SharanskiyДля меня еврейство – это свобода. Только тот, кто связан со своим прошлым, со своим народом и со своими корнями, может быть свободен, и только свободный человек наделен силой трудиться на благо остального человечества.

*****

Мы должны укрепить независимое, сильное еврейское государство. И поэтому должны твердо стоять на том, чтобы никакого закона о возвращении для палестинцев не было, чтобы поощрялась иммиграция евреев и людей, которые хотят стать частью еврейского народа.
Смешанные браки – негативная часть ассимиляции. Но мы прекрасно понимаем, что это явление абсолютно естественное. Разумеется, я за сохранение еврейского народа –во всех формах и условиях жизни. Мы живем в свободном демократическом обществе, где невозможно противостоять смешанным бракам. Но, безусловно, сохранять еврейский характер государства можно, поощряя укрепление еврейского самосознания, создавая дружескую атмосферу поддержки для тех, кто, присоединившись к еврейской семье, хочет стать частью еврейского народа.

*****

Граница между антисионизмом и антисемитизмом, всегда являвшаяся скорее показной, чем реальной, теперь полностью смазана.

*****

Современный антисемитизм отрицает право Израиля на существование и пытается делегитимизировать его любыми способами, в том числе представляя Израиль нацистским режимом нашего времени. Израильский флаг в Освенциме – это пощёчина для антисемитов. Посещение израильтянами бывших нацистских лагерей смерти – не только проявление уважения к памяти погибших, но и глубоко символично. Израиль – это ответ фашизму и порука тому, что Освенцим больше не повторится. Этот инцидент ( оскорбление израильских студентов французскими туристами у крематория в Освенциме – А.З.) вновь демонстрирует нам до какой степени дошла озлоблённость современных юдофобов и как важно всеми возможными средствами бороться с волной антисемизма, захлестнувшей сегодня Европу.

*****

Государство Израиль зародилось как родина еврейского народа. Сионистское руководство всегда заявляло, что еврейское государство принадлежит не только его гражданам, но и всем евреям мира. Мы несем ответственность друг за друга и имеем обязательства друг перед другом. Мы – одна семья. Но сегодня, мы уже не семья. Все больше евреев ассимилируются, утрачивается чувство еврейской идентичности, еврейское лобби уменьшается. Государство Израиль становится все менее еврейским и больше государством для всех своих граждан. Этот вид разрушения не сулит ничего хорошего. Это угрожает нашей безопасности, нашей идентичности, и кроме всего прочего, возвышенным целям, лежащим в основе образования государства, за которое мы так яростно боролись и во имя которого пожертвовали очень многим.

*****

Антисемитизм – одна из немногих идей в истории человечества, которая вот уже на протяжении тысячелетий поражает своей ненавистью народы, религии и цивилизации. После Катастрофы, когда человечество воочию увидело, к каким кошмарным последствиям может привести антисемитизм, многие считали, что уже теперь-то юдофобия исчезнет навсегда. И действительно, в течение послевоенных десятилетий нам казалось, что антисемитизм сходит на нет… во всяком случае, в цивилизованных демократических странах. Увы, в последние годы ситуация изменилась, и сегодня мы являемся свидетелями резкого роста как «традиционного антисемитизма» – то есть, нападок на евреев и еврейские организации, так и «нового антисемитизма», выражающегося в отрицании права Израиля на существование и права евреев н национальное самоопределение. «Новые антисемиты» применяют старый арсенал стереотипов и двойных стандартов уже не против конкретного еврея, а против еврейского государства. Та самая демонизация, которая раньше превращала еврея в источник зла на всей земле, сегодня направлена против Израиля. Да, выражения несколько изменились, но их смысл остался тем же – евреи и их государство представляют собой опасность для человечества, они – первопричина всех зол, они виноваты, и потому они должны исчезнуть. С тридцатых годов ХХ века мы не видели столь массированной, столь интенсивной кампании демонизации евреев. Но, в отличие от прошлых лет, новый антисемитизм процветает не только и не столько среди маргинальных общественных групп, сегодня рассадником ненависти являются парламенты, пресса, университеты. Антисемитские воззрения стали не только легитимными, но и популярными именно в «бастионах гуманизма», среди людей и организаций, составляющих ядро «движения за права человека». Мы долго закрывали глаза на происходящее. Израиль считал, что «традиционный антисемитизм» – это проблема евреев диаспоры, а мировое еврейство видело в антисионизме чисто израильский вопрос. Сегодня всем ясно, что «традиционный» антисемитизм и антиизраильская агитация тесно связаны между собой, и войну с ними, войну на выживание, Израиль и евреи диаспоры должны вести вместе, плечом к плечу. Сегодня правительство Израиля видит в борьбе с антисемитизмом не только одну из своих первостепенных задач, но и активно участвует в этой борьбе. Так, правительство объявило 27 января (день, в который Европа отмечает память Катастрофы) Днем борьбы с антисемитизмом. Цель этого решения – подчеркнуть нашу солидарность с евреями всего мира, нашу ответственность за их судьбу и нашу решимость сделать все, чтобы противостоять заразе юдофобии, вновь угрожающей еврейскому народу. ( Предисловие к пособию ” Как противостоять современному антисемитизму ” – А.З.)

*****

В свое время президент России Владимир Путин сказал мне, что одной из самых больших ошибок советского правительства была политика в отношении Израиля и евреев. С тех времен, без сомнения, отношения между нашими странами качественно изменились. С точки зрения исторической перспективы прогресс огромный, и мы это ценим. Тем не менее, вопреки всем обещаниям руководителей России, современные виды российского оружия оказались в руках террористов группировки «Хизболла». От этого оружия гибли израильские солдаты. Кроме того, сегодня для Израиля жизненно важный вопрос – будет ли у правительства Ирана ядерное оружие. Лидеры Ирана заявляют о стремлении уничтожить еврейское государство. Россия, зная все это, не поддерживает жестких санкций мирового сообщества, направленных на предотвращение ядерных разработок Ирана. Нас это, мягко говоря, настораживает. Можно сколько угодно говорить о дружбе и любви, но если одна страна видит, что над другой нависла смертельная угроза, и не готова поддержать ее, чтобы эту угрозу предотвратить, – это плохие условия для развития отношений. (Из интервью на сайте sem40 27 ноября 2006 года – А.З.)

*****

Иерусалим –  это, безусловно, центр мировых религий иудаизма и христианства, довольно важную роль он играет и в мусульманстве, поэтому доступ к священным местам для представителей всех вероисповеданий должен быть абсолютно свободным.

Замечу: за три тысячи лет существования Иерусалима это было возможно единственный раз — когда он стал столицей Израиля. Древний город не раз переходил из рук в руки, видел разных оккупантов и завоевателей, пережил многие войны, но единственный народ, который объявил его своей столицей, — и во времена царя Давида, и Соломона, и ныне! — это евреи: у всех других, в том числе и арабов, когда Иерусалим был под их юрисдикцией, это была глубокая провинция, и они даже не думали никогда провозглашать его столицей.

Иерусалим не просто город, с которым связана вся история еврейского народа, — это символ нашей идентичности, нашей сути, и не случайно каждый религиозный еврей ежедневно в своей молитве говорит о нем как о центре своей жизни и, как заклинание, повторяет: «В этом году мы здесь, в следующем — в Иерусалиме».

*****

Американские делегации часто спрашивают у меня о проблемах евреев во всём мире. Вот недавно молодые евреи из Лос-Анджелеса спросили о проблемах евреев Украины, Франции, Бразилии. И я им сказал, что самое опасное место и самая большая проблема для евреев — в Америке. Ассимиляция съедает огромные части общины. Каждый день в Америке становится на несколько сотен евреев меньше. Сегодня в мире 41% евреев живет в США и 43% в Израиле – и поэтому происходящее в Америке так опасно. Делегитимизация Израиля и ассимиляция – вот две большие проблемы перед народом Израиля… Я им сказал: «Вы хотите бороться за будущее еврейского народа в самом опасном месте? Прекрасно, вы правильно выбрали: Америка – самое опасное для евреев место! Но боритесь там, раз уж вы пришли в самое опасное место». Я не ханжа, я понимаю, что такое открытый мир. Я не говорю только о галахических евреях (рожденных матерью-еврейкой или принявших иудаизм в рамках ортодоксального иудаизма – А.З.). Я говорю о людях, которые чувствуют себя частью исторического движения еврейского народа – в национальном, религиозном смыслах. Мы как народ идем вместе через историю. И вот таких людей становится меньше из-за ассимиляции. Это нельзя понимать только как смешанные браки. Но мы знаем, что 2/3 потомков смешанных браков не имеют никакого отношения к евреям. Американские евреи обнаружили самое мощное оружие против этого – Birthright (программа, позволяющая еврейской молодёжи со всего мира бесплатно посетить Израиль – Ш. Б.). Я был при рождении этой сумасшедшей идеи. Оказалось, что это самый лучший способ гарантировать, что ваши внуки останутся евреями. Есть два тормоза против ассимиляции – религиозная вера и связь с Израилем. Если хотя бы один из этих факторов имеется — уже есть шанс. Поэтому американское еврейство обнаружило, что оно зависит от Израиля. Мы создали самые разные программы – 400 проектов обучения и социальной активности — и готовы для каждого еврея диаспоры придумать его собственную программу пребывания в Израиле… «Русские» евреи США находятся даже в большей опасности, так как обычные институты американской еврейской жизни мало соответствуют их ощущениям. Никакая синагога не была центром их жизни, общинные центры – тоже не очень. Это относится и к русскоязычным евреям, и к ивритоязычным (израильтянам, переехавшим жить в США – А. З.). Что хорошо – у «русских» всё в порядке со связью с Израилем. И этот якорь работает. На американских демонстрациях в защиту Израиля всё больше говорят по-русски и меньше по-английски… Знаете, мы были совершенно ассимилированные советские евреи, но гордость за Израиль держала нас, назло им всем. Израиль был центром нашего самосознания, а войны Израиля и его День Независимости были даже важнее религиозных праздников. Израиль и антисемитизм играли гораздо бОльшую роль в самосознании советских евреев… Сколько американских евреев приезжают на ПМЖ в Израиль? В последние годы мы видим стабильную цифру — около 3500 человек в год. Из Франции приезжают 8 тысяч в год, но там в 10 раз меньше евреев, чем в Америке (еврейство США – примерно 5,7-6 млн человек, во Франции около 600 тыс евреев  – А. З.). Кстати, из Бразилии за год приехали 1% общины. Много молодых, национально-религиозных, необязательно ортодоксы. Как правило, это молодые семьи идеалистов. Алия из Америки хорошая — маленькая и хорошая…Я считаю, нам в Израиле надо решать проблемы с нашими президентами. Могу только сказать: кто бы ни стал президентом Америки, наши симпатии к США связаны не с личностью, а с общностью ценностей.

Израиль – это уникальное место, где соединяют свободу и идентичность. Все люди хотят быть свободными и одновременно принадлежать к чему-то большему, чем твоя собственная жизнь. Израиль – идеальное место для такой связи. В Европе эта связь распалась – там ради свободы пожертвовали идентичностью, а на Ближнем Востоке ради идентичности пожертвовали свободой, причем давно и навсегда. Израиль, будучи частью Ближнего Востока, сохраняет себя как остров свободы. И, будучи частью свободного мира, где идентичность уже не популярна, Израиль сохраняет себя как еврейское и демократическое государство.

В этом плане американское общество инстинктивно связано с этими двумя ценностями. У нас с Америкой есть ценностная связь, гораздо более глубокая при любом из раскладов во власти. Да, могут быть трудности. На нас могут пытаться давить (из Вашингтона – А.З.) в ту или другую сторону. Но исторические связи между нашими народами неизменны… Прежде всего, я всем советую последовать совету Буша и прочитать мою книгу. Я в 2004-м предсказывал, что и Мубарак, и Асад не вечны, как и все диктаторы. Сработал ровно тот механизм, который я и предсказывал. Асад не пал пока, но его страна развалилась. Запад совершенно игнорировал всех демократов Ближнего Востока и всегда искал, какой диктатор им в этот момент обеспечит максимальную стабильность. Отсюда и ставка на «Мусульманских братьев» в Египте..

В данный момент президент Египта А-Сиси — наш стратегический союзник, все на него надеются. Но я могу точно предсказать, что в каденцию следующего президента США А-Сиси не выдержит, потому что он всех сажает в тюрьму. Как Мубарак, он не выдержит 20 лет у власти, потому что сейчас процессы идут гораздо быстрее. В своей книге я показал, как люди из «искренне доверяющих» властям превращаются в «двоемыслящих», а оттуда – в диссидентов. Так и произошло при Мубараке.

И с А-Сиси так произойдет. Ну, продержится он еще 2-3 года, но в итоге слетит. И свободный мир должен думать, где он хочет быть, когда диктатор слетает. Хочет ли он быть в глазах народа с режимом, каким был режим Мубарака. Смешно, когда обвиняют Обаму – мол, предал Мубарака. А что, он должен был послать туда американские войска против народа?! Наоборот, надо было смотреть трезвыми глазами и не солидаризироваться с диктатурой.

Я говорил со всеми американскими президентами, начиная от Рейгана, о Саудовской Аравии. Все отвечали: «Не трогай саудитов, это вопрос не о демократии — это гарантия стабильности Запада». В итоге мы получили 11 сентября 2001 года и ваххабитов. Они пришли из Саудовской Аравии, которая воспринималась надежной опорой Запада. Свободный мир просто пытается это игнорировать. Точно так же не будет мира с палестинцами, пока там нет гражданского общества.

Не больно ли мне иногда смотреть на то, что произошло с вашим родным Донецком? Очень больно, конечно. Я там прожил 18 лет, было всякое, но, в принципе, это был красивый город. Из пролетарско-шахтерского и очень грязного он становился всё более красивым и культурным. И университет, и мединститут развивались, было немало хорошего. Но если бы в те годы у меня спросили, между кем будет следующая война — либо между украинцами и русскими, либо между землянами и марсианами – то я бы сказал, между землянами и марсианами. Невозможно было себе представить. Что начнут вместе бить евреев – да, потому что антисемитизм был там очень силён…

 Все разговоры с детства были о дискриминации — что можно, что нельзя. Пятая графа о национальности, и как это ограничивает в жизни. Я мечтал поступить на физтех и готовился несколько лет, и было совершенно известно, что еврей должен получить на несколько баллов больше, чтобы поступить.

Кроме того, был бытовой антисемитизм. Помню, я маленьким мальчиком иду по улице с отцом, у него ордена и медали с войны. Мне где-то шесть лет. И вдруг прохожий говорит отцу: «У-у, жидовская морда, где купил ордена, в Ташкенте?».  Это было обычно. Бытовой антисемитизм соединялся с официальным антисемитизмом. Например, было известно, что в такой-то институт еврею просто нельзя поступить...

Приходится ли нашему Еврейскому Агентству устанавливать отношения с сепаратистами Донбасса — ради устройства репатриации из этого региона? Нет, мы прежде всего имеем дело с киевскими властями. Но для выезда из зоны конфликта надо согласовывать с обеими сторонами пропуск через линию фронта. Были случаи, когда люди ехали сами и их грабили на КПП вокруг Донецка и Мариуполя.

Хоть все и обвиняют другую сторону в антисемитизме, но организованного правительственного антисемитизма сверху мы не видим – ни со стороны Москвы, ни Киева, ни даже со стороны сепаратистов. Нет случаев, когда человека специально задерживают потому, что он еврей или хочет уехать в Израиль. Грабежи, издевательства и  провокации могут быть, антисемитизм бытовой может быть сколько угодно, но правительственной политики борьбы против евреев нет ни в России, ни в Украине. (Из беседы в Еврейском агенстве Иерусалима, июнь 2016 года –А.З.)

 

                  Комментарий:   22 января 1977 г. советское телевидение показало фильм “Скупщики душ”, представивший еврейских активистов, в том числе и Щаранского “платными агентами международного сионизма”. 4 марта 1977 г. в газете «Известия» появилась статья, обвинявшая Щаранского и еще нескольких активистов алии в шпионаже против СССР по заданию ЦРУ. 15 марта Щаранского арестовали и предъявили ему обвинение в шпионаже и измене родине, которое предусматривало наказание от 10 лет тюрьмы до расстрела. Обвинение в шпионаже было построено на том, что в передававшихся Щаранским на Запад сведениях об ученых-отказниках, указывалась область их специализации и, иногда, названия предприятий военно-промышленного комплекса, на которых они прежде работали. 4-14 июля 1978 г., после многомесячного следствия, которое не сломило Щаранского, над ним состоялся суд. Щаранскому пришлось самому себя защищать, так как адвоката, выбранного родственниками, не допустили к процессу, а от адвоката, предложенного КГБ, он отказался. Его приговорили к 13 годам лишения свободы. В заключении он много раз сидел в карцере за протесты против незаконных действий начальства, неоднократно объявлял голодовки протеста, одна из которых длилась 110 дней. Мощная кампания в поддержку Щаранского, в котором его жена Авиталь сыграла большую роль, сделали его имя широко известным в мире. Вопрос о его освобождении поднимали главы государств на встречах с советскими руководителями. В конце концов, 11 февраля 1986 г. Щаранского обменяли на советского шпиона, пойманного американцами, после чего он прибыл в Израиль.

P.S. Посмотрите интервью с Щаранским

 

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*