Archive for August 13th, 2012
В интервью радио «Свобода» президент фонда «Холокост» Алла Гербер отметила, что ростовские власти позволили им провести «Марш живых», однако маршрут прошел не по пути следования на расстрел тысяч жертв, а по более короткому пути, недалеко от места трагедии. Лейтмотив церемонии, подготовленной при участии местных властей, — здесь погибли разные мирные жители, в том числе и евреи.
«Здесь действительно погибли и военнопленные, и больные, и коммунисты. Каждый человек — это цифра. Но в основном здесь было расстреляно более 20 тыс. евреев — детей, стариков, женщин. Церемония администрации была сделана так, как они хотели. Весь текст, который они произносили, и доска, которую они повесили, — это расстрел мирных жителей, как было в советские времена, как это было при Сталине. Слово “еврей” они произносить боятся», — сказала Алла Гербер.
Долгое время в Ростове-на-Дону не говорили о расстреле евреев. Эту тему старательно обходили историки и краеведы.
Илья Альтман, сопредседатель центра «Холокост» сказал в интервью радио «Свобода», что главную цель своей работы и деятельности своих коллег он видит в том, чтобы донести историческую правду до живущих сегодня: «В нашей стране осознают, что Холокост связан не только с евреями, но и с солдатами нашей армии, которые освободили нацистские лагеря уничтожения, и что наших сограждан, причастных к этой теме, очень и очень много. Об этом не принято было говорить. Но когда люди вдумаются, прочитают, увидят аргументы, то поймут, что это не “конкуренция жертв”, а историческая правда о том, почему нацисты избирают один народ в качестве объекта для уничтожения, а потом начинают уничтожать другие народы».
В церемонии приняли участие около тысячи ростовских евреев, приехали представители общероссийских еврейских организаций, прилетел председатель попечительского совета иерусалимского мемориала Холокоста «Яд Вашем», главный раввин Тель-Авива Исраэль Меир Лау, которого ребенком спас от гибели в Бухенвальде ростовчанин Федор Михайличенко. Были и представители местной администрации и общественности города, но их было мало, что очень огорчило Аллу Гербер, потому что, по ее словам, Холокост — это еврейская трагедия, но, при этом, проблема всечеловеческая.
«Находясь в этом месте, надо бы молчать. Молчать, потому что разве есть слова, пригодные для описания того ужаса, немым, но вечным свидетелем которого являются эти камни?! Надо бы молчать, но молчать нельзя, — заявил выступавший на церемонии руководитель Департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин. — Может быть, в 45-м казалось, что чудовище раздавлено. Что, как случается в любой сказке, добро победило зло. Так должно было быть. Но так не стало. Чудовище видоизменилось, отдышалось и снова подняло голову. Его реанимирование стало возможным благодаря молчанию… Поэтому мы не можем позволить себе молчать. И сам вопрос: “Сколько можно об этом говорить?” тоже объективно работает на возвращение дракона. Об этом нельзя забывать ни на минуту. И не только потому, что в этих бесчисленных рвах и душегубках уничтожены миллионы невинных людей, чья ужасная смерть не может оставлять нас в покое. Но и потому, что попытки забыть об этом, замолчать произошедшее неминуемо приведут к его повторению».
Подтверждением слов Боруха Горина служит тот факт, что памятная доска на мемориальном комплексе с надписью “Самый крупный мемориал жертвам Холокоста в России” (ее перенесли в музей) была заменена на другую, с текстом о массовом уничтожении фашистами мирных советских граждан. Российский еврейский конгресс, центр и фонд «Холокост» и Московское бюро по правам человека отребовали вернуть упоминание о евреях, однако администрация Ростова сделать это отказалась, сославшись на то, что мемориал не признан памятником жертвам Холокоста и финансируется исключительно из городского бюджета. (ФОТО: Кавказский узел) – 13.08.2012 – Jewish.ru