*****
В Америке подавляющее большинство жителей не считают себя антисемитами. На малейший намек по поводу их не слишком доброго отношения к евреям они возмущенно отвечают: “Я – антисемит? Вы шутите? У меня самые лучшие друзья – евреи”. В Америке действительно не принято открыто ненавидеть евреев. Совсем по-другому дела обстояли в Советском Союзе. Антисемитизм там был явлением до банальности распространенным и не вызывавшим почти ни в ком комплекса вины. Даже весьма благопристойные люди, которые никогда не пошли бы рисовать свастику на чьей-то двери, считали, что евреи – люди особенные, что есть в них нечто неприятное и неприемлемое, что они не такие, как все, хотя и трудно объяснить, почему. Практически каждый еврей-иммигрант из Восточной Европы может привести такой случай из своей жизни: коллега, пациент, приятель, просто знакомый от души и с самыми добрыми намерениями пытался сделать им комплимент, констатируя, как факт: “Вы знаете, Вы действительно хороший человек, хоть и еврей”. В Америке это было бы недопустимо.
*****
Да, я горжусь тем, что я – еврей…Для меня дело совсем не в том, что я принадлежу к народу, давшему миру великих мыслителей, музыкантов, ученых или спортсменов. Я знаю, что вклад отдельных евреев в науку, медицину и многие другие отрасли знаний несоразмерно велик в соотношении с общим количеством представителей нашей нации. Но надо же признать, что евреи дали миру не только таких великих мыслителей, как Эйнштейн и Дизраэли, но и таких воротил преступного мира, как Багси Сигал и Мейер Лански, что в Америке среди гангстеров, бутлегеров, наемных убийц и букмекеров евреев было более, чем достаточно. Среди сутенеров и проституток в Северной и Южной Америках тоже немало евреев и евреек. На каждого уважаемого, доброго и порядочного еврея всегда найдется другой – порочный, безнравственный и бесчестный. Я никоим образом не считаю себя умнее, потому что Спиноза и Ферми были евреями. И, хотя евреи Мендельсон и Гершвин были выдающимися композиторами, музыканта из меня не вышло. Не стал я и актером, подобно евреям Кирку Дугласу или Тони Куртису. Когда речь заходит о творениях выдающихся евреев, это не дает мне права гордиться собой, потому что я не причастен к их созданию, я могу только проявлять к ним интерес и уважение.
И тем не менее, когда я смотрю на историю народа, к которому я принадлежу, я не могу не испытывать гордости, потому что именно в ходе истории проявляется наша самая отличительная черта. Дело не в том, что среди нас есть выдающиеся примеры и плохого и хорошего, дело в том, что евреи, как народ, в подавляющем большинстве своем всегда вовлечены в события, которые, по их мнению, свершаются на благо общества, гуманитарного прогресса и всего человечества. Их не волнует, будет ли от этого выгода для них самих в частности или для всех евреев вообще. Мы – единственный деятельный сегмент общества, который способен голосовать против своих личных интересов, как например, за “политику предпочтения” (affirmative action), против школьных ваучеров, за расширение программ социального обеспечения и вэлфера. Евреи в несоизмеримо большем процентном соотношении от общей своей численности вовлечены в битвы за то, что, по их мнению, считается справедливостью. В конце прошлого века 26% всех арестованных за революционную деятельность в царской России были евреи, хотя на тот период они составляли всего лишь 1% от всего населения огромной Российской империи. В борьбе за права негров в Америке опять-таки участвовало несоизмеримо большее число евреев, причем участвовали они не только лично, но и давали на эту борьбу крупные деньги. Любое движение, ставящее своей целью сражение за будто бы гуманные и добрые дела (в защиту прав женщин, охраны окружающей среды, бездомных, больных СПИД’ом, против ядерного вооружения, жестокого обращения с животными и т.п.), привлекает евреев, как магнит, хотя чаще всего руководствуются они скорее эмоциями, нежели логикой и здравой оценкой возможных последствий.
Евреи воюют на передовой в битвах, не имеющих никакого отношения к евреям: возьмите, к примеру, евреи начали нынешнюю кампанию против преследования христиан в мусульманских странах и борьбу за прекращение рабства в Африке и Азии. Евреи в первых рядах и в тех схватках, которые, как оказывается впоследствии, несут зло и разрушение: тут и коммунизм, и марксизм, и нигилизм 60-х годов, поддержка режима Кастро и сандинистов и многое другое. Я горжусь тем, что мы, евреи, стараемся сделать этот мир лучше. Я горжусь тем, что мы – единственные, кто не жалеет ни сил, ни денег, чтобы постоянно напоминать миру о прошлых и нынешних преступлениях человечества, в то время, как армяне, украинцы, африканцы, азиаты предпочитают молчать о своем геноциде. Богатые афро-американцы не учреждают фонды в память о своем прошлом рабстве и в помощь тем своим собратьям, которые продолжают оставаться рабами в Африке и по нынешний день. Американцы китайского происхождения не делают фильмы о десятках миллионов своих этнических братьев, уничтоженных японцами в то же самое время, когда нацисты истребляли евреев.
Есть плохие евреи, есть хорошие евреи. Есть евреи религиозные и есть евреи – атеисты. Есть евреи, которые ничего не знают об иудаизме и не хотят знать. Но у большинства евреев есть одна общая и отличительная черта: они всегда будут там, где, по их мнению (неважно, правильному или неправильному), надо делать добро и бороться со злом. Именно поэтому я горжусь тем, что я – еврей. (Из статьи в газете ”Еврейский мир” 2.10.2006 – А.З.)
P.S. Прочитайте. Памяти Сая Фрумкина