Вне зависимости от жанра программы и повода появления на экране, есть два факта в его биографии, о которых Ургант-младший никогда не забывает напомнить аудитории: о том, что родился он в городе на Неве и о своей национальности. Что касается последнего пункта, то, судя по свидетельству самого Ивана, благодаря гремучей смеси кровей его предков, у него была возможность выбора. Но выбрал Иван все-таки евреев.
Из интервью Ивана Урганта программе «Познер» от 18 мая 2009: «Наша семейная легенда гласит, что фамилия пришла из Скандинавии. Абсолютно серьезно. Некоторые до сих пор пишут мою фамилию с буквой «д» на конце, и тогда, конечно, корни уходят на Ближний Восток. Но дедушка мой был чистокровным евреем. Соответственно, я — на четвертинку. Но эта кровь — она же всегда в самый неожиданный момент дает о себе знать».
Хотя, если проанализировать высказывания самого Урганта на тему его этнического происхождения, может показаться, что кровь эта у него если и не превалирует, то, по крайней мере, оказывает самое серьезное влияние на личность. Есть что-то странное в том, когда человек постоянно упоминает собственную национальность. Ведь национальность — это не личное достижение, не особенность характера. Так, еще одна подробность из биографии. На американском телевидении полно евреев, и это воспринимается как само собой разумеющееся. На российском телевидении евреев тоже немало, но никто из них до сегодняшнего дня не бил себя кулаком в грудь с криками «я — еврей!» А вот Ваня — бьет. И, судя по всему, получает от этого колоссальное удовольствие.
Из комментариев в Youtube: «Уберите на&&й с экранов ТВ все еврейские морды, уже невозможно этот ящик смотреть».
В России исторически уважительно относились к евреям, способным на подобные заявления. В советские времена утверждение «Я еврей!» было не просто констатацией факта, а поступком, за который уважали. Даже если и собирались после этого дать в глаз. Но в нынешней России быть евреем — модно. Модно кичиться еврейством, выставлять его напоказ. Правда, по моим наблюдениям, злоупотребляют этим зачастую те, у кого все еврейство заканчивается записью в метрике. Те же, кто знают, что еврейство проявляется в делах, стараются делать, а не говорить. В худшем случае они пишут об этом колонки.
Из комментариев на еврейском сайте: «Как Иван Ургант может быть евреем, если евреем был лишь его дед?»
А еврей ли Ваня? Вопрос, как говорят на территории между Средиземным морем и рекой Иордан, на миллион долларов. Смотря кого спросить. Множество авторов, оставляющих в Интернете нелестные комментарии в адрес телеведущего Урганта, не сомневаются в этом ни на секунду. Другие же напоминают, что еврейская четвертинка Урганта — «неправильная». Я не берусь судить, однако мне вспомнилась знаменитая английская пословица: «Если это ходит как утка, квакает как утка и выглядит, как утка, то это и есть утка». Иными словами, если Иван Ургант выглядит, как еврей, шутит, как еврей, воспринимается окружающими, как еврей, и говорит о себе, что он еврей — значит, что-то в этом есть.
На самом деле, ну какая разница, еврей Ургант или нет? Хороший ли он телеведущий — вот это гораздо важнее. Готовясь писать эту колонку, я за последнюю неделю прочел столько критики в его адрес, что мне просто стало жалко этого 195-сантиметрового молодого человека с орлиным профилем. Для меня лично одно то, что Ургант заслужил уважение и симпатию такого признанного корифея российского телевидения, как Владимир Познер, говорит очень о многом.
Российские зрители поделились на тех, кто терпеть не может Урганта, и на тех, кто его обожает. Мне хочется верить, что среди обеих категорий абсолютное меньшинство определяют свое отношение к Урганту, исходя из его нацпринадлежности. Урганта поносят за то, что он вездесущ и голос его не доносится разве что из утюга. За то, что он заносчив и привержен эпатажу. За то, что политически беспринципен, не ходит на митинги и не участвует в протестном движение. Но больше всего за то, что он клоун.
Однако если Ургант и клоун — то очень талантливый. Мне кажется, к тому же, что клоун — это высшая похвала. Ведь именно клоун, как никто другой, несет людям радость и делает их жизнь чуточку светлее. А самое главное — клоун не может быть недобрым. В наше сумасшедшее время хоть отбавляй талантливых, амбициозных, перспективных, ассертивных, креативных, телегеничных. Только вот добрых мало. И если каждый вечер на экране российского телевидения появляется добрый еврейский клоун, разве это не может не радовать? Автор Семен Довжик