Возможен ли сейчас в России поворот к госантисемитизму? Вечные страхи, вечный еврейский комплекс, порожденный долгой еврейской историей. Может быть, власть, со своей стороны, податлива к вечным антисемитским комплексам русской власти?
Что ж – Гусинский, Березовский, Ходорковский… Да, враги у Путина – как на подбор. Нет сомнения, он выбирал их не по национальному признаку, но раз уж так получилось, то не вырастет ли у него зуб на всех евреев?
Причем, дело не только в этой троице. Те, кто активнее всех выступает против ареста Ходорковского, – шумливая, беспокойная интеллигенция, журналисты, тоже почти все евреи, или, по крайней мере, принадлежат к «еврейскому кругу». В общем, раз уж у нас начинают возрождаться «диссиденты», то вполне понятно, что как и 100 и 30 лет назад, эти диссиденты будут неотделимы от евреев. Не получится ли так, что власть, в ответ, не захочет отделять евреев от диссидентов?
Наконец, борьба с еврейскими олигархами автоматически вызывает в обществе подъем антисемитских настроений. Пока что этот подъем не так заметен, потому что антисемитам не дают хрюкать в СМИ, власть до поры до времени «душит прекрасные порывы», не желает выпускать джина из бутылки. Но в какой-то момент власть может пожелать – хотя бы из тактических соображений – «немножко» опереться на всегда популярные антисемитские чувства толпы. А тут дело такое – стоит чуть-чуть приоткрыть форточку и вонь ворвется с такой силой, что потом ее не выветришь годами…
Итак – возможно ли «возвращение демонов»?
Первая аналогия, которая приходит в голову, – 1920-е годы. Если «раскулачивание олигархов» напоминает 1929 год, то борьба с Ходорковским – 1926–1927. Тогда Сталин вел борьбу с «объединенной оппозицией» Троцкого–Зиновьева. И речи не было о госантисемитизме, среди сталинских бойцов были Каганович, Ярославский, Ягода и другие. Но антисемитский душок в партии и госаппарате появился как-то «сам собой», впервые после 1917 года. Простые люди и дело понимали просто – не какие-то там «высокоидеологические расхождения», по вопросу о возможности «социализма в одной стране», а вульгарная борьба за власть, прежде всего, борьба между «русскими» (Сталин–Бухарин) и еврейскими (Троцкий–Каменев–Зиновьев) лидерами.
Тогда, в 1927-м, эта первая ласточка антисемитизма полетала-полетала и вроде бы улетела. В более зримой форме призрак госантисемитизма вернулся через 10 лет, когда тех же троцкистов уже судили и расстреливали, когда началась русская националистическая пропаганда – и с тех пор антисемитизм все нарастал, пока не стал фактически единственной живой частью коммунистической идеологии в СССР.
В какой мере эта аналогия работает сегодня?
Сложный вопрос.
По-прежнему нет никаких, ни прямых, ни косвенных «улик», говорящих об антисемитских настроениях самого Путина или о соответствующих поворотах госполитики. Наоборот, есть много свидетельств благожелательно-ровного, вполне объективного отношения Путина к евреям.
Но политика и личные отношения – не одно и то же.
Я вижу здесь вполне объективную
проблему. А именно: сразу после революции (или в первые 10 лет после революции) роль еврейского элемента в России скачкообразно возрастает. Тому много причин: и более быстрая реакция евреев, и то, что евреи чувствовали себя наиболее угнетенными при прежнем строе и с наибольшим энтузиазмом бросались осваивать закрытые прежде для них возможности и (в случае революции 1989–1993 годов) более плотные у евреев, чем у русских, связи с Западом.
Но постепенно пыль оседает, и, вполне естественно, русские, которые «медленно запрягают, да быстро ездят», начинают выходить на первый план в политике и экономике. Этот переход к русскому доминированию – процесс вполне объективный и сам по себе может не нести никакой антисемитской направленности,
т. е. не сопровождаться никакими искусственными ограничениями в адрес евреев, никакой антиеврейской пропагандой и т. д. Но в любом случае процесс это болезненный, люди все живые, отдавать лидирующие позиции никто без боя не хочет, а в ходе конкуренции все в дело годится – так что вполне возможно, что в ходе этой смены элит будет разыгрываться и антисемитская карта, которая всегда имеется в рукаве у части российской (отнюдь не только этнически русской – см. тот же Жириновский и Ко) элиты.
Считаю ли я эту опасность серьезной, более того – неотвратимой?
Евреи – необычный народ. Их положение в меньшей степени зависит от того, как власть, глава государства относятся собственно к евреям – и в большей степени от того, насколько открыта и демократична страна в целом. Так было во всем мире, по крайней мере, в течение последних 150 лет. Иначе: евреям лучше, если президент демократической страны их «не любит», чем если диктатор к ним относится «терпимо». Поэтому судьба евреев в России определяется тем, сохранятся ли в России какие-то элементы демократии – или нет. А вот это – вопрос для совсем другой статьи.
«ЕВРЕЙСКОЕ СЛОВО», №43 (166) http://www.e-slovo.ru

One Response to “ЕВРЕИ И ДЕМОКРАТИЯ”

Leave a Reply for Germaine Carver

*