Вехи времени: раньше вводили квоты на поступление евреев в университеты и ограничивали продвижение по службе, не давали учить иврит и в каждом подозревали будущего репатрианта, а теперь, во времена сувенирной демократии, попрекают черной неблагодарностью – не цените дарованных вам прав и возможностей. Евреи всегда в чем-нибудь виноваты: или в том, что хотят смыться в Израиль, или в том, что не ценят такую возможность. В том, что становятся поводом для погромов и революций, или в том, что не благодарны власти за то, что погромов нет. Поскольку обвинения противоречивы, то и источник их неоднороден – от дебильных антисемитов стандартного государственного образца до не менее дебильных евреев, страдающих от стокгольмского синдрома и неразделенной любви к власти.
Михаил Ошеров, бывший в последние советские годы служащим исполкома Ленсовета, а теперь живущий в Израиле и называющий себя экспертом в области экономики и политики, распространил в интернете свое сочинение “Синдром Подрабинека, или О “либеральных” евреях”. Ошеров пеняет “нынешним российским подрабинекам” на то, что, поддерживая украинский “евробандеровский майдан”, они “стоят плечом к плечу с идейными наследниками тех, кто убивал их отцов и дедов”. Этому он вдохновенно посвятил восемь абзацев своего короткого текста. В девятом же абзаце он честно сожалеет, “что Советский Союз спас их родителей от уничтожения немецкими нацистами и теми же бандеровцами”. Так и непонятно, о чем он жалеет больше: что убивали наших отцов и дедов или что не добили?
Но самое интересное, по мнению Ошерова, “состоит в том, что большинство нынешних либеральных евреев просто не появились бы на свет, если бы тогда победили их нынешние кумиры”. Это апофеоз исторического торга: вы нам жизнь, мы вам – лояльность. Оказывается, мы должны быть благодарны советской власти за то, что она не поступала с евреями как Гитлер, а как она поступала с другими народами и странами – мелочь, не стоящая нашего внимания.
Эта же тема зазвучала и в дискуссиях вокруг пресловутого опроса телеканала “Дождь”: как смеете вы подвергать сомнению мудрость советского военного командования, когда Красная Армия защищала ленинградских евреев от нацистов? Как будто кроме судьбы евреев ничего больше не было! Как будто не оставили ленинградских евреев вместе с сотнями тысяч остальных ленинградцев умирать с голоду в осажденном городе. Не думаю, что это было сделано специально, хотя возможность вывести гражданское население из города еще до того, как замкнулось кольцо блокады, по мнению некоторых военных историков, была. Нет, просто забыло о ленинградцах сталинское руководство, эта проблема была у них на десятом месте. Что для них миллион-другой жителей? За 25 лет советской власти они своими руками уничтожили невинных людей гораздо больше и никогда об этом не сожалели. Что им беспокоиться о жертвах блокады?
Потом, для полноты пропагандистской картины, брошенных на произвол судьбы людей объявят героями. Жировавшие на партийных пайках советские бонзы будут ставить погибшим памятники, произносить трескучие речи и лить фальшивые слезы. Сначала поставили людей в нечеловеческие условия и уморили голодом, а потом сделали вид, что это был их добровольный выбор. Я думаю, если бы умиравшие от голода ленинградцы смогли бы дотянуться до горла тех самых советских пропагандистов, они бы ясно дали понять, что чувствовали в последние мгновения своей жизни. Погребенные в каменном мешке люди не оставили бы сомнений в вопросе, что ценнее: камни, сложенные в дома, или человеческая жизнь?
Проходят десятилетия, и чем меньше остается живых свидетелей, тем больше раздается пропагандистской трескотни. Давно прошла война, и уже нет возможности сажать за пораженческие настроения, пребывание на оккупированной территории или в плену. Но старые мифы требуют новых жертв. И вот в разряд виновных попадают уже просто те, кто задает вопросы и ищет на них самостоятельные ответы. И как же тут опять не обвинить евреев в неблагодарности?
У меня в ЖЖ по поводу опроса “Дождя” есть две замечательные записи. Блогер jacobgg пишет: “У меня в блокадном Ленинграде мой отец (по национальности еврей) работал в авиапромышленности, то есть если бы город сдали немцам, то меня бы на свете не было”. Блогер ilyalogos ему мудро отвечает: “А я напишу от имени не родившегося сына умершей от голода (русской, беспартийной) женщины из простой семьи. Если бы город сдали немцам, я бы сейчас жил, и общался с вами, но меня нет на свете”.
Есть о чем задуматься. Разве радость нашего бытия не омрачает тот факт, что сотни тысяч жизней не состоялись? Уже ничего не исправишь, но можем ли мы признать такую цену приемлемой? Александр Подрабинек, Грани.ру 04.02.2014