*****

— Магендовид? Это звезда Давида. Это означает, что ты еврей и больше  ничего. Хотя этого тоже вполне достаточно. Кольцо мне подарил много лет  назад один из раввинов Иерусалима прямо на сцене. Я его иногда ношу. А  впервые надел вместо обручального, когда мы развелись с Вероникой  Кругловой. Но символика символике рознь. Я, например, против того, чтобы  люди еврейской национальности надевали кресты на шею. Это неправильно.  Хотя христианство пошло от иудаизма, и в нашей среде много людей,  которые приняли христианство, Лариса Долина, например. Но это не значит,  что она отреклась от своих родителей, от нации. Я не религиозный  человек в смысле ортодоксальности веры. Кстати, Харьков к этому не  располагает. Здесь очень сильны и русская, и украинская, и еврейская  традиции. Все это отражено у меня в репертуаре. Но мы, рожденные в  Украине, учили-то, в основном, песни этой земли.

Я начинал юбилейный концерт с мелодии «Рiдна мати моя». Отец мой  обладал совершенно потрясающим лирико-драматическим тенором. Мы часто  ездили к бабушке и дедушке в Одессу, и отец пел. А просили петь  украинские песни. В детстве я был белобрысым, что не типично для еврея, и  меня почти все принимали за своего. Но именно на этой почве, во времена  официального советского антисемитизма, у меня и возник конфликт с  Лапиным. Поздравляя сотрудников телерадиокомитета СССР с 1971 годом, он  сказал: обойдемся в новом году без Мулерманов и Мондрусов. Конечно, мне  передали эти слова, и я спросил у Лапина по телефону, что бы это  значило. Он вместо ответа стал выяснять источник информации и назвал  меня провокатором. Я его — фашистом. Так и поговорили. Свое слово не  выпускать меня в эфир он сдержал. Долгое время я был «немым»…  Ведь многие исполнители с этим «пороком» смирились и  забыли о своей национальности, как и о многонациональности своей  аудитории. А я искренне не мог понять, почему грузинские песни в  концерте петь можно, а еврейские нельзя, шутки про чукчу уместны, а про  Рабиновича неприличны. Вот мне и «разъяснили», чтобы другим было  неповадно. Кстати, в результате государственного антисемитизма страдали и  люди с безупречной анкетой.  В.Н. Людвиковского, например, упрекали в  том, что в его эстрадном оркестре много евреев. Он не обратил на это  внимания. Тогда быстро нашелся «компромат». Выйдя под хмельком из Дома  композиторов, Людвиковский позволил себе непростительную вольность —  помочитъся за Центральным телеграфом. Рядом тут же появилась милиция,  оформили протокол. Этого оказалось достаточно, чтобы снять  замечательного музыканта с работы. По первому поводу он грустно пошутил:  сколько раз здесь писали Ильф и Петров — все сходило им с рук (Из интервью изданию <Зеркало недели> №35/714/, 26.09.2008 – А.З.)

*****

Был такой крупный чиновник — председатель Гостелерадио СССР Лапин, которому сообщили, что я «разнообразил» репертуар — ввел в программу своих концертов не только русские и украинские песни, но и две композиции знаменитого американского дуэта — «Сестры Берри». Мои «доброжелатели» донесли по инстанциям, что я пою «антисоветчину». К тому же с Израилем тогда были плохие отношения, а я пел «Хава нагилу» и «Тум-балалайку»…    В день, когда началась Шестидневная война в Израиле, у меня был концерт. Радио я с утра не слушал, телевизор не смотрел, ни о боевых действиях, ни о том, что наши сразу же заговорили: «Израиль — агрессор, арабы — страдальцы!», понятия не имел. Программу открыл «Хава нагилой» — редактор за кулисами аж побелела: «Ваденька, что ты делаешь?!», стоит и беззвучно молится. Когда допел, весь зал встал, аплодировал. Выхожу за кулисы — редактор чуть не плачет: «Меня же завтра уволят! Евреи утром напали на арабов! А вы — на иврите!..». — «Какое отношение песня имеет к политике? — отвечаю. — Но если будут неприятности, скажи, что ты меня предупреждала, да я не послушал». В Гостелерадио меня вызвали почти сразу: «Почему исполняете израильский гимн?». — «Не понял! — говорю. — Разве «Хава нагила» — израильский гимн? Это «Гимн солнцу». И слова там такие: «Давайте все на свете любить друг друга и дружить. Давайте танцевать!»…  Отстали от меня сразу, и вроде бы все уладилось. Но на имя господина Лапина пошли анонимные письма: «Мулерман поет запрещенные песни». Поздравляя коллектив Гостелерадио с Новым, 1971 годом, он заявил: «Обойдемся в Новом году без мулерманов, мондрусов и александровичей», то есть без евреев. Были такие исполнители — Лариса Мондрус и Михаил Александрович. Все — я попал в черный список! С тех пор по сегодняшний день на советском и российском телевидении меня нет. Почти 40 лет. (Из интервью в газете ”Бульвар Гордона”  №8/252/, 23.02.2010 – А.З.)

*****

Да, я всегда пел на концертах две-три песни на идише, хотя в Союзе они были тогда запрещены. Языка я, кстати, не знал, учил его по ходу, чтобы не просто слова произносить, но и понимать смысл. Меня возмущало, почему можно петь калмыцкие или, скажем, английские песни, а еврейские – нельзя. Я хотел доказать, что это ненормально.  Вырезать меня из телепрограмм стали в 71-м году, когда Гостелерадио возглавил Сергей Лапин, ярый антисемит. Он был любимчиком Брежнева и всегда этим бравировал. Мои завистники ему сразу донесли, что-де Мулерман поет «не те» песни. А когда из «Голубого огонька» вырезали мою «Хава нагилу», я сорвался, тут же позвонил ему и высказал все. Он в долгу не остался – доступ на радио и ТВ мне перекрыли полностью и буквально в одночасье уничтожили все мои записи, а это около 300 песен. (Из интервью на сайте ”Собеседник”  6.07.2010  –  А.З.)

 

Вадим Мулерман рассказал, почему уехал из СССРКомментарий: Обладатель завораживающего по тембру голоса, Вадим Мулерман пользовался большой популярностью в 60-е. Тогда песни в его исполнении звучали из каждого утюга. Хоккеисты не выходили на лед, если из репродуктора не раздавалось «В хоккей играют настоящие мужчины!», гимном милиционеров стала песня «Наша служба и опасна, и трудна», а в честь шлягера «Лада» через несколько лет назвали марку автомобиля…Настоящее признание пришло к нему после участия во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Тут его заметили мэтры советской сцены, и – понеслось! Он стал много гастролировать, выступать на международных фестивалях. А уж на телевидении и радиоэфире без его бархатного баритона не обходилась практически не одна музыкальная передача. В 1971 году по решению председателя Государственного комитета Совета Министров СССР С. Лапина, В. Мулерман был отстранён от эфира, ему также была запрещена концертная деятельность. Причиной конфликта явилось включение Мулерманом в репертуар нескольких еврейских песен на фоне политического противостояния СССР и Израиля и антисемитизма в СССР, а также некоторые неприятные моменты творческой деятельности певца, связанные с сомнительными путями распространения билетов и организации концертов. Впоследствии благодаря содействию министра культуры СССР Е. Фурцевой концертные выступления Мулерману были вновь разрешены, однако доступ к теле- и радиоэфиру вернуть не удалось. Записи телепрограмм и фонограммы его выступлений были изъяты и, по-видимому, уничтожены.

One Response to “

Мулерман Вадим Иосифович (1938 – 2018), советский эстрадный певец.

Leave a Reply for Vladimir

*