Archive for January 31st, 2013

                              Газета ”Форум” № 429  от24 января 2013 года

*****

Зачем мне считаться шпаной и бандитом – 
Не лучше ль податься мне в антисемиты:
На их стороне хоть и нету законов, –
Поддержка и энтузиазм миллионов.
Решил я – и, значит, кому-то быть битым,
Но надо ж узнать, кто такие семиты, –
А вдруг это очень приличные люди,
А вдруг из-за них мне чего-нибудь будет!
Но друг и учитель – алкаш в бакалее –
Сказал, что семиты – простые евреи.
Да это ж такое везение, братцы, –
Теперь я спокоен – чего мне бояться!
Я долго крепился, ведь благоговейно
Всегда относился к Альберту Эйнштейну.
Народ мне простит, но спрошу я невольно:
Куда отнести мне Абрама Линкольна?
Средь них – пострадавший от Сталина Каплер,
Средь них – уважаемый мной Чарли Чаплин,
Мой друг Рабинович и жертвы фашизма,
И даже основоположник марксизма.
Но тот же алкаш мне сказал после дельца,
Что пьют они кровь христианских младенцев;
И как-то в пивной мне ребята сказали,
Что очень давно они бога распяли!
Им кровушки надо – они по запарке
Замучили, гады, слона в зоопарке!
Украли, я знаю, они у народа
Весь хлеб урожая минувшего года!
По Курской, Казанской железной дороге
Построили дачи – живут там как боги…
На все я готов – на разбой и насилье, –
И бью я жидов – и спасаю Россию! (1964)

*****

Мишка Шифман башковит –
У него предвиденье.
«Что мы видим, – говорит, –
Кроме телевиденья?
Смотришь конкурс в Сопоте –
И глотаешь пыль,
А кого ни попадя
Пускают в Израиль!»
Мишка также сообщил
По дороге в Мнёвники:
«Голду Меир я словил
В радиоприемнике…»
И такое рассказал,
До того красиво! –
Что я чуть было не попал
В лапы Тель-Авива.
Я сперва-то был не пьян,
Возразил два раза я –
Говорю: «Моше Даян –
Сука одноглазая, –
Агрессивный, бестия,
Чистый фараон, –
Ну, а где агрессия –
Там мне не резон».
Мишка тут же впал в экстаз –
После литры выпитой –
Говорит: «Они же нас
Выгнали с Египета!
Оскорбления простить
Не могу такого, –
Я позор желаю смыть
С Рождества Христова!»
Мишка взял меня за грудь:
«Мне нужна компания!
Мы ж с тобой не как-нибудь –
Здравствуй – до свидания, –
Побредем, паломники,
Чувства придавив!..
Хрена ли нам Мнёвники –
Едем в Тель-Авив!»
Я сказал: «Я вот он весь,
Ты же меня спас в порту.
Но одна загвоздка есть:
Русский я по паспорту.
Только русские в родне,
Прадед мой – самарин, –
Если кто и влез ко мне,
Так и тот – татарин».
Мишку Шифмана не трожь,
С Мишкой – прочь сомнения:
У него евреи сплошь
В каждом поколении.
Дед параличом разбит, –
Бывший врач-вредитель…
А у меня – антисемит
На антисемите.
Мишка – врач, он вдруг затих:
В Израиле бездна их, –
Гинекологов одних –
Как собак нерезаных;
Нет зубным врачам пути –
Слишком много просится.
Где на всех зубов найти?
Значит – безработица!
Мишка мой кричит: «К чертям!
Виза – или ванная!
Едем, Коля, – море там
Израилеванное!..»
Видя Мишкину тоску, –
А он в тоске опасный, –
Я еще хлебнул кваску
И сказал: «Согласный!»
…Хвост огромный в кабинет
Из людей, пожалуй, ста.
Мишке там сказали «нет»,
Ну а мне – «пожалуйста».
Он кричал: «Ошибка тут, –
Это я – еврей!..»
А ему: «Не шибко тут!
Выйди, вон, из дверей!»
Мишку мучает вопрос:
Кто тут враг таинственный?
А ответ ужасно прост –
И ответ единственный:
Я в порядке, тьфу-тьфу-тьфу,-
Мишка пьет проклятую, –
Говорит, что за графу
Не пустили – пятую. (1972)


*****

Он был хирургом – даже нейро,
Специалистом по мозгам.
На съезде в Рио-де-Жанейро
Пред ним все были мелюзга.

Всех, кому уже жить не светило,
Превращал он в нормальных людей.
Но огромное это светило,
К сожалению, было – еврей.
В науке он привык бороться,
И за скачком всегда скачок.
Он одному землепроходцу
Поставил новый мозжечок.

Всех, кому уже жить не светило,
Превращал он в нормальных людей.
Но огромное это светило,
К сожалению, было – еврей. (1967)

                                          Газета ”Форум”  №429 от 24 января 2013 года

Исполнилось 90 лет со дня рождения  российского актёра театра и кино, театрального режиссёра Весника Евгения Яковлевича (1923 – 2009).        В кино Евгений Весник дебютировал в 1955 году. Его первая роль – Родриго в фильме “Отелло”. В 60-е – 70-е Весник снимался особенно много. Самые известные фильмы: “Старик Хоттабыч” (1956), “Семь стариков и одна девушка” (1968), “Вас вызывает Таймыр” (1970), “Офицеры” (1971), “Летучая мышь” (1979). Он был актером драматического театра имени Станиславского, работал в театре Сатиры, затем в труппе Малого театра.  Е.Весник первым в СССР исполнил роль Остапа Бендера.  Среди наиболее известных фильмов с участием Е.Весника – “Старик Хоттабыч”, “Трембита”, “Приключения Электроника”, “Я вас любил”, “Семь стариков и одна девушка”, “Угрюм-река”, “Вас вызывает Таймыр”.  Сцену Евгений Яковлевич оставил в 1992-м . Последнюю роль в кино сыграл в 1995-м. С тех пор актер писал книги, вспоминая былые времена и гениальных людей, с которыми его свела судьба. Е.Весник был  мастером театральной импровизации, блестящим рассказчиком. Пользуясь случаем приведу некоторые его высказывания, связанные с еврейской тематикой.

*****

У меня бабушка была еврейка, и я очень горжусь этим. Кстати говоря, мой дед, забулдыга, который делал бочки и торговал серебряными вилками, отбил ее у Шолом-Алейхема. И отнюдь не только из уважения к бабушкиной памяти я очень тепло отношусь к евреям. Просто моя жизнь как-то так складывалась, что среди моих друзей, среди тех, кто вызывал у меня уважение и любовь, восхищение всегда было много евреев. Когда в 1940-м году я поступил в Щепкинское училище, у меня там был замечательный педагог – Борис Ильич Вершилов. Был руководитель Малого театра Илья Яковлевич Судаков. В армии во время войны – командир полка Глушенков, Герой Советского Союза. Я снимался у замечательных режиссеров – Юткевича, Райзмана. Все это не могло не оставить отпечатка. Кстати, с полковником Глушенковым была связана одна любопытная история. В конце войны я был адъютантом у полковника Александра Федоровича Синицына, офицера старой, еще дореволюционной закваски. Он очень тепло ко мне относился, потому что знал историю моего отца, большого военного, который носил четыре ромба и был расстрелян в 1937 году. Как-то мы сидели в гостинице “Европейская”, за столом были комполка Глушенков, Синицын, еще кто-то, и я тут же за столом. И Синицын, который никогда, поверьте мне, не был антисемитом, вдруг произносит такие слова: “Вот удивительно, в артиллерии, которая связана с интеллектом, с образованием, как мало у нас было евреев!”. И Глушенков говорит ему: “А вы посмотрите мои документы”. Я приподнялся, заглянул в бумаги. Там значилось: гвардии полковник, Герой Советского Союза, национальность – еврей. Синицын встал, застегнул китель и громко произнес: “Прошу меня извинить, господа офицеры!”. Это было прекрасно. В связи с этой историей не могу не рассказать свой любимый анекдот. Открывают памятник Суворову. И рядом с генералом стоит старый подслеповатый еврей. И спрашивает, картавя: “Товагищ генегал, это памятник Сувогову?”. Тот его передразнивает: “Сувогову, Сувогову”. А старый еврей ему в ответ: “Что вы мне подгажаете? Вы ему подгажайте!” Вообще говоря, многие еврейские анекдоты – они прямо взяты из жизни…А вот еще история из жизни. Был у меня любимый врач, Борис Ильич Якобсон. У него, к слову, на халате было пятнадцать орденов – в войну он был начальником санитарного поезда. Разболелся у меня палец на ноге, адская боль, даже скорую вызывали. Ничего не помогает. Пришел к нему, и вот такой у нас был разговор:
– Что у вас? – Болит палец. – Где? – На ноге. – На какой? – На правой. – Снимайте ботиночек… У вас хорошие носочки. Снимайте носочек, ставьте ногу на табуретку… Одевайтесь. Вы водку пьете? – Можно. Он достал спирт. Мы выпили, закусили гематогеном. – Что вы от меня хотите? – Хочу узнать, что меня? – Никто не знает. – А как мне лечиться? – Никто не знает. – А что же мне делать? – Терпеть! Но он меня все же вылечил. – Вы не предадите меня? – Что вы, доктор! – Советская власть запретила лечить льдом. Но я вас вылечу на всю жизнь. Придете домой, положите две тряпки в морозилку. Когда замерзнут, оберните больной палец тряпкой. Потом берите вторую, а эту – в морозилку. И так в течение часа. Так я совершенно забыл о том, что у меня был артрит. (Из интервью в газете ”Еврейские новоси” № 3 /27, 29.01.2003 – А.З.)


*****

Если бы вы знали, сколько их (баек, историй – А.З.) у меня воруют, за свое выдают. И по телевидению, и по радио, и в газетах. А сколько про меня врут! Недавно, например, услышал, что я — еврей. Даже попал в книгу «Евреи — народные артисты». Ну и пусть, мое жизненное кредо от этого не меняется…Мать у меня чистокровная чешка, отец — наполовину белорус, наполовину еврей. Если национальность считается по матери, значит, я чех…Начальник милиции, который когда-то давно выдавал мне паспорт, посмотрев на национальность моих родителей, спросил: «Белорусы — это же славяне?». — «Да», — говорю. «А чехи?». — «Тоже славяне». Так он мне в паспорте написал: «Русский». Вообще не понимаю, когда людей унижают по национальному признаку. В моей батарее на фронте служили люди 12 национальностей, но попробовал бы кто-то обидеть человека только потому, что он белорус или татарин. (Из интервью в еженедельнике ”Бульвар Гордона” № 19/107, 11 мая 2007 – А.З.)

 

                         

Я – сионист.
Я верю в то, что в Эрец Исраэль возродился еврейский народ, правда с опозданием. Если бы он вовремя пробудился, не случилось бы Катастрофы и мой покойный дед, в память о котором я назван, вместе с бабушкой успел бы станцевать последний вальс на берегу Яркона.

Я – сионист.
Иврит для меня – это тот язык, на котором я благодарю Создателя, а еще матерюсь, когда приходится торчать на светофоре. Зануда, который зовет меня “братишка”, это, действительно, мой брат. ТАНАХ, заключает в себе не только мою историю, но и географию: Царь Шауль искал верблюдиц в районе шоссе номер 443, пророк Иона сел на корабль в порту Яффо недалеко от ресторана “Маргарет турс”, а балкон, с которого Царь Давид подглядывал за Бат-Шевой, наверняка, уже купил какой-то олигарх.

Я – сионист.
Когда я в первый раз увидел своего сына в форме солдата Армии Обороны Израиля, я разревелся прямо на месте; вот уже двадцать лет я не пропускаю Церемонии, посвященной Дню Независимости , а телевизор у меня дома, хотя и корейского производства, я все-таки научил болеть за сборную Израиля.

Я – сионист.
Я верю в наше право на эту землю. Люди, которые на протяжении всей своей истории, подвергались преследованиям абсолютно ни за что, имеют право на свое собственное государство, а еще и Ф-16 в подарок от производителя. Я переживаю из-за любого проявления антисемитизма, от Лондона до Мбомбая. Но в глубине своего сердца я считаю, что евреи, которые предпочитают жить за границей не понимают что-то очень сущностное в мировом устройстве. Государство Израиль было создано не для того, чтобы исчезли антисемиты, а просто для того, чтобы мы могли бы послать их ко всем чертям.

Я – сионист.
В меня стреляли в Лондоне, снаряд Катюши пролетел в нескольких метрах от меня в Кирьят-Шмона; ракеты упали вблизи моего дома во время Войны в Заливе; я был в Сдерот, когда там обьявили воздушную тревогу; террористы взорвались на собственой мине недалеко от дома моих родителей; еще до того, как мои дети научились произносить собственные имена, они сидели в бомбоубежище, рядом с их бабушкой, которая приехала сюда из Польши, чтобы спастить от неминуемой смерти. Но как быто ни было, я всегда считал себя счастливчиком потому что я живу здесь, и ни в каком другом месте мне не бывает по-настоящему хорошо.

Я – сионист.
Я считаю, что каждый, кто живет здесь, должен служить в армии, платить налоги, участвовать в выборах и знать слова хотя бы одной песни Шалома Ханоха. Я считаю, что Государство Израиль это не просто место, но и идея, и я от всей души убежден в правильности еще трех, новых, Заповедей, начертанных у входа в Музей Холокоста в Вашингтоне: “Не содействуй злу, не стой в стороне и не становись жертвой”.

Я – сионист.
Мне уже довелось побывать в Ватикане и преклоняться перед величием Сикстинской Капеллы, отправить из Франции открытку с изображением Собора Парижской Богоматери, в королевском дворце в Бангкоке до глубины души поразиться миниатюрным Буддой из чистого изумруда. При этом, я все еще верю, что в Тель-Авиве гораздо интереснее и веселее, что вода в Красном море гораздо более прозрачная, а пещеры у Стены Плача излучают гораздо больше духовной силы. Да, я не обьективен, но и по отношению к своей жене и детям я так же не обьективен.

Я – сионист.
Я человек будущего, который переживает и свое прошлое. У меня в роду были и Праотец Авраам и Иисус, и Рамбам, и Зигмунд Фрейд, Карл Маркс и Альберт Эйншгтейн, Вуди Аллен и Бобби Фишер, Боб Дилан и Франц Кафка, Теодор Герцль и Давид Бен-Гурион. Я часть малюсенького и всеми гонимого меньшинства, которое оказало влияние на весь мир больше, чем какой-то другой народ. В то время когда все народы тратили все свои силы на огонь и кровь, нам хватило ума вложить деньги в развитие мозгов.

Я – сионист.
Иногда я смотрю вокруг и гордость переполняет меня от того, что живу я лучше миллиарда индусов, 1.3 миллиарда китайцев, всех взятых вместе жителей африканского контитента, 250 миллионов индонезийцев, а также тайландцев, филлипинцев, русских, украинцев, и всех, населяющих мусульманский мир, кроме Султана Брунея. Я живу в стране, которая находится на осадном положении, у которой нет природных ресурсов, но светофоры все-таки всегда работают, компьютеры широкополосно подключены к Интернету, а если я забуду Иерусалим, отсохнет моя правая рука, но место на паркинге не найти никогда.

Я – сионист.
Это естественное для меня ощущение, так же, как быть отцом, мужем и сыном. Мне кажется, что люди, которые утверждают, что они и только они представляют “истинный сионизм”, выглядят смешно. Мой сионизм не измеряется размером кипы, не определяется районом, в котором я живу, или партией, за которую я отдаю свой голос. Это сионизм, который родился задолго до меня, где-то на заснеженной улице в будапештском гетто, на которой стоял мой покойный отец и безуспешно пытался понять, почему весь мир хочет уничтожить его.

Я – сионист.
Каждый раз, когда погибает безвинный человек, я склоняю голову в скорби потому, что я сам был безвинной жертвой. У меня нет никакого желания, или намерения жить по моральным стандартам моих врагов. Я не хочу быть похожим на них. Я не хочу ни с кем сражаться, но я вынужден держать меч под подушкой.

Я – сионист.
У меня есть не только право, полученное от предков, но и долг перед потомками. Люди, которые создали это государство, жили и существовали в условиях гораздо худших, чем мои, но тем не менее, их сил хватило не только на то, чтобы выжить. Они хотели и пытались построить страну, которая была бы лучше, умнее, гуманнее и моральнее, чем другие. Они готовы были умереть во имя этой цели, я стараюсь жить ради нее.
 

Перевод с иврита статьи Яира Лапида, газета “Йедиот Ахронот”, 30.01.2009

В здании сирийского научно-технического центра в городе Джамрая, уничтоженного вчера ударом ВВС Израиля, производились разработки новых видов химического оружия, сообщает сегодня портал Ynet. Объект представлял стратегическую опасность и при падении режима Асада мог оказаться под контролем боевиков из организаций близких к “Аль-Каиде”. 

В то же время издание Wall Street Journal сообщает, что вчера ночью по территории Сирии были нанесены два удара. Один в районе Джамрая, а другой – недалеко от ливанско-сирийской границы.

Портал New York Times информирует о том, что Иерусалим заранее предупредил Белый дом и Пентагон о готовящейся операции против сирийского химического оружия.

Сирия жалуется на нарушение суверенитета 

Израильские самолеты вошли в сирийское воздушное пространство ранним утром в среду на низкой высоте с северной стороны горы Хермон и не были обнаружены радарами. В коммюнике, опубликованном командованием сирийской армии, опровергаются переданные ранее зарубежными СМИ сообщения о том, что израильские пилоты якобы атаковали военный конвой, который следовал из Сирии в Ливан.

“Уничтожение объекта в Джемрае является вопиющим нарушением суверенитета Сирии”, — подчеркивает сирийские военное командование. Это нападение, отмечается в заявлении, со всей очевидностью доказывает непосредственную причастность Израиля, наряду с Турцией и Катаром к террористической кампании против Сирии.

“Новая агрессивная акция пополнит список израильских преступлений против арабов и мусульман, но не ослабит Сирию и ее роль, не заставит сирийский народ отказаться от поддержки освободительных движений, справедливого дела арабов и палестинцев”, — отмечается в документе.   Источник: Наше Кафе

Имя президента Белоруссии Александра Лукашенко упоминается в одном ряду с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом и экс-премьером Италии Сильвио Берлускони, которых обвиняют в отрицании Холокоста. Белорусскому лидеру припомнили его выступление в защиту гитлеровского режима.

Как передает “Хартия”, московское бюро по правам человека выступило с заявлением, посвященным Дню памяти жертв Холокоста. Его авторы отмечают, что в странах Европы “снова поднимает голову антисемитизм, обретают популярность неонацистские лозунги, места в парламентах занимают представители праворадикальных партий”.

“Неизменно отрицает Холокост президент Ирана Ахмадинежад, публичные высказывания о некоторых полезных аспектах деятельности Гитлера позволял себе Лукашенко. В своей ненависти к Израилю отрицают Холокост многие исламистские группировки. Существует немалое количество отрицателей Холокоста и среди множества последователей радикально правых убеждений, и среди авторов книг, претендующих на звание “историков”, — говорится в заявлении Московского бюро по правам человека.

Напомним, что касается президента Ирана, то он на конференции против расизма в Женеве в апреле 2009 года обвинил Израиль в военной агрессии против Палестины.

Также напомним, что в 1995 году Александр Лукашенко заявил, что Германия была буквально поднята из руин благодаря Гитлеру. “История Германии – это слепок в какой-то степени истории Беларуси на определенных этапах. В свое время Германия была поднята из руин, благодаря очень жесткой власти известным Адольфом Гитлером… Не все только плохое было связано в Германии с известным Адольфом Гитлером. Немецкий порядок формировался веками, при Гитлере это формирование достигло наивысшей точки. Это то, что соответствует нашему пониманию президентской республики и роли в ней президента… Гитлер сформировал мощную Германию благодаря сильной президентской власти… Германия поднялась благодаря сильной власти, благодаря тому, что вся нация сумела консолидироваться и объединиться вокруг сильного лидера… Глава государства — президент, его авторитет, его ведущая роль выходят на этом этапе на первое место… Этому учит нас немецкая история”, — сказал он.

Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января — в день освобождения советскими войсками в 1945 году концлагеря “Освенцим”.  Источник: Росбалт