При царе понятия национальности не существовало, было — вероисповедание. Советская власть религию, как вы знаете, не признавала. И поэтому где-то в 30-е годы XX столетия появляется графа: национальность. В то время как в цивилизованный странах, например, в США, в графе национальность прописано: «американец», во Франции: «француз». Что же касается меня, то я не могу понять, что же такое национальность.Например, то, что еврею, проживающему в России, еврей, проживающий в Эфиопии, в большей степени родственник, чем Лев Николаевич Толстой, — абсурд! Для меня национальность — это гражданство. А еще и культура: если твой язык русский и твоя культура — русская. В общем, считаю себя россиянином, и не признаю деления на национальности… Я понимаю, что вы хотите от— меня услышать. Мне в советские времена часто напоминали, что я еврей. Кстати, это очень закалило характер: я понимал, если хочу получить пятерку, мне необходимо отвечать на шестерку. Ну, наверное, существует еще и такое понятие, как комплекс еврейского мальчика, который стимулирует доказать себе самому и окружающим: нет, я — человек не второго сорта. Поверьте, это очень хорошая мотивация для каких-то достижений в жизни. У меня мамина мама — чистокровная немка из тевтонских рыцарей. Поэтому, по законам иудаизма, я к евреям не имею никакого отношения. Но горжусь тем, что у меня со стороны папиной мамы 13 поколений «казенных» раввинов. Поскольку раввины считаются более мудрыми, чем тевтонские рыцари, то в большей степени я бы причислил себя к первым. ( Из интервью в международном еврейском журнале ” Алеф” № 9 – 2006 – A.З.)
******
В Царской России не было понятия “национальность”, а было понятие “вероисповедание”: православный, мусульманин, иудей. Ни в одной стране мира, ни в одном языке мира Вы не найдёте понятия “национальность”. То есть, если вы едете за границу и заполняете анкету, “national”, “nationality” – имеется в виду страна, из которой ты едешь, а не национальность в том смысле, в каком это было у нас. Я поинтересовался, откуда, вообще, появилась национальность, и мне рассказали историки: поскольку советское государство, оно у нас было от Церкви резко отделено, то понятия “вероисповедание” в советском паспорте быть не могло. Но надо же было всех переписать. Ведь для тоталитарного режима, так сказать, невозможно не переписывать население. Поэтому появились графы в паспорте, значит, “происхождение” – из служащих или мещан, или, там, из рабочих, крестьян – и “национальность”. И записывать стали соответственно: нельзя же было в “национальность” записывать “иудей”. Появляется слово “еврей”, значит, которое выполняет очень странную функцию… Значит, для иудея характерно отнюдь не поклонение какому-то конкретному Богу. Вовсе нет. Это один из элементов иудаизма. Иудаизм – это и определённая пища, и определённая манера одеваться, стиль, это и проживание среди своих, это и женитьба, в смысле брака, со своими… Наверное, раввины со мною бы поспорили, я говорю на бытовом, понятийном уровне…
Если моими писателями, моим языком является русский, если моими писателями являются Толстой и Пушкин (правда, Искандер тоже), то кто я по национальности в том смысле, который вкладывается в это слово? Если я патриот России, а не Израиля, я кто по национальности? То же самое может спросить любой человек, у которого в паспорте раньше писали, например, “татарин”, “курд” и так далее. Кто такие евреи и иудеи – вопрос тоже весьма интересный, потому что Вы знаете, что и таты, которых мы называем “лицами кавказской национальности”, являются иудеями, и караимы, которых Гитлер считал арийцами, тоже были иудеями. Поэтому прежде всего надо определиться с понятиями. Это первое, на что я хотел бы обратить внимание. Второе – совершенно из другой области. На Россию всегда валилась куча разных бед, и Россия всегда, в общем, каким-то образом из них выходила. Но если кто-то возьмётся проанализировать критические моменты в жизни России – это были моменты, когда объединялись все вероисповедания, нации, народности – как угодно. А вот в сытые времена в России всегда начинались разборки. Разборки, кто не того цвета, кто не того вероисповедания и так далее.
Мне не кажется, что Россия сегодня находится в таком великолепном состоянии, когда можно позволить себе не объединять народы, населяющие Россию, а их разделять. Неважно, на какой почве: между православными и иудеями и мусульманами или между русскими, евреями, татарами, башкирами и так далее. Поэтому вот это “Письмо 5000”, оно – больше, чем преступление! Это ошибка!.. Так вот, произошёл этот случай в синагоге московской, в ростовской… Конечно, в любой стране есть люди психически не уравновешенные, и провоцировать их на те или иные поступки – это есть преступление, если бы это была сознательная провокация. И это есть больше, чем преступление (ошибка), когда такие вещи делаются (я имею в виду: письма пишутся) без анализа последствий, которые могут наступить. В этом письме нет призыва убивать евреев или поджигать синагоги. Но это письмо, абсолютно контрпродуктивное по призыву, является ещё вполне продуктивным по провокационности: провокационности разжигания национальной розни. Там нет слов призывающих к разжиганию национальной розни, там этого нет. Формально там состава преступления нет. Но жизнь всегда шире, чем право. Любому философу и правоведу известно, что право не может описать все события жизни. Поэтому люди интеллигентные должны всегда думать, как слово наше отзовётся. И я бы хотел посмотреть в глаза тех, кто подписал это письмо в момент, когда они будут стоять около постелей тех, кого этот человек порезал в синагоге. Вот просто на их глаза посмотреть. Они не понимают, что они косвенную ответственность за это несут, или они понимают, но им просто на это наплевать?..
Я родился и вырос в Москве. Я сейчас вспомнил случай, когда я сталкивался с антисемитизмом применительно ко мне в конкретной жизненной ситуации. Это было один раз. Когда я закончил с красным дипломом институт, мне мой заведующий кафедрой сказал, что он меня не возьмёт к себе в аспирантуру, потому что он сам еврей, и, если он меня (еврея) возьмёт к себе в аспирантуру, то его обвинят в помощи своим, и поэтому я поступил в аспирантуру Института государства и права, который как бы считался в то время сосредоточением антисемитизма. И, тем не менее, меня приняли. Это по поводу антисемитизма. Да, конечно, он существует, но на практике я столкнулся с ним один раз и то – за идею…
Есть такая проблема самоидентификации. Я считаю себя русским – по культуре, по всему, и я хочу сказать, что, наверно, вряд ли найдётся более русский патриот, чем я. Просто у меня были возможности много раз и остаться за границей, и уехать за границу, и – ну в мыслях не было! Не могу я без берёзок и русского языка! Ну не могу! А что ещё патриотизм, кроме как любовь к своей Родине в каких-то её проявлениях? Скамейка там, как в песне, дорожка…- какая разница? Моя страна. И вот что я тогда? Я считаю кладезем мудрости русские поговорки и еврейские анекдоты в равной мере. Вот по жизни, все мудрости, которые я в жизни знаю (не беру книг, а народное), это еврейские анекдоты и русские поговорки. Так кто я?
И к вопросу об иерархах. Не для печати, а для дискуссии раскрою один секрет. Это не адвокатская тайна… Завещание Пимена написал я, еврей. Удостоверял его нотариус, тоже еврей. То есть на уровне сознания (внутреннего сознания) высших иерархов Русской Православной Церкви не было различия “свой – чужой”, было различие “профи – не профи”, можно доверять или нельзя доверять, можно посоветоваться – нельзя посоветоваться. Для меня эта история с завещанием Пимена, она в моей жизни послужила очень хорошим таким, знаете, седативным препаратом. Когда речь заходит об антисемитизме, ещё некоторые говорят: “об антисемитизме Православия”, я говорю: “Ребята, не надо! Вот про антисемитизм Православия – не надо, как и про антиправославизм иудаизма – не надо!”. Это говорят люди некомпетентные, не говоря уже о том, что огромное количество иерархов Русской Православной Церкви – это те люди, у кого когда-то в паспорте было написано “еврей”. Это к вопросу “еврей – иудей – православный”. Вот эти четыре практических примера из собственной жизни я и хотел привести…
Я человек не религиозный настолько, чтобы эта тема меня волновала. Я вот живу сегодня, и меня религиозные разборки, кто, когда, что сказал и кто, когда, какой народ обидел, – они для меня не актуальны. Наверное, для теологов это интересно и важно. Я вовсе не хочу умалить значения Вашей дискуссии, просто она меня не затрагивает. Что касается замечания господина Веллера о Берл Лазаре, то, как человек светский, я бы сказал следующее: в принципе, это дело иудеев, кто у них раввин, потому что фамилия патриарха Алексия тоже ведь – не Иванов. И тем не менее, это не мешает русским и православным относиться к нему как к авторитету. А это опять начинается копание: кто? откуда родом? кто какой национальности? Какое это имеет значение? Алексий авторитетен для православных, а Берл Лазар авторитетен для иудеев, и это дело верующих людей, это не дело светских людей обсуждать церковных иерархов. Мне так кажется. Последняя часть дискуссии мне совсем не доставила удовольствия, потому что, вольно или невольно, господа, но ведь начался опять взаимный обмен упрёками. “А вот еврей порезал мусульманина (или русского)”, “А вот в Израиле Деда Мороза побили”, “А почему мы должны извиняться, когда вы не извиняетесь?” Вот это вот, извините, мне как человеку, московскому интеллигенту – просто противно. Это не имеет отношения к дискуссии “Как русским жить с евреями”. Я, благодаря этой дискуссии, окончательно запутался. Мне с кем жить? Вот я должен с русскими жить, или я должен с евреями жить? ( Из дискуссии за “круглый столом” 23 января 2006 г. в конференц-зале редакции “Комсомольской правды” по поводу инцидента в синагоге на Большой Бронной 11 января 2006 г. – А.З.)
Excellent post this will really help me!
Национальность человека определяется тем на каком языке он думает. У нас в России в Советские времена появилась новая нация ” Советские люди” которые думают на русском языке .