*****

 

Не опасался ли я, что картина, в которой главного героя зовут Давид Маркович Гоцман, будет вызывать у наших не самых толерантных граждан некоторые вопросы? Эти мысли были, и они волновали в первую очередь продюсеров. Ведь это им предстояло предлагать телеканалам для показа картину, и уже каналы решали, показывать ее или нет. Но поскольку продюсеры — люди интеллигентные, да к тому же еще и армяне (генеральный продюсер кинокомпании Рубен Дишдишян  — A.З.), то они понимали, что главное — это сам сюжет. Хотя и они опасались, что смотреть две недели на еврея по центральному каналу в prime time страна может не захотеть. Но вот выяснилось, что мы не очень хорошо знаем свою страну. Выяснилось, что если бы в нашей стране действительно присутствовал пещерный, немотивированный, нутряной антисемитизм, то народ просто бы не выдержал этой картины. Но российский антисемитизм имеет выборочный характер. Народ, который поет песни Дунаевского, Фельцмана, смотрит фильмы Райзмана и Ромма, любит Райкина, Жванецкого, Ширвиндта, Арканова, Горина все-таки не выглядит таким уж отпетым. Я думаю, что во многом разговоры об антисемитизме вызваны родовыми опасениями самих евреев. Более того, я знаю, что после показа картины один руководитель телеканала «Россия», который, как мне известно, родом из Краснодарского края, не самой толерантной области, делился мнением своих земляков, которые сказали ему: «Наконец-то у вас на экране появился нормальный русский человек», имея в виду Давида Гоцмана…  Актеры добавили жизни, конкретики. Ушло вообще — юмор ради юмора. Были в сценарии такие хохмочки. Ведь Одесса располагает к этому. Я считаю, что добавилась большая пронзительность, добавился «серьез» и настоящее чувство героев друг к другу и, соответственно, зрителей по отношению к этим героям. Я понимаю, что «Ликвидацию» можно было очень легко сделать проходной, рядовой картиной, не имеющей такого резонанса. Но здесь совпало много вещей: мое желание делать эту историю, знание людей, о которых я рассказываю…  Ну, во-первых, мое детство частью прошло на Украине в маленьком городе Каменец-Подольске. Гоцман, каким его играет Машков, — это мой отец, это мой дядя. Все эти люди, которых я показывал Володе, — они такие, какими я их знал. Я люблю эту среду. Как-то так складывается, что практически в каждой картине у меня есть представитель некоренной национальности… В общем, они есть у меня и в «Русском регтайме», и в «Сочинении ко Дню Победы». И не могу сказать, что я такой уже певец еврейской темы. Но почему-то так происходит. Хотя можно было бы себе сказать: «Ну, милый мой, у тебя бабушка еврейка, чего там говорить-то!» Нет, я не ощущаю себя уж таким евреем. И меньше всего, когда попадаю в еврейскую среду. Трудно это объяснить, но я думаю, что мироощущение, сочетание юмора и грусти, свойственные евреям, — вот черты, которые мне близки. (Из беседы в МЕЖ  ”Алеф”, март 2010 – А.З.)

          Комментарий: Сериал «Ликвидация»  имеет оглушительный успех у зрителей. Его полюбили все: и простые люди, и интеллигенция, и молодежь, и люди старшего возраста — от Москвы до самых до окраин. И немудрено: привыкшие к незамысловатым историям «мыльных» сериалов, снятых в расчете на непритязательную аудиторию, зрители впервые почувствовали, что постановщики картины относятся к ним всерьез и с уважением. Захватывающая история, подлинные, а не картонные страсти, обаятельный, а не дешевый юмор, настоящая, а не анекдотичная Одесса, блистательные актеры — все вместе способствовало успеху этой масштабной ленты. Пожалуй, после советских «Место встречи изменить нельзя» и «Семнадцати мгновений весны» на нашем экране наконец появился телесериал такого высокого художественного уровня.

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*