Ежова, Ягоду, перед арестом перебросили на почтовый наркомат. Случилось это всё в августе 1938-го, в те же дни, что и семейная ссора на даче в Дугино.
На допросе Зинаида Гликина вспомнит ходившие тогда по Москве слухи, что, мол, делом об адюльтере жены наркома занимался лично Сталин. Столичное «сарафанное радио» почти не ошиблось: Сталин велел Ежову развестись. Но дело было, конечно, не в Шолохове: «вождь всех народов» помнил о «троцкистских связях жены наркома». Обвинение в троцкизме было выдуманным и совершенно несостоятельным, но в тоже время – смертоносным. Ежов рассказал обо всём жене, разводиться они не захотели. Сталин снова приказал ему развестись. Ежов опять поговорил с женой, но результат был таким же – он слишком любил свою Женю.
Евгения Хаютина сходила с ума от ужаса и писала Сталину – тот не отвечал. Ежов отправил жену на отдых в Крым, и оттуда она слала ему отчаянные письма: «Колюшенька, в Москве я была в таком безумном состоянии, что не могла даже поговорить с тобой. Очень тебя прошу, и не только прошу, а настаиваю проверить всю мою жизнь. Если еще живу, то только потому, что не хочу тебе причинять неприятности». Но от него ничего уже не зависело: НКВД брал в свои руки Берия, в наркомат водного транспорта Ежов если и приезжал, то только чтобы выпить в своем кабинете. Естественно, что дела в вверенном теперь Ежову наркомате стали разваливаться, а его заместитель написал на него докладную, и ей, конечно же, дали ход.
Вскоре арестовали Зинаиду Гликину, и у Евгении Хаютиной началось сильнейшее нервное расстройство. Её госпитализировали в санаторий имени Воровского – его здание до сих пор стоит в парке московского кинотеатра «Варшава». О дальнейшем говорят по-разному: кто-то считает, что люминал она раздобыла сама, другие думают, что яд ей прислал муж, и к нему была приложена безделушка – условный знак, означавший, что ей пора уходить. Её преследовали со всех сторон и как будто выдавливали из жизни. Хаютина отравилась 19 ноября 1938 года, спасти ее не удалось. Жену тогда еще наркома водного транспорта хоронили с почетом. Самого Ежова при этом на похоронах не было, своим домашним он сказал: «Женя хорошо сделала, что отравилась, а то бы ей хуже было».
Спустя несколько месяцев, 10 апреля 1939-го, Берия арестовал Ежова прямо в кабинете Маленкова. Ежова пытали и среди прочего оказалось, что, выпивая с кем-то из старых друзей, он вовсю ругал Берию и советскую власть. К слову, Сталин потребует разыскать ежовского собутыльника, что лишний раз подчеркивает, насколько «вождь всех народов» был погружен в детали этого дела и им руководил. Следователи также узнали о бисексуальности Ежова, что само по себе по советским законам считалось преступлением. Но главные обвинения, конечно же, касались измены родине: Ежова признали виновным в подготовке государственного переворота и убийстве руководителей советского государства. Ежов все обвинения категорически отвергал и единственной своей ошибкой назвал то, что «мало чистил органы от врагов народа». Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Ежова к расстрелу, 4 февраля 1940 года приговор был приведен в исполнение.
А Женечка, прожившая свою короткую жизнь с таким удовольствием и так легко, улизнула от следствия, пыток и казни. Советская власть перемолола поколение ее ровесников, относившихся к новой жизни как к веселому карнавалу и приключению. Из поэтессы Берггольц на допросе выбили ребенка, режиссер Сац – тоже жена наркома – сидела, как и Полина Жемчужина – супруга Молотова, как и сотни тысяч других, которые раньше времени легли в землю, сполна выпив чашу страданий.
В 1998 году Военная коллегия Верховного суда уже Российской Федерации отказала в посмертной реабилитации Ежова как организатора массовых репрессий и убийств.
23.06.2016
Если вам скажут, что дело солдата Элиора Азарии, пристрелившего в минувший праздник Пурим террориста в Хевроне, раскололо Израиль на два противоположных лагеря – не верьте! Раскол, возможно, существует между политиками, придерживающимися разных взглядов, но в народе его нет. Небольшие истеричные группы правых и левых маргиналов в данном случае – не в счет. Тут в другом вопрос. Большинство израильтян, когда речь заходит об этом деле – а говорят о нём сейчас практически все, – начинают испытывать раздвоение личности и демонстрировать нарушения в логическом мышлении.
Остановите на улице любого израильского города случайного прохожего и спросите его, что он думает об этом деле. И он почти наверняка выдаст вам в ответ: «То, что совершил Элиор Азария, делать было нельзя. Но и с вердиктом признавшего его вину суда я не согласен». И потребует объявить ему немедленную амнистию сразу после вынесения приговора.
Думается, лучше всего отношение израильского общества к делу Элиора Азарии выразил военный прокурор, добившийся признания его виновным. «Никакого торжества по поводу своей победы я не испытываю. Больше всего мне бы хотелось, чтобы этой истории вообще не было!» Именно так: больше всего израильтянам хотелось бы, чтобы этой истории вообще не было. Потому что на самом деле в ней нет «белых и пушистых». Виновными в ней являются абсолютно все, и вся она – сплошная трагедия ошибок. Пётр Люкимсон
Ультраправый евангелист, во всём поддерживающий Израиль, разрешивший увольнять геев и ратующий за запрет абортов даже по медицинским показаниям. Знакомьтесь – это новый вице-президент США Майкл Пенс. Правда, Трамп уже не так страшен?
Невероятный контраст личностей – первое, что бросается в глаза при взгляде на Дональда Трампа и избранного с ним в паре вице-президента Майкла Пенса. Непредсказуемый, скандальный и внесистемный Трамп и спокойный, рассудительный, системный политик с хорошей репутацией Пенс – нынешний губернатор Индианы, этакий «правильный республиканец», призванный, видимо, «заземлить» эпатажность нового президента.
Впрочем, и на этом «правильном республиканце» есть демократическое «пятно» – в молодости Пенс был сторонником Демократической партии и президента Джона Кеннеди. Пенс родился в 1959 году и был воспитан в католической ирландской семье – возможно, этим объясняется его любовь к Кеннеди. После окончания университета в родной Индиане Майкл Пенс устроился юристом в местную некоммерческую организацию, а также стал подрабатывать на радио, где вел собственное «Шоу Майкла Пенса», посвящённое закулисью американской политики.
Однако по-настоящему жизнь Пенса перевернулась только в конце 1990-х годов, когда он под влиянием супруги Карен Баттен сменил религию, став евангелистом-протестантом, а заодно – убеждённым республиканцем. Это стало, безусловно, поворотным моментом в карьере Пенса – уже в 2000 году ему удалось избраться в Конгресс от штата Индиана, хоть до этого, баллотируясь от демократов, он дважды проигрывал. В том же году Пенс почти моментально вошёл в высшие круги американского истеблишмента – он был назначен на пост председателя Республиканской конференции в Палате представителей, заняв, таким образом, один из трёх ключевых постов в партийной иерархии.
На Капитолийском холме Майкл Пенс работал до 2012 года, четырежды переизбираясь в Конгресс на всеобщих и промежуточных выборах. И стал за эти годы одним из наиболее заметных законодателей, нередко подвергая критике президента Буша-младшего, но не «слева», а «справа» – за мягкотелость и уступки демократам. А в 2012 году он был избран губернатором родного штата Индиана. Майкл Пенс «подкупил» избирателей отстаиванием «традиционных американских ценностей» и идеальной семьей: домовитая супруга Карен, активная участница евангелистских движений, и трое детей, старший из которых – Майкл – лейтенант морской пехоты США и ветеран войны в Ираке.
На посту губернатора Индианы Пенс, с одной стороны, показал себя большим профессионалом: провёл самое крупное сокращение местных налогов, в том числе и налогов на бизнес, снизил безработицу в штате с 8,4% до 5%, а также предложил систему медицинского страхования, альтернативную продвигаемой Бараком Обамой системе Medicare, и нашёл дополнительные средства на развитие дорожной сети в Индиане.
С другой стороны, на посту губернатора он заслужил репутацию упертого консерватора, а его каденция сопровождалась непрерывными скандалами и протестами со стороны Демократической партии и либерального американского сообщества. В частности, Пенс подписал «Акт о восстановлении религиозной свободы», который разрешал работодателям на основании религиозных убеждений отказывать в приёме на работу «лицам нетрадиционной сексуальной ориентации», а предпринимателям дозволял отказываться от обслуживания таких клиентов. Пенс ввёл в Индиане закон, требующий от женщин устраивать похороны абортируемых эмбрионов, а также внёс законопроект, запрещающий проведение любых абортов в штате, в том числе и назначаемых по медицинским показаниям. Эти скандальные шаги Пенса были встречены критикой и со стороны Белого дома, и со стороны демократического истеблишмента, но получили одобрение со стороны представителей консервативной части республиканцев.
Стоит отметить, что религиозные убеждения Майкла Пенса, как и многих других христиан-евангелистов в США, способствуют выработке у него произраильской позиции. В 2009 году на конференции, проводимой AIPAC, Пенс заявил: «Моя христианская вера заставляет меня лелеять государство Израиль». Годом позже в интервью телекомпании CBN Пенс обвинил администрацию Барака Обамы в недружественном отношении к Израилю: «На мой взгляд, правительство Обамы – самое антиизраильское в современной истории». Во время своего частного визита в Израиль в декабре 2014 года – Пенс с семьёй приехал отдохнуть и провести Рождество на Святой Земле – он встречался с премьер-министром Биньямином Нетаньяху и заверил его: «Я хочу, чтобы мир знал: Америка поддерживает Израиль». А также признал, что «Израиль – самый важный союзник США, и не только на Ближнем Востоке, но и в мире». Показательно, что в тот приезд Пенс отказался встречаться с лидером Палестинской автономии Махмудом Аббасом, отговорившись формальными обстоятельствами: мол, приглашение поступило слишком поздно, и график поездки уже не изменить.
В 2015 году Пенс подтвердил свою приверженность Израилю во время выступления на республиканской конференции: «Враги Израиля – это наши враги. Проблемы Израиля – это наши проблемы. И если этот мир еще не знает, то позвольте ему сказать: Америка едина с Израилем». Причем поддержка со стороны Пенса не ограничивается словами: в марте 2016 года он в качестве действующего губернатора Индианы подписал закон, запрещающий штату любые сделки с компаниями, бойкотирующими Израиль.
Впрочем, остаётся под вопросом, что сможет сделать Пенс на посту вице-президента, каковы будут его полномочия. Роль вице-президента в американских законах не очень прописана, никакими особыми полномочиями он не наделяется, и его главная функция – осведомляться ежедневно о состоянии здоровья президента. Тут всё зависит от конкретного человека, оказавшегося в вице-президентском кресле, и его харизмы – какие полномочия он себе заберёт, каким функционалом их наполнит. Например, во времена, когда хозяином Белого дома был Буш-младший, вице-президент Дик Чейни считался самым влиятельным лицом американской администрации. Да и при Бараке Обаме вице-президент Джо Байден совсем не сидел в тени.
Неизвестно, какие полномочия Дональд Трамп делегирует Майклу Пенсу после инаугурации, но сразу же после победы на выборах он назначил Пенса руководителем своей переходной команды. А вчера, 4 января, именно Пенс объявил о первом указе, который подпишет Трамп в Овальном кабинете – о сворачивании обамовской программы Medicare. Избрание Пенса стало своеобразным успокоительным для республиканцев. Обладая большим политическим опытом и хорошими связями в высших эшелонах Республиканской партии, Пенс, вероятно, будет играть роль посредника между Трампом, Конгрессом и республиканским истеблишментом. Предложения Трампа во многом вносят раскол в ряды республиканцев, а Пенс воспринимается однопартийцами в качестве как раз объединяющей и связующей фигуры, и в этом, вероятно, главная его функция в новой американской администрации. Анна Полякова,05.01.2017
Родился карлик Новый Год,
Горбатый, сморщенный урод,
Тоскливый шут и скептик,
Мудрец и эпилептик.
«Так вот он — милый божий свет?
А где же солнце? Солнца нет!
А, впрочем, я не первый,
Не стоит портить нервы».
И люди людям в этот час
Бросали: «С Новым Годом вас!»
Кто честно заикаясь,
Кто кисло ухмыляясь…
Ну, как же тут не поздравлять?
Двенадцать месяцев опять
Мы будем спать и хныкать
И пальцем в небо тыкать.
От мудрых, средних и ослов
Родятся реки старых слов,
Но кто еще, как прежде,
Пойдет кутить к надежде?
Ах, милый, хилый Новый Год,
Горбатый, сморщенный урод!
Зажги среди тумана
Цветной фонарь обмана.
Зажги! Мы ждали много лет
— Быть может, солнца вовсе нет?
Дай чуда! Ведь бывало
Чудес в веках немало…
Какой ты старый, Новый Год!
Ведь мы равно наоборот
Считать могли бы годы,
Не исказив природы.
Да… Много мудрого у нас…
А впрочем, с Новым Годом вас!
Давайте спать и хныкать
И пальцем в небо тыкать.
Саша Черный (1800 – 1932)
Утром в понедельник, 5 декабря, на официальной странице председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля было опубликовано сообщение о его смерти.
В сообщении сказано: “Сегодня ночью милостью Всевышнего Гейдар Джемаль закончил свой земной путь. Пусть Аллах Всемогущий примет его деяния и введёт в райские сады”.
Сообщение о смерти Г.Джемаля опубликовано также на его странице ВКонтакте и на официальной странице Исламского комитета в этой социальной сети.
В ночь на 5 декабря сообщение о смерти Джемаля появилось и на странице российского журналиста Максима Шевченко: “Только что умер друг, брат и учитель Гейдар Джемаль. Пусть Всевышний будет милостив к нему в день Суда. Молитесь о нем все, у кого открыты сердца и души”. В комментарии он написал, что Джемаль тяжело и долго болел.
О смерти Джемаля сообщают многие российские СМИ, в том числе государственное агентство РИА Новости.
“Известия” пишут: “Гейдар Джемаль был одним из самых известных исламских философов и теологов России, написал шесть книг. С 1993 по 1996 год Джемаль работал ведущим программы “Ныне” на Первом канале, а также “Все суры Корана” на телеканале “Культура” и “Тысяча и один день” на РТР. В 1999 году принимал участие в выборах в Госдуму”.
Гейдару Джемалю было 69 лет. Он являлся не только председателем Исламского комитета России, но также сопредседателем движения “Российское исламское наследие”, постоянным членом Организации Исламо-арабская народная конференция, одним из инициаторов создания и членом координационного совета Левого фронта России, депутатом Национальной ассамблеи Российской Федерации.
Джемаль выступал с резкой критикой в адрес Израиля, он заявлял, что евреи имеют право жить в Палестине только как граждане единого Палестинского государства. Г.Джемаль поддерживал идею бывшего президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада о создании международного уголовного трибунала по Израилю. “Израиль представляет собой фашистское государство, которое превратило тему Холокоста евреев в религиозный постулат, которое, опираясь на своё лобби, прежде всего в европейских странах, преследует тех, кто пытается разобраться в истории этого вопроса. На самом деле, таким образом полностью фальсифицируется положение о свободе слова и демократии Европейского союза и под прикрытием этого квазирелигиозного постулата осуществляются преступления, систематически осуществляется геноцид палестинцев”, – заявлял он в 2009 году в интервью изданию “Накануне”.
Гейдар Джемаль. Краткая биографическая справка
(по материалам Википедии)
Гейдар Джемаль родился 6 ноября 1947 года в Москве, в семье художника Джахида Джемал и профессиональной наездницы Ирины Шаповаловой. Дед по отцу сначала возглавлял отдел по борьбе с бандитизмом в НКВД Закавказской республики, во время Великой Отечественной войны был военным комиссаром Карабаха, затем председателем Верховного суда Азербайджанской ССР.
В 1965 году, после окончания школы поступил в Институт восточных языков при МГУ, но через год был отчислен из него с формулировкой “в связи с проявлением буржуазного национализма”. С конца 60-х контактировал с различными оппозиционными группами. В 1979 году установил связи с исламскими кругами в Таджикской ССР. В то же время вместе с Александром Дугиным вступил в эзотерический кружок “Чёрный орден SS”, группировавшийся вокруг Евгения Головина. В конце 1988 года Джемаль вместе с Дугиным вступил в общество “Память”, став членом координационного совета. Но менее чем через год вместе с Дугиным был исключен из рядов “Памяти”. С 1989 года принимал участие в исламской политической деятельности в СССР.
До июня 1989 года состоял на учете в МВД СССР как больной шизофренией с инвалидностью второй группы. В 1990 году Гейдар Джемаль принял участие в создании в Астрахани Исламской партии возрождения и стал заместителем председателя этой партии. В том же году он создал независимый информационный центр “Таухид” (“Единобожие”) и с 1991 по 1993 год издавал газету “Аль-Вахдат” (“Единение”). В 1993 году принял участие в Хартумской конференции, на которой была создана международная мусульманская организация “Исламский комитет”.
На выборах депутатов Государственной Думы в 1999 году пытался пройти по списку политического блока “Движение в поддержку армии”. 10 марта 2010 года подписал обращение российской оппозиции “Путин должен уйти”.
Выступал с критикой правящего режима в России, прежде всего в связи с политикой РФ на Кавказе. В 2012 году против него было возбуждено уголовное дело по статьям 205.2 (“содействие террористической деятельности”) и 280 (“публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации”) УК РФ, расследование вело ФСБ.
Newsru.co.il 5 декабря 2016 г.