Знаменитый американский драматург и режиссер (и по совместительству еврей) Дэвид Мамет на вечный вопрос еврейского бытия: «Кого считать евреем?» — рассказал такой анекдот. Арабский террорист, захвативший самолет, входит в салон и спрашивает: «Кто здесь еврей?» С задних мест встает старик и говорит: «Ой-вэй, это очень интересный вопрос!» А когда газета Jerusalem Report попросила своих читателей назвать великих евреев второго тысячелетия новой эры, на 48-м месте в списке ста самых великих евреев оказалась… Мэрилин Монро!..

Сам Мамет ответил на этот вопрос так: «Что хватило Гитлеру, хватит и для меня». А французский философ Жан-Поль Сартр дал такое «философское» определение еврея: «Еврей — это тот, кого считают таковым окружающие».
Успокойтесь, дорогие читатели. Я не собираюсь влезать в дебри этой безнадежной дискуссии, хотя бы потому, что меня этот вопрос совершенно не интересует. Как в другом анекдоте: «Это ничего, что он китаец, лишь бы человек был хороший». В конце концов, меня вполне устраивает галахическая формула, которая определяет еврейство по матери, потому что как бы ни определялась национальность чиновниками разных стран, в конечном счете это вопрос самоидентификации. И в этом смысле я сторонник формулы не самого любимого мной персонажа — Владимира Жириновского, который сказал про другую национальность: «Русский — тот, кто считает себя русским».
Но одно дело — официальные документы, другое — реальная жизнь. Вообще-то, официальный документ с российским «пятым пунктом» у нас один, и тот простому гражданину недоступен. Поскольку вот уже лет десять в удостоверениях личности в Израиле национальность не проставляют, а этническая принадлежность фиксируется лишь в каком-то регистре населения в МВД, причем совершенно непонятно, с какой целью. Если для статистики, то для этого есть перепись. А ни для чего другого эта запись не требуется. Причем в заграничном паспорте у всех граждан страны проставлено: «израильтянин».
Между прочим, есть немало людей, которые считают, что в Израиле уже возникла новая «общность людей» (помните советскую терминологию?) — «израильтяне», мало что общего имеющая с «галутными» евреями. И приводят в пример США. Дескать, Роберт де Ниро или Мадонна не говорят же, что они итальянцы. Они — «американцы итальянского происхождения». Неужели и мы дойдем до того, что будем считаться «израильтянами еврейского происхождения»? А если учесть еще внутреннее «дробление» евреев по странам исхода, то я вообще стану «израильтянином еврейско-русско-латвийского происхождения». Это уж слишком круто даже для меня.
Подсчет евреев в Израиле — вообще забавная штука. Например, по закону евреями считаются, как я уже сказал, только те, чья мать — еврейка. А по государственной статистике к «еврейскому сектору» населения относятся также люди с таинственной национальностью «ло рашум» — «не записано», то есть те «половинки по отцу», которые отказались записаться русскими, украинцами или кем-то еще, но не считаются евреями по закону. Закон — одно, статистика — другое. То, что не подходит МВД, сгодится для ЦСУ.
Любимое занятие евреев — это отыскивать знаменитых евреев и гордиться ими. В этом они удивительно схожи с антисемитами. Те в каждой неприятной им личности видят скрытого еврея (Эльцын, Андрей Сахаров, который на самом деле Цукерман, и даже — да-да, в свое время было и такое — Солженицер!)
Евреи готовы записать в соплеменники любого героя или «положительную» знаменитость, чья фамилия хоть как-то смахивает на еврейскую. Я порой думаю, что надо создать какое-нибудь «семитско-антисемитское генеалогическое общество», энтузиасты которого будут совместными усилиями докапываться до еврейских корней всех более или менее заметных в истории личностей. Вот уже много лет на страницах русскоязычной печати Израиля идет «глубоко научная» дискуссия: были ли евреями военачальники Родион Малиновский и Иван Черняховский? Оппоненты оперируют самыми «достоверными» ссылками, числом евреев в местах их рождения и числом доподлинных евреев, носивших такие же фамилии. Хотя, насколько я знаю, ни тот, ни другой не только не соблюдали субботы и не ели мацу на Песах, но и никаких свидетельств на тему своего еврейства не оставили.
В связи с этим интересная метаморфоза произошла со «светлым образом» Владимира Ильича Ленина. Сначала евреи на советских кухнях гордились еврейским дедушкой вождя, а советские власти этот позорный факт тщательно скрывали. Но потом маятник качнулся в другую сторону, и уже антисемиты списали все «преступления» «коммунистического сатаны» на дурную наследственность со стороны дедушки, зато евреи стараются этого самого Бланка не вспоминать.
Одиннадцать лет назад газета Jerusalem Report накануне наступления миллениума обратилась к своим читателям с просьбой назвать великих евреев второго тысячелетия новой эры. Каково же было мое изумление, когда на 48-м месте в списке ста самых великих (обратите внимание на это слово) евреев оказалась… Мэрилин Монро! Я уж не говорю о том, что неужели за тысячу лет не нашлось полсотни евреев «великее» этой, без сомнения, выдающейся (в отдельных местах) дамы. Но с каких пор она стала еврейкой? Неужели, выйдя замуж за еврея Артура Миллера, она обрела статус еврейки?
Впрочем, и известный персонаж из песни Владимира Высоцкого записывал в евреев Чарли Чаплина и Исаака Ньютона. Ну, насчет Ньютона все ясно — к евреям он никаким боком (хотя кто его знает), а вот Чарли Чаплин… Ну, ведь похож… Ой, похож… Особенно в «Великом диктаторе». Нет, не тогда, когда диктатора играет, а когда парикмахера. Ну, вылитый еврей… И хотя нигде нет никаких указаний на его происхождение, не только рвущийся в антисемиты герой Высоцкого, но и многие евреи твердо верят и надеются, что Чарли — «ex nostris». Хотя что это меняет в его творчестве?..
Нашей маленькой стране есть чем и кем гордиться. Как-никак, десять нобелевских лауреатов не всякая большая держава имеет. Но даже когда нам похвастать нечем, мы охотно «приватизируем» достижения всех евреев мира.
Ну вот, например, в спорте. Ну, надо прямо сказать, не еврейское это дело — бегать, прыгать, штангу поднимать… Так что в спорте, если не считать шахматы спортом, Израилю приходится довольствоваться малым, если не сказать — почти ничем. Лионеля Месси нам на наших просторах вырастить не удалось. И на Олимпиадах Израиль обычно занимает в итоговой таблице место далеко позади многих куда менее развитых стран, включая Эфиопию. То есть такое место, что даже публиковать эту таблицу неудобно, чтобы не расстраивать горячих израильских болельщиков.
На последней летней Олимпиаде у нас была всего одна бронзовая медаль, и та в виндсерфинге, и та — неожиданная, завоеванная в последний день. И тогда наши спортивные журналисты (а может, и их руководители) придумали гениальный ход! Они подсчитали медали, завоеванные на пекинской Олимпиаде евреями всех сборных. Чтобы мы все равно могли бы гордиться за свой народ. И хотя великий еврейский пловец Марк Спитц давно оставил большой спорт (как и не большой), показатели вышли вполне приличные. Конечно, не как среди нобелевских лауреатов, где евреи составляют весьма убедительный процент, но… Во всяком случае, за израильский спорт уже не так стыдно. Впрочем, как определяли евреев среди олимпийских медалистов — для меня большая загадка. Не думаю, что в спортивных протоколах есть пресловутая «пятая графа». Наверно, по интуиции — нос с горбинкой, фамилия похожа на еврейскую, «кто-то где-то когда-то говорил, что он/а — еврей/ка».
Вот тут я и пришел к собственному выводу, кого считать евреем. Еврей тот, кем мы можем и хотим гордиться. Особенно если он при этом еще и еврей…  Лев АВЕНАЙС.  26.01.2012   Источник ”Алеф”

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*