Несмотря на то что меня считают космополитом, я всегда защищал и буду защищать мой преследуемый и угнетенный народ
*****
Бороться с антисемитизмом – зачем? Антисемитизм как психологическое предубеждение будет существовать. Должно ли нас это трогать? Давайте, прежде всего, любить самих себя. Давайте будем относиться к нашему еврейству, в широком смысле этого слова, с уважением. Может быть, мы главным образом благодаря антисемитизму и существуем до сих пор как раса. Я верю, что так оно и есть.
*****
Когда я вижу выражение ”германские граждане иудейского вероисповедования”, я не могу сдержать улыбку. Что по сути означает эта высокопарная формула? На деле за ней стоят два постулата. Первый: я не желаю иметь ничего общего с моими бедными (т.е.восточноевропейскими) соплеменниками. Второй: я хочу, чтобы ко мне относились не как к сыну моего народа, а как к члену некоторой религиозной общины. Разве это достойно? И может ли ”ариец” уважать таких лицемеров? Я – не германский гражданин, и во мне нет ничего, что могло свидетельствовать об ”иудейском вероисповедовании”. Я – еврей! Я радуюсь, что принадлежу к еврейскому народу, хотя не верю, что мы являемся ”избранным народом”. Пусть неевреи спокойно остаются антисемитами. Пусть только наша собственная любовь к нашему народы будет достаточно сильной.
*****
Борясь с антисемитизмом, мы должны стать суверенным, независимым народом. Существование еврейской нации – это факт. Еврейский народ – живой организм. Евреи – нация, независимо от того, живут они в Израиле или в каком-то другом месте. Мы должны сами сознавать себя как единый народ и обязаны научить других судить о нас как о суверенной нации…Нации не желают растворяться, каждая хочет идти своим путём. Мирные взаимоотношения могут буть достигнуты, если народы проявляют взаимную терпимость и уважение друг к другу…Я не думаю, что человеку достаточно одной свободы. Я верю в еврейские духовные ценности: стремление к справедливости, свободу воли и служение обществу.
*****
Если моя теория относительности будет успешно доказана, Германия объявит меня немцем, а Франция – гражданином вселенной. Если же эта теория окажется ошибочной, Франция заявит, что я немец, а Германия возвестит миру, что я – еврей.
*****
По отношению к обществу, где силён антисемитизм, еврей обязан проявлять гордую сдержанность!… Антисемитизм – тень еврейского народа…Я физик и знаю, что каждая вещь отбрасывает тень. Тень, отбрасываемая моим народом – антисемитизм.
*****
Если мы не сможем найти с арабами дорогу честного сотрудничества и честных договорных отношений, то мы на нашем двухтысячном пути хождения по мукам ничему не научились и заслуживаем той участи, которая нам уготована…Будущее Палестины возможно лишь на основе мирного сотрудничества двух народов, для каждого из которых эта страна – родной дом.
*****
Я за сионизм, так как это – единственная цель, которая может объединить евреев всех стран. Совсем не интересно, насколько евреи составляет единую расу. Верно то, что у них единая судьба, и то, что они настоятельно нуждаются во взаимопомощи. Я вовсе не националист и не хочу какого-либо ущемления арабов в Палестине. Еврейская иммиграция в Палестину в существующих границах никому не может причинить вреда. Ей нет необходимости ссылаться на какие-либо исторические притязания.
*****
Только когда мы (евреи) наберемся мужества видеть в нас нацию, только тогда, когда мы сами будем себя уважать, – тогда мы сможем завоевать уважение других.
*****
Нет немецких евреев, нет русских евреев, нет американских евреев. Они отличаются только своим разговорным языком. На самом деле, есть только евреи.
*****
То, что евреев объединяет и в течение тысячелетий объединяло – в первую очередь демократический идеал социальной справедливости и идеи долга, взаимопомощи и терпимости…Тот, кто насаждает раболепие и насилие, не может не усматривать в еврее своего непримиримого врага.
*****
Сионизм почти не смог защитить немецких евреев от уничтожения. Но он дал выжившим внутреннюю стойкость пережить несчастье с достоинством и не потерять здоровое самоуважение.
*****
Израиль – единственное место на Земле, в котором евреям можно организовать общественную жизнь по унаследованным ими идеалам.
*****
Если бы я был президентом, то иногда должен был бы говорить израильтянам вещи, которые они бы слушали без особого удовольствия.
*****
Почему евреи так часто вызывают ненависть масс? Прежде всего потому, что евреи есть среди почти всех наций и потому, что они представляют слишком тонкую прослойку, чтобы быть способными защитить себя…Преступления, в которых евреи обвинялись на протяжении всей истории, – преступления, которые использовались как повод для оправдания жестокостей и зверств по отношению к ним, – непрерывно менялись в зависимости от обстоятельств. Евреи обвинялись в отравлении колодцев. Про них говорили, что они убивали младенцев в ритуальных целях. Их ложно обвиняли в систематических попытках экономического господства и эксплуатации человечества. Псевдонаучные труды изображали их как низшую и опасную расу. Их считали подстрекателями войн и революций в личных эгоистических целях. Их представляли одновременно и опасными новаторами, и как врагов истинного прогресса. Их обвиняли в фальсификации культуры наций путем проникновения в национальную жизнь под видом ассимиляции и одновременно – в упрямой самоизоляции и нежелании приспособиться к какому-либо обществу. Обвинения против евреев были невообразимы. Их подстрекатели знали, что они абсолютно ложны. Но они неизменно действовали на массы. Во времена беспорядков и волнений массы склонны к ненависти и жестокости. Во времена мира эти черты человеческой природы проявляются тоже, но только в скрытых формах. До этого я говорил только о насилии по отношению к евреям и об их угнетении, а не об антисемитизме как о психологическом и социальном явлении, существовавшем даже во времена и в обстоятельствах, когда не было никаких особых действий против евреев. В этом смысле можно говорить о латентном антисемитизме. В чем его база? Я думаю, что в некотором смысле его можно рассматривать как нормальное проявление в жизни людей… Кем, в первую очередь, являются евреи? На этот вопрос нет простого ответа. Наиболее очевидным ответом был бы следующий: еврей – это человек, исповедующий еврейскую религию.. Еврей, который отказывается от религиозной веры (в формальном значении этого слова), точно так же не перестает быть евреем…То, что объединяет евреев в течение тысяч лет и что объединяет их сегодня – это, прежде всего, демократические идеалы социальной справедливости в сочетании с идеалом взаимопомощи и терпимости ко всем людям. Даже наиболее древние религиозные свитки евреев пропитаны этими социальными идеалами, которые столь мощно воздействовали на христианство и ислам и столь благотворно повлияли на социальную структуру большей части человечества. Можно напомнить здесь введение еженедельного дня отдыха – подлинное благо для всего человечества. Уникальные достижения евреев в области филантропии проистекают из того же источника. Второй характерной чертой еврейской традиции является высочайшее уважение ко всем формам интеллектуальной деятельности и духовных устремлений. Я уверен, что это огромное уважение к интеллектуальной деятельности одно ответственно за вклад евреев в прогресс знания в самом широком смысле этого слова. При их относительно небольшом числе и при столь значительных внешних препятствиях, постоянно устраиваемых на их пути со всех сторон, размер этого вклада заслуживает восхищения всех честных людей. Я уверен, что дело не в каком-то особом богатстве дарований, но что именно уважение, с которым евреи относятся к интеллектуальным достижениям, создает атмосферу, исключительно благоприятную развитию любых талантов, если они появляются…Как друзья, так и враги зачастую утверждают, что евреи – это раса, что их характерные поведенческие черты – это врожденные качества, передаваемые генетически от поколения к поколению. Это мнение поддерживается тем фактом, что евреи в течение тысячелетий заключали браки в основном в пределах их собственной группы…Возможно, даже в большей степени, чем в силу традиции, евреи как группа выросли на притеснениях и антагонизме, которые они всегда встречали в мире. Именно здесь, несомненно, лежит одна из главных причин ее существования на протяжении тысячелетий. Евреев менее одного процента населения Земли. Их значение как политического фактора пренебрежимо мало. Евреи рассеяны почти по всей Земле и не организованы в единое целое, что означает, что они не способны на какую-либо концентрацию действий. Если формировать взгляд на евреев только на основании утверждений их врагов, то можно прийти к заключению, что они представляют мировую власть. На первый взгляд это кажется полным абсурдом. Но все же, по-моему, в этом есть определенный смысл. Евреи как группа, возможно, не имеют никакой власти, но суммарные достижения ее отдельных членов везде достаточно значительны и говорят сами за себя, несмотря на то, что эти достижения были получены в условиях притеснений и всяческих препятствий. ( Из эссе ” Почему ненавидят евреев”, написанном в 1938 году – А.З.)
Комментарий: Выступая в Нью-Йорке в 1938 году, Эйнштейн говорил: “Мне, скорее, по душе разумное соглашение с арабами на основе сосуществования в мире, чем создание еврейского государства… Мое понимание характера иудаизма заставляет меня сопротивляться созданию еврейского государства с границами, армией… я боюсь, что иудаизму будет нанесен внутренний ущерб.” В 1952 году он отказал премьер-министру Израиля Давиду Бен-Гуриону, когда тот попросил стать его вторым президентом Израиля после смерти Хаима Вейцмана. Эйнштейн заявил, что он не годится для такой должности, но, кроме того, боится, что как президент он будет должен принять на себя моральную ответственность за решения других, решения, которые могут перечить его убеждениям.
P.S. О влиянии Эйнштейна на развитие цивилизации. Фрагменты биографии.