*****

Мой нежный и уникальный папа – пруссак. А мама – еврейка, одесситка. Как-то, роясь в семейных бумажках, я наткнулся на справку, и оказалось, что папа не Анатолий Густавович, а Теодор. Я мог бы быть Александром Теодоровичем, но в те годы в России иметь немецкие корни было даже опаснее, чем еврейские…Меня спрашивали, куда ты в артисты идешь – с такой фамилией, кто это выговорит? В 53-м году, под дело врачей, я из института вылетел. Я не врач, но все равно – чистка была всего этого населения. А в 56-м, уже перед выпуском, я участвовал в обозрении “Москва с точки зрения…” под чужой фамилией – Ветров. Когда сажали моих дядей и теток, меня на всякий случай отправили в поселок Сокол. Он до сих пор существует у станции метро “Сокол”. Там жили наши друзья Ветровы, и на некоторое время я тоже стал Ветровым. А потом снова Ширвиндтом, и все мои потомки – Ширвиндты. Танька Васильева всегда говорит: “Я ни о чем в жизни не жалею, только завидую Шурке, что он нашел в себе мужество оставить свою фамилию”. Она-то свою фамилию Ицыкович не оставила…Никогда не думал уезжать, потому что я нигде долго не могу находиться: ни в Израиле, ни во Франции, ни в Америке… Мой дом здесь. Сейчас многие ищут национальную идею. Боятся быть темными и старомодными. Примеряем то американскую, то шведскую, то китайскую модель на свои плечи. Родину нельзя примерять, надо носить, какая есть… Для того, чтобы затронуть мою честь и достоинство, нужно очень постараться. Если не дали по морде, не обозвали жидом или импотентом, то с реакцией можно подождать. Хотя жидом меня никигда не обзывали.
****

Какой красочный религиозный театр, как выпущенный дух из крепко закупоренной бутылки, царит сегодня над безграмотно выхолощенной толпой. Я, получающий совершенно законно приглашения и поздравления от всех религиозных конфессий, постепенно становлюсь религиозным космополитом, что меня, с одной стороны, настораживает, а с другой стороны – успокаивает. Действительно, трудно быть религиозно цельным, если мама – под родовой одесской фамилией Кобиливкер, папа – Теодор Ширвиндт, сменивший имя на Анатолий, боясь своих немецких корней, а я с рождения до почти половозрелого возраста пребывал в церкви на руках у моей любимой няньки Наташи, которая меня воспитывала. Перд смертью она всё-таки на ушко призналась мне, что я тайно крещённый. Так что с полным правом я посещаю костёлы, церкви и синагоги. Некоторая напряжённось с мечетями. Но если посоветоваться с директором нашего театра Мамедом Агаевым… К старости вообще половые и национальные признаки как-то рассасываются. (Из книги «Склероз, расеянный по жизни», 2014 -А.З.)

 

2 Responses to “

Ширвиндт Александр Анатольевич (р.1934), российский актёр. Главный режисёр Театра сатиры.

  • Peter:

    Mr. Zelikman, your website is exceptionally informative. I like it very much.
    On the other hand, why do you ignore my comment on Mr. Schirwind(t)?
    This person tries to distance himself by hook and by crook from his Jewry, which I consider utterly disgusting. And to prove his dishonesty I cite relevant evidence. So what is wrong with that? Or you don’t like my truthfulness?

  • Peter:

    Here is my brief comment:
    Mr. Schirwind(t) is a פחדן.

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*