*****
Какое это стыдное слово – ”еврей”, как ”сифилис”. В трамвае оборачиваются, когда я его произношу. Мы понижаем голос до шепота, когда говорим ”еврей”. Мы стыдимся самих себя – на нас знак отверженности, и мы притворяеся русскими. Мы, евреи, боимся покровительстовать человеку, если он еврей. Мы стыдимся идти рядом с нашим провинциальным родственником – у него местечковые манеры, он картавит и растягивает слова и выдаёт нас с головой: пародия кивает на оригинал. Мы хотим умереть и родиться заново – не евреями, русскими. Мы хотим сбросить с себя своё происхождение, как грязную рубаху, полную вшей. Эта национальность как клеймо раба – мы прячем его, мы стыдимся его, но мы умрём с ним, и наши могильщики обнаружат его на нашем трупе и похоронят соответственно пятому пункту. Мне стыдно моего стыда. Слово ”еврей” я произношу теперь громче, чем все остальные слова – мне не соизмерить голос: с шепота я перехожу на крик, чтобы произнести это постыдное слово нормальным голосом. Я кричу о том, о чём боюсь прошептать. ( Из романа ” Три еврея, или Утешение в слезах ”, 2001 – A.З.)
*****
Даже если оставить недоказуемую рационально или научно идею богоизбранности евреев, остаётся предположить, что всеобщая грамотность среди взрослых евреев-мужчин, которая была у них за 1700 лет до других народов, плюс чтение и анализ Талмуда, сделали этот народ более приспособленным к требованиям современности: отсюда успехи в науках, в шахматах, в финансах, в менеджерстве – везде, где требуется критический анализ. Не евреи сами по себе, а их умственные способности, выработанные в течение десятилетий, оказались востребованными новым временем. Это более-менее трезвое обьяснение не исключает уникальности этого народа и его судьбы…Вот срез американского общества по ителлектуальному коэффиценту: впереди евреи-ашкенази, слегка обгоняющие евреев-сефардов, потом выходцы или их потомки из Восточной Азии, дальше белые американцы, а замыкают шествие наши афроамериканцы. Соответственно распределяются эти группы по их достижениям – от нобелевских премий до социального статуса. Вплотную к евреям приближаются американские азиаты, которых полно в университетах, в оркестрах, в исследовательских центрах, на высших менеджеских постах. Жду возражений от наших ревнителей пресловутой политкорректности. Опять эти евреи. (Из статьи ”Кто на свете всех умнее?” в нью-йоркском еженедельнике ”В Новом свете”, 26 июня 2009 года – А.З.)
*****
Начну издалека, хотя и не так, чтобы очень. За шестьдесят лет после Корейской войны и раздела по 38 параллели две Кореи стали полной противоположностью друг другу не только политически, экономически, общественно, но и как угодно: одна нация раскололась на две нации. Земля и небо! Даже национальный генотип стал разным по обе стороны от этой проклятой параллели.
Даже ростом одни корейцы отличаются от других: южнокорейцы на 5 сантиметров выше северокорейцев. «И знал только Бог седобородый, что это животные разной породы», как сказал когда-то Маяковский. А ближе к делу: на севере в школьную программу входит «Дневник Анны Франк» как пример сопротивления фашизму, зато на юге школьники почти все без исключения читают – читатель в глубоком обмороке! – Талмуд.
Чтобы стать такими же гениальными, как евреи. Куда дальше, если Талмуд наличествует практически в каждом культурном южнокорейском доме (в отличие, скажем, от большинства израильских домов). Вот объяснение южнокорейского VIP: «У евреев высокий процент Нобелевских премий во всех областях: в литературе, науке и экономике. Это поражает. Мы пытаемся понять, в чём секрет евреев. Как это у них получается, что они могут достичь таких поразительных результатов? Откуда у евреев такой высокий интеллект? Вывод, к которому мы пришли, что причина – Талмуд».
Это, конечно, нонсенс: если Талмуд и причина, то одна из многих: не единственная и не главная. Касаемо упомянутых премий, то да, хоть это давно уже трюизм, но цифры таки впечатляют. Тем более, эта еврейская статистика имеет прямо-таки устрашающую (кой-кого) тенденцию к акселерации: если во второй половине прошлого века 29% этих премий ушли к евреям, что в пропорциональном отношении превосходит их демографический процент в мировом народонаселении в 117 раз, то по новому столетию этот показатель подскочил еще выше, достигнув 38 с половиной процентов, а в один из недавних годов чуть ли не все эти награды ушли к представителям «избранного» народа, за что кто-то остроумно переименовал Нобелевскую премию в Кошерную.
Однако эти нобелевско-кошерные премии – свидетельство высших, апогейных достижений, но можно ли по ним судить об интеллектуальном уровне этого рода-племени? Имеют ли эти сугубо индивидуальные всплески еврейского гения хоть какое-то отношение к среднестатистическому еврею? Насколько обоснована гордость еврейских обывателей тем же Эйнштейном, научные познания которых часто ограничены таблицей умножения? Есть такое мнение (слышал от моего бывшего приятеля), что евреи выдают третий сорт за первый. Sorry, конечно: о евреях, как о покойниках, или хорошо, или ничего, да? Хотя, понятно, есть две позиции, противоположные: еврей прав, даже когда неправ – еврей неправ, даже когда прав.
Хорошая формула, только что пришла мне в голову, а сам я – не антисемит и не филосемит, а соглядатай, зевака, вуайерист: гляжу на все с птичьего полета и поверх идеологических барьеров и страстей. Как говаривал великий, пусть и антисемит, римский историк Тацит: sine ira et studio – без гнева и пристрастия. К слову, среди великих мира сего антисемитов – мало не покажется: от Сенеки и Вольтера до Вагнера и Достоевского, что нисколько не умаляет их величия.
Займемся лучше этим среднестатистическим евреем. Факты – упрямая вещь, а цифры? Вот несколько. Опубликованы – подчеркиваю – не евреями: от Чарлза Мурея с его классическим эссе «Jewish Genius» («Еврейский гений») и Ричарда Линна с его научным исследованием «The Intelligence of American Jews» («Интеллект американских евреев») вплоть до Ханка Пеллиссьера, с его недавней книгой «Why is the IQ of Ashkenazi Jews so high?» («Почему IQ ашкеназских евреев столь высок?»). Как раз евреи – по крайней мере, печатно – помалкивают в тряпочку, полагая политнекорректным выпячивать свои достоинства.
Можно, правда, гипотетически предположить, что эти и подобные ученые-гои подкуплены и проплачены евреями и за ними стоит извечный заговор “сионских мудрецов”. Мол, у евреев не было выбора и, чтобы не быть вконец истребленными – особенно после Катастрофы, – они вынуждены были захватить власть над миром.
Но эти конспирологические теории, так сказать, для бедных. Хотя, увы, постхолокостные представления изменились довольно радикально и, скажем, блестящая формула Гейне – хороший еврей лучше хорошего христианина, плохой еврей хуже плохого христианина – теперь уже не работает: никогда евреи не приносили столько зла другим народам, сколько другие народы евреям. По мне так лучше быть преследуемым, чем преследователем. С моральной точки зрения.
Так вот, что касается этого злосчастного “ай-кью”, то бишь коэффициента умственного развития, то у евреев-ашкенази он, в самом деле, зашкаливает – выше среднеевропейского и среднеамериканского. Не то чтобы за ними не дует, но даже своих ближайших соперников – северных азиатов, типа японцев и тех же южнокорейцев – они уверенно обходят на 8 пунктов.
В целом по всей нашей “глобал виллидж” еврейский “ай-кью” на 40% выше, чем у среднего жителя планеты – 79,1%, тогда как у среднестатистического еврея – порядка 118%, достигая совсем уж астрономических высот в математической или вербальной областях.
Еще любопытнее сравнительные данные среднестатистического американца со среднестатистическим евреем-штатником – из шести показателей упомяну только два верхних. Если уровня 116-130 “ай-кью” достигают 12,5% американцев, то среди евреев – 35%. Выше 130 “ай-кью” только у двух с половиной процентов американцев, тогда как 15% здешних евреев перепрыгивают эту планку, а у двух с половиной процентов “ай-кью” и вовсе выше 148%.
Либо взять студентов американских иешив, у которых “ай-кью” – 125,6. Стоит ли тогда удивляться, что в пропорциональном отношении евреев в десять раз больше среди студентов самых престижных вузов страны, чем полагалось бы по численности – и малочисленности (всего 2,2%) – их населения в Штатах: 30% в Йеле, 27% в Гарварде, 32% в Колумбийском университете и проч., куда они явно поступают не по блату.
При таком “ай-кью” и образовательном цензе евреи составляют в США больше половины интеллектуальной, научной и художественной элиты, чей ежегодно публикуемый список обычно ограничен двумя сотнями, 59% ведущих продюсеров, режиссеров и писателей, а про адвокатов, врачей, ученых, художников, музыкантов, журналистов или тех же филантропов и говорить нечего. Короче, физики и лирики.
Боюсь, у читателей уже рябит в глазах от цифр, да и как бы одни не лопнули от гордости, а другие от зависти или возмущения! А потому, минуя множество других рекордных показателей, включая не только современную, но и довоенную Европу, а также Израиль, перейдем от голых цифр к причинам такого интеллектуального отрыва этого великого и трагического народа, который Марк Твен поименовал «духовной аристократией».
Этих причин – через край. Один только Ханк Пеллиссьер в своей электронной книге про еврейский IQ приводит не меньше, не больше, как два десятка – от Вавилонского пленения, когда угнанные в плен евреи поднабрались от своих угонщиков книжных знаний в их великих библиотеках, до поголовной грамотности, в обгон титульных, почти тотально неграмотных христиан на семнадцать столетий, от вынужденного полиглотства в диаспоре до диетического (кошерного) питания и личной гигиены: Святая Инквизиция опознавала крипто-евреев в том числе по регулярному мытью рук, чем коренные жители Пиренейского полуострова себя не обременяли.
Уж коли зашла речь о маранах, то главные взлеты и достижения среди ашкенази – значительно больше, чем среди сефардов, хотя и среди них попадаются значительные личности: от британского премьера Дизраэли и нескольких “нобельцев” в разных областях до двух Модильяни – художника и экономиста, тоже Нобелевского лауреата.
Дабы не впасть в перечислительность, остановлюсь только на двух причинах. Само собой, Талмуд, сложная, трудная, с темными местами и бесконечными комментами книга, изучение которой по талмудической опять-таки традиции требует семи часов ежедневно в течение семи лет. Вот тут еще один корректив к лестному для евреев и все-таки наивному представлению южнокорейцев: не сам по себе Талмуд, а многовековая традиция детального, полемического обсуждения и семантического анализа текстов, которая входит в плоть и кровь иудеев с раннего детства и передается из поколения в поколение, становясь чуть ли не генетическим свойством. Именно традиционная грамотность и вековые навыки аналитической работы с текстами пригодились евреям и оказались востребованными в новые времена, к которым в силу исторического развития они оказались более приспособлены, чем другие этнические либо религиозные группы.
И дело не только в привычке евреев к аналитическому мышлению, но еще и в характере этого мышления. Основа основ талмудического подхода состоит в том, что хоть абсолютная истина и существует, но прямо и целиком недоступна человеку – «непостижная уму». Для талмудической традиции нет истины в последней инстанции. Стремление к истине – да, но процесс познания бесконечен, как сам универсум.
И, наконец, о последней причине, опуская все остальные. Пусть парадокс, но антисемитизм – могучий стимул к деятельности. До определенной, конечно, степени: Холокост – это уже не просто антисемитизм, а цунами антисемитизма, как сказал однажды мой коллега Саша Грант: количество переходит в качество. Я говорю об антисемитизме, который имел в виду Марк Твен: евреи всего достигли со связанными за спиной руками. Ну да, негативное вдохновение: от противного. Чем сильнее давление, тем требуется мобилизовать больше энергетических запасов, чтобы его преодолеть – как отдельному индивидууму, так и этносу в целом. Или как недавно заявил наш главный финансист Бен Бернанке, поддержка притупляет чувство риска. А евреи – народ рисковый: чего стоит одно его кочевье, пусть вынужденное, по другим народам, несмотря на опять-таки их сопротивление незваным пришельцам. Вот еще одно мое наблюдение – дарю читателям: евреи как были, так и остались кочевым племенем. Не в том смысле, что на то и щука в море, чтобы карась не дремал. Причем здесь, кстати, море, когда щука пресноводная рыба? Не будучи ихтиологом, я бы отнес все-таки эту беспокойную, легко возбудимую и возбуждающую другие народы страту мирового населения к другой рыбьей породе, но промолчу, чтобы не раздражать читателей еще больше. (Истина не в последней инстанции. ”Еврей прав, даже когда не прав?” ”Московский комсомолец”, 15.05.2013 – А.З.)