Борис Гулько, Нью-Джерси

Фотография Борис Гулько (photo Boris Gulko)Нет темы, вызывающей больший интерес социологов, чем антисемитизм. Новые исследования, новые книги о нём появляются постоянно. И это не по причине серьёзных эксцессов антисемитизма в сегодняшнем мире. Можно определённо сказать что в Америке, в России, конечно, в Израиле, евреи живут сегодня лучше и безопаснее, чем когда-либо. Но многообразие причин, многообразие беспричинности, рациональные и мистические предпосылки антисемитизма делают его уникальным феноменом.

Мистическая причина антисемитизма: в Торе и у пророков предсказаны наше рассеяние – (рассеет тебя Бог по всем народам, от края Земли и до края Земли – Дварим, 28-64) и преследования, которым мы подвергаемся. Не очень рационален религиозный антисемитизм христианства: в Евангелиях, кроме Понтия Пилата, и персонаж-то нееврейский нелегко сыскать. Поэтому логичней христианский филосемитизм, тоже присутствующий в сегодняшнем мире: «Мы понимаем, что в нашей религии всё от вас», – говорила мне англичанка на произраильской демонстрации на одной из площадей Иерусалима 10 лет назад.

Рациональные причины антисемитизма: народы не любят живущих с ними рядом и от них отличающихся. Так, француз мне как-то пересказывал длинную серию не смешных анекдотов о тупости бельгийцев, вроде: «простояли полдня на сломавшемся эскалаторе, не догадавшись спуститься по ступеням». В свою очередь я слышал от бельгийской дамы: «Чудесная была бы страна Франция. Если бы не французы…».

Другая причина – некоторые из наших традиционных занятий. Должники, понятно, не любили ростовщиков. Правда, рассказывают об одном итальянском городе: намучившись с еврейскими ростовщиками, изгнали горожане от себя евреев. Но вскоре призвали назад. Кредит людям необходим, а свои ростовщики драли с горожан куда худший процент, чем евреи.

История с ростовщиками имеет продолжение сегодня. «Захватчики Уолл стрит» определили, что все беды в их жизни – от банков – тех же ростовщиков. И антисемитизм «захватчиков» – это, видно, деформированные антиростовщические настроения прошлого. Иллюстрируют это плакаты «захватчиков» – вроде такого, на котором начертано: «Человечество против Ротшильдов».

Комплексы относительно успешности евреев и зависть подогревают антисемитизм. В романе Фейхтвангера литовец, судящийся с евреем, говорит: «Легко быть умным, когда ты еврей. Попробовал бы на моём месте». Но тут же причина и почтения к евреям, иногда незаслуженного. Майор на военной кафедре МГУ называл моего товарища Борю Ланду не иначе, как Ландау, и был уверен почему-то, что Боря станет академиком по физике, хоть мы учились на факультете психологии.

И всё же главная причина преследования евреев, думаю, в другом. Преследуют тех, кого можно, того, кто слабее. Организаторы провокации «дела Бейлиса», как я понял по опубликованному, не любили евреев в такой же степени, как и своих детей. Смысл провокации был экономический – обрести повод для погрома и грабежей безответных евреев.

Помню с младших классов школы – обижают слабаков. Если можешь постоять за себя – антисемитизм сменяется уважением. Евреи, правда, обычно хотят ещё и любви. В. Жаботинский в своём знаменитом эссе «Русская ласка» упрекает русскую литературу, что она «устами своих лучших ни одного доброго слова не сказала о племенах, угнетенных под русскою державой». Я не понимаю потребности в любви от антисемитов.

Люди восхищаются силой. Далеко не все деяния Геракла были достойны: убил царицу амазонок Ипполиту, чтобы украсть её пояс, украл красных коров Гериона, обижал животных: Немейского льва, Лернейскую гидру. Наш герой Самсон сначала женился на идолопоклоннице, потом связался с блудницей Далилой. Но оба были сильны, поэтому прославляемы.

Осознание этого определило, я думаю, главную задачу сионизма – сделать евреев сильными. Беспримерная победа в истории современных войн – израильская в июне 1967 года – показала, что эта задача выполнена. Дата той войны обозначила конец старого антисемитизма. Во всём мире евреи стали вызывать почтение. Даже в исторически антисемитской России, при враждебном евреям правительстве, отношение народа к евреям резко изменилось. Возросло самосознание и евреев. Именно в то время возникло в СССР движение еврейского возрождения.


Соглашения Осло.
Рис. Бориса Эренбурга, Нешер

Дата возникновения нового антисемитизма тоже известна. Это 13 сентября 1993 года, время подписания Ословского аккорда в Вашингтоне. В один момент евреи опять стали слабаками, просящими мира у сброда ничтожных террористов и детоубийц. Лукавый израильский премьер Ольмерт позже от имени евреев распишется в слабости и произнесёт страшные слова: «Мы устали побеждать».

Мир воспылал любовью к «палестинцам» не потому, что их обижают, и не потому, что они слабые. Слабых никто не любит. «Палестинцев» полюбили, потому что они выглядят сильными, потому что бомбами, собранными на кухонном столе, они способны взорвать автобус с людьми, молодежную дискотеку или пиццерию. Потому что позволяют себе пулять десятки тысяч ракет из Газы в Израиль и могут выменять на одного неудачливого капрала больше тысячи своих террористов. Потому что издыхавшая в Тунисе в 1993 году ООП превратилась в важного игрока, владеющего территорией, армией, вершащего мировую политику.

Соответственно, после «Осло» изменилось восприятие себя еврейством. Возродились комплексы слабых, проснулась самоненависть. Расцвели десятки еврейских антиизраильских организаций в США и, увы, в Израиле. Новый антисемитизм сегодня (по крайней мере, в Америке) в большой степени еврейский.

Конечно, жульничеством являются попытки разделить антисионизм и антисемитизм. Израиль сегодня – это судьба евреев. По крайней мере, не принявших сознательное решение исчезнуть, раствориться среди народов. Ненависть к Израилю – это ненависть к евреям.

Поэтому перспективы нового антисемитизма, вместе с ним самосознание евреев галута, зависят от того, как осознаёт себя Израиль. Принятие Израилем на себя позиции слабости усиливает новый антисемитизм в мире, порождает в евреях самоненависть и разрушает еврейство галута. Возрождение осознания своей правоты и силы Израилем не оставит места новому антисемитизму.

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*