Archive for November 16th, 2010

 

Американский драматург Джозеф Стайн написал множество пьес, либретто и сценариев. Но главным произведением в его жизни стал известный во всем мире мюзикл «Скрипач на крыше»…

ВСЕ МЫ — СКРИПАЧИ НА КРЫШЕ

Американский драматург Джозеф Стайн — автор либретто, как минимум, 15-ти мюзиклов, множества театральных и телевизионных пьес. Но настоящую известность в мире принесло ему произведение «Скрипач на крыше» — мюзикл, а потом и одноименный музыкальный кинофильм, по мотивам повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник».
Стайн приступил к работе над созданием либретто для этого мюзикла в начале 1960-х годов — вместе с тогда уже знаменитыми соавторами: сценаристом и поэтом Шелдоном Харником (он писал для «Скрипача» тексты песен) и

Впервые спектакль был сыгран на сцене театра в Чикаго. И закончился полным провалом. Театральные критики обвиняли авторов в эклектичности, невыразительности, «излишней» сосредоточенности на «специфической» теме, неспособной заинтересовать массового зрителя.

Пропустив замечания «спецов» сквозь собственные фильтры, либреттист пришел к выводу, что сценарий и в самом деле нуждается в переработке. По его оценке, действию не хватало центрального стержня, на который можно было бы естественно нанизать сюжет мюзикла. Таким стержнем стала идея показать, какую роль играет традиция в человеческой жизни.

Все, что разрушало цельность концепции, безжалостно выбрасывалось. Однако менять «тематические акценты» он не собирался — слишком дороги были ему еврейские мотивы, воспоминаниями о которых жили его родители, сумевшие привить сыну чувство гордости за свой народ. К тому же, и само произведение «Тевье-молочник» имело для него особую, «ностальгическую» ценность. Образы персонажей этой повести отпечатались в его памяти с раннего детства. С тех пор, как отец читал ему, совсем еще маленькому мальчику, книги Шолом-Алейхема…

Джозеф родился 30 мая 1912 года в Нью-Йорке, в небогатой еврейской семье (отец его был галантерейщиком). Его родители в начале 20-го века, в смутные времена, когда над Европой витал призрак Первой мировой войны, бежали из Польши в Америку.

Он рос в Бронксе. Окончил Нью-Йоркский городской колледж и поступил в Колумбийский университет (Нью-Йорк, Манхеттен) на факультет социологии.

В 25 лет, получив звание магистра, Стайн несколько лет работает по специальности в психиатрической клинике. Попутно он начинает реализовывать свою давнюю мечту — пишет первые пьесы (литературное творчество привлекало его с детских лет).

Все в его жизни изменило знакомство с бродвейским актером Зеро Мостелем, который впоследствии станет первым исполнителем роли Тевье в мюзикле «Скрипач на крыше». А пока, в процессе этого знакомства, посещая спектакли с участием своего нового друга, Джозеф окончательно осознает, что социология — не его «стихия», что его истинное призвание — драматургия.

Он оставляет «скучную» должность, пишет сценарии постановок и передач для радио и телевидения. На бродвейской сцене он дебютирует в конце 1940-х годов — юмористическими миниатюрами, которые сочиняет в соавторстве с драматургом Уиллом Гликманом.

Годы спустя Стейн признавал, что все предыдущие творческие удачи и неудачи прокладывали ему путь к главному его достижению — мюзиклу «Скрипач на крыше».

Первая презентация новой редакции «Скрипача» состоялась 22 сентября 1964 года. Теперь уже — в Нью-Йорке, на Бродвее. И имела оглушительный успех.

Публику привлекало и удачно найденное название мюзикла, которое дал ему Стайн. Оно, как и задумывал либреттист, еще до просмотра воссоздавало некую атмосферу еврейского местечка, ассоциируясь с произведениями известного художника Марка Шагала (у Шагала есть картина с одноименным названием, на которой он изобразил крышу дома в Витебске и скрипача, будто готового взлететь в небеса).

Подчеркивая эту ассоциацию, Джозеф Стайн в открывающей театральный мюзикл «увертюре» задает тон всей постановке монологом Тевье, в котором звучит мысль, что «все мы, евреи — скрипачи на крыше, потому что должны быть ближе к Небесам, поднимаясь все выше и выше».

«Скрипач» продержался в репертуаре Бродвея без малого 9 лет. За эти годы спектакль удостоился девяти престижных наград, был сыгран 3 тысячи 242 раза и стал первым спектаклем, занесенным в Книгу рекордов Гиннеса за свое «долгожительство».

Последнее на том этапе представление «Скрипача» прошло на Бродвее в июле 1972 года. Но эстафета была уже подхвачена — мюзикл по либретто Стайна в конце 1960-х годов уже играли в Лондоне. Главную роль, роль Тевье, на лондонской сцене исполнял тогда еще никому неизвестный израильский актер Хаим Тополь.

«Скрипач» и израильскому дебютанту принес удачу и известность. В 1968 году в Лондон приехал американский кинорежиссер Норман Джуисон. Побывав на спектакле, он, плененный блистательной игрой израильтянина, пригласил Тополя сыграть ту же роль в кино. В то время Джозеф Стайн еще работал над сценарием фильма, который вышел на экраны в 1971-м и получил премии «Оскар» в трех номинациях (в том числе — и за сценарий) и «Золотой глобус».

Об успехе театральной версии мюзикла «Скрипач на крыше» у сдержанных британцев убедительно свидетельствует беспристрастный факт: в Лондоне спектакль, не сходя со сцены, выдержал более 2-х тысяч представлений.

Мюзикл по либретто Джозефа Стайна и сегодня не утратил свою актуальность. Его показывают в кино и ставят во многих театрах мира.

На Бродвее «Скрипач» возрождается где-то раз в десять лет. И за долгие годы его триумфального сценического шествия неизменно требовательный к себе и к своему детищу Стайн неоднократно вносил в него необходимые, на его взгляд, коррективы. Внося в сюжетную канву дополнительные яркие краски. Иногда — короткими, наполненными характерным и тонким еврейским юмором репликами.

Он и в обычном общении с людьми всегда слыл оригиналом и шутником. Даже болезни, которые начали с возрастом его одолевать, были для него, казалось, лишь поводом для «изобретения» новых, неожиданных и остроумных шуток. Чувство юмора никогда не изменяло ему.

Джозеф Стайн умер в Нью-Йорке, в манхеттенской больнице, 24 октября 2010 года. На 99-м году жизни… Материалы сайта www.evrey.com

 

Грибы карикатура с интернетаМнение российской опозиции в статье Ганапольского “ПЕРЕМНОЖЕННЫЙ НА НОЛЬ””
Когда Владимир Путин пришел к власти, то кто-то остроумно заметил, что «он всех перемножил на ноль».
Действительно, все исчезли, растворились.
Скажем иначе — заткнулись.
Удивительно, как оказалось просто интеллигенцию вновь загнать на кухню, простите, в Facebook, а бизнесменов отправить в стойло под девизом «Работаешь на нас — имеешь бабло, не работаешь — приходит доктор».
Путин «спасал страну». Как он ее спас — видно сейчас.
Но главная фишка, которая загнала всех в стойло — это процесс над Ходорковским и Лебедевым.
Когда подписывали пакт с Риббентропом, Сталин стоял чуть поодаль от стола и, толкая окружающих, говорил: «Вот видите, я этого не хочу, но он (Молотов) подписывает. А что я могу сделать?!..» И ухмылялся в усы, внимательно глядя на трепетавшего собеседника.
Путин по поводу Ходорковского не ухмыляется. Он просто четко говорит, что все решит суд, что у Ходорковского руки по локоть в крови и что он, Путин, не в курсе, что идет второй процесс.
Ложь в первых двух пунктах очевидна, а по третьему пункту есть такое замечание: я ехал с таксистом, мы говорили о Ходорковском, и таксист по этому поводу сказал коротко и ясно: «Не знает? Должен знать!..»
Справедливо.
Хотел или не хотел Путин, но он работает сталинскими методами — он говорит ложь, все это знают, но система контроля над национальным идолом уже разгромлена, поэтому ложь проходит. Ему не нужно задумываться, а уместно ли такое говорить? Не нарушает ли он каких-то законов? А очередной прокурор Лахтин мучительно выдумывает эту кровь.
Но время и Интернет сыграли с Путиным злую шутку.
Каждое его движение теперь на виду. На виду украинский синяк, «которого нет», на виду беспомощное видео, где он в сиротливой чужой квартире или в гостиничном номере с кинескопным телевизором типа «Рекорд» мучительно улыбается и отвечает на вопросы переписчика населения, чтобы это население думало, что он так и живет, убогий.
Во чье благо эта ложь?
Удивительно, но для Путина подлог — это составная часть его правды, так называемого блага для страны.
Подлог — благо!
Он думает, что так можно.
Но в наше время так думают только те, кто из него выпал.
Вернемся, однако, к сидельцам.
Видимо, Путин полагал, что народу российскому на Ходорковского и Лебедева плевать, а жалкие вопли правозащитников и остатков не купленной интеллигенции за кремлевской стеной и броней его членовоза слышно не будет.
Он ошибся.
Семь лет сидения Ходорковского и Лебедева — это семь лет каторги для нацлидера.
Каждая пресс-конференция — это обязательный вопрос про сидельцев и обязательная злая реплика в ответ, что суд разберется, что руки у Ходорковского по локоть в крови. Гуманитарные организации не отстают, международные правозащитники не спят, лидеры некоторых стран интересуются.
Всем, почему-то, Ходорковский и Лебедев интересны.
Все спрашивают, почему они сидят?
Не политический ли процесс?
Это как же его, Путина, притомили, что гарант Конституции, временно премьер, может лепить ерунду про кровавые руки, зная, что подобного официального обвинения и близко нет, что завтра же эту его фразу обсмеют и поиздеваются над ним на полную катушку. И от этой издевки ему ни в каких членовозах не скрыться.
Но он идет на подлог, потому что пребывает в огорчительном расстройстве.
Его, бедного, достали.
Хотя он достал себя сам.
Сотрудник спецслужб должен помнить историю своего ведомства.
Сахарова заперли в Горьком, но товарищам из политбюро от его сидения икалось ежедневно, да так, что вставная челюсть выпадала. И без всякого Интернета.
Конечно, у Путина сейчас много других, более значимых проблем. И главная — из его рук ускользает страна.
Время неумолимо: даже если он опять привычно сядет на трон в 2012-м под восторженный вой купленной интеллигенции, журналюг на зарплате и равнодушного голосования «за привычное» уставших граждан — это уже будет не его страна.
Его страна закончилась с окончанием царства нефти и газа — единственного, что он считал силой.
Но за прошедшие полтора года стало понятно, что мир изменился кардинально, что пресловутые инновации, о которых премьер говорит слегка иронично, это последний шанс для России выжить.
А временное правление Медведева еще больше это проявило.
— У вас не тот воздух, — говорит нобелевский лауреат на предложение приехать работать в Сколково. Полагаю, что эта фраза для Путина, знающего немецкий и английский, тем не менее совершенно непонятна и вызывает лишь раздражение. Действительно, у нас тут свой воздух, суверенный, сдобренный манифестом Михалкова.
Вперед к традициям, так сказать…
Итак, судья Данилкин удалился писать приговор. Но он пишет приговор не только сидельцам, но и Путину, и никак иначе.
Мир каким-то удивительным образом устроен так, что никто никого окончательно победить не может.
Путин может Ходорковского и Лебедева засадить, но не победить — думаю, что разница в понятиях очевидна.
И что бы ни написал Данилкин в своем отчаянном приговоре, потея от страха и ответственности, потому что вписывает в историю и себя несчастного, приговор самому Путину, написанный между строк в этой же бумаге, там содержится: каждый день их сидения — это продолжение путинских мучений.
Это все те же вопросы на пресс-конференциях, это статьи в западной прессе и своей, неподконтрольной, это митинги протеста, это издевательства в блогах.
А главное — это испорченный триумф в 2012-м, после чего международное и внутреннее давление по поводу этого антиправового процесса будет только усиливаться.
И к чему оно приведет к началу сочинской Олимпиады — еще никому не известно. У каждого лидера свой Афганистан, даже если он называется Ходорковский.
И все это при ускользающей из рук и падающей вниз стране.
Владимир Путин перемножил все на ноль.
Все, кроме времени.
Теперь пришел момент, когда время перемножает на ноль самого Путина.
ПЕРЕМНОЖЕННЫЙ НА НОЛЬ   9 НОЯБРЯ 2010 г. МАТВЕЙ ГАНАПОЛЬСКИЙ   ej.ru

 

Палестинцы найдут повод

Утверждение израильским правительством нового моратория на строительство в Иудее и Самарии задерживается из-за несогласия палестинцев с продолжением строительства в столице. Об этом сообщил газете The Times высокопоставленный дипломатический источник в Иерусалиме.

По словам источника британского издания, в Рамалле считают, что США предоставили “идеальные условия” Израилю и проигнорировали интересы палестинцев. В окружении Абу-Мазена подчеркивают, что “американская инициатива лишают палестинцев будущего”.

Напомним, что Биньямин Нетаниягу намерен вынести на утверждение правительства предложение о возобновлении моратория на три месяца, которое включает приостановку строительства во всех поселениях Иудеи и Самарии. Однако данный мораторий не будет включать Восточный Иерусалим.

Договоренность об этом была достигнута на встрече Нетаниягу с главой американского госдепа Хиллари Клинтон в Нью-Йорке. В замен на согласие приостановить строительство американцы пообещали Израилю помощь новейшими вооружениями и на дипломатической арене.

На июльском саммите в Вашингтоне. Архивное фото пресс-службы главы правительства   Курсор

 

Мэр Иерусалима Нир Баркат выступил на заседании парламентской комисси по госконтролю и, среди прочего, ответил на вопрос: ‘Почему муниципальные службы медлят с разрушением незаконно построенных арабских домов в районе Шилоах (Кфар-Силуан)’.

‘Мало кто представляет, какого масштаба достигло незаконное арабское строительство в восточных кварталах Иерусалима. Речь идет о тысячах, а, возможно, и десятках тысяч незаконных строений. По нашим данным, лишь в квартале Шилоах, который, более или менее, у нас “на виду”, 90% арабских домов построены незаконно’, – сказал Нир Баркат и продолжил:

‘Сейчас, когда мы с вами разговариваем, в Иерусалиме наверняка заканчивается строительство очередного незаконного арабского дома, количество которых увеличивается буквально не по дням, а по часам.

Между тем, представители полиции и юридический советник правительства недавно отказались утвердить нашу просьбу о привлечении частной фирмы для охраны сотрудников муниципалитета, которые занимаются разрушением незаконно построенных домов.

Таким образом, у нас просто нет сил и средств отслеживать и контролировать этот процесс. Речь идет не об отдельных недоработках на муниципальном уровне, а о полном провале государственной системы контроля за незаконным строительством в арабском секторе и соблюдения закона в этой сфере’.  7kanal.com