*****

Так получается очень часто – мы, евреи, боимся пропустить хотя бы одну баррикаду. Если где-то есть баррикада – мы должны на нее залезть и бороться за правое дело. А потом, когда дым развеется, виноватыми оказываемся мы, хотя баррикады были не наши.

*****

12 января 1948 года в Минске по прямому указанию Сталина был убит Соломон Михоэлс, а после убийства великого режиссера, актера и общественного деятеля, руководителя Еврейского антифашистского комитета занялись и членами ЕАК. Меня продолжает мучить вопрос: почему расстреляли президиум ЕАК? Неужели в МГБ неожиданно узнали нечто новое в ходе процесса, который длился два года? Не верю, особенно если учесть, что из 14 членов президиума ЕАК каждый четвертый работал на МГБ (это официально подтверждено). Самый простой (и привычный) ответ – обвинить руководство страны в антисемитизме. Но как тогда быть, например, с лауреатами Первого Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1933 год) Бусей Гольдштейном, Ариком Капланом, шестнадцатилетним Эмилем Гилельсом и его сестра Лизой, Мишей Фихтенгольцем? На следующий день после присуждения им премий их приняли в Кремле Сталин, Молотов, Каганович. Это не похоже на проявление антисемитизма. А звание Героя Социалистического Труда, да не по одному, у Харитона, Зельдовича, Иоффе и других– ученых, участвовавших в создании атомного щита? Где были тогда “руководящие антисемиты”? При всем своем «антисемитизме» Сталин и его окружение способствуют созданию государства Израиль, снабжают его через посредников оружием, советскими специалистами по партизанской войне. Это тоже было проявлением антисемитизма? Конечно, государственный и бытовой антисемитизм в Советском Союзе был, спору нет. Но нельзя же при каждом чихе кричать: “Антисемитизм!” Да, в сталинской мясорубке погибло много евреев, и это трагедия нашего народа. Но разве эта адская машина не щадила только евреев? А сколько было расстреляно русских, украинцев, белорусов и представителей других национальностей – за снопок, что умещался у ребенка в кулачке? Тогда уж Сталин и его окружение, среди которого, кстати встречались и евреи, были не только антисемитами, но и антиукраинцами, и антирусскими и так далее – смело можно прибавить частицу “анти” к наименованию любого народа, населяющего пространство Советского Союза. (Из статьи ”Размышления по поводу скорбной даты” в международной ”Еврейской газете”, 17.08.2007 – А.З.)

*****

Антисемитизм был, есть и будет. Нам нельзя быть такими щепетильными, если вдруг появляется отрицательный герой в некоем произведении, который оказывается Александровичем или Рабиновичем, или кем-то еще, то не нужно навязывать эту соцлитературную концепцию о типическом. Раз сделали плохим еврея, то обязательно все евреи должны быть плохими. А что, если показывают отрицательным русского или армянина, значит все русские или все армяне плохие? Нельзя быть суперщепительными, хотя как всякий малый народ ( и это касается не только евреев), мы бываем мнительными, потому что эта мнительность, наверное, в евреях сидит, уже генетически передаваясь из рода в род. Это все равно, что всякий еврей ужасно гордится, когда появляется еврейская книга заслуженного человека, считает сколько у нас певцов, композиторов-евреев. А почему? Это тоже идет от комплекса. Но этот же комплекс нам также навязан снаружи… Это вопрос интеллигентности все-таки, как с одной, так и с другой стороны. Нет еврейского вопроса в России, есть русский вопрос, потому что они стали сами для себя проблемой. Так же как нет русского вопроса в Прибалтике. Не русские являются там проблемой. Вот в чем дело, и это парадокс. Не мы являемся проблемой в России, не мы являемся вопросом. Там, где есть национальные меньшинства…они являют собой предмет для нападок, они являют собой предмет для объяснения неудач. Сейчас в России тяжелейшая экономическая ситуация. Она стимулирует поиск виновных. Нужно лицо врага. Нужно объяснить самым простым способом кто виноват, потому что ты не будешь объяснять человеку без высшего образования, живущего там, где радиоприемник не работает, потому, что электричества нет, что у нас дефолт и какие-нибудь еще слова. Гораздо проще сказать им: «Видал длинноносых? Вот это все из-за них». (Из интервью в Еврейском интернет-клубе, декабрь 2001 года – А.З.)

*****

Со спокойной душой берусь утверждать, что антисемитизм в России был, есть и будет. Говорят, его нет “в верхах”. А что, депутаты Думы или члены Совета Федерации это не государственный уровень, и мы не слышим от них юдофобских заявлений? А что, очевидные акты антисемитизма наши правоохранительные органы не списывают на “просто хулиганство”? А осужденных юдофобов – авторов и редакторов газет – у нас тут же не амнистируют после редких случаев их осуждения. Скажу больше. Представители еврейской общественности давно предупреждали, что исторический опыт свидетельствует: нацизм всегда начинался с преследования евреев, потом следовали цыгане, славяне, коммунисты. Начав клеймить всех и вся в 90-х, у нас сегодня уже убивают узбеков, африканцев, чеченцев, азербайджанцев, любых инородцев. На памятниках Великой Отечественной войны чертят свастики. Евреи справедливо жалуются, когда оскверняют могилы предков, но посмотрите на изувеченные могилы православных, мусульман… Почему все бездействуют? Стыдно признаться, что среди нас живут изуверы? Сегодня мы уже говорим о тысячах бритоголовых, РНЕшников, добравшихся из России даже до Беларуси. Мы как общество превращаемся в ксенофобов. (Из статьи в газете ”Московсие новости” № 03 / 2005 – A.З.)

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*