Но мы – существуем! Но мы – существуем! Подчас полыхаем, подчас торжествуем. Мы – опыт столетий, их горечь, их гуща. И нас не растопчешь – мы жизни присущи. Мы брошены в годы, как вечная сила, Чтоб злу на планете препятствие было.
*****
После крещения продолжал ли чувствовать себя евреем? Продолжал, конечно, но вообще я себя чувствовал русским человеком. Конечно, когда речь заходит о Холокосте, о возрождении нацизма, меня это очень волнует, потому что касается, помимо всего прочего, кровно. Я и за Израиль болею. Но есть ведь и много неевреев, которые болеют за Израиль. Крещение утвердило во мне то, что я чувствовал всегда, и до крещения. Крестился я не для изменения национальности. Христианская культура – это именно та культура, в которой я вырос, живу и осознаю себя…По происхождению я – еврей. По самоощущению – русский патриот.
*****
*****
3 февраля 2005 года в ходе телепрограммы «К барьеру!» на канале НТВ известный своим брутальным антисемитизмом генерал-полковник Альберт Макашов в свободной дискуссии победил всех своих благородных интеллектуальных оппонентов. Во всяком случае, так решило большинство участвовавших в интерактивном голосовании телезрителей. Правда, это не соответствует тому, что эти люди только что видели на своих экранах: ходу дискуссии, вескости доводов, логике доказательств и опровержений, приводимых каждой из сторон. Тут неоспоримое преимущество было не на стороне Макашова. Но, как ни грустно, оказалось, что это не имело значения, не действовало. Так, к сожалению, часто бывает в такого рода дискуссиях, когда в дело вмешиваются умонастроения, где логикой пытаются противостоять предубеждению, особенно искреннему и страстному…
Поскольку в данном случае речь идет о легализации антисемитизма, считаю своим долгом предупредить, что по происхождению я сам еврей. Делаю я это для того, чтобы наиболее «догадливые» мои оппоненты не сочли, что я хочу скрыть личную заинтересованность в трактовке этого вопроса. Нет, ничего я скрывать не собираюсь. Да и не вижу что скрывать. Несмотря на то что я всегда жил и теперь живу Россией, ощущал и ощущаю себя русским, я вовсе не считаю себя обязанным делать вид, что мне безразлично, когда меня или кого-нибудь другого оскорбляют или объявляют виновным в совершенных другими преступлениях и проступках, исходя из этническоой общности с теми, кто их совершил или в этом подозревается (я уже не говорю о более тотальных обвинениях).
Но возражаю я против той атмосферы, которую насаждал Макашов (а атмосферу именно такого отношения к людям он и создавал), не только поэтому. Это вообще отвратно, как всякая грязная ложь и легализация низменности. В условиях сегодняшней России это просто еще разрушительно, что плохо не только для евреев. Такие вещи, как антисемитизм, оскорбляют достоинство каждого, как говорили в старину, порядочного человека. Но тех, против кого это направлено, задевают особо. И я — не исключение. Но тревога моя объясняется не только этой спецификой. Согласны признать это единочувственники Макашова или нет, сутью и смыслом моей жизни была, есть и до теперь уже не очень далекого ее конца (мне уже как-никак восьмидесятый год пошел, и не так недавно) будет Россия: ее жизнь, ее культура, ее судьба — все, что ее касается. И за тех, кто поддержал Макашова, мне тоже больно. Они мне тоже небезразличны. И я вовсе не считаю их всех особо плохими или глупыми людьми, а тем более такими же человеконенавистниками, как он сам. Такие среди них тоже есть, но их немного. Им ведь в самом деле плохо, они ведь в самом деле оскорблены, да и за державу им тоже обидно.
И поскольку найти ответ на вопрос «Что делать?» не могут пока и большие умы, то остается сосредоточиться на другом, тоже традиционном русском вопросе: «Кто виноват?». А тут легко поверить давно подготовленной подсказке, исчерпывающему ответу: «Конечно, евреи». Ответ воспринимается тем более легко, что в списке олигархов часто звучат (а в начале приватизации они звучали еще чаще) еврейские фамилии. Правда, у каждого макашовца есть достаточно знакомых и соседей с такими же фамилиями, о которых они знают, что те ни с каким представлением об олигархе не ассоциируются. Но память об этом только затрудняет «понимание» и как-то не учитывается. А если не учитывать, ответ на вопрос «Кто виноват?» оказывается еще и ответом на вопрос «Что делать?». — Как что делать? С большей или меньшей жестокостью избавиться от этих гадов — и дело с концом. Никакая глубокая рана и боль за Россию (а рана эта понятна, ноет она и во мне) не оправдывает тех, кто находит для себя такой выход. Эти люди из-за этой боли теряют человеческий образ. Ибо не видеть в другом человека (который может быть виноват и не виноват) — значит перестать им быть самому. Это становится качеством личности, для которой такое отношение к человеку естественно и потом распространяется и на тех, на кого первоначально распространять его не планировалось. И это еще отвлекает людей от забот о реальном спасении страны…
Aнтисемитизм, борьба за его легализацию и утверждение предоставляют широкие возможности для такой «самореализации» — если не непосредственно карьерной, то духовной. К этой категории людей (они есть во всех странах — не только в России, но и в России тоже) я бы отнес и «советского русского» (это самоопределение) Макашова. Спорить с такими людьми бессмысленно…
Сегодня Макашову сильно пофартило. Конечно, «жидов» он по свойству своей личности ненавидит давно, задолго до приватизации, и выражался на этот счет весьма прямо, даже напоролся на резкую отповедь Булата Окуджавы («Генералу М»)…В ходе дискуссии Макашов посетовал на то, что употреблял термин «евреи», в то время как надо было «сионисты». И понятно почему — в лучшие его годы это слово было универсальным заменителем слов «жиды» и «евреи». Видно, и сам разбаловался в обстановке свободы слова — привык употреблять слова в их реальном смысле. Но теперь вспомнил, что «сионисты» удобнее: поносишь тех же «жидов», а считается, что ведешь идейную борьбу. Вспомнил, как хорошо было в лучшие для него времена. Давишь этих проклятых «жидов», а на вид ведешь идейную борьбу.
Но, к сожалению, оказывается, что «сионизм» — понятие, имеющее определенный смысл, что это название движения, ставящего себе целью собирание евреев на их исторической родине, значит, с судьбами России почти не связанного, — только стремлением вытянуть как можно больше евреев из страны. Другими словами, избавить ее от ненавистной Макашову «диаспоры» (полюбилось ему это научное слово). Налицо полное совпадение желаний. Но для Макашова сионизм все равно остается жупелом. В чем же дело? А в том, о чем мы уже говорили. Это дает о себе знать неистребимое наследие сталинщины. Реальный смысл употребляемых слов и понятий не имеет значения — слова используются только как жупелы, как сигналы. Находясь «у барьера», он и не пытался опровергнуть какие-либо доводы своих противников и не обращал внимания на их опровержения приводимых им фактов — нес свое. И каждый раз — чаще всего ни к селу ни к городу — возвращал внимание к неопровержимому факту, которого никто из его оппонентов не отрицал: к тому, что страна теперь ограблена и унижена. Но из контекста всех его упоминаний об этом выходило, что сделали это евреи — все евреи, и только они…
А теперь, чтобы стране выжить, нам всем необходимо помнить о винах именно своих. А иначе невозможно понять, как мы дошли до жизни такой и как нам избавиться от собственных ошибок. А обвинять в этом одних евреев (как и одних русских, латышей и кого угодно) утешительно, но непродуктивно. Хочу напомнить, что в программе «Бей жидов, спасай Россию» вторая часть всегда оказывалась утопичной. ( Из публикации в ”Новой газете”, 18 апреля 2005 года – А.З.)
P.S. Прочитайте. Н.Коржавин – ”Ближневосточный конфликт и судьба цивилизации”.