Глубокое понимание проблем русского еврейства в свое время обнаружил Николай Семёнович Лесков (1831 -1895)  в его очерке “Евреи в России”. Этот очерк был подготовлен в 1883 г. по запросу соответствующей особой комиссии после волны погромов, прокатившейся на юге России. Нельзя не согласиться с В.Соловьевым, что это лучший трактат по данному предмету как по полноте и силе аргументации, так и по живости изложения. Автор по существу вовсе не объясняется в любви к евреям (достаточно вспомнить “Ракушанского меламеда” или “Владычный суд”, “жидовскую кувырколегию”), он больше отталкивается от интересов русского народа, которому евреи не помеха, а полезное, даже оздоровляющее пополнение.  “Еврей  способен  и  к  высшей  патриотической   жертве  в  соучастии  с иноплеменными людьми, среди коих  он живет. Надо только, чтобы он не был ими обидно отталкиваем…Если  же и есть евреи,  которые не любят Россию, то это понятно: трудно пламенеть любовью  к тем,  кто тебя постоянно отталкивает. Трудно  и служить такой стране,  которая,  призывая евреев к  служению, уже вперед предрешает, что их  служение бесполезно, а  заслуги и самая смерть еврея на военном поле не  стоят даже  доброго  слова.  Не обидно  ли, что  когда  русскому солдату напоминают пословицу, что “только плохой солдат не надеется быть генералом”, то  рядом  с  ним  стоящему в строю  солдату-еврею прибавляют: “а  ты, брат, жид,– до тебя это не касается… И затем после такого  военного красноречия  ведут рядом в  огонь  битвы обнадеженного русского и обезнадеженного еврея… Не   знаешь,   чему  более  удивляться:  этой   бестактности  или  этой несправедливости, каких не позволяют себе люди нигде, кроме как в России. По-настоящему  все  это  не  может  вызвать  ничего,  кроме  скрытой  и затаенной, но непримиримой злобы… Однако  подивимся: таких  чувств  нет  у обиженных русских евреев. Пусть сегодня отнесется Россия к ним как мать, а не как  мачеха  и  они  сегодня же готовы забыть все,  что  претерпели  в своем тяжелом прошлом, и будут ей добрыми сынами… Евреи, например,  трудолюбивы,  бережливы, чужды мотовства, празднолюбия,  лености и пьянства…Евреи  почти повсеместно  стараются  устранять свои семейства от этого  рода соблазнов. Пьянице приятнее, чтобы с ним пили, игроку — чтобы с ним играли, блуднику — чтобы с ним шли к блуднице; но тешить таких  людей податливостью не  следует. Однако,  к  удивлению,  такая-то именно осторожность вменяется евреям  не  в похвалу, а в  порицание.  О прелюбодеянии…известно, что евреи очень семьянисты, и одна черта благославенного многочадия показывает их верность брачному ложу. Женатый еврей не видит нужды искать то за домом, что у него есть дома и принадлежит ему не только по праву, но даже составляет его священную супружескую обязанность…Племя еврейское способно давать людей…очень мужественных и отважных, но пролитие крови еврею всё-таки противно, и если бы все это знали, то пошлая книжка об употреблении евреями христианской крови была бы встречена только со смехом, а не с доверием…Убийство в еврействе реже, чем среди других людей. Еврей не любит пролития крови и чувствует к ней отвращение, даже в жарком или в бифштексе…Родителей своих евреи почитают не хуже, чем прочие, а может быть, даже и несколько лучше. По крайней мере, известно, что жалобы на детскую непочтительность в еврействе составляют необычную редкость…Евреи всегда переживали и сочувствовали своим соплеменникам если на них обрушивалась беда. Почти невозможно указать другую национальность, где бы сочувствие своим было так велико и деятельно как в еврействе”.  Как и Владимир  Соловьёв,  он в своих произведениях проводит мысль о том, что отношение христианской церкви к евреям не соответствует духу христианства. О характере евреев он пишет: ” Евреи прежде всего отличаются глубокой преданностью Богу своему до полного самопожертвования…. Во-вторых, евреи отличаются крайним развитием самочувствия, самосознания и самодеятельности…. Наконец, третья отличительная черта евреев – их крайний материализм.” Как христианин, Вл. Соловьёв призывает помнить, что евреи не только отвергли Христа, но и представляли избранный Богом народ, из их среды вышли все христианские деятели первых лет, да и сам Христос и богоматерь Мария были евреями.

 

       Суть еврейского вопроса наиболее полно и обстоятельно изложена в произведениях крупнейшего русского философа Николая Александровича Бердяева (1874 – 1948) “…Со всякой материалистической и позитивно-исторической точки зрения этот народ  давно должен был бы перестать существовать. Его существование есть странное, таинственное и чудесное явление, которое указывает, что с судьбой этого народа связаны особые предначертания.” – пишет Бердяев. Впервые он чётко разграничил типы антисемитизма в русском обществе: эмоционально-обывательский, расовый, экономический, политический, завистливый, религиозный. Касаясь роли евреев в революции и, в частности, в участии их представителей в проявлениях жестокости, Бердяев пишет: “ Евреи играли немалую роль в революции, они составляли существенный элемент в революционной интеллигенции, это совершенно естественно и определялось их угнетённым положением. Что евреи боролись за свободу, я считаю их заслугой. Что и евреи прибегали к террору и гонениям, я считаю не специфической особенностью евреев, а специфической и отвратительной особенностью революции на известной стадии её развития.”  Активнейшее участие евреев в революции отрицать невозможно. Но во всех случаях эти революционеры отождествляли себя с российским народом. В его освобождении они видели освобождение и для своего народа. ”Погромный антисемитизм есть проявление слабости русского характера, неспособности мужественно отстаивать свои идеи и свой дух. Нет ничего унизительнее, чем эти озлобленные жалобы на то, что евреи повсюду начинают играть слишком большую роль в современной культуре. Роль евреев действительно непропорционально велика. Но что же делать? Смешно претендовать на то, что еврей Эйнштейн открыл закон относительности. Если мы, русские, немцы, французы, англичане, хотим играть большую роль, то будем проявлять больше духовной силы, больше дарований, больше верности своей идее и своей вере, больше активности. Другого достойного пути нет. Мы еще претендуем на то, что у евреев есть большая сплоченность, солидарность, готовность помогать друг другу. Так как мы сами очень мало склонны к сплоченности и солидарности и всегда готовы поедать друг друга, то остается злобствовать и бессильно завидовать. Все это наводит на мысль о наших русских грехах. Мы сами виноваты в нашей несчастливой судьбе, не евреи, даже не большевики, а прежде всего мы сами, каждый из нас. С этого сознания должно начаться возрождение.”

 

      C глубоким проникновением в суть вопроса пишет об особенностях положения евреев в России православный священник  С.Н. Булгаков. Указав, что борьба против евреев является одновременно борьбой с христианством, т.к. опрокидывает как Ветхий, так и Новый Заветы, он подвергает критике философию расизма в целом. Весьма симптоматично, что его работа “Расизм и христианство” была написана в 1941 г., когда фашизм в Европе достиг своего апогея и крах его представлялся весьма проблематичным. Он подверг уничтожающей критике писания гитлеровского идеолога А. Розенберга: “Расизм … представляет собой острейшую форму анти-христианства, злее которой вообще не бывало в истории христианского мира.” Рассматривая книгу А. Гитлера ” Майн кампф” он указывает на то, что в основе расизма является соперничество с иудаизмом. ” Душа расизма,– пишет Булгаков – …есть плохо скрытая, отчасти и бессознательная зависть и ненависть к еврейству и соперничество с ним, отсюда проистекающее.”  По мнению Булгакова роль еврейства, как “оси всемирной истории”, выражается в воле божьей о признании евреев избранным богом народом. Концентрацию еврейского влияния он видит в таких общественных явлениях как масонство, социал демократия и даже большевизм. Булгаков утверждает также, что, даже ассимилируясь, еврей не теряет собственного лица. Современная практика совершенно не подтвердила это высказывание. Особенно стали заметны различные “лица” евреев в местах их эмиграции: США и Израиле.

      Интересны и поучительны размышления об особенностях еврейского народа крупного русского историка и философа Л.П. Карсавина. Свою работу “Россия и евреи” автор начинает с утверждения о том, что “среди ассимилирующихся евреев наблюдается обострённое чувство стыда за своё происхождение”. Такое явление существует, но объяснение, приводимое автором, что причиной этого является то, что еврейская культура обладает “идеей универсализма, особой предызбранности, первенствующего положения среди народов мира“, не полностью раскрывают суть этого явления. Суть же, скорее, в том настороженном ощущении враждебности, которое всегда сопровождает еврея в христианской среде. Именно христианин, в силу многовековой приобретённой ментальности, не может преодолеть своего настороженного чувства обособленности еврея. Не каждый еврей обладает достаточной самоуверенностью, чтобы быть в состоянии пренебречь чувствами окружающих. Это проявляется в постоянном желании еврея выглядеть лучше, чем он есть на самом деле.  Касаясь причин непропорционально большого участия евреев в социалистических и революционных движениях 19 и 20 веков, Карсавин, как и следует религиозному человеку, объясняет их отходом от иудейской религии и психологическими трудностями, связанными с признанием Христа. “С религиозной точки зрения, – пишет Карсавин – судьбы мира связаны с обращением евреев к Христу.”  По его мнению ” антисемитизм не был характерным явлением для русской интеллигенции и для русского, по крайней мере, для великорусского народа. … Не следует смешивать с антисемитизмом дурную привычку русского человека позубоскалить над евреев или поругать “жидов” … Религиозно-культурный расцвет еврейского народа прежде всего даст ему силы для национальной концентрации.”  Как известно, история отклонилась на 75 лет от этого пути. Однако, взаимодействие еврейского и русского народов продолжалось к обоюдной пользе.  ”Ассимилирующийся еврей – пишет Карсавин – неизбежно становится абстрактным космополитом…. Он исповедует не национальные идеалы, а идеалы общечеловеческие, которые вне своих национальных индивидуаций абстрактны, безжизненны и вредоносны.” Именно это, по мнению автора, превращает его в демократа и социалиста. Весьма характерно, что близкая к этому позиция, правда, закамуфлированная интернационалистскими лозунгами, наряду с желанием не обострять отношений с коренным народом и привела коммунистов России во второй половине 20 в. к сползанию к идеям национал-социализма. Это проявилось в печально известной кампании руководства КПСС против, якобы, характерного для евреев “космополитизма”.

      Интеллигентам, чаще всего,  свойственно  филосемитство.   У Андрея Сахарова, например, было глубокое отвращение к антисемитизму. Оно проявлялось не в индульгенции детям “богоизбранного народа”, а во внимательном любопытстве и формулировках, порой весьма утрированных. Сахаров, например, писал о своем товарище детства, в котором его “привлекала национальная еврейская интеллигентность, не знаю, как это назвать – может, духовность, которая часто проявляется даже в самых бедных семьях. Я не хочу этим сказать, что духовности меньше в других народах, иногда, может, даже и наоборот, и все же в еврейской духовности есть что-то особенное, пронзительное”. А в товарище студенческих лет привлекала “национальная, по-видимому, грустная древняя тактичность”. Трудно представить, что Сахарову не встречались жлобы и мерзавцы еврейского происхождения. Теоретическое филосемитство русского интеллигента легче объяснить отталкиванием от вполне практического антисемитизма. Того же происхождения было его практическое сочувствие к крымским татарам и российским немцам, когда он соприкоснулся с их национально-советскими бедами. Разница лишь в том, что традиция антисемитизма была сильнее – законы царской России ограничивали по национальному признаку только права евреев. Сахаров получил от Тамма его “безотказный способ определить, является ли человек русским интеллигентом, – истинный русский интеллигент никогда не антисемит; если же есть налет этой болезни, то это уже не интеллигент, а что-то другое, страшное и опасное”. 

      В заключение приведу ряд высказываний на заданную тему  именитых учёных и деятелей русской культуры, в том числе и ныне живущих, перечень которых, разумеется, можно значительно продолжить.

Андрей Битов – российский писатель:

Я борец за свободное употребление слова «еврей». Сколько можно вздрагивать от этого обстоятельства? Я вспомнил Розанова, который написал, по-моему, еще в 1906 году в связи с какими-то манифестами в своих записочках: «Экая теперь забота для русского интеллигента, как бы еврея не обидеть?..» Слово «еврей» режется пополам: произнесенное евреем и неевреем. Слова «еврей» и «русский» существуют, они не оскорбительны, и до каких пор я должен вздрагивать, что я русский?! Мы живем в стране, у которой практически до сих пор нет менталитета. Кто такие русские, сказать трудно. Когда у меня спрашивают: кто такие русские? — я говорю: знаете, это не получившиеся немцы, не получившиеся евреи, не получившиеся японцы. И точно так же с кавычками у меня спрашивают: «А почему японцы?» Про евреев или немцев почему-то не спрашивают. Как и слово «еврей», еврейский вопрос есть и его нет — раздвоение сознания. Так получилось, что я, русский человек, в «Пушкинском доме» поднял еврейский вопрос. Мы с евреями объединены одной любовью — любовью к русскому языку. Это еще отметил Борис Парамонов в эссе «Русский человек как еврей». Оно начинается именно с этой раскладки, что людей, настолько посвятивших себя слову или уверовавших в него, как русский или еврей, нет. Поэтому их так легко надуть и обмануть, потому что они слишком верят в слово, полностью начинают ему соответствовать. Нет лучших читателей и нет более филологически языковых народов, чем евреи.

Александр Бушков – российский писатель:

Вся беда, по-моему, в пресловутой «черте оседлости». Будь у евреев возможность жить не в гетто, без всяких «процентных норм», наверняка не было бы и такого количества революционно настроенной молодежи. Нытье некоторых, что в этом случае евреи-де «захватили» бы, «погубили» и «заполонили» Святую Русь, на самом деле – не более чем комплекс неполноценности. Человек сильный, состоявшийся, уверенный в себе не боится никакой конкуренции с кем бы то ни было и в жизни не поверит, что его «заполонят»…Ведь никакой другой страны (а повсюду, кроме России, евреи жили без всяких «черт оседлости»), евреи не «заполонили», не «развалили». Скорее даже наоборот: Британская империя достигала наивысшего расцвета и наибольшего приращения территорий, когда премьер-министром был не британский пэр, а крещеный еврей Дизраэли…Напрашивается вывод: есть в британцах нечто, позволяющее им добиваться успеха и процветании безо всякого нытья об «уннутреннем супостате». И, соответственно, немало русских, увы, обладают кое-чем совершенно противоположным: привычкой сплошь и рядом сваливать собственную лень на козни «супостатов». А ведь для успеха нужно так мало: всего лишь не считать себя заранее слабее, глупее и бездарнее еврея. И все приложится!

 

 

 

Илья Глазунов  –  российский живописец и график, народный художник СССР:

Антисемит – это тот, кто борется против еврейства, ненавидит всё еврейское.         Я же всю жизнь борюсь не против чего-нибудь, а ”за” – за русскую культуру.          И в меру своих сил помог возрождению в России культуры еврейской.  Какой же я, чёрт возьми, ”чёрный националист”?! В России речь в первую очередь должна идти о борьбе не с антисемитизмом, а с антирусизмом.Это главный нерв, рождающий всё :  и преступность, и антисемитизм, и неонацизм…Мы живём в одном доме – русские и евреи. Мы же не хотим, чтобы протекала наша общая крыша,чтобы соседи избивали  друг друга ?.. – Я всегда повторяю, что русский для меня тот, кто любит Россию. А у нас слова “патриот” и “Россия” стали бранными. Понятна поэтому и ненависть некоторых людей ко мне. Для меня же еврей Левитан – великий русский художник. И так было стыдно, что в год столетния со дня смерти Левитана мне пришлось защищать его, потому что одна из демократических газет обругала художника: вот, мол, всякие березки. Кому сейчас это нужно! А любимый мною Бенуа или Рерих – они не русские?.. Идеальных государств после гибели Великой России в 1917 г. не существует на карте мира. Как положительный пример могу назвать Израиль. Уважаю еврейский народ. В течение 40 веков евреи сохранили религию и культуру. И сегодня мертвый язык — иврит — стал языком разговорным, языком государственным. У них религия не отделена от государства, как во многих странах. В кнессете вы не встретите представителей других национальностей, выдающих себя за евреев. Памятуя о русской всемирной отзывчивости, о которой говорил мой любимый писатель и философ Достоевский, я, будучи русским художником и дворянином, являюсь одним из создателей еврейского камерного театра. По их просьбе сделал декорации к постановке Ю. Шерлинга «Черная уздечка белой кобылицы».

Станислав Говорухин – российский кинорежиссёр и обществнный деятель: 

Именно шум, pазвеpнувшийся в сpедствах массовой инфоpмации поpождает антисемитизм. Нельзя пpидавать таким эпизодам столь сеpьезное значение. А тут еще пpизывы запpетить компаpтию – и Макашов, и все коммунисты оказываются в pоли гонимых. В наpоде уже пошел pопот: как они объединились, слова нельзя о них сказать! Уже появился эффект бумеpанга. Вот на моем столе две пачки писем, в одной Макашова кpитикуют, в дpугой – защищают. Втоpая пачка в тpи pаза толще. Подпитывать антисемитизм очень опасно. Антисемит – это пpежде всего пpовокатоp, котоpый сбивает общество с истинных пpоблем на ложные. Вождь миpового пpолетаpиата Владимиp Ильич Ленин был яpым пpотивником антисемитизма не потому, что у него была евpейская кpовь, а потому, что видел: нужная ему цель – буpжуазия – отходит на втоpой план в сpавнении с евpеями. Сегодняшняя истинная цель – свеpжение олигаpхии, освобождение от яpма жуликов, выбоpы настоящего пpезидента. Вместо этого Макашов пытается напpавить гнев наpода на евpеев, котоpых всего 600 тысяч. Я уж не говоpю, что это глупость, если вспомнить, что сделали евpеи для России! Я вполне допускаю, что за кампанией стоит какая-то сила, котоpой сегодня выгодно pазжигание антисемитских настpоений.  

Александр Дугин – российский философ и публицист:

Еврейский народ является уникальным явлением мировой истории. Он явно идет по совершенно особому, свойственному лишь ему религиозно-этическому пути, выполняет сквозь тысячелетия таинственную и неоднозначную миссию… Нет сомнений, что евреи отличаются уникальными способностями в некоторых социальных, хозяйственных и культурных областях. Века рассеяния многому научили маленький, но стойкий, упорный народ, не желавший отказываться от своей древней мечты, от многотысячелетней религии, от далекого завета. Глядя на все окружающее как на временное, отстраненное, преходящее, евреи выработали ряд поразительно динамичных черт, позволяющих им мгновенно ориентироваться в социальных катаклизмах, в быстротекущих процессах государственного и национального масштаба, протекающих в среде больших народов, которые, будучи всегда у себя дома, воспринимали все с определенным отставанием.

 

Сергей Кара-Мурза – российский писатель и историк:

Я не потому не антисемит, что имею друзей-евреев и люблю их. Это к делу не относится никак. Можно быть отъявленным расистом и влюбиться в мулатку. Да у меня, похоже, и нет уже друзей-евреев, я с ними разошелся в октябре 1993 г. А когда я с ними дружил, то любил их за их ум и нрав, а вовсе не за особые еврейские черты. Критерий “дружить с евреем” или “влюбиться в мулатку” верен для больших чисел, и по этому критерию русские – не антисемиты, это факт. Но я говорю о себе лично, и социология тут бессильна. Наоборот, глупо считать антисемитом того, кто не любит особые еврейские черты и привычки, кому противна фаршированная щука. Это – обычная “неприязнь к иному”, обычный этноцентризм, который необходим для сохранения народов. Не будь этой подсознательной неприязни и отчужденности, все народы и культуры слились бы в один муравейник, все бы мы стали “приятно смуглявыми”, и человечество угасло бы, потеряв разнообразие. Так почему же я – не антисемит? Потому что, по мне, евреи – один из важных и необходимых корней России. И я не желаю, чтобы он засох из-за манипуляций Гусинского. Русский ум и взгляд – неповторимый плод культуры. Он возник и окреп в непрерывном диалоге и борьбе с еврейским умом и взглядом… Где ни копнешь, близ Павла Васильевича есть такой толковый Евсей Соломонович со своим складом ума. Так что дело не только в Канторовиче и Зельдовиче, но и в армии таких безвестных тружеников.

Дмитрий Мережковский  –  русский прозаик, поэт и литературный критик:

 Вы уж меня извините, дорогой мой, порядочный человек не может быть антисемитом…Что от нас хотят евреи? Возмущения нравственного, признания того, что антисемитизм гнусен? Но это призна-ние давно уже сделано; это возмущение так сильно и про-сто, что о нем почти нельзя говорить спокойно и разумно;  можно только кричать вместе с евреями. Мы и кричим. Но одного крика мало. И вот это сознание, что мало крика, а больше у нас нет ничего, — изнуряет, обессилива-ет. Тяжело, больно, стыдно…Но и сквозь боль и стыд мы кричим, твердим, клянем-ся, уверяем людей, не знающих таблицы умножения, что дважды два — четыре, что евреи — такие же люди, как и мы — не враги отечества, не изменники, а честные русские граждане, любящие Россию не меньше нашего; что антисемитизм — позорное клеймо на лице России.


 

Юрий Нагибин – русский писатель:

Но никто нас  не любит, кроме евреев, которые, даже оказавшись в безопасности, на земле своих предков, продолжают изнывать от неразделённой любви к России. Эта преданная, до стона и до бормотания, не то бабья, не то рабья любовь было единственным, что меня раздражало в Израиле… Есть замечательное высказывание: еврей – тот, кто на это согласен…Есть одно общее свойство, которое превращает население в нечто общее… Это свойство – антисемитизм… Господи, прости меня и помилуй, не так хотелось бы мне говорить о моей стране и моем народе! Неужели об этом мечтала душа, неужели отсюда звучал мне таинственный и завораживающий зов? И ради этого я столько лет мучился! Мне пришлось выстрадать, выболеть то, что дано от рождения. А сейчас я стыжусь столь желанного наследства. Я хочу назад в евреи: там светлее и человечнее… Истинная вера  не требует доказательств. А что может  быть истиннее,  чище  и  незыблемее  веры антисемита:  все зло  от  евреев…Как  хочется  поверить,  что есть  выход!  Как  хочется поверить в  свою страну! Трудно быть евреем в России. Но куда труднее быть русским. 

 

Николай Пирогов  – россйский учёный, хирург:

Самая высокая, общечеловеческая сторона еврея – в глубоко укоренившемся, врождённом уважении к грамоте, к образованию…Еврей считает священнейшей обязанностью научить грамоте своего сына, едва научившегося лепетать; это он делает по глубокому убеждению, что грамота есть единственное средство узнать закон…Маймонид, основываясь на устном предании, утверждает, что слово  «Сын» в Ветхом Завете значит также и «ученик»; приходская  школа еврея, или Талмуд-Тора значит и «изучение Закона». Итак, грамота и Закон, сын и ученик, ученье и воспитание сливаются в одно в понятие ветхозаветного человека, и эта тождественность в глазах моих есть самая  высокая сторона еврея…Как ни чужды, странны и непонятны кажутся нам обычаи и законы еврейства, – евреи следуют им по убеждению и по убеждению же отдают детей в школу с самого малолетства изучать грамоту и Закон. 

Борис Чичерин – русский юрист, историк, философ: 

По моему убеждению, нет народа в мире, которому человечество было обязано такою благодарностью, как евреям. Достаточно сказать, что из среды их вышло христианство, которое произвело переворот во всемирной истории, какого бы мы ни были мнения насчет религиозных вопросов, нет сомнения, что книга, которая служит насущною духовною пищею многих и многих миллионов людей, принадлежит к высшему цвету человечества, Библия – еврейского происхождения. От греков мы получили светское образование, но греки исчезли, а евреи, несмотря на неслыханные гонения, рассеянные по всей земле, сохранили неприкосновенными свою народность и свою веру. В этом я вижу залог великого призвания. Думаю также, что государство обязано оказывать защиту и покровительство всем подданным, которых Провидение поставило под его руку… В практическом отношении могу сказать по собственному опыту, что, управляя в течение двадцати лет двумя имениями, одним в Тамбовской губернии, где нет ни одного еврея, а другим в Полтавской, где все ими полно, я вижу, что в последнем крестьяне денежнее и состоятельнее, хотя в первой они, пожалуй, смышленнее и деятельнее, да и условия лучше… Вообще я с глубокою скорбью вижу, что многие мои соотечественники стоят в этом вопросе не на точке зрения христианской любви к ближнему, а на точке зрения чисто языческой и даже варварской. Антисемитическое движение составляет позор нашего времени. Дорого бы я дал, чтобы смыть с своего отечества это пятно.

Игорь Шафаревич – русский математик, академик:

Я способен указать лишь на один творческий акт, свойственный именно евреям как народу, это создание самих себя: совершенно уникального, не встречавшегося до того сплава религии и национальности, замешанного на идее избранности. И сохранение и укрепление этого удивительного феномена на протяжении более, чем двух тысячелетий. Но это совсем не те плоды культуры, о которых мы говорим в связи с греками, римлянами, немцами, китайцами и т.д. В обычном же, более стандартном понимании, евреи участвуют в деятельности других народов, в рамках уже созданной этими народами культуры. Причем делают развитие некоторых областей или направлений более интенсивным. В своей старой работе «Русофобия» я сравнивал роль евреев в русской революции с ролью катализаторов в химических реакциях. Это вещества, ускоряющие химическую реакцию, хотя в их отсутствие реакция все равно бы происходила, но менее активно. С этим связана более глубокая, объективная опасность слишком значительного участия евреев в развитии какой-то области. Они сами нуждаются в том, чтобы существовала основная масса представителей народа, в принципе создающего новую культуру. Без этого (т.е., например, если евреи становятся большинством, «доминируют») само культурное творчество иссякает, в нем не остается места и для евреев. Наступает ситуация, аналогичная той, которая существует в государстве Израиль.

 

Константин Бальмонт – русский поэт, прозаик, критик:

Меня давит одна особенность моей судьбы. Я люблю Россию и счастлив и горд, что я Русский. Я люблю много разных стран и много разных языков, но мне кажется, что Русский язык – самый красивый, и я не знаю среди любимых стран такой, чтобы я любил ее, как я люблю Россию… Почему ж такая странность, что много раз в моей жизни, в самых разных местах, в самых разных обстоятельствах, когда мне было особенно трудно, так, что вот кажется – нет исхода, добрым словом или добрым действием мне помог не Русский, а Еврей. Иногда Еврей – случайный знакомый. Иногда Еврей – вовсе не знающий меня лично. Быть может, это совсем не личное свойство моей судьбы, а душевные свойства Еврея, который в силу своей горячности и чуткости, в силу своей зоркости и отзывчивости видит часто чужую душу, когда другие ее не видят, бодрствует, когда другие дремотны, вдруг увидит и прямо подойдет? Я думаю, что это именно так. В Москве и в Одессе, в Париже и в Ялте, в Харбине и Ревеле в минуту, когда мне казалось, что я один в целом мире, что люди каменны и злы, я встречал неожиданно Еврея, который, сам угадав, что мне нужно, без моего слова, без какого-либо искания и старания и усилия говорил мне те слова, которые делали меня в мире не одиноким, осуществлял такой поступок, который давал мне возможность дышать в ту минуту, когда я задыхался. Между тем я ничего не сделал доброго для Евреев никогда. Я только не делал им ничего злого, и всегда душа моя была открыта к ним, как она естественно с детства моего открыта всему миру тем, что в ней есть светлого и старается быть закрытой тем, что есть в ней или бывает злого.

Солженицын Александр  –  русский писатель:

Чутче евреев, я думаю, нет народа во всём человечестве, во всей истории. Ещё только первые молекулы тления испускают государственный или общественный организм – уже евреи от него откидываются, хотя были доселе привержены, уже –  отреклись от него. И едва только пробился росток от будущего могучего ствола – уже евреи видят его, хвалят, пророчат, выстраивают ему защиту…Роль маленького, но энергичного еврейского народа в протяжной и  раскидистой мировой истории – несомненна, сильна, настойчива и даже звонка. В том числе и в русской истории. Однако она остаётся – исторической загадкой для нас всех. И для евреев –  тоже. Эта странная миссия – отнюдь не приносит и счастья им… Одна из версий состоит в том, что евреи посланы как катализатор общественной жизни, движущий катализатор. Известно: даже в самых малых дозах катализатор меняет весь процесс, заставляет его идти динамично, пробуждает какие-то реакции. Есть такая теория. Но мы, в общем, Божьего замысла не знаем.                        

 

        При подготовке статьи использованы материалы блога ”Евреи глазами именитых друзей и недругов” (см. www.zelikm.com)  и других интернет-сайтов.  Каждый еврей, как бы он не скрывал, всегда чувствует себя иным и особенным.  Его самовосприятие начинается с ощущения своего различия. Это не избранность и не чувство превосходства, как считают евреененавистники. Это скорее – ответная реакция на скрытое или явное отношение окружающих.  Человек может испытывать добрые чувства к одним, недобрые к другим. Если это неправедные чувства, они его не красят, но ведь никаким декретом, укором, осуждением нашим мы это исправить не можем. Обычно, когда хотят похвалить умственные способности какого-нибудь человека еврейской национальности, говорят о нем: “А идише коп” – “еврейская голова”. Ни у говорящего, ни у слушающего нет никаких сомнений, что это высшая похвала, что человек этот очень умен, способен разбираться в изменяющейся обстановке и принимать единственно правильное решение.. .Кто-то не любит евреев? Ну что ж, это его право. По секрету скажем, что среди народов, соседствующих с Россией, от Прибалтики до Средней Азии и от Польши до Японии – мало кто любит русских. Русские реагируют спокойно. Есть русская поговорка: холоп на барина три года серчал, а барин и не знал..  И последнее. Жизненные реалии подтверждают, что, вопреки существующему мнению, гениальность и злодейство часто совместимы. Многие именитые, в том числе и гениальные, были или есть антисемиты. Их ”перлы” порой коробят наше еврейское самосознание. Запасёмся же терпением и будем благоразумны.Я, например, когда читаю подобные высказывания, испытываю к своему народу огромные чувства сочувствия и симпатии, звероподобные же авторы, наоборот, вызывают у меня неизмеримое отвращение.

Блог Анатолия Зеликмана, Миннеаполис, шт. Миннесота, США

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*