Archive for February 5th, 2010
Первым шахматистом еврейского происхождения был Али, сын рабби Шаула из Табаристана, принявший ислам, учитель врача Рази (9 в.). В игре ученика с учителем победителем стал Рази. Али рекомендовал шахматы в качестве средства для развития умственных способностей. В средние века шахматы под названием “ишкукей” упоминались Раши в его комментарии к трактату Ктуббот, а также Иехудой ха-Леви в книге “Сефер ха-кузари” (“Книга хазара”). Раши был первым европейцем, упомянувшим шахматы.
К 11 веку шахматы были хорошо известны евреям Испании и Прованса. Моше Сфарди (после крещения – Петр Альфонси, 1062-1106) в своей книге “Disciplina clericalis” включил шахматное искусство в семь рекомендуемых рыцарству наук.
Еврейские религиозные авторитеты придерживались разных мнений по вопросу о том, следует ли поощрять игру в шахматы. Маймонид не одобрял тех, кто играет в шахматы на деньги подобно тому, как играют в нарды. Менахем бен Шломо Меири и “Сефер-хасидим” высказывались о шахматах одобрительно. Противоречиво относились к шахматам и христианские власти. Церковь время от времени запрещала шахматы (например, Парижский собор 1200 г.; Людовик IX подтвердил этот запрет). Несмотря на это, в 13 веке игра была известна в большинстве европейских стран.
Многие папы римские играли в шахматы. Существовала легенда о том, что папа римский однажды играл в шахматы с неким рабби Шим’оном; раввин узнал в партнере своего пропавшего сына по одному ходу, которому он в свое время обучил его. По-видимому, в легенде имеется в виду раввин из Майнца Шим‘он ха-Гадол (начало 11 века).
Перу Аврахама Ибн Эзры принадлежит поэтическое произведение на иврите, воспевавшее шахматы. Автор описывает ходы разных фигур в соответствии с существовавшими в его время правилами. Многие названия фигур близки современным шахматным названиям на русском языке (слон, ферзь). Автором стихотворения “Речь об игре в шахматы” (Мантуя, 1557) был Бонсеньор Ибн Яхья. Персидско-арабские названия шахматных фигур, которыми пользовался Ибн Яхья, служат ключом к пониманию развития шахматных терминов в разных странах. В 16 в. Леоне Модена написал для своих детей в стихотворной форме учебник по шахматной игре “Ма‘аданней ха-мелех” (“Царские яства”). Правила, предлагаемые им, близки к современным.
Постепенно как среди христиан, так и среди евреев отношение к шахматам улучшалось. Так, общее осуждение игр раввинами Кремоны после чумы 1575 г. не коснулось шахмат. Раввины Анконы в 1718 г. высказали мнение, что шахматы отличаются от азартных и других игр, которые являются пустой тратой времени. Позднейшие раввинские авторитеты за редкими исключениями одобряли шахматы. Моше Иссерлес считал игру в шахматы занятием, подобающим еврею, поскольку игра не идет на деньги. Играть в шахматы допускается в субботу. (В новое время евреи, соблюдающие традицию, не участвуют в соревнованиях в субботу, поскольку не могут записывать ходы и включать шахматные часы.) Не существует также высказываний раввинских авторитетов, запрещающих профессиональное занятие шахматами. Благочестивые евреи всегда могли сочетать изучение Торы с игрой в шахматы. Многие видные шахматисты вышли из числа учащихся иешив. В 18 в. предания о евреях-шахматистах проникли в фольклор разных народов. Так, существует легенда о неком варшавском еврее, который сумел обыграть англичанина. Ставкой в игре были пуговицы камзола, англичанин терял пуговицу за пуговицей и с позором покинул дворец короля.
Страстным любителем шахмат был М. Мендельсон, не раз игравший с Г.Э. Лессингом. Мендельсону приписывалось выражение о том, что шахматы слишком серьезны для игры и слишком игра, чтобы быть серьезным делом. ( Источник – Электронная Еврейская Энциклопедия, http://www.eleven.co.il – А.З.)
Еврея
хлебом не корми,
дай поговорить о евреях.
Вот и я говорю,
дескать,
какие уникумы мы,
никого нет на свете
умнее.
В доказательство
персоналий
называю
от царя Соломона
до лауреатов Нобеля,
загоняя
попутно
в наш кагал
несколько не наших,
по шнобелю.
То, что мы все умники,
это не так.
Сосед мой,
еврей весь –
с головы до пяток,
родился неумным
и сейчас –
дурак,
хотя числится ”умником ”
по графе пятой.
Да и я
с неба не хватаю звёзд,
голова у меня –
не целая палата.
Что все евреи умные –
миф,
как и ложь,
что они
перед всеми
во всём
виноваты. (2002)