*****

В официальном смысле я полукровок – по отцу. Но несмотря на то что он-то уже не полукровок – у него и папа, и мама были евреями, сам он себя евреем никогда не считал. Потому что это – как вам сказать? Это дело самоопределения: к какой национальности себя относить. Когда меня записывают в евреи, я активно сопротивляюсь. У меня нет ничего, что давало бы основания говорить о себе как о еврее: ни соответствующей веры, ни культуры, ни языка, ни – как это называется? – отсутствия крайней плоти, ни кипы на голове. То есть абсолютно ничего…

Я гораздо больше хохол, чем еврей. Когда выпиваю, я пою не еврейские песни, а украинские. Когда хочу читать, я открываю Лескова, Толстого или Бунина.

Я никогда не чувствовал и не говорил о себе как о еврее. Если не считать раннюю молодость: когда мне было 17 лет, в этом был эпатаж, это было модно. Более того, мне официально было отказано в статусе еврея, когда я больше десяти лет назад покидал нашу великую родину. В городе Вене, по дороге в Израиль, мне популярно объяснили это на пальцах. Мне сказали: твоя мама русская, значит, ты не еврей…

Люди не должны думать о национальности. А происхождение волн антисемитизма в России абсолютно понятно. Это реакция на публичное бесстыдство: еврейские междусобойчики и шутки на соответствующие темы. Я имею ввиду юмористическую передачу, в которой собираются, скажем, Шифрин, Шендерович, Хазанов, Арканов, всех не перечислишь. И начинаются местечковые шутки о том, какие они замечательные и хитрые: мы такие, мы сякие. А потом они удивляются, откуда берется антисемитизм. Или, к примеру, состоялось сборище около хоральной синагоги в Москве в поддержку действий Израиля в Палестине. Фантастическое бесстыдство, я считаю. Это все равно, что во время второй мировой войны в Соединенных Штатах в католическом храме собрались бы немцы в поддержку Гитлера. Это то же самое…

Я не могу назвать себя антисемитом даже в шутку. По той простой причине, что я людей недолюбливаю вообще, то есть я – антирусский, антитатарин (одним словом, мизантроп. – А.З.). Я часто высказываюсь против политиков государства Израиль. Но антисемитизма в этом нет. Мне кажется, что Израиль – это искусственное образование. В этом я тоже Америки не открываю. Большинство ортодоксальных евреев США – я это утверждаю как человек, живший в Америке, – тоже не признают государства Израиль, поскольку Храм еще не построен. Мессия не пришел – нечего там делать.

*****

Как ни прискорбно это будет читать на Jewish.ru, я не еврей. Я полукровка. То есть этнически частично я принадлежу к иудеям. Мама у меня наполовину русская, наполовину украинка, и к этой культуре [украинской], кроме пьяных песен, я тоже никакого отношения не имею, а к русской, как мне кажется, — имею. Поэтому, если говорить о самоидентификации, то я лично никогда себя евреем не называл — антисемитом случалось. (Из интервью на сайте Jewish.ru 31.12.2008 – А.З.)

Кроме того, я очень хорошо знаю некоторых людей, которые, кроме того, что они евреи, больше ничего о себе сказать не могут, и говорят это громко и настойчиво. Я с уважением отношусь к любой религии и к любой нации, если человек, заявляя о своей принадлежности к религии или к нации, ставит это на последнее место. То есть, если сначала он представляется, говорит кто он такой, кто его родители, что он успел сделать в этой жизни, а вот уже в конце он может добавить о себе: а я при этом казах еще, или мусульманин, или еврей, или православный христианин.

К тому же мне кажется, что вопросы крови гипертрофированно важны для людей, которые сами из себя ничего в жизни не представляют. Потому что очень легко почивать на лаврах великих предков. Это относится как к тем, кто считает себя евреем в восьмом колене, так и к тем черносотенцам, которые сегодня активизировались и ведут не только антисемитскую, но и антиказахскую, «античуркскую» и другую подобную деятельность буквально на улицах Москвы. Мне неприятны первые, потому что «славных прадедов великих правнуки поганые» (Т.Г.Шевченко – А.З.), а вторые мне ненавистны потому, что это тупая черная толпа, которая сметает на своем пути все без разбора. Или потому, что у них собственных сил для жизни нет, и они пытаются найти их в истории, при этом искажая ее до неузнаваемости. Поэтому, когда меня спрашивают кто я, я отвечаю, что меня зовут Александр, а фамилия моя Гордон.


P.S. Посмотрите. Александр Гордон об армянах и евреях

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*