Archive for April 14th, 2011
Жизнь Фрица Габера была соткана из трагических противоречий. Габер, еврей по происхождению, был патриотом Германии, которая впоследствии жестоко отплатила немецким евреям, преданно любившим свою родину.
Габер известен прежде всего как создатель печально известного газа «Циклон Б», которым умерщвляли узников нацистских лагерей смерти.
Фриц Габер родился 9 декабря 1868 года в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) в семье коммерсанта. Юный Габер был преисполнен амбиций и мечтал о громкой славе. «У нас есть единственный предел — предел наших собственных способностей», — писал он. Фриц изучал химию в университетах Гейдельберга, Цюриха и Берлина. Историк Фриц Штерн, близкий друг семьи Габеров, впоследствии вспоминал: «Фриц был очень целеустремленным, но, в то же время, очень уязвимым юношей».
Германия, недавно объединенная Бисмарком под эгидой Пруссии, переживала экономический бум и нуждалась в молодых талантливых ученых. В то же время на рубеже столетий в стране стремительно рос антисемитизм, что очень тревожило Габера.
Он бился над одним из самых насущных вопросов своего времени: как прокормить растущее население? Для увеличения урожаев требовалось больше азота, который в то время с большим трудом доставляли из Южной Америки.
В 1909 году Габер вместе с инженером химической компании BASF Карлом Бошем разработали уникальный способ производства аммиачных удобрений из азота и водорода. Удобрения стали применять все шире, и это привело к невиданному росту урожаев и к тому, что страх перед опустошающим голодом во многих районах мира ушел в небытие. Один наблюдатель называл это «самым важным технологическим изобретением XX века». Оно же послужило толчком для стремительного развития химического оружия во время Первой мировой войны. Преданный Германии Габер был готов отдать все свои силы и знания на благо родины. Рассуждая о войне и мире, Габер как-то сказал: «В мирное время ученый принадлежит всему миру, но во время войны он принадлежит только своей стране».
Габер сыграл важнейшую роль в создании как химического оружия массового поражения, так и средств защиты от химических отравлений. Именно он разработал смертельный газ хлорин и противогазы с абсорбирующим фильтром. Жена Габера, Клара Иммервар, тоже химик, противилась его опытам над ядовитыми газами. В конце концов она совершила самоубийство — возможно, в знак протеста против того, что ее муж лично контролировал первое удачное применение отравляющего газа в битве при Ипре (22 апреля 1915 года). Она выстрелила себе в сердце утром 15 мая, и в это же утро Габер отправился на Восточный фронт, чтобы понаблюдать за использованием отравляющих газов против русских войск. Фриц Габер сам обучал бойцов газового подразделения тому, как пользоваться газовыми баллонами; под его началом служили будущие нобелевские лауреаты Джеймс Франк, Густав Герц и Отто Ган. Газовая война, как часть Первой мировой войны, по сути, представляла собой войну химиков, где Габер противостоял французскому ученому Виктору Гриньяру.
Габер был патриотом Германии и гордился тем, что помог своей стране во время Первой мировой войны.
К концу войны Габер женился во второй раз. Получив Нобелевскую премию за работы с аммиаком, он в то же время опасался ареста по обвинению в совершении военных преступлений — за исследования в области отравляющих газов. Потерпевшая поражение Германия должна была выплачивать гигантские репарации, и Габер заявил, что поможет родине тем, что сможет извлечь золото из морской воды. В 1920-х годах Габер упорно искал метод выделения золота из морской воды и опубликовал несколько научных статей на эту тему. В конце концов он пришел к выводу, что концентрация золота, растворенного в морской воде, гораздо ниже, чем сообщалось в работах его предшественников, и что выделение золота из морской воды экономически невыгодно.
Способности Габера были оценены нацистами, которые предложили ему дополнительное финансирование, чтобы он продолжил работу над вооружениями, хотя многие ученые еврейского происхождения были отстранены от работы в этой области. Однако антисемитская кампания не прошла мимо. «В начале 1933 года он пришел к себе в институт, и швейцар сказал ему: “Еврею Габеру вход воспрещен”», — рассказывала его дочь Ева.
Габер был морально сломлен и был вынужден покинуть Германию. Вместе со своим ассистентом Йозефом Вайсом он приехал в Англию. Эрнест Резерфорд принципиально не подавал ему руки из-за его причастности к разработке химического оружия. Хаим Вейцман предложил Габеру должность директора Института имени Зифа (ныне Институт имени Вейцмана в Реховоте), и Габер принял это предложение. Он уже собирался выехать в Палестину, но 29 января 1934 года 65-летний ученый скончался в Базеле от остановки сердца.
Габер завещал свою обширную библиотеку Институту имени Зифа. Ближайшие родственники Габера также покинули Германию. Его вторая жена Шарлотта с двумя детьми поселилась в Англии. Герман, сын Габера от первого брака, эмигрировал в США. Многие дальние родственники ученого погибли в концентрационных лагерях, где, по жестокой иронии судьбы, для умерщвления использовался газ «Циклон Б». Материал подготовила Полина Ковалевич – Jewish.ru
Египетские источники утверждают, что экс-президент Египта Хосни Мубарак пытался в понедельник ночью бежать из Шарм-аш-Шейха в находящийся по соседству саудовский город Табук. Но попытка провалилась.
Из сообщения следует, что наблюдательная башня в аэропорту Шарм-аш-Шейха получила в понедельник запрос на посадку от двух частных самолетов, из Эр-Рияда и из Табука. Конечным пунктом назначения обоих самолетов была столица Саудовской Аравии. Параллельно запрос на вылет из Шарм-аш-Шейка в Табук был получен от некоего вертолета. Наблюдательная башня, в соответствии с недавно полученными указаниями, передала запрос в Управление гражданской авиации в Каире. Новое правило на этот счет было введено 11 февраля этого года, после того, как семья Мубарака была помещена под домашний арест. Каир ответил на запрос однозначным отказом, запретив подниматься в воздух самолетам или вертолетам на борту которых могут находится члены семьи Мубарак. Попытка к бегству была предпринята семьей экс-президента после того, как им были переданы повестки в каирский суд. А уже в среду Мубарак был доставлен в Каир на вертолете и арестован. Правда его практически сразу пришлось поместить в военный госпиталь, так как состояние здоровья экс-президента оставляет желать лучшего, пишет интернет-издание news-israel.net. Источник: MIGnews |
Глава правительства Биньямин Нетаниягу, комментируя решение юридического советника правительства Йегуды Вайнштейна о вынесении обвинительного заключения против министра иностранных дел Авигдора Либермана, заявил, что он желает лидеру НДИ доказать свою невиновность. Нетаниягу отметил, что он работает с Либерманом много лет и считает его важной составляющей израильского правительства. “Я надеюсь, что Авигдор Либерман продолжит вносить свой вклад в общественную жизнь Израиля”, – подчеркнул премьер-министр. Председатель партии “Кадима” Ципи Ливни во время праздничного собрания крупнейшей оппозиционной партии обратилась к Авигдору Либерману, не присутствующему на этом мероприятии: “Либерман, правосудие должно вершиться, не делая различия между гражданами. Не делая различия между богатыми и бедными, между простыми людьми и членами правительства”. Ливни подчеркнула, что она целиком и полностью доверяет израильским правоохранительным органам и судебной системе, добавив, что в демократическом государстве недопустимо вмешательство сторонних резонов в правосудие. Депутат Талеб ас-Сана (РААМ-ТААЛ) заявил, что решение Йегуды Вайнштейна доказало факт обмана доверия избирателей Авигдором Либерманом и призвал лидера НДИ покинуть свой пост, а главу правительства Биньямина Нетаниягу ас-Сана призвал немедленно уволить Либермана, чтобы “недостойные люди не представляли Израиль в мире”. К отставке Либермана призвал и председатель фракции МЕРЕЦ Илан Гилаон. Он добавил, что Авигдор Либерман “пытался разрушить органы правосудия Израиля и избежать суда, назначая министров юстиции, внутренней безопасности и юридического советника правительства, но не преуспел в этом”. Напомним, что Вайнштейн может предъявить Либерману обвинения в мошенничестве и злоупотреблении доверием, получении выгоды мошенническим путем при отягчающих обстоятельствах, отмывании денег и оказании давления на свидетеля. По версии прокуратуры, данные правонарушения Аивгдор Либерман совершил в период с 2001 по 2008 год, будучи министром или депутатом Кнессета. Предположительно, занимаясь политической деятельностью и занимая государственные посты, он продолжал управлять частными компаниями, хотя это запрещено законом, и получал крупные суммы от бизнесменов, в том числе, Мартина Шлафа, Михаила Черного, Даниэля Гитенштейна и Дана Гартлера. Обвинения во взяточничестве Либерману предъявлены не будут. Самым тяжелым пунктом черновика обвинительного заключения стало обвинение в отмывании денег. Сам Авигдор Либерман прокомментировал решение юридического советника правительства в заключение своей речи перед активистами НДИ: “Я всегда действовал и действую по закону, и мне нечего бояться. Впервые за последние 15 лет мне предоставили возможность, наконец, доказать, что я никогда не нарушал закон, и я смогу это сделать”. Источник: NEWSru |