Исполнилось 80 лет со дня рождения Аллы Ефимовны Гербер – замечательной женщины России, общественной и политической деятельницы, правозащитницы. Она Президент фонда «Холокост», публицист. Член Общественной палаты РФ с 2007 года, депутат Государственной думы с 1994 по 1996 год. Один из лидеров антифашистского движения. Член Союза писателей, Союза журналистов и Союза кинематографистов. Ее отец был репрессирован в 1949 и реабилитирован в 1956 году. Гербер окончила юридический факультет Московского государственного университета имени Ломоносова в 1956 году, работала адвокатом. Начиная с 1960-х годов Гербер занялась журналистикой.  Гербер – один из лидеров антифашистского движения: она неоднократно заявляла о своей обеспокоенности ростом ксенофобских настроений в российском обществе, призывала к тому, чтобы день освобождения нацистского лагеря «Освенцим» (27 января) стал официальным днем памяти в России. В ответ на случаи убийств представителей национальных меньшинств в России в 2005 году Гербер заявляла, что для борьбы с ксенофобией в России необходимо внедрять в общественное сознание политкорректность, даже если она кажется гипертрофированной. Помимо этого, Гербер выступала против войны в Чечне, была одним из организаторов кинофестиваля «Чечня»: некоторые из фильмов, показанных на нем, были обвинены в «антироссийской направленности». Гербер является автором нескольких книг, в том числе «Один на один» (1969 год), «Беседы в мастерской» (1981 год), «Судьба и тема: Этюды об Инне Чуриковой» (1986 год), «Мама и папа» (1994 год), а также соавтором книги «История Холокоста на территории СССР» (2001 год).  В 2003 году Гербер стала лауреатом премии Федерации еврейских общин (ФЕОР) «Человек года – 5762″.  В годы перестройки стала одним из основателей движения «Демократическая Россия» и Российского антифашистского центра. Участвует в деятельности фонда «Холокост» с момента его основания в 1992 году. В 1995 году, после смерти первого президента фонда историка Михаила Гефтера, возглавила организацию. В 1993 году была избрана депутатом Государственной Думы, вошла во фракцию «Выбор России».

       В интернет-сайтах российских ура-патриотов, непримеримых националистов, а зачастую открытых недругов еврейского народа А. Гербер подвергается оскарблениям и сарказму, ввиду её деятельности и национального происхождения, она обвиняется ими в русофобии, что не соответствует действительности. Алла Ефимовна – истинный интернационалист, всеми своими поступками и словами служит России и её многонациональму народу. И, конечно, как еврейке ей близки чаяния нашего народа. Гербер часто говорит  о  Холокосте. Положение обязывает. Послушаем её высказывания на эту тему в многочисленных интервью, статьях, выступлениях.

*****

Помню, как во дворе меня впервые назвали еврейкой. Не жидовкой, а именно еврейкой. Казалось бы, ну что особенного? Я и сама знала, что еврейка. Но прозвучало это с такой уничижительной интонацией, будто моя национальность – это вина, тяжкий грех. Услышав такое, я расплакалась, прибежала домой. А папа весело и озорно подбросил меня к потолку и сказал: «Быть еврейкой так же прекрасно, как быть грузинкой, русской или татаркой». С тех пор я горжусь своей национальностью, как мой отец. Если от бытового антисемитизма можно было отстраниться благодаря убежденности, что оскорбляющие тебя подонки не стоят твоей обиды, то от государственного антисемитизма отгородиться было невозможно. Почти не скрываемая дискриминация евреев при поступлении в учебные заведения и трудоустройстве – в отличие от гитлеровской Германии не провозглашаемая, но не многим менее действенная, – тяжелым катком прошлась по многим судьбам. А когда грянули официальные еврейские погромы под вывеской борьбы с «безродными космополитами», когда разразилось «дело врачей», я была уже достаточно взрослым человеком, чтобы видеть корни этих пронацистских кампаний… Позднее в условиях вновь активизирующегося антисемитизма, возникла необходимость в организации, противостоящей ему и постоянно напоминающей о том, что представляет собой фашизм. Так появилась идея создания Фонда «Холокост». Она принадлежит Михаилу Гефтеру и Илье Альтману, они и предложили мне как активному антифашисту возглавить этот фонд. Мы собирались для обсуждения своих задач и проблем то у Михаила Яковлевича, то у меня, архивные материалы хранили по разным углам, пока, наконец, не обрели свое помещение. Очень помогло в этом мое депутатство в Госдуме и антифашистские слушания. Между прочим, тогда в День Катастрофы мне удалось поднять в парламенте зал. Никто не решился не встать в отличие от минувшего года – в какую сторону идет процесс, комментировать не надо… Самое важное, я считаю, в деятельности Фонда «Холокост» то, что мы сумели разбудить общественное мнение. Многие узнали, наконец, о Катастрофе и какие ужасы с ней связаны. Помогли этому регулярно проводимые вечера памяти евреев-жертв нацизма и сталинского режима, которые широко освещаются средствами массовой информации… Одно из самых грандиозных достижений и наша большая удача – это прекрасно изданная с помощью венского магистрата и спонсорской помощи Л.Б. Невзлина тиражом 25 тысяч экземпляров книга «История Холокоста на территории СССР», к написанию которой и я приложила руку. И нашему фонду удалось добиться, чтобы на этом издании стоял гриф «учебное пособие для средней общеобразовательной школы». К сожалению, добиться, чтобы Холокост упоминался хотя бы отдельной строкой в учебнике истории, нам все еще не удается, как не удается и ввести факультативные занятия в общеобразовательных школах по изучению Холокоста, как это принято в цивилизованных странах. (Из интервью в журнале ”Лехаим” № 5762-6 /122/, июнь 2002 – А.З.)

***** 

В нашей стране долгое время тема Холокоста вообще не поднималась. Сказывались условия государственного антисемитизма. После войны “черная книга” Ильи Эренбурга и Василия Гроссмана была закрыта, и лишь совсем недавно её удалось издать. Ситуация стала меняться, только с 1992 года когда к власти пришел президент Борис Ельцин. Я помню, как в 1993 году появилась моя первая статья в прессе. Она называлась “Геноцид на память”. Слово Холокост еще никому не было известно. Мы начали внедрять это понятие в сознание людей. Именно тогда был создан всероссийский научно-образовательный центр.

*****

С одной стороны, брак с представителем того народа, среди которого живут евреи, это нормально, человечно, морально, в этом есть широта, нет ограничений, косности. Но с другой стороны, для самого народа существует опасность смешанного брака из-за того, что и так евреев осталось мало. Например я, существуя в русской культуре и русской жизни, не ассимилировалась и считаю, что я еврейка и это хорошо. Но, тем не менее, знаю, что такой замечательный человек, как поэт Борис Пастернак говорил, что ассимиляция это единственный выход для евреев, что нужно отказываться от тех ограничений, которые держали этот народ, дали ему выжить, и нужно идти в другой народ, и в нем растворяться. Но, на мой взгляд, эта точка зрения трагична для народа.

*****

Лишенные земли, своего государства, языка, вечно гонимые, вечно преследуемые, они должны были выживать. Они использовали все способности, которые были даны им от бога. Многие, конечно, ассимилировались, для того чтобы жить и выживать они уходили от бога, тут прав ребе совершенно, но многие оставались евреями, старались жить и действительно это активность людей, которые хотели жить, творить, писать, изобретать, лечить. Это была неизбежная активность, по-другому их бы просто не было давно на земле. Это единственный древний народ, который сохранился. И если бы не эта активность, его бы не было бы давно. И поэтому для очень многих с комплексом неполноценности, который был, безусловно, у Адольфа Гитлера, это живучесть, эта активность, и в науке, и в медицине, и бизнесе раздражала, продолжает раздражать и сейчас. Что же, евреям надо утихнуть, сникнуть и уйти под землю и сделать то, о чем мечтал Адольф Гитлер, в какой-то степени потом Иосиф Сталин, который хотел продолжить политику Гитлера и с собственными евреями тоже потом расправиться.

 Это раздражало, всегда людей закомплексованных, раздражает тот, кто активнее, кто старается не спрятать свои способности. Как сейчас раздражает тот же Ходорковский, именно этим. Вот просто сегодняшний живой пример. Почему человек сегодня сидит в клетке. Он раздражал, потому что он личность, потому что умный, у него был проект общества. А общество не захотело его в лице тех, кто его посадил. Это очень серьезный вопрос. У меня был один разговор с одним мальчиком, я не могу сейчас не сказать в школе, когда встал мальчик в 9-м классе и сказал: я убежденный антисемит. Я сказала: молодец, у тебя есть убеждения, это вообще такая редкость, слава богу, что ты убежденный антисемит. Почему? Дальше он мне стал говорить весь этот набор хитро, изворотливо, все, что известно. Встала девочка только для моего рассказа я говорю, что она русская, потому что мне это совершенно неважно, я в этом смысле абсолютный интернационалист и сказала: ты, Егор, дурак. И дальше стала ему объяснять и про книгу и про учение, и про необходимость знать, для того чтобы, все, что я сейчас говорила, может быть по-другому, по-детски все ему объяснила. Через две недели он что-то читал, что-то думал, он мне позвонил, и сказал: простите меня, я больше не антисемит. Может быть, это самая большая победа в моей жизни.

*****

Еврейская жизнь будет развиваться по всему миру, особенно там, где для этого есть более-менее благоприятные условия. Даже в России, где для этого почва не самая лучшая, еврейская жизнь уже сегодня представлена неплохо. Посмотрите, сколько в Москве еврейских общественных организаций, которые активно содействуют развитию еврейского самосознания. Не обязательно жить в Израиле, чтобы почувствовать себя евреем. Пойдите в Еврейский культурный центр или в Еврейский Университет в Москве, и вы ощутите единение с традициями и корнями этого древнейшего народа, который единственный выжил среди всех вавилонян и финикийцев, сохранил свой древний язык и приумножил культурное наследие, несмотря на страшные потери 20-го века…

Я не верю в то, что российский госаппарат, эта так называемая “вертикаль власти”, встанет на защиту евреев и вообще на борьбу с ксенофобией, которая все больше вылезает наружу. То таджика убили, то эфиопа, то еврея – посмотрите, что происходит вокруг. Ситуация просто критическая, к тому же все еще не окончена война в Чечне, а беднеющее население озлоблено, как никогда. Эта нестабильность на руку фашиствующим молодчикам, которые только и ждут удобного случая, чтобы расправиться со всеми, кто, так сказать, “не русский”. Но мы так просто не сдадимся. Выход у нас только один: бороться не покладая рук с идеологами всех этих “национальных движений”, и влиять на тех, кто еще не встал на их сторону.

*****

Еврейскому народу исторически всегда приходилось выживать на чужой земле, нередко подвергаясь гонениям, что закалило характер нации. Поэтому после разрухи в нашей стране в начале 90-х годов прошлого века, как только повеяло свободой, многие представители этого народа очень быстро стали заметны и в бизнесе, и в общественно-политической жизни. В результате некоторые евреи оказались на поверхности, при том, что очень многие люди в России живут плохо.

 Но, к сожалению, людям зачастую легче обвинить в своих неудачах не себя, а кого-то другого. Во всем мире во все века в собственных бедах обвиняли инородцев. И нападение на синагогу в Москве 11 января этого юноши, Александра Копцева, меня потрясло, но не удивило. Я уверена, что это так или иначе должно было произойти, и еще повторится. Пример этого юноши уже вызвал подражания – на следующий день было нападение на синагогу в другом российском городе – Ростове-на-Дону. У нас совершенно не работает статья 282 Уголовного кодекса – разжигание религиозной и межнациональной розни. Сейчас очень многие люди буквально напичканы фашистской литературой – она распространяется и продается безнаказанно. Я много езжу по России, и везде вижу свастику и фашистские плакаты. Но правоохранительные органы в это не вмешиваются, потому что, видимо, сами частично заражены этой идеологией, также как и некоторые из наших законодателей. Должна существовать продуманная государственная программа толерантности, какие существуют в Европе и США. Со школьной скамьи детям необходимо прививать терпимость к непохожим на них людям. Действие такой программы должно распространяться, прежде всего, на телевидение, как средство влияния на человеческие умы, а также на кино – самое массовое из всех искусств. К тому же должен производиться госзаказ на специальные фильмы, в том числе и о Холокосте.  

                                                        ”Еврейский мир”  №1036 – 29.03.2012

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*