К 70-летию Исаака БЕРГЕРА
Исаак Бергер. Само это имя возвращает память уже редеющему числу болельщиков, помнящих его отменную фигуру и филигранную технику рывка. Для людей моего поколения он является легендарным персонажем, придавшим особую окраску нашему времени. Для людей, принадлежащих к младшему поколению, он представляет собой только имя, которое мы произносим с особым почтением и используем в качестве эталона рыцаря тяжелоатлетического помоста. Он считался идолом американской молодежи и символом тяжелоатлетического помоста.
Узнав, что этот великий спортсмен живет в Нью-Йорке, я начал его поиски. И только лишь недавно вышел на его след.
Для лучшего взаимопонимания, я «мобилизовал» своего внука – мой английский несколько хромает для таких встреч. Но опасения оказались напрасными – мой визави на другом конце телефонного провода, сказав мне «Шалом», подтвердил, что может говорить со мной не только по-английски и на хибру, но и на идиш, чему я безмерно обрадовался.
Из досье чемпиона. Исаак Бергер родился в Иерусалиме 16 ноября 1936 года. Чемпион ХУI Олимпийских игр (60 кг). Второй призер ХУII и ХУШ Олимпиад. Чемпион мира 1958 и 1961 гг. 12-кратный чемпион Соединенных штатов Америки. Установил 6 рекордов мира. Чемпион Маккабиады 1957 года. Его имя увековечено во «Всеамериканском зале славы тяжелой атлетики», а также в «Международном зале славы еврейского спорта» в Израиле.
…Ловлю себя на мысль, что, рассуждая о Бергере, невольно перебрасываю мостик к нашему знаменитому соотечественнику , великому спортсмену Григорию Новаку. Именно такие атланты мирового спорта, как Исаак Бергер и Григорий Новак, надежно держат небосвод истории еврейского тяжелоатлетического спорта.
Великий чемпион, как мы уже отметили, родился в Иерусалиме в 1936 году. Учился в иешиве. С благословения отца – ортодоксального раввина, – Исаак серьезно занялся тяжелой атлетикой (мною подчеркнуто – Е.Г. – обратите внимание, уважаемый читатель, на такой нестандартный пассаж).
В 1941 году переехал с родителями на постоянное место жительства в США и стал жителем Нью-Йорка. Вскоре Исаак завоевал звание сильнейшего атлета Америки, получив почетное право защищать ее честь на мировых первенствах.
На Олимпийских играх 1956 года в Мельбурне завоевал золотую медаль в полулегком весе. Медалей серебряной пробы наш атлет завоевал еще на двух Олимпийских играх – в 1960 – в Риме, в 1964 – в Токио.
Его олимпийских рекорд в рывке, установленный в 1964 году, продержавшимся девять лет, стал одновременно и абсолютным рекордом по тяжести, поднятой на килограмм собственного веса ( и такие рекорды фиксируются).
Неоднократный чемпион мира. Обладатель 6 мировых рекордов!
В 1957 году он приехал на историческую Родину, в Израиль, чтобы принять участие в Маккабиаде, где установил мировой рекорд в жиме, который стал первым мировым рекордом, установленный на территории Израиля.
В 1958 году он одержал блестящую победу в поединке с прославленным советским тяжелоатлетом Евгением Минаевым и стал единоличным лидером в своей весовой категории на мировом помосте.
Исаак Бергер – первый в истории тяжелой атлетики, выжавший штангу вдвое тяжелее своего собственного веса.
Знаменательно, что при такой сильнейшей конкуренции, которая была тогда в его весовой категории, Исаак сумел двенадцать раз стать чемпионом США. Благодарные потомки, по сложившейся традиции, увековечили его память, включив его имя в американских и зарубежных «Залах славы».
Есть основание утверждать, что славный потомок известного раввина Исаак Бергер – один из лучших спортсменов-евреев в истории мирового спорта.
…За чашечкой кофе, вместе со своимм внуком Дмитрием, ведем с юбиляром непринужденную беседу.
Всматриваясь в его фигуру, пытаюсь рассмотреть в нем великого чемпиона прошлых лет. Элегантен и вполне презентабелен. Статный мужчина, с мягкими, красивыми движениями. Добродушное, открытое лицо и не по возрасту моложав. В особенности эти «пороки» спортсмена просматривается, когда улыбается.
Вначале Исаак довольно подробно расспрашивал у меня о прошлой жизни и «как я дошел до этой жизни». В его вопросах чувствовалось, что он хорошо осведомлен о житье-бытье в стране нашего исхода. Высоко отозвался о тяжелоатлетической школе бывшего Советского Союза, также и о своих соперниках, с которыми приходилось «сводить счеты» на тяжелоатлетическом помосте.
Затем наступил мой черед задавать вопросы.
– Известно, что ты, Исаак, рос в ортодоксальной семье, все-таки, сын раввина. Как все же религиозная среда, на твой взгляд, оказала влияние на формирование твоей личности как человека и великого чемпиона?
– Да, в широких кругах еврейства существует ложное мнение о том, что иудаизм чуть ли несовместим со спортом. Но, насколько понимаю, это не совсем так. Иудаизм приписывает еврею быть сильным не только духовно, но и физически, чтобы достойно выполнить заветы Всевышнего. Ведь не случайно Талмуд обязывает родителей научить свое чадо плаванию. Такого наставления не найдешь ни в каком другом религиозном направлении. Кроме того, наша многотысячная история показывает, что евреи обязаны быть сильны духом и телом. Признаться, не могу сказать, что именно это стало главной причиной приобщения к спорту, но, во всяком случае, не помешало.
– Почему вдруг тяжелая атлетика? Кто был первым твоим тренером?
– Я отдал предпочтение штанге, так как понял, что именно этот вид спорта является наиболее привлекательным в плане формирования гармонии тела и духа. Я хотел быть сильным, чтобы уметь давать сдачи своим бруклинским обидчикам, которым не нравилась моя кипа на голове.
Как ни странно, мой отец не только одобрительно отнесся к моим увлечениям, но и даже поощрял их, напоминая мне, что поднимание тяжестей – один из видов упражнений танахического перечня. Профессионально начал заниматься штангой под руководством замечательного педагога Хаима Шойфера в Бруклине.
– Кто был самым грозным твоим противником на мировом помосте?
– В то время была жесточайшая конкуренция в моей весовой категории. Были замечательные спортсмены не только в Америке, но и в других странах. В моей весовой категории, в особенности, было много одаренных спортсменов в бывшем Советском Союзе, Польше, Японии, Китае, Болгарии.
Конечно, самый главный мой соперник на мировом помосте был советский спортсмен Евгений Минаев – весьма талантливый тяжелоатлет , а затем его место занял японец Иошинобу Мияке.
– Какой вид упражнений классического троеборья был у тебя наиболее удачливым?
– Я был первым атлетом в мировой истории тяжелой атлетики, который превысил в два раза свой вес в жиме. У меня были мировые рекорды в рывке и в толчке.
– Ровно 50 лет тому назад, в 1956 году на ХУI Олимпийских играх в Мельбурне Исаак Бергер завоевал золотую медаль, а на последующих двух олимпиадах – в Риме и в Токио – через четыре и восемь лет – оказался на второй ступеньке олимпийского пьедестала почета. Правда, после Мельбурна и Рима на чемпионатах мира ты подтвердил свое звание сильнейшего атлета планеты в своей весовой категории. Второе место в Токио и последующие выступления на мировом помосте – закономерность или случайные осечки?
– Повторюсь еще раз: при такой жесткой конкуренции, которая была в моей весовой категории, трудно было удерживать лидерство. Кроме того, тогда уже некоторые спортсмены стали «баловаться» запрещенными стимулирующими препаратами. Я понял, что наступило время уйти.
– Как сложилась жизнь после мирового помоста. Короче говоря, как живет чемпион?
– К сожалению, переход большого спортсмена в «мирную жизнь», как обычно, сопровождается некоторыми отрицательными моментами. У меня этот перепад прошел сравнительно мягко и почти безболезненно. Есть друзья, бизнес, увлечения. По мере возможности, помогаю развивать тяжелую атлетику среди молодежи. Сам продолжаю баловаться «железом».
– Чем объяснить общую тенденцию снижения интереса молодежи к спорту и, в частности, к тяжелой атлетике?
– Я не социолог спорта и специально не изучал этот вопрос, хотя такая тенденция действительно просматривается в мире. Тяжелая атлетика – особый вид спорта. Это не теннис и даже не фехтование. И, тем не менее, считаю, что рано еще списывать тяжелую атлетику во второразрядные виды спорта.
– В последнее время все реже и реже встречаются еврейские имена в числе великих спортсменов. Какие здесь причины?
– Конечно, есть над чем поразмышлять. Но я бы так остро не ставил вопрос. И сегодня есть довольно звонкие еврейские имена в плавании, теннисе, фигурном катании, в американском футболе, бейсболе и в других видах спорта. К сожалению, в тяжелой атлетике таковых не знаю. И, кроме того, сегодня у еврейских родителей есть более престижные стимулы для своих детей: медицина, правоведение, программирование и т.п. Может быть и напрасно…
– Какие изменения, на твой взгляд, произошли в мировом спорте, в частности, в тяжелой атлетике в последние десятилетия?
– Даже любительский спорт обрел коммерческое начало в связи с чем и теряет свои позиции. Но спорт, тяга к соревновательной деятельности были и остаются человеческой потребностью. Кроме того, современная цивилизация , породившая такое явление как гиподинамия, заставляет нас, хотим или не хотим, использовать двигательную активность в борьбе со многими недугами, порожденными цивилизацией. Спорт будет жить!
– В настоящее время, когда беру у тебя интервью, ты Исаак, накануне своего 50-летия со дня завоевания первой золотой олимпийской медали в Мельбурне и 70-летия со дня рождения: две знаменательные даты! Что бы ты пожелал читателям, готовящейся к изданию книги о тяжелоатлетах-евреях, где один из главных героев ее Исаак Бергер?
– Желаю всем своим соотечественникам, чтобы в каждой семье был культ спорта как залог здоровья и благополучия. Во-вторых, желаю всем читателям, где они ни жили, чтобы сбылась их исконная еврейская мечта!