30 июля на сайте “Свободная пресса” был размещён текст “Письмо товарищу Сталину”, который вызвал широкий резонанс. Автор этого текста, известный писатель Захар Прилепин, помимо одобрительных откликов, получил и множество отповедей, в том числе откровенно оскорбительных. 9 августа писатель выступил с новой статьёй “Стесняться своих отцов”, в которой отвечает критикам и продолжает рассматривать важнейшие вопросы национального бытия. 

В патриотической среде нередко высказывались мнения, что Прилепин сильно ангажирован либералами. Публикации в “Свободной прессе” показывают, что он по-прежнему независим и далёк от либерализма, особенно в его специфическом российском варианте. 

Мы предлагаем оба текста Захара Прилепина вниманию наших читателей.

        Социализм был выстроен.

Поселим в нём людей.

                                Борис Слуцкий

Мы поселились в твоём социализме.

Мы поделили страну созданную тобой.

Мы заработали миллионы на заводах, построенных твоими рабами и твоими учёными. Мы обанкротили возведённые тобой предприятия, и увели полученные деньги за кордон, где построили себе дворцы. Тысячи настоящих дворцов. У тебя никогда не было такой дачи, оспяной урод.

Мы продали заложенные тобой ледоходы и атомоходы, и купили себе яхты. Это, кстати, вовсе не метафора, это факт нашей биографии.

Поэтому твоё имя зудит и чешется у нас внутри, нам хочется, чтоб тебя никогда не было.

Ты сохранил жизнь нашему роду. Если бы не ты, наших дедов и прадедов передушили бы в газовых камерах, аккуратно расставленных от Бреста до Владивостока, и наш вопрос был бы окончательно решён. Ты положил в семь слоёв русских людей, чтоб спасти жизнь нашему семени.

Когда мы говорим о себе, что мы тоже воевали, мы отдаём себе отчёт, что воевали мы только в России, с Россией, на хребте русских людей. Во Франции, в Польше, в Венгрии, в Чехословакии, в Румынии, и далее везде у нас воевать не получилось так хорошо, нас там собирали и жгли. Получилось только в России, где мы обрели спасение под твоим гадким крылом.

Мы не желаем быть благодарными тебе за свою жизнь и жизнь своего рода, усатая сука.

Но втайне мы знаем: если б не было тебя — не было бы нас.

Это обычный закон человеческого бытия: никто не желает быть кому-то долго благодарным. Это утомляет! Любого человека раздражает и мучит, если он кому-то обязан. Мы хотим быть всем обязанными только себе — своим талантам, своему мужеству, своему интеллекту, своей силе.

Тем более мы не любим тех, кому должны большую сумму денег, которую не в состоянии вернуть. Или не хотим вернуть.

Поэтому мы желаем обставить дело так, что мы как бы и не брали у тебя взаймы, а заработали сами, или нам кто-то принёс в подарок сто кг крупных купюр, или они валялись никому не нужные — да! прекрасно! валялись никому не нужными! и мы их просто подобрали — так что, отстань, отстань, не стой перед глазами, сгинь, гадина.

Чтоб избавиться от тебя, мы придумываем всё новые и новые истории в жанре альтернативной истории, в жанре мухлежа и шулерства, в жанре тупого вранья, в жанре восхитительной и подлой демагогии.

Мы говорим — и тут редкий случай, когда мы говорим почти правду, — что ты не жалел и периодически истреблял русский народ. Мы традиционно увеличиваем количество жертв в десятки и даже сотни раз, но это детали. Главное, мы умалчиваем о том, что самим нам нисколько не дорог ни этот народ, ни его интеллигенция. В сегодняшнем семимильном, непрестанном исчезновении населения страны и народной аристократии, мы неустанно и самозабвенно виним — какой очаровательный парадокс! — тебя! Это ведь не мы убили русскую деревню, русскую науку и низвели русскую интеллигенцию на уровень босяков и бастардов — это, не смейся, всё ты. Ты! Умерший 60 лет назад! А мы вообще ни при чём. Когда мы сюда пришли — всё уже сломалось и сгибло. Свои миллиарды мы заработали сами, своим трудом, на пустом месте! Клянёмся нашей мамой.

В крайнем случае, в отмирании русского этноса мы видим объективный процесс. Это ведь при тебе людей убивали, а при нас они умирают сами. Ты даже не успевал их так много убивать, как быстро они умирают сегодня по собственной воле. Объективность, не так ли?

Ещё мы уверенно говорим, что Победа состоялась вопреки тебе.

Правда, немного странно, но с тех пор в России почему-то ничего не получается вопреки. Например, она никак не становится разумной и сильной державой ни вопреки, ни даже благодаря нам и нашей созидательной деятельности. Опять парадокс, чёрт возьми.

Мы говорим, что ты сам хотел развязать войну, хотя так и не нашли ни одного документа, доказывающего это.

Мы говорим, что ты убил всех красных офицеров, и порой даже возводим убиенных тобой военспецов на пьедестал, а тех, кого ты не убил, мы ненавидим и затаптываем. Ты убил Тухачевского и Блюхера, но оставил Ворошилова и Будённого. Поэтому последние два — бездари и ублюдки. Если б случилось наоборот, и в живых оставили Тухачевского и Блюхера, то бездарями и ублюдками оказались бы они.

Как бы то ни было, мы твёрдо знаем, что ты обезглавил армию и науку. То, что при тебе мы вопреки тебе имели армию и науку, а при нас не разглядеть ни того, ни другого, не отменяет нашей уверенности.

Мы говорим, что накануне ужасной войны ты не захотел договориться с “западными демократиями”, при том, что одни “западные демократии”, как мы втайне знаем, сами прекрасно договаривались с Гитлером, а другие западные, а также отдельные восточные демократии исповедовали фашизм, и строили фашистские государства. Мало того, одновременно финансовые круги неземным светом осиянных Соединённых Штатов Америки вкладывали в Гитлера и его поганое будущее огромные средства.

Мы простили всё и всем, мы не простили только тебя.

Тебя ненавидели и “западные демократии”, и “западные автократии”, и эти самые финансовые круги, и ненавидят до сих пор, потому что помнят с кем имели когда-то дело.

Они имели дело с чем-то по всем показателям противоположным нам. Ты — иная точка отсчёта. Ты другой полюс. Ты носитель программы, которую никогда не вместит наше местечковое сознание.

Ты стоял во главе страны, победившей в самой страшной войне за всю историю человечества.

Ненависть к тебе соразмерна только твоим делам.

Ненавидят тех, кто делает. К тем, кто ничего не делает, нет никаких претензий. Что делали главы Франции или Норвегии, или, скажем, Польши, когда началась та война, напомнить?

Они не отдавали приказ “Ни шагу назад!”. Они не вводили заградотряды, чтобы “спасти свою власть” (именно так мы, альтруисты и бессеребренники, любим говорить о тебе). Они не бросали полки и дивизии под пули и снаряды, не заливали кровью поля во имя малой высотки. Они не заставляли работать подростков на военных заводах, они не вводили зверские санкции за опоздание на работу. Нет! Миллионы их граждан всего лишь, спокойно и ответственно, трудились на гитлеровскую Германию. Какие к ним могут быть претензии? Претензии всего мира обращены к тебе.

При тебе были заложены основы покорения космоса — если б ты прожил чуть дольше, космический полёт случился бы при тебе — и это было бы совсем невыносимо. Представляешь? — царь, усатый цезарь, перекроивший весь мир и выпустивший человека, как птенца, за пределы планеты — из своей вечно дымящей трубки!

О, если б ты прожил ещё полвека — никто б не разменял великую космическую одиссею на ай-поды и компьютерные игры.

Да, к тому же, при тебе создали атомную бомбу — что спасло мир от ядерной войны, а русские города от американских ядерных ударов, когда вместо Питера была бы тёплая и фосфорицирующая Хиросима, а вместо Киева — облачное и мирное Нагасаки. И это было бы торжеством демократии, столь дорогой нам.

Ты сделал Россию тем, чем она не была никогда — самой сильной страной на земном шаре. Ни одна империя за всю историю человечества никогда не была сильна так, как Россия при тебе.

Кому всё это может понравиться?

Мы очень стараемся и никак не сумеем растратить и пустить по ветру твое наследство, твоё имя, заменить светлую память о твоих великих свершениях — чёрной памятью о твоих, да, реальных, и, да, чудовищных преступлениях.

Мы всем обязаны тебе. Будь ты проклят.

Российская либеральная общественность

СТЕСНЯТЬСЯ СВОИХ ОТЦОВ

Реакция на моё письмо многословная, обиженная, часто вздорная.

Дмитрий Быков любопытно и во многом точно пишет о мотивациях написания моего письма, но по существу письма — совсем не точно и не всегда любопытно. Быть уверенным в том, что единственной и главной целью Сталина было построение концлагеря от Бреста до Магадана столь же глупо, как быть уверенным в его доброте и человеколюбии.

Вполне возможно привести список — причём, огромный список! — предприятий, полигонов, заводов, пароходов и ледоходов, реально созданных при Сталине и реально распроданных и распиленных определёнными людьми, чьи имена известны.

Что ж в этом глупого-то, Дмитрий Львович? Я говорю очевидные вещи, разве нет? Или у нас с какого-то часа очевидные вещи стало произносить моветон? И когда пробил сей час?

Сталинская Россия — многоуровневая и сложнейшая система, оправдывать её сложно, но и упрощать незачем.

Вероника Долина приятно поражена предложением своих добрых друзей воздействовать на меня физически: вот бы кто-нибудь дал мне в лицо, радуется поэтесса, чья книжка “Фарфор” стоит сейчас ровно напротив меня — на поэтической полке возле моего стола. И останется там.

Поэтесса утверждает, что я нарушил главную линию раздела меж людьми и зверьми — и прощения после этого быть не может.

Вот ведь как: живёшь в родной стране, имеешь некоторое мнение по касающимся любого русского человека вопросам, а именно эпохи самой страшной мировой войны, — и рискуешь нарушить линию раздела, которую кто-то уже установил. Кто? А почему вы никого не спросили?

Почему мне, как в стихах Есенина сказано, порой кажется, что “в своей стране я словно иностранец”; да и один я так себя чувствую. Может быть, ваша линия раздела проходит поперёк коллективной национальной памяти?

Мне в течение нескольких дней написали благодарные письма и позвонили десятки людей, чьи имена являются цветом современной российской культуры — писатели, режиссёры, актёры, публицисты. “Спасибо за письмо”, — сказали. Мне было тепло от их помощи. Я просил их не вмешиваться в этот развесистый скандал, но, положа руку на сердце, признаюсь, что многие из них и не очень хотели бы заявить о своих чувствах во всеуслышание.

Все боятся быть обвинёнными в ксенофобии. А вот в русофобии никто.

Вы понимаете, что вы делаете, самые ретивые оппоненты мои? Вы буквально запугали людей — в своей стране им страшно сказать то, что они думают.

Но всегда нужно помнить, что если заткнуть рот умеющим говорить и слушать — им на смену придут люди, которые не умеют ни того, ни другого.

Дмитрий Ольшанский написав в одной фразе, что я не прав, приводит в качестве доказательства список части расстрелянных в 1938 году. Последние фамилии в списке — Ольшанский и Прилепин — Егор Николаевич, из села Каликино Липецкой области, родственник моего деда.

Мить, я понимаю о чём ты, и мне ужасно даже видеть эти фамилии, где после каждой приписано “расстрелян такого-то числа”. Я просто никак не возьму в толк, это ты писал не так давно замечательную статью о Троцком, рассматривая его не без некоторой, прямо скажем, симпатии? Или текст о Троцком написал один Ольшанский, а на моё письмо по поводу Сталина ответил какой-то другой человек? Или мне тоже по поводу Троцкого прислать тебе свой список?

Или, быть может, мы будем любой разговор на историческую тему подменять такими списками — подобрать их, при желании, можно на любую, даже вполне вегетарианскую, эпоху.

И уж тем более странно представить в подобном положении Пушкина, воспевшего Петра, истребившего людей в России больше — это не отрицают даже либеральные историки — чем Сталин.

Мы б в подобной ситуации окружили Александра Сергеевича и спросили: ну, что, папуас, не жалко тебе русских людей? Россию, говоришь, поднял на дыбы? Сейчас мы тебе прочтём поимённо, кого ещё он поднял на дыбе, приготовься не спать три недели и слушать.

Группа студентов еврейского университета также отвечает мне письмом, приводя в качестве доказательства непонятно чего, любимого мной Исаака Левитана, прожившего жизнь, по их верному замечанию, в бедности. Ребята, ваши преподаватели дали вам почитать моё письмо, прежде чем предложили написать ответ на него?

Кинорежиссёр Бардин пишет вообще чёрт знает что, разговаривая не со мной и не по поводу моего письма, а по поводу чего-то своего и глубоко личного.

Ещё один доброхот призывает всех приличных людей объявить мне повсеместный бойкот: не допускать меня в светское общество, гнать с порога, поставить печать на лоб, чтоб все видели, с кем имеют дело. Ну, это старая школа: “ату его, ату!” Этому нас учить не надо.

Некоторые уже прислушались к пожеланию. Посмотрим, что дальше будет.

Андрей Колесников, написавший по делу, всерьёз и хотя бы сделавший попытку оппонировать мне, а не выдумывать за оппонента, впроброс замечает в своём ответе мне, что в русском народе живёт страсть к погрому.

Отчего эти слова так легко слетают с ваших уст, друзья мои? — думаю я.

Представим себе безумца и подлеца, который напишет, что в еврейском народе тайно живёт Френкель, был такой создатель концлагерей в сталинские времена. Какая реакция будет на эти слова? Верно: автора такого допущения смешают с грязью, и поделом.

Но отчего ж можно сказать о русском человеке, походя, на бегу, всё что заблагорассудится — и это ничего: утрутся, проглотят, никуда не денутся.

По крайней мере, я до сих пор не читал открытых писем русского студенчества к журналистам или телеведущим с требованием перестать подозревать их в погромных намерениях. Также не видел и посланий в поддержку непрестанно охаиваемой с недавнего времени православной церкви, высказаться касательно которой имеют право все, живущие в России, в том числе и не православные вовсе — у нас же светское государство.

Виктор Шендерович, среди прочих толкователей, увидев в моём тексте признаки вопиющего антисемитизма, ставит диагноз: я болен сифилисом.

Ну, я не такой знаток половой гигиены, как некоторые. Однако вздорная память мне подсказывает, что подобный диагноз кому только не ставили: от Державина, Пушкина, Гоголя и Чехова до Блока, Есенина, Шолохова и Михаила Булгакова. Все вокруг больные, один Шендерович здоров. Я как-то обмолвился, что живи в наши дни Достоевский — Виктор Анатольевич и его рвал бы за штанину. На что Виктор Анатольевич слегка обиделся и отреагировал иронично: ну, да, мол, пока нет Достоевского — отыгрываюсь на Проханове. Отчего ж только на Проханове? Отыгрывались, к примеру, на Валентине Распутине, классике и великом русском писателе, и ничего, не поперхнулись.

Обнаружить во мне антисемита может только человек не знающий ни круга моего общения, ни музыку, на которой я вырос, ни круга моего чтения, ни моих учителей, ни моих друзей. Собственно, и книг моих тоже не читавший.

Текст обращён вовсе не к тем, за кого грудью встаёт Шендерович.

Текст обращён к тем, кто сразу себя там узнал. Быков не узнал, Ольшанский не узнал — у них, видимо, всё в порядке со здравым смыслом, — и нам есть о чём поговорить, при всей разнице взглядов.

Ещё он обращён к тем, кто упрямо узнавать себя не хочет — сегодня, чаще всего, это мои забывшие родство и совесть соплеменники, русские по крови, лишённые чести и совести нелюди, у которых тоже бывает местечковое сознание.

Ещё он обращён к тем, что последовательно и ретиво выступает в роли адвоката этих нелюдей; и адвокаты всякие бывают.

Алик Кох, даром, что немец, похоже, тоже кого-то узнал и был необычайно возбуждён этим.

Обнажив шпагу и неожиданно охамев (хотя мы не раз сидели за общим столом, пили вино из одной бутылки и были осведомлены о взглядах друг друга) он назначил мне встречу, чтоб сразиться в безжалостном устном поединке, отчего-то уверенный, что я должен всё бросить и примчаться в Москву с ним объясняться.

Алик, или, если угодно, Альфред, вас тут целая очередь выстроилась. К тому же, я отчего-то сомневаюсь, что если б я, к примеру, в бытность твою министром ельцинского правительства, столь же самонадеянно назначил тебе встречу для устной дуэли — ты б всё бросил и ответил мне немедленной взаимностью.

Более того, я искренне нахожу наш спор бессмысленным.

Похоже, мы отныне и вовеки останемся при своём. Никакая логическая цепочка доводов не приводит ни одну из спорящих сторон ни к какому согласию. “Вы говорите, что сталинская Россия была вершиной существования русской цивилизации? Это подлый бред! — Нет, это не бред, а очевидность! — Это бред! Он погубил Россию! — Нет, он её спас!” — и так до бесконечности. Цифр можно насыпать с обеих сторон предостаточно. Благо, что Россию ещё кто-то сохранил для нас, и можно о ней поговорить.

Но я не участвую в этом споре.

Моё отношение к той эпохе и к заявленной теме более сложное, более жёсткое, более болезненное — хотя бы потому, что при Сталине были убиты не только мои родственники, но и любимые мной поэты, чья страшная гибель для меня личная человеческая трагедия: Павел Васильев, Борис Корнилов, Осип Мандельштам.

Письмо написано затем, чтоб дать голос коллективному сознательному и бессознательному народа, к которому я имею честь принадлежать и от имени которого я имею смелость говорить.

Сочинитель Игорь Иртеньев обратился ко мне с письмом, где называет меня “мразью”. По его словам, я оскорбил память его дедов, воевавших Вторую мировую.

Мир их праху, пусть они простят меня, если я невольно их обидел.

Но обидеть я хотел лишь тех из их сыновей, кто делает больно мне.

Не первый год я читаю про свой народ, который, как я снова и снова узнаю, является носителем рабской психологии. Ещё читаю про чёрную дыру прошлого бессмысленного века, про неистребимого совка в моих соплеменниках, про пьяную Зою Космодемьянскую, про опущенного на зоне Александра Матросова, про борьбу двух зол (а где было добро в это время? на Луне?), про половину страны, которая сидела, и другую половину, её охранявшую.

Само моё письмо было задумано после очередной скотской вакханалии в прессе, случившейся в последнее 9 мая, и ещё раз повторенной вакханалии 22 июня сего года. К этим вакханалиям многие привыкли, и многие с ними смирились.

Кроме, собственно, миллионов людей, проживающих в России.

Чтобы хоть как-то объяснить колоссальное чувство почтения к Сталину в народной среде, моими оппонентами приводится довод о том, что все сидевшие в лагерях — погибли, и теперь по Сталину скучают дети палачей и стукачей.

Вам, Игорь, больно, а нам, думаете, нет? Вам, Игорь, обидно за родных дедов, а мне до моих, которые не были ни палачами, ни стукачами, ни конвойными — но были раскулаченными крестьянами и честными солдатами, думаете, всё равно?

Но для них что-то значило это ужасное имя. Совсем не то, что для вас.

Кровавый маньяк? Ну, да. Ещё верховный главнокомандующий. Как-то надо это учесть.

Или, может, нам начать стесняться своих отцов, чтоб вас ничем не обидеть?

В своём письме я осмысленно и последовательно старался сделать больно всем тем, кто не первый год делает больно мне и моим близким. Кто оскорбляет мою память и стоит на своём.

Я вижу, что вам больно, и не радуюсь этому, но так было нужно: иначе вы ничего бы не услышали и в этот раз.

Пусть я мразь, но что делать с людьми, которые выбрали Сталина — именем России: мы же знаем, что выбрали — а потом у них привычно своровали и поделили их голоса.

Они тоже мразь? Скажите им об этом.

Вот они, вокруг нас, живут в этой стране, в этой географии, ходят по одним с вами улицам.

Вращаясь в своей, интеллигентной и мудрой среде, вы незаметно для себя, но заметно для нас приватизировали историческую правоту, здравый смысл, всё то, что вы считаете возможным считать вещами общепринятыми, и то, что вы сами назначали недопустимым.

Вольтер, на которого вы так любите ссылаться, с его готовностью умереть за право другого человека высказать своё мнение, забыт и отринут.

Но я-то вас слушал.

Мы-то вас слушали, мы вам внимали.

Где хотя бы приблизительная готовность внимать в ответ?

Мне просто хотелось сказать, что здесь, вокруг вас, живёт ошеломительное количество людей, которые думают иначе, чем вы.

И, видимо, имеют к этому какие-то основания, потому что не может вся правота русского мира принадлежать только вам.

Вам придётся жить с этим народом вместе.

Будьте снисходительнее к чужим болезням, тогда и к вашим будут снисходительнее.

Будьте добрее, если надеетесь, что добры будут и к вам… впрочем, как хотите.

 

В преддверии выхода в свет в США личных дневников Джорджа Оруэлла, которые около двух лет назад уже были изданы в Великобритании, Haaretz публикует статью Аншеля Пфеффера, посвященную щекотливой теме антисемитизма Оруэлла, теме, звучавшей и в творчестве и в личных высказываниях писателя, и о которой почитатели и исследователи его творчества старались особо не упоминать. 

Предисловие к американскому изданию написано Кристофером Хитченсом, известным американским журналистом и публицистом, выходцем из Британии, умершим в декабре минувшего года. В этом предисловии, которое станет последним изданным текстом журналиста, Хитченс, большой почитатель творчества и таланта Оруэлла (известного русскому читателю прежде всего по роману «1984» и повести «Скотный двор»), вновь открывший его многим своим современникам, обнаруживший свое еврейство в возрасте 38 лет, впервые достаточно подробно коснулся наиболее значительного греха своего кумира — его латентного антисемитизма. 

Еще в 1996 году Хитченс подтвердил, что писатель «иногда занимал нетерпимую в современном понимании позицию, нелицеприятно высказываясь в адрес гомосексуалистов и (в молодости) евреев. Но он все время старался преодолеть этот изъян своего воспитания». Таким образом Хитченс считал антипатию Оруэлла по отношению к евреям лишь временным феноменом, который он с годами преодолел. Журналист всячески стремился опровергнуть обвинения писателя в юдофобии. В доказательство Хитченс приводит старую английскую литературную традицию, берущую начало еще с «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера (XIV век) и продолжавшуюся до 1930-х годов. В рамках этой традиции было принято изображать евреев как низменных существ, вызывающих у читателя глубокую антипатию. Хитченс противопоставляет ей вдумчивый анализ феномена антисемитизма, предпринятый Оруэллом в его эссе «Антисемитизм в Британии», он упоминает также о том, среди друзей писателя было немало евреев. 

Пфеффер отмечает, что в последние годы жизни Оруэлл действительно не писал о евреях в той жесткой манере, в которой он изображает их в своей первой книге «Фунты лиха в Париже и Лондоне». Там Оруэлл «мечтал дать по роже парижскому ростовщику, рыжему еврею, наглейшему хаму», а, приехав в Лондон, первое, что заметил в кофейне, был «сидевший особняком в углу еврей, который, уткнувшись в тарелку, жадно и виновато ел ветчину».

До выхода в свет дневников Оруэлла Хитченс серьезно не исследовал корни антисемитизма своего кумира — то ли вообще боялся затронуть эту тему, то ли не придавал ей должного значения, однако, как отмечает Пфеффер, решил в итоге об этом написать, понимая, что читатели дневников, встречая нелицеприятные высказывания писателя в адрес евреев, захотят получить какое-то тому объяснение. 

Хитченс пытается защищать тезис, что предубеждения писателя против евреев были временным явлением на ранних этапах его творчества, и впоследствии он его успешно преодолел. И хотя исследователь признает за Оруэллом «невольное отвращение», которое тот испытывал, заметив в человеке характерные еврейские черты (а выделял евреев из толпы Оруэлл моментально), однако, отмечает что каждое окончательное суждение писатель делал лишь после того, как скрупулезно проверял факты. Так, услышав в 1940 году слухи о том, что евреи составляют подавляющее большинство укрывающихся от бомбежек на станциях метро, Оруэлл записал в дневнике: «Должен пойти и уточнить это». Побывав несколько дней спустя в метро, он отметил: «Там прячутся не только евреи, но, я думаю, что процент евреев выше, нежели мы привыкли видеть в обычной толпе на улице». Через несколько месяцев Оруэлл сделал в дневнике новую, почти откровенно ксенофобскую запись, что беженцы из Европы, в том числе евреи, тайно ненавидят Англию и симпатизируют Гитлеру, однако, уже на следующей странице критикует британское правительство за недооценку таланта еврея-эмигранта из Центральной Европы Артура Кёстлера. Эти противоречия с самим собой и показывают эволюцию Оруэлла, о которой пишет Хитченс: моментально выделяющиеся из толпы евреи могут вызывать у человека отвращение, но это не мешает ему иметь друзей-евреев и восхищаться талантами своих еврейских современников. И хотя Оруэлл знает и пишет о том, что антисемитизм — это позорное явление, он признает тот факт, что антисемитизм — неистребимая черта человеческого общества, присущая и ему самому. 

В своем эссе «Антисемитизм в Британии», опубликованном в апреле 1945 года, Оруэлл максимально честен. Он открыто говорит о присущем всем слоям британского общества иррациональном антисемитизме, который только усугубился в тяжелые годы войны. По мнению Оруэлла, «отправной точкой любого исследования феномена антисемитизма должен стать не вопрос: «Почему это совершенно иррациональное убеждение свойственно другим?», а «Почему это убеждение свойственно мне?» Если каждый задаст себе этот вопрос, то он по крайней мере задумается над своими тому объяснениями и тогда узнает, что стоит за ними. Антисемитизм должен быть исследован, но не антисемитами, а людьми, которые знают, что и они не обладают иммунитетом против этого чувства». 

Хитченс был прав, защищая Оруэлла, говорит Пфеффер. Оруэлл старался избавиться от почерпнутых им из общества предрассудков и даже если ему и не удалось с ними окончательно справиться, он был язвительно честен на их счет. О ком еще из писателей мы можем сказать то же самое? 

Каждому из нас присуща та или иная иррациональная неприязнь, и мы либо справляемся с ней, либо она превращается в наше убеждение. Оруэлл осознал и принял отвратительную правду, что у всех нас есть предубеждения, и попытался открыто с ними бороться.   Материал подготовила Надежда Гутина  Источник: Jewish.ru

 

12 августа в Ростове-на-Дону прошли мемориальные мероприятия, посвященные трагедии в Змиевской Балке. 70 лет назад, в августе 1942 года, здесь были расстреляны 27 тысяч человек, подавляющее большинство которых были евреями. Змиевскую балку как место самого массового расстрела евреев нацистами на территории Российской Федерации называют «российским Бабьим Яром». 
В интервью радио «Свобода» президент фонда «Холокост» Алла Гербер отметила, что ростовские власти позволили им провести «Марш живых», однако маршрут прошел не по пути следования на расстрел тысяч жертв, а по более короткому пути, недалеко от места трагедии. Лейтмотив церемонии, подготовленной при участии местных властей, — здесь погибли разные мирные жители, в том числе и евреи.

«Здесь действительно погибли и военнопленные, и больные, и коммунисты. Каждый человек — это цифра. Но в основном здесь было расстреляно более 20 тыс. евреев — детей, стариков, женщин. Церемония администрации была сделана так, как они хотели. Весь текст, который они произносили, и доска, которую они повесили, — это расстрел мирных жителей, как было в советские времена, как это было при Сталине. Слово “еврей” они произносить боятся», — сказала Алла Гербер.

Долгое время в Ростове-на-Дону не говорили о расстреле евреев. Эту тему старательно обходили историки и краеведы.

Илья Альтман, сопредседатель центра «Холокост» сказал в интервью радио «Свобода», что главную цель своей работы и деятельности своих коллег он видит в том, чтобы донести историческую правду до живущих сегодня: «В нашей стране осознают, что Холокост связан не только с евреями, но и с солдатами нашей армии, которые освободили нацистские лагеря уничтожения, и что наших сограждан, причастных к этой теме, очень и очень много. Об этом не принято было говорить. Но когда люди вдумаются, прочитают, увидят аргументы, то поймут, что это не “конкуренция жертв”, а историческая правда о том, почему нацисты избирают один народ в качестве объекта для уничтожения, а потом начинают уничтожать другие народы».

В церемонии приняли участие около тысячи ростовских евреев, приехали представители общероссийских еврейских организаций, прилетел председатель попечительского совета иерусалимского мемориала Холокоста «Яд Вашем», главный раввин Тель-Авива Исраэль Меир Лау, которого ребенком спас от гибели в Бухенвальде ростовчанин Федор Михайличенко. Были и представители местной администрации и общественности города, но их было мало, что очень огорчило Аллу Гербер, потому что, по ее словам, Холокост — это еврейская трагедия, но, при этом, проблема всечеловеческая.

«Находясь в этом месте, надо бы молчать. Молчать, потому что разве есть слова, пригодные для описания того ужаса, немым, но вечным свидетелем которого являются эти камни?! Надо бы молчать, но молчать нельзя, — заявил выступавший на церемонии руководитель Департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин. — Может быть, в 45-м казалось, что чудовище раздавлено. Что, как случается в любой сказке, добро победило зло. Так должно было быть. Но так не стало. Чудовище видоизменилось, отдышалось и снова подняло голову. Его реанимирование стало возможным благодаря молчанию… Поэтому мы не можем позволить себе молчать. И сам вопрос: “Сколько можно об этом говорить?” тоже объективно работает на возвращение дракона. Об этом нельзя забывать ни на минуту. И не только потому, что в этих бесчисленных рвах и душегубках уничтожены миллионы невинных людей, чья ужасная смерть не может оставлять нас в покое. Но и потому, что попытки забыть об этом, замолчать произошедшее неминуемо приведут к его повторению».

Подтверждением слов Боруха Горина служит тот факт, что памятная доска на мемориальном комплексе с надписью “Самый крупный мемориал жертвам Холокоста в России” (ее перенесли в музей) была заменена на другую, с текстом о массовом уничтожении фашистами мирных советских граждан. Российский еврейский конгресс, центр и фонд «Холокост» и Московское бюро по правам человека отребовали вернуть упоминание о евреях, однако администрация Ростова сделать это отказалась, сославшись на то, что мемориал не признан памятником жертвам Холокоста и финансируется исключительно из городского бюджета.  (ФОТО: Кавказский узел)  –  13.08.2012 – Jewish.ru

Миллиардер Джордж Сорос отпраздновал сразу два знаменательных события в прошедшую субботу, 11 августа. 

Соросу исполнилось 82 года, и он объявил о своей помолвке с сорокалетней любовниецей Тамико Болтон. 

Для Сороса это третий брак, для Болтон – второй. От предыдущих браков у Сороса есть пять детей. 

Болтон окончила университет Майами и занимается интернет-бизнесом, а именно, продажей диетических добавок и ведет курсы йоги он-лайн.   Источник: MIGnews

Заявление 18-летней американской гимнастки Александры Райсман в поддержку минуты молчания в честь 11 израильских спортсменов, убитых 40 лет назад на Олимпийских играх в Мюнхене палестинскими террористами, облетело все мировые СМИ и принесло девушке чуть ли не большую славу, нежели завоевание золота на соревнованиях. «Она достойна еще одной медали за то, что осмелилась откровенно высказать то, что думала», — пишет New York Post.
На фоне решения Олимпийского комитета, отказавшегося почтить память убитых израильских спортсменов минутой молчания, Александра Райсман просто поразила всех — сначала выбором мелодии «Хава Нагила» для своего выступления, затем смелым заявлением с требованием отдать дань памяти убитым израильским спортсменам. 

«Музыку я выбирала без какой-либо задней мысли, но тот факт, что мое выступление совпало с 40-й годовщиной теракта, очень много для меня значит», — призналась Александра в одном из интервью после выступлений. 

Напомним, что на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 году члены израильской сборной были взяты в заложники и впоследствии убиты палестинскими террористами. 

В понедельник в память о погибших состоялась мемориальная церемония, организованная посольством Государства Израиль в Лондоне и Израильским олимпийским комитетом при поддержке местной еврейской общины. Однако ранее, в ходе торжественного открытия Игр, об этом не было сказано ни слова. Президент МОК Жак Рогге, который сам принимал участие в Мюнхенской олимпиаде в составе сборной Бельгии, отказался от включения в план церемонии минуты молчания. 

«Международный олимпийский комитет повел себя крайне некрасиво, по сути предав 11 членов своей олимпийской семьи, — заявила в интервью New York Post вдова погибшего в Мюнхене израильского тренера по фехтованию Андре Шпицера. — МОК поступил таким образом только потому, что погибшие были израильтянами и евреями». 

Именно поэтому слова Александры Райсман прозвучали как попытка восстановить справедливость.

До участия в Олимпийских играх Александра Райсман, в отличие от своих подруг по команде Габриэлы Дуглас и Джордан Уэбер, особой известностью не пользовалась. Ее слава началась здесь, в Лондоне, где юная спортсменка показала лучший в команде результат в вольных упражнениях и в упражнениях на бревне. 

«Александра целеустремленный человек и гордится тем, что она еврейка», — сказал раввин Кейс Штерн, возглавляющий общину, к которой принадлежит семья Райсман. Как и многих других, раввина поразил отказ МОК почтить память погибших израильских спортсменов минутой молчания. Раввин Штерн смотрел выступление Александры с замиранием сердца и был совершенно им потрясен. Однако в еще большей степени, чем золотой медалью на ее шее, раввин гордится ее «золотым мужеством».  Материал подготовила Надежда Гутина  Источник: Jewish.ru

Группа американских евреев из организации Jewish Voice for Peace (JVP, или “Еврейский голос за мир”) требует от кандидата в президенты США Митта Ромни принести публичные извинения палестинскому народу. По мнению инициаторов кампании, выступление политика в Иерусалиме, в ходе которого он в неприглядном свете выставил экономику Палестины, было оскорблением для жителей автономии.  

Активисты из JVP направили в офис Митта Ромни в Бостоне (штат Массачусетс) открытое письмо, под которым уже подписались более 17 тысяч человек.

“Ваши заявления в Иерусалиме относительно роста палестинской и израильской экономики были некорректными и вводящими в заблуждение. Израильская оккупация палестинских земель не позволяет палестинской экономике достичь успеха, а не “культурные различия”, о которых вы упомянули”, – отмечают авторы открытого письма.

“Ваши замечания не отражают ценности, которых придерживаются евреи, американцы и наши союзники. Мы призываем Вас принести извинения палестинскому народу за умышленное непонимание ситуации и расистские утверждения”, – резюмируют авторы открытого письма.

Напомним, во время своего визита в Израиль в рамках предвыборного тура Митт Ромни в беседе с еврейскими донорами заявил о том, что именно благодаря еврейской культуре Израилю удалось добиться такого экономического успеха, в отличие от соседней Палестины . В качестве подтверждения своих слов политик привел ряд статистических данных о ВВП двух стран, при этом, как отмечалось в СМИ, цифры оказались неверными.

Некорректность данного заявления американского политика отметили не только палестинцы, но и американцы. В частности, в Белом доме потребовали от политика объяснений высказываний, которые противоречат официальной политике американских властей.

Еще одним скандальным заявлением Митта Ромни в Израиле стало признание Иерусалима столицей Израиля. По мнению палестинских политиков, подобные заявления, нацеленные исключительно на то, чтобы подчеркнуть контраст между позицией кандидата в президенты и его соперником на выборах, действующим президентом США Бараком Обамой, искусственно подрывают мирный процесс между Израилем и ПА.  Встреча Биньямина Нетаниягу и Митта Ромни, Фото: пресс-служба канцелярии премьер-министра   Источник: Курсор


ФотоМы, евреи, всердцах можем называть Россию как угодно – родиной-уродиной, мачехой, империей зла, но родной язык никак иначе не назовешь. Язык этот, как тяжкий якорь, приковывает нас к тому пространству, в котором мы родились.

С учеными, художниками, музыкантами (репатриантами и эмигрантами) все проще – они говорят на своего рода эсперанто от наук и искусств. А вот писателям, поэтам, журналистам деваться некуда, язык – единственный инструмент, которым мы хорошо владеем. По себе знаю, так как и на 17-м году репатриации приходится работать в России. Рука не поднимется бросить камень в Игоря Губермана, Феликса Канделя или Дину Рубину. Где, по большей части, твой читатель, там и ты сам вынужден присутствовать. Вот и получается: дом в Иерусалиме, а читатель, зритель, слушатель – в тысячах километрах от дома. Впрочем, при наличии современных средств сообщения это не кажется мне неразрешимой и трагической проблемой.

Твой дом – это одно. Место работы – совсем другое. Жить в стране, если ты не считаешь ее своей, еще можно, и это доказано многими значимыми личностями разных национальностей, но жить в стране, которая не считает тебя своим, нельзя категорически. Здесь я вижу трагедию еврейской пишущей братии в России.

Выходов несколько. Можно всеми способами мимикрировать, притвориться не тем, кем тебя произвели на свет родители. Дм.Быков, Л.Улицкая, А.Кабаков – примеров достаточно, но для людей иных нравственных характеристик все сложнее и мучительней. Они пытаются страну, издревле отторгающую их, превратить в свое царство-государство. Отсюда современные диссиденты вроде Шендеровича, Минкина или Веллера. Есть еще одна разновидность мастеров пера, чей усталый цинизм мне всего ближе. Позиция Леонида Радзиховского кажется мне самой приемлемой. Он честен по отношению к себе и к народу, среди которого живет. Он не желает быть горланом-главарем, ясно осознавая свою чуждость “коренному” населению. Его критика того мира, в котором он живет, ясна и беспощадна, но он отказывается давать этому миру советы и указывать пути к светлому будущему. Этот “печальный клоун” русской журналистики не видит света в конце туннеля, и такая позиция кажется мне в тысячу раз более честной и плодотворной, чем революционный зуд многих его коллег.

Попробую объяснить, почему.

Недавно героически погибший Марк Дейч в своей книге “Коричневые” писал: “Нацизм в России больше чем нацизм. “Почему больше?” – спросите вы. Ответ прост. Нет сегодня второго такого государства в мире, где было бы столько нацистских и неофашистских партий, сколько их ныне в России”. Книга Дейча была издана в 2003 году, но с тех пор на бескрайних просторах северной державы ничего не изменилось. Боюсь, что стало еще тревожней. Четыре года назад в Интернете вели свою пропаганду 800 откровенно юдофобских сайтов, а сегодня их количество перевалило за тысячу.

Активисты упомянутых сайтов – антисемиты зоологические. Потребитель коричневого пойла – антисемит, скажем так, ботанический. Боюсь, что большую часть населения Российской Федерации можно отнести к этой “мягкой” категории юдофобов. Только наивный человек может этим утешиться. Хрен редьки не слаще. Но как раз об этом и молчат наши диссиденты, будто их, евреев, это не касается. Власть “воров и жуликов” их волнует чрезмерно, им свободные выборы подавай, будто не знают, кто на этих выборах победит. Когда я слушаю таких борцов с режимом как Е.Альбац или Г.Каспаров, мне начинает казаться, что и эти замечательные люди охвачены своего рода страстью к мимикрии. Им бы говорить о чрезмерно возросшей нацистской опасности в России, так нет же, волнуют их какие-то немыслимые демократические институты и власть кремлевского тандема, и в волнении этом они готовы стоять на трибуне рядом с теми, кому в прежние времена порядочный человек руки бы не подал. Они о временах Ельцина тоскуют! Забыли, что ли, что именно тогда были открыты шлюзы для любой коричневой пропаганды в России?! Диссиденты-евреи убеждены, и не без обоснований, что бороться в России с антисемитизмом – пустая трата времени, и почему при этом они уверены, что им по силам одержать победу в борьбе за демократию и права человека, совершенно непонятно. Юдофобия накрепко связана с прочими недостатками национального сознания в России. Пока жива она и процветает, ничего в этой стране к лучшему не изменится.

Так почему же множатся вокруг Кремля упомянутые диссиденты? Вполне возможно, потому, что отсутствует государственный антисемитизм (относительно, конечно). Нам, мол, дают возможность заниматься тем, чем хотим, и пользоваться всеми благами общества, в котором живем, а то, что на дверях наших квартир и домов малюют свастики, это не смертельно. Понимаю: мне, гражданину еврейского государства, легко об этом говорить. Они же, бедняги, просто обязаны проявлять широту интересов, а не национальный эгоизм. Бороться со злом властей высочайше разрешено – они и борются, причем небескорыстно. Достаточно вспомнить раскрученную поэтическую спираль Быков&Ефремов. Способность приспосабливаться к любым обстоятельствам – один из талантов народа Торы. Вот и приспосабливаются, тем более что им позволяют это делать.

Один московский еврей сказал мне как-то: “Почти каждое утро на лобовом стекле моей машины кто-то пишет “жид”. Стираю и думаю: я-то езжу на “мерсе”, а он, сволочь, наверняка ходит пешком, вот и злобствует из зависти”. Слабое, на мой взгляд, утешение… Завтра сей злобный тип решит не ограничиваться писаниной и разобьет стекло его “мерседеса”, а послезавтра мой знакомый вспомнит, что такое погром на Руси. И проблема усугубляется тем, что у хозяина дорогой машины есть дети и внуки.

Нет, не понять мне терпение и ожидание тех, кого давно уже отторгла и продолжает отторгать Россия. В Израиль их даже не зову, потому что сам приехал сюда исключительно по любви – любви к своим корням, к родине предков, к своему еврейству. А те, кто этой любви не испытывает, пусть живут где хотят. Но почему они так упорно прилепились к той стране, где каждый день на ветровых стеклах их машин малюют слово “жид”?! Как там у Александра Галича, в посвящении Михоэлсу:

Ни гневом, ни порицанием
Давно уж мы не бряцаем,
Здороваемся с подлецами,
Раскланиваемся с полицаем.
Не рвемся ни в бой, ни в поиск –
Все праведно, все душевно.
Но помни: отходит поезд!
Ты слышишь? Уходит поезд
Сегодня и ежедневно…
…………………………………….
И только порой под сердцем
Кольнет тоскливо и гневно:
Уходит наш поезд в Освенцим!
Наш поезд уходит в Освенцим
Сегодня и ежедневно!

Тебе указывают на дверь и орут хором, пока что без рукоприкладства: “Пошел вон!”, а ты упираешься, улыбаешься и делаешь вид, что это какая-то ошибка, что тебе там рады, что ты вовсе не гость в их доме, ты свой и не собираешься покидать этот дом. На самом деле евреи как были незваными гостями в России, так и остались ими.

Есть же выход. Есть возможность заняться своей культурой, своей религией, своей историей. Есть в России и такие евреи, и им в голову не приходит исправлять мир, в котором они по стечению обстоятельств родились. Цель этих людей мне понятна, а мужество симпатично. Мало того, я думаю, что приверженностью к своим корням они, являясь по сути гостями в той стране, приносят ей пользу гораздо большую, чем те, кто мнит себя ее хозяевами.

Все мы, те, кого приковывает к российской почве якорь языка, немолоды, а юного дыхания за спиной что-то не слышно. Пройдут годы, и эта проблема решится сама собой. Не в нас, гражданах Израиля, дело, а в тех, кто остался там, откуда мы уехали, и все еще пытается сохранить хорошую мину при плохой игре: стоит на пороге и ждет, как это уже бывало неоднократно, пинка в зад. И это в лучшем случае.

Вспомним еще об одном упрямом госте, большом таланте, которого тяжкий якорь языка приковывает к России. Он тоже приспосабливается и согласен терпеть, не в силах совладать с якорной цепью. Он уверен, что раньше было еще хуже. Жванецкий Михаил (на снимке) давно научился улыбаться сквозь слезы: “Что хорошо в России – все живут недолго, сволочи в том числе, поэтому весь вопрос в терпении. И все же взамен мрачных и одинаковых появились несчастные и счастливые. И весь этот кипяток со всеми его бедами и загадками все-таки больше похож на жизнь, чем та зона, где тюрьма, мясокомбинат, кондитерская фабрика и обком партии выглядели одинаково”. Что правда, то правда, только непонятно, почему знаменитый писатель решил, что кипяток – среда, пригодная для жизни.

В России осталось не так уж много евреев. “Процесс пошел”, и его, как мне кажется, уже не остановить. Я понимаю тех героев, кто способен пройти по улицам Москвы или Питера в кипе. Тех, кто сумел вернуться к своим корням в чужом и враждебном мире. Несмотря ни на что, я способен понять Жванецкого или Радзиховского, но я не могу понять нынешних евреев-революционеров, занятых почему-то не защитой самого себя, своих детей и своего народа, а просвещением и спасением тех, кто издавна ненавидит и презирает их. Как все-таки грустно, что история ничему не учит даже такой, по общему мнению, неглупый народ как евреи.  Аркадий Красильщиков

После очередного тура по стране Андрей Макаревич вернулся потрясенным масштабами коррупции на местах.

Музыкант ранее неоднократно выступал в поддержку Владимира Путина и полагал, что Россия поднимается при его правлении. Однако сейчас Макаревич, явно разочарованный, написал ему открытое письмо, в котором просит Путина о помощи. Письмо опубликовано в газете “Московский комсомолец”.
“Будучи музыкантом, я постоянно езжу по стране и встречаюсь с самыми разными людьми. То, о чем я хочу Вам рассказать, Вам наверняка в принципе известно, но, подозреваю, Вы не представляете себе масштабов бедствия, – говорится в  открытом письме.
“Вам, конечно, хорошо знакомо слово “откат”. Еще 5-6 лет назад средний откат по стране составлял 30%. Плакали, но платили. Сегодня это 70%. Мне достоверно известен случай, когда откат составил 95%. Об этом сегодня знает вся страна. Знает и молчит, так как одна часть населения с этих откатов и кормится, а другая (значительно большая) боится потерять и оставшиеся тридцать. Я знаю, что вы скажете – пусть обращаются в суд. Они не пойдут в суд, Владимир Владимирович. Потому что наш суд сегодня – либо машина для наказания неугодных, либо аппарат по приему денег от истцов”.
“Итак, на оставшиеся от бюджета 30% мы собираемся крепить оборону, строить дороги, развивать промышленность, медицину и образование и проводить лучшую в мире олимпиаду. Если ситуация в ближайшее время кардинально не изменится – дело пахнет тотальной катастрофой, – продолжает Макаревич. – Я пишу это письмо Вам, потому что какие-либо серьезные изменения в нашей жизни происходят сегодня исключительно по Вашему решению, Вашему слову, Вашему взгляду. Я не верю, что Вам настолько наплевать на страну, которая выбрала Вас Президентом”.  Источник: NEWSmusic.ru

“Michael Yanovsky” michael.yanov@gmail.com  Здравствуйте, Анатолий! Сайт, в общем-то, интересный, но на нём лежит оттенок похвальбы. Я бы не рекомендовал его какому-нибудь нееврейскому другу. Всё это о нас и для нас. Нет? И мне не понравились ваши стихи. Может быть стоит их заменить?

בכבוד רב!

 Михаил, возможно, вы правы. Никуда не деться от своего еврейского нутра. Для объективности картины я стараюсь помещать на сайте и резко отрицательные высказывания о евреях и еврействе. По этой причине получаю письма, где меня ругают за тиражирование человеконенавистнических антисемитских опусов. Всем не угодить, так как тематика блога нелёгкая. Скажу прямо – мне на много противней евреи, ненавидящие своё еврейство, чем гои – антисемиты. Если мы не будем уважать (любить) себя, то кто же будет уважать нас? Мои стихи мне тоже не нравятся. Это просто рифМОСТИКИ.  Я давно перестал их строить. Заменить нечем. Спасибо за письмо. Всегда рад общению.  Анатолий

Извините, Анатолий! Обидеть вас не хотел. На сайте, действительно, много материала. Несомненно, это – большой труд. Успехов!

  2012/08/04 Дмитрий
damiano@i.ua
На Ваш блог наткнулся гугля публикации Радзиховского, и уже с полгода он у меня в закладках. Спасибо Вам за собрание работ ЛАР. К сожалению, я не еврей, поэтому гордиться мне особо нечем, хотя фамилия моя- Наумчук, говорит, что кто-то из моих предков был воспитанником Наума. я не поклонник еврейской нации, впрочем и ни какой другой, но я с нетерпением жду нового альбма Боба Дилана,фильма братьев Коен, статьи Радзиховского! Дай Бог Вам здоровья и долгих лет жизни!