Они (евреи – А.З.) главные возмутители в современном мире… Они стервятники человечества… Они образуют государство внутри государства. Несомненно, они не являются законопослушными гражданами… Зло в них исходит не от отдельных личностей, но от коренной природы сего народа… Деятельность еврейской нации со времен Моисея, в силу всей её предрасположенности, заключалась в ростовщичестве и вымогательстве… Французское правительство не может равнодушно смотреть на то, как низкая, опустившаяся, способная на всякие преступления нация захватывает в своё исключительное владение обе прекрасные провинции старого Эльзаса. Евреев приходится рассматривать, как нацию, а не как секту. Это нация в нации… Я бы хотел на определённое время лишить их права выдавать займы под заклад, потому что слишком унизительно для французского народа быть обязанным этой низкой нации. Целые сёла обобраны евреями, они снова ввели рабство; это настоящие стаи воронов. Вред, причиняемый евреями, не происходит от отдельных лиц, но от всего этого народа в целом. Это черви и саранча, опустошающие Францию. Я решил исправить евреев, но я не хочу их иметь больше чем их есть в моём государстве. Я делаю всё, чтобы доказать моё презрение к этой подлейшей нации мира. Евреи являются нацией, способной к самым ужасным преступлениям. Я хотел сделать из них нацию граждан, но они негодны ни к чему, кроме торговли подержанным добром. Я был вынужден провозгласить закон против них за их ростовщичество и крестьяне Эльзаса передали мне свои благодарности…Философскими учениями жидовского характера не изменишь, для них нужны исключительные специальные законы…К жидам относятся с отвращением, но надо признаться, что они действительно отвратительны; их также презирают, но ведь они и достойны презрения. ( Из обращений к Государственному совету 30 апреля и 7 мая 1806 года. Антиеврейская риторика обьясняется жалобой крестьян Эльзаса на ростовщичество евреев – А.З.)

*****

Я далёк от мысли сделать что либо в ущерб моей славе, что могло бы вызвать осуждение потомства… Было бы слабостью изгнать евреев, но проявлением силы будет исправить их… Обращение с евреями в любой стране – термометр её цивилизованности… Еврейский вопрос решается не так. Я никогда не приму мер, обязывающих еврейский народ оставить Францию, потому что для меня еврей равен любому другому гражданину страны. Изгнание их из Франции явилось бы доказательством слабости, в то время как для их интеграции требуется сила.

*****

Я всегда хотел видеть евреев равноправными подданными, какими являются остальные народы моей империи. Я желаю, чтобы к евреям относились как к братьям, как если бы все мы являлись частью иудаизма. Это было бы выгодно и для Франции, потому что евреи иммигрировали бы в нашу страну со своим богатством. Если бы не мое падение, большинство европейских евреев переселились бы во Францию, где их ждали бы свобода, равенство и братство. (Из беседы Наполеона со своим врачом, ирландцем Барри О’Мира на Острове Св. Елены 10 ноября 1816 года – А.З.)

*****

Законные наследники Палестины! Великая нация, не торгующая людьми и странами, призывает вас не завоёвывать ваше наследие, а получить в руки то, что уже завоёвано, во имя того, чтобы вы остались хозяевами страны и охраняли её от чужестранцев. Проснитесь и встаньте! Докажите, что вы потомки героических отцов, гнёт не сломил вашего духа, две тысячи лет порабощения не превратили вас в рабов. Час пробил! ( Из воззвания к еврейским общинам Египта и Сирии во время похода на Ближний Восток, 1799 – А.З.)

            Комментарий: Отношение императора к евреям было противоречивым. Наполеон Бонапарт не встречал евреев ни в детстве на Корсике, ни в отрочестве во Франции. Его первое соприкосновение с организованной еврейской общиной состоялось в городе Анкона, взятой им 9 февраля 1797 года во время первой итальянской кампании. Проезжая во главе входящих в город победоносных полков, Бонапарт заметил, что среди радостно встречавшей его толпы стояли люди в желтых головных уборах, в желтых нарукавниках с шестиконечными звездами. Он спросил одного из офицеров об их значении и узнал, что это евреи, а шапки и нарукавники служили опознавательными знаками их вероисповедания, если с заходом солнца они не возвращались в гетто. Бонапарт немедленно приказал нарукавники снять, а желтые шапки заменить обыкновенными. Он также открыл ворота гетто и объявил, что отныне евреи вправе жить там, где им хочется, и соблюдать свою религию. А вот другой пример отношения Бонапарта к евреям: 19 июня 1798 года по пути в Египет французы взяли остров Мальта. Тут Наполеон узнал, что мальтийские рыцари жестоко преследуют местных евреев, продают их в рабство христианам и туркам и запрещают соблюдать свои традиции. Он сразу же приказал открыть синагогу и восстановил гражданские права евреев Мальты. Однако ни Анкона, ни Мальта не могут сравниться с прокламацией Бонапарта, изданной им под стенами осажденной крепости Акко 20 апреля 1799 года о создании самостоятельного еврейского государства в Палестине, за 118 лет до Бальфурской Декларации и 149 лет до провозглашения Государства Израиль .Однако в то время планам Наполеона не суждено было сбыться. Придя к власти, Наполеон сделал евреев полноправными подданными своей империи не ради выгоды – евреи не имели никакого политического веса. Меттерних-Виннебург, австрийский консул в Париже, писал в одном из своих докладов в Вену: «Во Франции находятся всего лишь около сорока тысяч евреев, из них около тысячи – в Париже. Но все они без исключения видят в императоре своего Мессию!» После сокрушающей победы под Аустерлицем Наполеон продолжал настоятельно действовать в пользу полного освобождения евреев от гражданских ограничений несмотря на яростное сопротивление антисемитских кругов во Франции и за рубежом – под предводительством Папы Римского и русского царя Александра, одного из самых яростных гонителей евреев.
– А.З.)

One Response to “Наполеон Бонапарт (1769-1821), французский Император (1804 – 1814, март-июнь 1815).”

Leave a Reply for Anne Allen

*