У евреев       много недостатков. Истинных и мнимых. Тех, что приписывают им антисемиты,        и тех, что они сами вменяют себе с не меньшей щедростью (особенно в       Израиле): самобичевание — наша национальная черта. Можно дискутировать,        какой из них и вправду им присущ, а какой — досужая выдумка, невинное       преувеличение, явный бред или намеренная напраслина.
Но есть один        — совершенно бесспорный.
Во-первых,        он зафиксирован в самом авторитетном для пока еще большинства населения       Европы и Америки документе — Библии, или, по-нашему, Торе.
Во-вторых,        он определен самым компетентным из мыслимых источников —        Богом.
Согласно       Книге, именно Бог назвал евреев «народом жестоковыйным». И не раз, а раз       пять — если исходить только из письменной Торы (а у нас       есть еще и устная). Каждый раз — в отрицательной коннотации, как       упрек.
Что такое        «жестоковыйность»? В переводе с высокопарного библейского — это       упрямство.
Да, евреи —        упрямый народ. Упрямство присуще ему от рождения — Бог свидетель.        Еврейское упрямство — неопровержимый факт. Наш родовой       знак — упорствовать в своем, грести против течения, идти не в ногу, плыть       поперек, быть не как все, действовать вопреки общепринятому и       очевидному.
Но евреи не       были бы евреями, если бы не пытались обратить этот недостаток в       достоинство. Вся еврейская история, множество еврейских биографий, а с       недавних пор и еврейская география — свидетельства еврейского       упрямства.
Легче всего       проиллюстрировать это примерами из науки, но, несмотря на обилие еврейских       имен в списке нобелевских лауреатов, несмотря на Эйнштейна, Фрейда,        Менделя, Бора и прочих великанов, наука — область для сравнения       некорректная. В ней главные открытия — независимо от национальной       принадлежности авторов — совершаются благодаря упрямству и нарушению       канонов.
Возьмем не       столь очевидное и более близкое мне — события политической истории, или       еще ближе — сионизма, Израиля, тем более, что это и по времени нам       ближе.
Здесь все,        чего ни коснись, — производ­ное еврейского упрямства.
Почему       внезапно возникшая мечта венского журналиста, шокированного делом       Дрейфуса, Теодора Герцля, его (не новая, кстати) идея о том, что       единственное спасение евреев от антисемитизма — их собственная страна,        вдруг овладела массами и сдвинула их с насиженных мест?
На взгляд из сегодняшних прагматичных времен,        большинство его действий отдают наивностью и дилетантизмом. Ничего не       должно было получиться.  Его главные труды — брошюра в 60 страниц на       безупречном немецком «Еврейское государство», прожект о том, что бы мы       сделали, если бы у нас было то, чего нет, и роман «Альтнойланд» («Старая       новая родина»), чистая утопия в стиле Кампанеллы. Как случилось, что       первая взорвала весь тогдашний еврейский мир и ею пользовались как лоцией       в построении реального еврейского государства, а эпиграф ко второму —        «Если вы захотите, все это не будет сказкой» — стал не только лозунгом       всемирного сионистского движения, но и сегодняшним ориентиром для       израильтян?
Любопытно,        что основоположник сионизма сам поначалу не был сионистом. Палестина       рассматривалась им в качестве одной из альтернатив. Сионистом Герцль стал       под влиянием своих русских соратников. И они же не давали ему свернуть с       пути истинного, когда у него не хватало терпения стоять на своем (он готов       был пойти на предложение англичан — создать автономный еврейский анклав в       Уганде), у них упрямства хватило.
Пока Герцль       упорствовал в стремлении заручиться поддержкой сионистского проекта от       монархов европейских держав, а они отмахивались от него, как от городского       сумасшедшего, русские евреи начали движение снизу — поехали.
В страну       мечты. В никуда. Палестина была дыра дырой. Ни воды,        ни земли, ни лесов, ни дорог — безжизненные пустыни и малярийные болота.        Земледелие здесь считалось нерентабельным. Коровы доились, как козы.        Шейхи-землевладельцы жили вдалеке — Дамаске и Бейруте. Кочевники-бедуины       промышляли разбоем. Немногочисленные местные феллахи знали, что почвы эти       бесплодны.
Еврейские       пионеры-поселенцы не знали вообще ничего и работать на земле не умели.        Только очень хотели. Половина из них сбегала в города и за границу,        половина от оставшейся половины помирала от малярии. Как из этого всего       родилось сельское хозяйство, считающееся одним из лучших в мире, —        отдельная история. Про упрямство и одержимость.
Про то же —        возрождение языка. Белорусский еврей, Лейзер-Ицхок Перельман, который,        эмигрировав в 1881 году в Палестину, стал Элиэзером Бен-Йегудой, —        туберкулезник, недоучившийся врач, филолог-самоучка — зажегся идеей       вернуть к жизни мертвый язык — иврит. Две тысячи лет на нем только       молились. Все это было чистой воды упрямство, и дом Бен-Йегуды долгое       время оставался единственным в стране, где говорили только на иврите. Но       ему повезло с таким же одержимым народом: не прошло и двух десятилетий —        на иврите заговорила вся еврейская Палестина.
Так же было       провозглашено еврейское государство в 1948-м. Бен-Гурион настоял — вопреки       всем объективным условиям. Лучший британский полководец, великий стратег,        герой Второй мировой — победитель Роммеля, командующий сухопутными       войсками союзников в Европе, фельдмаршал Монтгомери предрекал, что войска       арабских стран сомнут новорожденную еврейскую армию, почти ополчение, за       две недели. Война за Независимость длилась дольше. И       победил в ней Израиль.
Похожая       ситуация была в 1967-м. Весь арабский мир уже праздновал скорое       уничтожение Израиля, а западный готовился его оплакивать,        впрочем, не помогая. Когда в самый канун войны глава       израильской компартии Моше Снэ пришел к советскому послу в Тель-Авиве       Дмитрию Чувахину с последней попыткой уговорить приструнить арабов, тот       только посмеялся: «Ну, сколько ваш Израиль продержится? Пять часов? Два       дня? Или целых три?» Тогда война продлилась шесть дней,        ее и назовут Шестидневной.
Так же       происходило с уничтожением ядерного реактора в Ираке в 1981-м. Американцы       об этом слышать не хотели, угрожали эмбарго (а потом и ввели). Глава       Моссада категорически возражал. Глава оппозиции, «отец» израильского       ядерного проекта Шимон Перес уговаривал премьера Бегина отменить операцию        (чем привел его в ужас — Перес о ней не должен был знать). Но упрямый       Бегин отдал приказ. Американцы поблагодарили израильтян только через       десять лет, когда начали операцию «Буря в пустыне» — она была бы       невозможна, будь у Саддама ядерное оружие.
Конечно,        упрямство — еврейская национальная черта. Со стороны она часто выглядит       ужасно. Вызывает непонимание, раздражение, стимулирует антисемитские       настроения, как говорят (хотя для антисемитизма, как правило, не нужны       причины). Но она, во-первых, нам присуща, и от этого действительно       избавиться трудно, а во-вторых, часто становится условием выживания. Это у       нас не только в истории, это у нас в крови.
В жизни мне       приходится чаще всего общаться на иврите, русском, английском, могу и на       румынском. На всех этих языках я говорю с акцентом, чего совершенно не       стесняюсь, хотя и сознаю, что представляю очень удобную мишень для       пародистов, чем они не избегают пользоваться (у нас в Израиле, чем выше       заберешься, тем активнее тебя стараются поддеть). Но родной мой язык —        идиш, язык евреев Восточной и Западной Европы, теперь почти       забытый.
Я родился и       вырос в Кишиневе. Там идиш знали многие, однако во времена моего детства и       юности — тогда антисемитские настроения были сильны — старались говорить       на нем только дома.
Демонстрировать свое еврейство считалось       неприличным, а то и небезопасным. К чести моих родителей, они этого не       признавали.  Помню такой эпизод. Мне лет десять. Едем с родителями в       троллейбусе на задней площадке, салон переполнен. Они говорят между собой       на идише. Народ прислушивается, оглядывается на них, начинает сторониться,        новые пассажиры, войдя и осознав ситуацию, стараются побыстрее       протиснуться вперед. Папа с мамой, конечно, замечают это. И начинают       говорить громче. Я, ребенок, чувствую, как сгущается атмосфера. Вокруг нас       образуется свободное пространство, взгляды всего троллейбуса устремлены в       нашу сторону. Так мы и доехали до своей остановки, оставаясь в центре       внимания. Вышли — и ни слова об этом, как будто ничего не произошло. Это       был мне урок. Я часто вспоминаю его и когда участвую в дискуссиях и       переговорах за границей. Израиль — мой дом, моя страна — уже не только по       праву рождения, проживания и гражданства. Смею надеяться, я и сам кое-что       для нее сделал, чего-то в ней достиг, и еще надеюсь сделать многое, в меру       сил и возможностей. Нигде я себя не чувствовал, да и не мог бы чувствовать       настолько своим.
Поэтому       реагирую совершенно спокойно и равнодушно, когда меня попрекают тем, что я       не такой, как все, как другие, веду себя не так, как кому-то хотелось бы,        а в силу собственного разумения, характера, политической и человеческой       позиции.
Когда я стал        (вопреки желанию очень многих) министром иностранных дел, эти претензии       усилились. Кому-то не нравится, что внешнеполитическое ведомство возглавил       не уроженец страны, особенно «русский», глава партии, значительная часть       избирателей которой — выходцы из бывшего СССР, что по происхождению не       принадлежу к истеблишменту. На это я вообще не обращаю внимания, тем       более, что и признаваться в этом прямо рискуют немногие.
Гораздо       существеннее — моя политическая позиция. Хотя и ей часто находят       объяснение в моем советском прошлом: дескать, мы, «русские», заражены       имперским духом, не желаем ни в чем уступать, и принципы западной       либеральной демократии нам чужды. Меня попрекают моим упрямством — теперь       уже в политике.
Я       действительно не скрываю своих правых взглядов. Я действительно не считаю,        что стратегия бесконечных уступок — территориальных и политических — путь       к миру. Опыт Израиля последних десятилетий свидетельствует как раз об       обратном. А события «арабской весны» доказали окончательно, что не Израиль       и не палестино-израильский конфликт — главная проблема и причина       нестабильности на Ближнем Востоке.
Я       действительно живу в поселении на территории Иудеи, которую на Западе       почему-то считают исконно арабской землей, что, по крайней мере,        некоррект­но. И это действительно мой принципиальный       выбор.
На днях одна       израильская журналистка спросила меня в интервью, не смущало ли моих       западных коллег — глав внешнеполитических ведомств, что я, министр       иностранных дел Израиля, живу в поселении, которое, как она полагает, они       считают незаконным.
Я ее,        кажется, удивил, когда объяснил на конкретных примерах моего общения и с       госсекретарем США, и с министрами иностранных дел ведущих европейских       держав: я вызываю повышенный интерес у них именно тем, что другой, свою       позицию они и так знают — им важно понять другую.
Это       оборотная, внешняя сторона еврейского упрямства: она не только помогает       выживать нам, она вызывает уважение у других.
Мне за нее       не стыдно. Как не было стыдно мальчику из кишиневского троллейбуса за       своих родителей, громко разговаривавших на идише.
Авигдор Либерман

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*