*****
Что общего между антисемитизмом и сексом? По версии российского МИДа, его, антисемитизма, у нас нет. Точно так же, как не было секса в СССР. Госдеп США в своем очередном ежегодном докладе об антисемитизме в мире назвал Россию и Белоруссию “проблемными странами”, где год от года растет число преступлений на почве юдофобии. Российский МИД, не имея возможности противопоставить американскому “неправильному” докладу свой “правильный” ввиду его отсутствия, ответил заокеанским коллегам чем-то вроде дипломатического мата. МИД прямо и без обиняков обвинил Госдеп США в менторстве и голословных обвинениях, добавив при этом в адрес оппонентов, что, мол, “сам дурак”, что в США тоже фиксируются преступления на почве антисемитизма, включая осквернение вандалами еврейских кладбищ и синагог.
Заметим, что российский МИД, в отличие от американского Госдепа, никогда не готовил никаких докладов о положении евреев в России. Вероятно, именно это обстоятельство и позволило российским дипломатам заявить об отсутствии такой проблемы в России. Раз докладов не было, значит, и проблемы нет. Наши дипломаты вообще не по еврейской части. Им главное – дать достойный отпор “клеветникам” и “менторам”. Но получилось как-то по-советски неубедительно. К сожалению для МИДа, в Конгрессе США не продаются антисемитские издания, а вот в Думе – пожалуйста.
И уж конечно, никто из конгрессменов или сенаторов не сравнится с профессиональным жидоборцем сенатором Николаем Кондратенко. Понятно, что конгрессмены специально договорились назло нашему МИДу евреев не ругать и не обвинять их во всех смертных грехах. На что только не пойдут американцы, чтобы не дать аргументов российской дипломатии. В докладе Госдепа говорится о конкретных изданиях, о конкретных политиках, о конкретных случаях проявления антисемитизма.
А наш МИД ссылается на “свидетельства еврейской общины об отсутствии в России антисемитизма на государственном уровне”. Но антисемитизма “на государственном уровне” не было и в СССР. Никто и тогда не провозглашал антисемитизм государственной политикой, но почему-то все знали о квотах на прием евреев в определенные вузы и на определенные должности. А борьба с безродными космополитами тоже не была освящена официальным лозунгом “Бей жидов!” Впрочем, речь сейчас не столько об антисемитизме в России и даже не о том, насколько справедлив доклад Госдепа.
Меня как еврея пугает уровень раздражения, с которым власть реагирует на достаточно корректную констатацию фактов. Потому что нежелание официальных лиц признавать очевидное, упорное стремление называть погромы еврейских кладбищ мелким бытовым хулиганством – все это гораздо хуже, чем государственный антисемитизм. В этой ситуации официальный антисемитизм и не нужен, ибо публичная позиция властей дает определенный сигнал и большую надежду антисемитам-общественникам. ( ”Московские Новости” №1 за 2005 год , 14.01.2005 – статья ”Про евреев и дипломатов” – А.З.)
*****
Известный жидоборец Александр Крутов, депутат и автор популярнейшего нынче коллективного антисемитского послания в Генпрокуратуру, ответил на вызов времени почти по-еврейски – запросом на запрос. То есть запрос-то свой он отозвал, но торжественно пообещал отправить в прокуратуру новый, исправленный и дополненный. А почему бы и нет? Некстати возникший в дни обнародования антисемитского письма юбилей освобождения Освенцима уже не повторится. Глядишь, в связи с «изменившимися обстоятельствами», как учит нас уголовный и другие кодексы, удастся все-таки прижать распоясавшихся евреев с их иудаизмом. Госдума, рассматривавшая эту коллизию аккурат перед самым шабатом, довольно твердо, хотя и не очень решительно приняла постановление. 306 депутатов проголосовали за, 58 – против. В общем-то, неплохая пропорция, если учесть, что накануне, во время трансляции телепоединка генерала-антисемита Макашова и генерала-неантисемита Леонова, симпатии большинства зрителей оказались на стороне борца с евреями. Как в песне Высоцкого: хоть на их стороне нет законов, зато энтузиазм и поддержка миллионов. Письмо депутатов-жидоборцев, да и голосование телезрителей – это специальный привет российскому МИДу, который совсем недавно возмущался докладом Госдепа США, где выражалась некоторая озабоченность антисемитизмом в России. (Из статьи ”Кто России строит козни”? в ”Ежедневном Журнале”, 5.02.2005 – А.З.)
*****
Состою ли я в Российском еврейском конгрессе? Просто позвали. Я значительную часть времени, лет семь где-то, работал с вместе с Владимиром Гусинским в его медиа-холдинге, был главным редактором газеты «Сегодня». Гусинский был основателем РЕКа и очень логично, что я оказался в общественном совете этой организации. Надо сказать, я горжусь тем, что там состою. Но эта организация редко собирается, по крайней мере, редко меня зовет для обсуждения и решения своих вопросов. К моему сожалению, мы не очень активно взаимодействуем. Я чаще просто хожу в синагогу… Соблюдаю ли традиции на праздник Песах? Конечно! Не только вино с мацой, было какое-то подобие седера, а перед этим — изгнание хамеца из дома. Но вообще-то я гораздо чаще бываю в синагоге у раввина, чем на заседаниях РЕКа… Мы с равином разговариваем на разные темы, он меня чему-то учит, я чему-то учусь сам и с ним это обсуждаю. Кстати, в еврейской тематике я получил огромный опыт благодаря известной журналистке Евгении Альбац, которая несколько лет назад организовала семинар по изучению Торы. Мы каждую неделю собирались в Еврейском культурном центре, там и сейчас собирается народ. Я года два или три ходил, мы изучали недельные главы Торы. Интересно, что не раввин выступал, а, каждый участник готовил доклад по соответствующей главе, а раввин уже комментировал. Было такое интеллектуальное соревнование, и раввин — Пинхас Гольдшмидт или кто-то другой — комментировал, правильно ли мы понимаем, правильно ли мы разобрались. Я просто с упоением погрузился во все то, к чему просто принадлежал по происхождению, но чего недополучил в свое время… Я вырос в классической советской еврейской семье, родители не то чтобы не соблюдали традиции, но даже немножко стеснялись этого. Я вообще узнал, что я еврей, в первом классе, когда учительница попросила принести бумажку с «персональными данными» — имя, национальность и прочее. Только тогда я и узнал, что я еврей. Я страшно страдаю от недостатка еврейского воспитания, недостатка знаний. В старших классах я стал читать Фейхтвангера — «Еврей Зюсс», «Иудейская война». Помню, было очень хорошее собрание сочинений, такое бордово-кирпичное, с фантастическим аппаратом, с примечаниями, и я в какой-то момент поймал себя на том, что мне больше интересна не книга, а примечания, где описываются еврейские традиции, история. Тогда, наверное, я себя в полной мере евреем и ощутил. (Из интервью на сайте Jewish.ru 5.04.2013 – А.З.)