«Марши несогласных», их разгон, надеюсь, не станут «поворотным пунктом» в нашей современной политической ситуации. Во всяком случае, пока что ничего НЕОБРАТИМОГО (9 января 1905 года, условно говоря), разумеется, НЕ случилось.
Хотя градус ожесточения и прямо-таки революционной эйфории среди ДР (Другой России) поднялся очень высоко. Тема эта имеет самое что ни на есть прямое отношение к «ЕС» – среди активистов ДР, как известно, очень велик процент евреев. Почти как среди революционеров 100 лет назад или среди диссидентов 30 – 40 лет назад.
Между тем ситуация сегодня – именно «с еврейской точки зрения» НЕ ИМЕЕТ ВООБЩЕ НИЧЕГО ОБЩЕГО с тем, что было и 100 и 30 – 40 лет назад.
Почему среди революционеров/диссидентов был так велик процент именно евреев?
На этот вопрос есть два РАЗНЫХ (хотя частично пересекающихся) ответа.
Первый. Потому что евреев притесняли – и вполне естественно, что они становились врагами существующего строя, видели для себя выход в его изменении. Хотя бы для того, чтобы получить равные права со всеми.
Второй. Потому что евреи – в принципе беспокойный народ. Можно сказать – свободолюбивый, можно сказать – не в меру активный, суетливый. Это уже, как говорится, вопрос оценки.
Первую точку зрения отстаивали обычно сами евреи. Вторую – как правило, антисемиты.
Если принять первую точку зрения, то для успокоения евреев нужно одно – дайте им права, «как всем», они и станут, «как все», среди них будет ничтожный процент революционеров.
Ну, а если принять вторую точку зрения, то права давать – дело бесполезное да и опасное. Как волка ни корми, он все в лес смотрит.
Но, на самом деле, в жизни конечно же не бывает так просто.
Очевидно, что национальная дискриминация толкает на протест. Вместе с тем и 100 лет назад и тем более в 1960 – 70-е годы было немало евреев – революционеров и диссидентов, которые с гневом и презреньем отвергали саму мысль, что хотя бы одним из (не говорю уж – главным !) мотивов их деятельности была борьба за права евреев, солидарность с угнетенными евреями и т.д. Сама такая идея казалась «местечковой», «провинциальной», постыдной (так рассуждала и писала Роза Люксембург, Троцкий и многие другие). Мы боремся за свободу (социализм, демократию и т.д.) для ВСЕХ, и совершенно нас не волнуют никакие евреи!
Сегодня действует, конечно, только такая логика.
Чего-чего, а государственного антисемитизма в помине нет в России (как и нигде в Европе). Ни один «несогласный» в ЭТОМ власть уж точно обвинять не будет – у евреев все те же права/бесправие, что у прочих граждан РФ.
Почему же тогда сегодня так велик процент евреев среди «новых русских диссидентов»?
Полагаю, что причины примерно те же, по которым их так много среди демократов в США, социалистов во Франции и т.д. – во всяком случае больше, чем среди республиканцев в США, голлистов во Франции. Это, кстати, вполне абсурдно: по образу жизни вышесредний класс, к которому в основном принадлежат евреи, должен тяготеть к консерваторам, правым, «государственникам», националистам и т.д. И хотя среди них, конечно, тоже много евреев (кстати, лидер голлистов, Саркози, как известно, имеет и еврейские корни, легко вспомнить и кучу видных республиканцев-евреев и т.д.), все же типичный еврейский интеллигент – левый! Это притом, что главная проблема для французских евреев – арабы, которым покровительствуют как раз социалисты…
Да. Политическая «левизна» – «наследственное заболевание» еврейской интеллигенции. Традиция, идущая еще с тех времен, когда «леваки» защищали как раз права дискриминируемых меньшинств (в т.ч. евреев). Дискриминация – кончилась, традиция – осталась. Полагаю, во многом то же самое относится и к диссидентам в России…
Другой, тоже традиционный момент – накопившаяся инерция недоверия между евреями и националистами-консерваторами. Преодолеть это недоверие не спешит ни та, ни другая сторона. А те этнические евреи, которые занимают особо активные «патриотические позиции», часто стараются (во всяком случае в РФ) «выдавить из себя еврея», хоть по капле (не буду называть имена – они и так вполне очевидны).
Между тем, разумеется, популярна среди евреев и противоположная позиция: нам надо искать опоры именно в государстве и больше всего бояться нестабильности.
Известна классическая цитата Гершензона (по сути, лишь комбинирующая две мысли Пушкина – про «русский бунт» и про «правительство, как первого европейца»): «нам не только нельзя мечтать о слиянии с народом, – бояться его мы должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной».
Безусловно, Гершензон обращался не к евреям, а к русским интеллигентам. Но невольно в его фразе слышен и «еврейский акцент».
Разумеется, «пришли иные времена». Нет ни той «ярости народной», де-факто (про де-юре уж и не говорю!) еврейская интеллигенция растворилась, стала неотъемлемой частью России…
Все так. И все-таки я бы не спешил забывать «старика Гершензона»…
«ЕВРЕЙСКОЕ СЛОВО», №15 (337), 2007 г.

One Response to “РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ”

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*